Консультация для педагогов «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и утренниках»
консультация
Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных: от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_rol_vospitatelya_na_muzykalnyh_zanyatiyah.docx | 25.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках».
Музыка – самое выразительно и доступное средство для детей, они интуитивно, с рождения, чувствуют музыку и очень отзывчиво на нее реагируют: придумывают движения, некоторые даже песни. У всех детей эти способности развиты по разному, но мы с вами можем помочь ребенку развить музыкальные способности.
Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных: от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.
Насколько активно воспитатели участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже, и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе.
Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной.
Мне, музыкальному руководителю, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.
С музыкальным руководителем ребенок встречается не так часто: всего дважды в неделю на музыкальном занятии и по мере надобности на индивидуальном порядке. И на первых этапах ребенок только узнает музыкального руководителя, не совсем доверяет ему, его привели в новое помещение (я говорю сейчас о тех детях, которые только пришли), которое они еще не видели, и именно в этот период очень важна поддержка воспитателя, его активное участие во всех видах деятельности на музыкальном занятии. Если полученная информация от музыкального руководителя не подкрепляется в группе, то она быстро забывается, в силу возрастных особенностей детей и плохо усваивается. Поэтому очень важно, чтобы от одного занятия до другого с детьми в группе периодически повторялся музыкальный материал, полученный в музыкальном зале. Это и движения, и пение, и, быть может, даже игра на музыкальных инструментах.
Но вернемся все же к важной роли воспитателя на занятиях.
Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. Старшим детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала. Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия.
Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Понятно, что дисциплина – это важнейший фактор, но не стоит забывать и о том, что в музыкальном зале мы занимаемся эстетическим воспитанием детей. Представьте, что вы ребенок, вам все интересно, и вы вместе с детьми весело поете песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку. И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идет педагогический процесс, который необходимо контролировать.
А теперь от эстетики перейдем к организационным вопросам, касающимся музыкального занятия. Для кого-то я приведу прописные истины, но в нашем коллективе много начинающих педагогов, которые еще не знакомы со спецификой музыкальных занятий.
Итак:
- На ногах удобная обувь.
- Дети заходят в зал «стайкой» и от них мы пока не требуем какого то четкого построения (полукругом, кругом, линией). Но после Нового года, необходимо строить детей чередуя мальчик - девочка и уже выстраивать их в полукруг, а к концу года дети уже делают хоровод и элементарные движения в парах и движения по кругу.
- На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы настроить детей на занятие.
- Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал. Но и помогать следить за дисциплиной.
- Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д.
- Следить за правильным выполнением детьми движений.
- В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.
Так же, вне занятий, воспитателю необходимо:
- Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
- Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
- Закреплять движения с отстающими детьми.
- Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка. И, конечно же, сообщать о тех или иных особенностях конкретных детей.
- Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной деятельности.
- Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
- Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
- Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
- Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
- Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.
Что же касается праздников. Праздники, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе. Это праздник Осени, Новый год, Весны, День защиты детей.
Праздник – это, прежде всего, большая проделанная работа. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.
Итак:
- На праздник дети одеваются нарядно. Мы практикуем задолго до праздника приносить поименные списки в каждую группу по форме одежды каждого ребенка.
- Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, приглашения на праздник для сотрудников и гостей.
- Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными.
- При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д. Здесь тоже все оговаривается на этапе подготовки , на генеральных репетициях. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации, эмоциональности детей.
- На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.
- Вести себя корректно.
- Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике. Свои слова необходимо знать наизусть, т.к. подглядывание своего текста сбивает и не позволяет следить за всем происходящим в зале.
- Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними. Особенно дети младшего дошкольного возраста, где все движения дети выполняют по показу воспитателя и музыкального руководителя.
10. По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала. Стоит, наверное отметить, что если утренники у одной пораллели и дети одеваются в костюмы, то необходимо позаботиться о том, чтобы костюмы предыдущей группы были быстро принесены в следующую группу аккуратными и в кратчайшие в сроки.
11.Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты.
И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках.
Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках....
Консультация для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальном занятии и при проведении праздника"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ...
Консультация : "Роль воспитателя на музыкальных занятиях"
Консультация : "Роль воспитателя на музыкальных занятиях"...
Консультация-практикум муз.руководителя для педагогов: «Роль воспитателя в музыкальном развитии детей дошкольного возраста в режиме ДОУ».
Цель: Рассказать педагогам о роли воспитателя на музыкальных занятиях и утренниках.Роль воспитателя в музыкальном воспитании детейМузыкальные занятия и роль воспитателяРоль ведущего на праз...
4. "Роль воспитателя на музыкальных занятиях и утренниках ДОУ" (консультация для воспитателей)
В. Сухомлинский"Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека"...
Консультация для педагогов"Система использования на музыкальных занятиях дыхательных и музыкально-ритмических упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и заболеваний органов дыхания"
Принимая во внимание, что музыкальное воспитание входит в систему оздоровительной работы дошкольного учреждения, в основу музыкальных занятий наряду с развитием музыкальных способностей детей включена...