Сенсорное развитие ребёнка
консультация

Гасанова Ольга Сергеевна

     Познание человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное развитие, способствующее формированию представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, фактуре, положении в пространстве; а также запахе, вкусе, звучании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_rebyonka.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие ребёнка

Познание человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок, величин и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное развитие, способствующее формированию представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, фактуре, положении в пространстве; а также запахе, вкусе, звучании.

Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка. Неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на уроках физической культуры.

Для развития сенсорных способностей ребёнка
существуют различные игры и упражнения

Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку.

Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки. Складывания и раскладывания пирамидок и матрешек дает серьезную работу детском интеллекту - происходит практическое сравнение предметов по величине и цвету в процессе решения определенной задачи.

Сериации можно организовать по размеру (по длине, по высоте, по ширине), используя предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки и т. д.), и разного типа, например, рассадить игрушки по росту. Сериации могут быть организованы по цвету, например, по степени интенсивности окраски (расставить баночки с окрашенной водой по степени интенсивности цвета раствора).

Сериации направленные на выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку. Например, задан признак: "Найти все круглые". Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку "круглые".

Примеры заданий на выбор предмета из группы по любому признаку: "возьми красный мячик"; "возьми красный, но не мячик"; "возьми мячик, но не красный".

Примеры заданий на выбор нескольких предметов по указанному признаку: "выбери все мячики"; "выбери круглые, но не мячики".

Примеры заданий на выбор одного или нескольких предметов по нескольким указанным признакам: "выбери маленький синий мячик"; "выбери большой красный мячик".

Аналитико-синтетическая мыслительная деятельность позволяет ребенку рассматривать один и тот же объект с различных точек зрения: как большой или маленький, красный или желтый, круглый или квадратный и т. д. Однако речь не идет о введении большого количества объектов, как раз наоборот, способом организации всестороннего рассмотрения является прием постановки различных заданий к одному и тому же объекту.

Полезно использовать задания, требующие от ребенка синтеза (составления) композиций из геометрических фигур, из предметов.

Психологически способность к синтезу (соединению из частей) формируется у ребенка раньше, чем способность к анализу (разложению целого на части). То есть, если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано), ему легче анализировать и выделять составные части. Именно поэтому столь серьезное значение уделяется в дошкольном возрасте деятельности, активно формирующей синтез -конструированию.

Сначала это деятельность по образцу, то есть выполнение заданий по типу "делай как я". На первых порах ребенок учится воспроизводить объект, повторяя за взрослым весь процесс конструирования; затем - повторяя процесс построения по памяти, и, наконец, переходит к третьему этапу: самостоятельно восстанавливает способ построения уже готового объекта (задания вида "сделай такой же"). Четвертый этап заданий такого рода - творческий: "построй высокий дом", "построй гараж для этой машины", "сложи петуха". Задания даются без образца, ребенок работает по представлению, но должен придерживаться заданных параметров: гараж именно для этой машины.

Для конструирования используются любые мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие этому возрасту и вызывающие у ребенка желание возиться с ними. Взрослый играет роль ненавязчивого помощника, его цель - способствовать доведению работы до конца, то есть до получения задуманного или требуемого целого объекта.

Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку. Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:

- по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.);

- по обобщающим понятиям (в одну группу «овощи», в другую – «фрукты»);

- по размеру (в одну группу большие мячи, в другую - маленькие, в одну коробку длинные карандаши, в другую - короткие и т. д.);

- по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту - зеленые);

- по форме (в эту коробку квадраты, а в эту - кружки; в эту коробку - кубики, в эту - кирпичики и т. д.);

- по другим признакам: что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.

  Упражнения с геометрическими фигурами.

Первое знакомство с геометрическими фигурами может происходить во время игры с "почтовым ящиком". Для развития ребенка это очень ценная игрушка. Играя самостоятельно, ребёнок первое время будет примерять к каждому отверстию разные фигурки, пока не найдет соответствующее. Это путь проб и ошибок. Можно привлечь внимание ребенка к форме отверстия и соответствующей фигурки. Взрослый обводит пальцем форму отверстия и фигурку и вбрасывает её в отверстие. Затем предлагает повторить то же самое. Пройдет время, и ребенок уже с первого взгляда сможет оценивать фигуру и проем.

Также существуют игры-вкладыши с плоскими фигурками, которые размещаются в соответствующие вырезы на панели.

  Упражнения  на развитие тактильного восприятия.

"Чудесный мешочек". В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

"Золушка". Ребёнку завязывают глаза. Перед ним кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

Эффективное сенсорное развитие ребёнка – залог успешного развития в будущем! Тренируя все сенсорные системы ребёнка, родители помогают ему лучше воспринимать новую информацию и формировать адекватное представление об окружающем мире.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие непосредственно образовательной деятельности игры-занятия по сенсорному развитию для детей 2-3 лет с задержкой речевого и психомоторного развития – Методическая разработка. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Новогодняя елочка для лесных жителей»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ  «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА № 19 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ» ДЕПАР...

Сенсорное воспитание ребёнка в быту

В настоящее время особую значимость в работе специалистов приобретает работа с семьёй. Поскольку требования родителей к воспитанию ребёнка в детском саду возрастают, то и педагогическое просвещение са...

Психологические основы развития ребёнка с ОВЗ. Диспропорции развития ребёнка.

Для обеспечения конструктивного взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо использовать различные формы работы — как групповые, так и индивидуальные. Цел...

Проект «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством сенсорной коробки»

Одним из эффективных средств формирования у детей первичных представлений об объектах окружающего мира являются сенсорные коробочки. Сенсорная коробочка — это ёмкость с наполнителем, предна...

Сказкотерапия – как один из методов коррекционной работы в сенсорном развитии ребёнка

Сказкотерапия – как один из методов коррекционной работыв сенсорном развитии ребёнка...

Психологические основы развития ребёнка с ОВЗ. Диспропорции развития ребёнка.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную ...

Сенсорный профиль ребёнка с ОВЗ

Рассмотрим, что такое сенсорный профиль, для чего нужно его знать. Как его определить и как развивать в домашних условиях....