Игровая повинность и полноценная игра
консультация
Играть невозможно заставить. Можно попытаться сказать: «Все брось, и сейчас мы играем вот так и вот эдак». Но это будет не совсем игра. Игра − это то, что делают все участники для удовольствия. Невозможно играть вынужденно. Именно в этом кроется особенность, которая многим родителям неочевидна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_povinnost_ili_igra.docx | 16.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровая повинность и полноценная игра
Играть невозможно заставить. Можно попытаться сказать: «Все брось, и сейчас мы играем вот так и вот эдак». Но это будет не совсем игра. Игра − это то, что делают все участники для удовольствия. Невозможно играть вынужденно. Именно в этом кроется особенность, которая многим родителям неочевидна.
ИГРА — ДЕЛО ДОБРОВОЛЬНОЕ
Когда ребенок долго-долго пристает: «Мама, поиграй со мной», мама все откладывает и начинает мучительно играть. Мучительно – потому, что в этот момент она совершенно не хотела играть, она планировала заняться какими-то своими делами. Играет изо всех сил, но при этом не вовлечена в игру. Она отрабатывает игровую повинность. Она посматривает на часы: «Так, сколько еще?.. Ну, минут 15 еще поиграю, а потом займусь обедом, еще чем-то». Вот она, значит, мужественно играла, изо всех сил выполняла свой материнский долг, как она его понимала, отыграла, сколько она себе наметила, но почему-то ребенок совершенно не насытился этим. Вроде как она уделяла ему внимание, вроде как ровно то, что все педагоги советуют: «Играйте побольше со своим ребенком». Но только ребенок эту порцию внимания "не съел", не получил. А почему так выходит? Потому что нарушено базовое правило игры: игра − дело добровольное. Невозможно играть через силу. Если маме игра не в радость, то ребенок это отлично чувствует.
ПОЧЕМУ ИГРАТЬ БЫВАЕТ МУЧИТЕЛЬНО
Игра — один из самых важных элементов в процессе развития ребенка. Дети учатся играя, понарошку примеряя на себя роли взрослых. Они могут попробовать ощутить на себе, каково это — готовить, управлять или пользоваться общественным транспортом, работать в саду или заботиться о малыше.
Мы, взрослые, все это и так уже умеем — и именно поэтому нам скучно во все это играть. Человеческий мозг может заворожить новизна и обучение навыкам, которые нам пригодятся в будущем. Так что игра в воображаемый транспорт или посудку кажется нам такой унылой.
Для большинства современных родителей игра — это новый опыт. Вспомните, играли ли с Вами в детстве родители, а если играли, то как? Обычно выясняется, что играли они с Вами в шашки, шахматы. Или в морской бой. Или в хоккей во дворе, причем лет с 10.
У большинства из нас нет опыта игры с родителями. Самое время признать, что мы чаще всего не можем наслаждаться игрой с детьми, потому что с нами такого не было. Мы - первое поколение родителей, которое тратит столько денег на организацию детского досуга, уделяет колоссальное внимание развитию и образованию детей, а также заботится о здоровье детей так, как нашим родителям, не говоря уже о бабушках, и не снилось.
ИГРА - ЭТО УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ДРУГ С ДРУГОМ
Обеспечить ребенку возможность игры - это хорошо, это полезно. Но если Вам самим игра поперек горла – от нее будет мало толку.
Игра — это в первую очередь свобода самовыражения, радость и удовольствие от взаимодействия друг с другом, а не обязанность и наказание взрослым. Совместная деятельность с ребёнком невероятно ценна! А выстроить и наполнить её поможет живое творческое начало, которое есть в каждом родителе.
Вспомните те игры, которые радовали Вас в детстве. Когда Вы были маленькими, наверняка играли во что-то? Вот именно в это и играйте с ребенком − в то, что радовало раньше и радует Вас сейчас. Ищите те игры, которые и ему интересны, и Вам. Я уверена, их найдется немало.
Многим родителям кажется, что в игры прошлого поколения современные дети играть не будут. Поверьте, если Вы будете увлечённо в это играть, дети тоже наверняка присоединятся.
Например, некоторые мамы, когда были маленькими девочками, вырезали бумажных куколок и придумывали им одежку. Не покупных куколок – самодельных. Вы думаете, что современные дети к таким вещам равнодушны? Попробуйте. Вы увидите, что если маме нравится, то большая вероятность, что и ребенку тоже будет интересно.
Вы можете вспомнить подвижные игры, в которые играли в детстве. Сейчас многие дети плохо умеют ловить мяч или прыгать через резиночку. Но что Вам мешает? Покажите, как Вы когда-то прыгали. Уж во всяком случае сами получите удовольствие. А ребенку, между прочим, полезно видеть, как мама что-то делает с удовольствием. Это гораздо полезнее, чем смотреть, как она вымученно играет в то, что ей неинтересно.
Если Вы чувствуете сильную усталость, а ребёнку необходимо Ваше внимание и включение в игру, предложите ему поиграть в «Салон красоты» - поставьте столик с расческами и баночками, насобирайте резиночек, заколок, пустых бутылок от шампуня и кисточек для макияжа – пусть делает прически, красит по-всякому старыми тенями и помадой (ничего, потом отмоетесь); а Вы можете расслабится и спокойно посидеть на стуле.
Кроме того, вы можете делать простые вещи − запускать вместе бумажные самолетики, скомканую бумагу. Исследовать, какие модели лучше летят.
ЧАСТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОИГРАТЬ - ЭТО ПРОСЬБА О ВНИМАНИИ
Прежде всего помните, что предложение детей поиграть вместе — это просьба уделить им внимание, включиться. Им хочется тусоваться с нами, они хотят, чтобы мы присутствовали в их жизни, они нуждаются в нас. И мы можем предложить им другие способы взаимодействия: сильно-сильно заобнимать; включить музыку и потанцевать; погонять их по дому, поймать и затискать.
Предложить какое-нибудь совместное занятие, которое Вам нравится. Веселитесь так, чтобы Вам тоже было весело. Именно это и есть источник надежной связи с ребенком. Если нам что-то не по нраву, это всегда видно.
Игрой с ребенком может быть совместное мытье посуды, нарезание салата, догонялки по ковру (между прочим, отличный способ сбросить раздражение и тревогу). Ваш ребенок не будет лишен детства и жутко травмирован, даже если Вы плохо изображаете из себя Оптимуса Прайма или не помните, как зовут лошадок из «Маленьких пони».
ИМПРИНТИНГ
Игра – это целая наука, ей посвящено огромное количество потрясающих исследований. Но тому, о чём здесь написано, подходит замечательный термин «импринтинг» – то есть «запечатление», не получение знания, а пребывание в обстановке игры, «прочувствование» этой обстановки, проживание её.
Вспомните игры, в которые «недоиграли» в детстве и организуйте их вместе с ребёнком, поваляйтесь с малышом на ковре или покидайтесь игрушками (не обязательно, чтобы все игры были развивающими), устройте «большую стирку» с мыльными пузырями или показ мод. Если найдёте то, от чего испытываете радостные эмоции, то Вы на верном пути, и игра из мучительной повинности превратится в удовольствие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение № 4 к программе игровых сеансов. Хороводы и игры в кругу.
"Приложение № 4 к программе игровых сеансов. Хороводы и игры в кругу" составлено с учетом лексических тем занятий и разбито по временам года. Хоровод - оптимальная форма для развития представлений о с...
Сценарий игровой программы "Вместе весело играть"
Особое место в жизни подрастающего поколения занимает игровая деятельность.Использование разнообразных по виду и форме игр в организации учебно-творческой работы в детском объединении, напротив,...
Игровые элементы и дидактические игры с применением ИКТ на уроках математики в 5-6 классах для учащихся с ДЦП
Дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий органическим кдинством функций: образовательной, развивающей, воспитывающей....
Игровые и здоровье-сберегающие игры как средство совершенствования лексических навыков на уроках Английского языка в старших классах
В данной статье описываются основные принципы методиеских подходов к обучению лексике в старших классах....
Выступление на тему" Использование игровой технологии в обучении игре баскетбол"
Физическое воспитание в учреждениях образования является неотъемлемой частью учебно-педагогического процесса, рационально содействуя воспитанию здоровых, физически развитых, социально активных личност...
Рабочая программа "Игровые Среды" - развивающие компьютерные игры.
Развивающая программа кружка дополнительного образования "Игровые Среды"....