ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ. Приём "Яркое пятно".
методическая разработка
Фрагмент урока проблемно-диалогического обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yarkoe_pyatno_priyom.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока по теме: «Происхождение слов русского языка» в 8 классе.
IV. Введение в тему.
Учитель использует для постановки учебной проблемы приём «яркое пятно».
Более двух столетий назад немецкий мастер слова и мыслитель Лессинг написал: «Мне представляется странным уже то, что нам известны не только вещи, но и имена этих вещей. Тем не менее я хочу большего: не просто понимать смысл слов, но ещё знать, почему они звучат так, а не иначе».
Не только мудрецу, но и большинству из нас интересно было бы узнать, почему окно называется окном, мешок – мешком, а весёлая вечеринка – капустником. И на эти вопросы существуют ответы:
Окно происходит от слова око – глаз. Первоначально это слово означало «щель для ока (глаза)».
Мешок образовалось от слова мех с помощью суффикса –ок. Первоначально слово мешок обозначало ёмкость, сшитую из меха, когда же ёмкости перестали шить из меха, утратилась связь со словом мех.
У слова капустник в значении «вечеринка шутливо-пародийного характера» непонятна связь со словом капуста, хотя явно она улавливается. А специалисты по истории языка и быта народа отмечают, что первоначально обязательным атрибутом весёлой вечеринки был пирог с капустой (капустник), в частях которого содержались шутливые задания, роли. Затем обычай использовать капустный пирог исчез, а название праздника осталось.
Попробуйте догадаться, какая будет тема урока (история слов, происхождение слов) . Запишите тему: «Происхождение слов русского языка».
Фрагмент урока по теме: «Пунктуация. Функции знаков препинания» в 8 классе.
IV. Введение в тему.
Используется приём «яркое пятно».
Учитель | Ученики |
- Прочитайте предложение. | На доске записано предложение: Казнить нельзя помиловать. Ученики читают. |
- Как можно понять смысл этого предложения? | - Что нужно казнить или, наоборот, нужно помиловать. |
- Что нужно сделать, чтобы устранить эту двусмысленность? | - Нужно сделать паузу в устной речи или поставить запятую в письменной после слова казнить или нельзя. |
- Что же помогает нам правильно понимать речь говорящего или пишущего? | - Интонация и знаки препинания. |
- Какой раздел языка изучает знаки препинания? | - Пунктуация. |
- Запишите тему урока в тетради. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках...
Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках немецкого языка
В настоящее время в учебных заведениях все шире применяется проблемное обучение. Сущность данного метода заключается в том, что знания обучаемым не сообщаются в готовом виде, перед ними ставится...
Технология проблемно-диалогического обучения в обучении иностранным языкам.
В последние годы активно стали разрабатываться новые подходы к обучению школьников. Одним из таких подходов является технология проблемно-диалогического обучения....
Инновационный продукт «Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности»
Инновационный продукт...
Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности
Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения , она позволяет заменить урок объяснения нового материала ...
Использование проблемно-диалогической технологии обучения
Использование проблемно-диалогической технологии обучения на примере урока немецкого языка в 5 классе "Как выглядит город Габи в различное время года"...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ, ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МОДУЛЕЙ И СОВРЕМЕННЫХ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
В результате системного применения проблемно-диалогического метода обучения в сочетании с интерактивными модулями реализуется комплекс средств развития познавательной самостоятельности учащихся:- для ...