«Особенности развития у дошкольников представлений о форме»
консультация
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_u_doshkolnikov_predstavleniy_o_forme.pptx | 480.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дошкольники знакомятся: • с плоскими геометрическими фигурами: точкой, различными линиями (обычно в процессе изобразительной деятельности), квадратом, кругом, треугольником, прямоугольником, овалом; • обобщающими понятиями: четырехугольником, многоугольником; • объемными телами: шаром, кубом, цилиндром, параллелепипедом, конусом, пирамидой, призмой (часто используются предэталонные названия: «кирпичик», «крыша» и др.). Необходимо обучать детей: правильным приемам обследования формы; развивать способность выявлять простейшие свойства фигур; учить выбирать по образцу и слову предметы и фигуры; группировать предметы и фигуры по признаку формы; определять форму окружающих предметов; видоизменять фигуры; создавать модели предметов из геометрических фигур. 2
Значение развития у дошкольников представлений о форме и геометрических фигурах Расширяются и углубляются знания об окружающей действительности Развиваются логическое мышление, умственные операции: - анализ («У квадрата 4 стороны и 4 угла») - синтез («Если соединить 2 треугольника, получится квадрат») - абстрагирование («Нарисуй машину из геометрических фигур») - обобщение ( «Квадрат, прямоугольник, ромб — это четырехугольники») - классификация («Раздели фигуры на группы по форме») и др. Расширяется и обогащается словарь Развивается сенсорика и мелкая моторика Способствует развитию изобразительной, трудовой, игровой, учебной деятельности Развивается познавательный интерес к математике Подготавливает к успешному овладению в школе знаниями: математики, геометрии, черчения и др. 3
4 № п / п Логические операции Примеры заданий для дошкольников 1 Анализ (разложение целого на составные части) Из каких геометрических фигур составлена машина? 2 Синтез (познание целого в единстве и взаимосвязи его частей) Составь дом из геометрических фигур 3 Сравнение (сопоставление для установления сходства и различия) Чем похожи эти предметы? (формой) — Чем отличаются эти предметы? (размером) 4 Конкретизация (уточнение) Что ты знаешь о треугольнике? (любой другой фигуре) 5 Обобщение (выражение основных результатов в общем положении) Как можно одним словом назвать квадрат, прямоугольник и ромб? 6 Систематизация (расположение в определенном порядке) Поставь матрешки по росту 7 Классификация (распределение объектов по группам в зависимости от их общих признаков) Разложи фигуры на две группы. — По какому признаку ты это сделал? 8 Абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений) Покажи предметы круглой формы Умственные операции
Механизмы восприятия формы Ранний возраст 2-3 г.ж. 3-4 г.ж. 5-6 г.ж. 7 г ж. хватание предметов и манипуляция с ними. обследование предмета (направленные действия). ощупывательные движения ладошкой, взгляд падает по центру предмета (для обследования формы используем осязательно-двигательный путь). У детей 3 г.ж. возникает интерес к форме предметов. ощупывают предмет обеими руками. последовательно прослеживают кончиками пальцев весь контур фигуры, обследуют контур предмета глазами. 5
Этапы восприятия формы I этап (3—4 года ) Узнавание предметов по форме (выделение формы как существенного признака). II этап (4—5 лет) Знакомство с эталонами (распознавание, называние геометрических фигур и некоторых их свойств). III этап (5—6 лет) Умение определять форму предметов и их частей, составлять из геометрических фигур модели различных предметов, выявлять свойства, связи и отношения геометрических фигур. 6
Знакомство детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах: Сенсорное восприятие 2. Осмысление особенностей структуры фигур и анализ свойств геометрических фигур 7
Этапы восприятия геометрических фигур: I. В начале дети воспринимают геометрические фигуры как игрушки (называют их именами предметов: цилиндр – стаканом, столбиком, треугольник – крышей и т. п.). II. В процессе обучения дети перестраиваются и уже не отождествляют, а сравнивают фигуры с предметами (цилиндр – как стакан, шар похож на мячик и т. п.). III. Воспринимают геометрические фигуры как эталоны (платок квадратный, пуговица круглая и т. д.). 8 Задачей сенсорного развития является формирование у ребенка умения узнавать форму различных предметов и соотносить ее с эталоном. (Л. А. Венгер ). В дальнейшем необходимо сосредотачивать внимание детей на осмыслении и анализе свойств геометрических фигур (Т. Игнатьева).
Этапы восприятия свойств геометрических фигур : I. Фигура воспринимается как целое. Ребенок не выделяет в ней отдельные элементы (углы, стороны), не замечает сходства и различия. II. Ребенок выделяет в фигуре ее элементы, устанавливает отношения между ними (у квадрата все стороны равны по длине). III. Ребенок в состоянии установить связи между свойствами и структурой фигуры (у большого квадрата стороны длиннее, чем у маленького). 9 Переход от одного уровня к другому протекает не самопроизвольно, а под влиянием целенаправленного обучения (А. М. Пышкало , А. А. Столяр). Отсутствие обучения тормозит развитие.
10 Основные проблемы, связанные с изучением форм № п / п Проблема Возможные решения 1 Путают объемные и плоские формы (круг и шар, куб и квадрат и др.) После изучения объемных и плоских фигур проводим сравнение и аналогии (изображение объемных предметов и фигур на плоскости) 2 Не могут обобщить малознакомые предметы по форме Знакомим с геометрическими фигурами, учим называть и различать их независимо от цвета и размера, классифицировать по разным признакам (цвету, форме, размеру) модели геометрических фигур и предметы 3 Свободно различают контрастные по форме фигуры (круг и квадрат), но затрудняются в тонком анализе (квадрат, ромб, прямоугольник, четырехугольник) Учим называть и показывать элементы фигур (углы, стороны), выделять существенные свойства фигур, проводя сравнения и обобщения
Цели и задачи ознакомления детей с формой предметов Цели по ознакомлению детей с формой предметов и геометрическими фигурами заключаются в организации обследования предметов разной формы, манипулирования ими (выполнять действия, связанные с нахождением предметов, одинаковых по форме; необходимо создавать условия для сравнения предметов по форме и т.д.) В качестве дидактических задач формулируются следующие: Различать и называть геометрические фигуры; Группировать фигуры по разным признакам (объемные, плоскостные, имеющие углы и округлые). Сравнивать предметы по форме, понимать зависимость формы от других качеств, признаков . Называть и показывать элементы геометрических фигур (стороны, углы, вершины, основания, боковая поверхность) . Воссоздавать и трансформировать фигуры (рисовать, вычерчивать, выкладывать, делить на две-четыре части). Знать особенности геометрических фигур как эталонов при определении формы предметов. Владеть разными способами сравнения предметов по форме, находя общее и различное . Развивать глазомер. 11
12 Возраст Содержание знаний Ранний возраст (1-я мл.группа) Выполнять действия, связанные с нахождением предметов, одинаковых по форме. Упражнять руку ребенка в обследовании формы предметов; устанавливать схожесть и отличие предметов по форме; группировать соответственно образцу 4-й год жизни (2-я мл. группа) Сравнивать предметы по форме, используя геометрическую фигуру в качестве эталона. Выделять и называть геометрические фигуры: куб, круг, шар, квадрат, треугольник. Учить обследовать геометрические фигуры зрительно-осязательно-двигательным путем 5-й год жизни (средняя группа) Знакомить с названием и признаками геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, шар, куб, цилиндр) 6-й год жизни (старшая группа) Делить знакомые геометрические фигуры на группы: плоские (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник) и объемные (шар, куб, цилиндр)! Сравнивать предметы по форме, используя геометрические фигуры как эталоны 7-й год жизни (подготовительная к школе группа) Расширять знания о многоугольниках: треугольнике, четырехугольнике, пяти-, шестиугольниках. Называть и показывать элементы геометрических фигур (стороны, углы, вершины). Делить геометрические фигуры, предметы на две, три, четыре и т. д. части Содержание знаний детей по возрастам
5. Методика развития представлений дошкольников о форме формирование представлений о плоскостной фигуре. об объемной фигуре. 13
Методика развития представлений дошкольников о форме Задача. Учить различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Учить приемам обследования их осязательно-двигательным путем. Последовательность изучения геометрических фигур: Визуальное узнавание и называние. Обследование осязательно-двигательным путем. Взаимное наложение. Выделение некоторых элементов (стороны, углы) и свойств. Словесное описание. Разнообразная деятельность с фигурами. ЭТО ВАЖНО! Использовать приемы: при показе стороны надо проводить пальцем вдоль ее протяженности (это отрезок). При показе углов проводим пальцем, обозначая стороны угла. В старшей группе можно познакомить с вершинами, показав на них пальцем (это точка). с кругом и квадратом лучше знакомить в сравнении . Постоянно меняем наглядный материал, чтобы ребенок не воспринял математический термин как название показанной игрушки. вначале лучше использовать равносторонние треугольники. Если ребенок считает, можно задать вопрос: «Почему треугольник так называется?». 14
Продолжение (знакомство с формой) Усложнения: Сначала рассматриваем фигуры одного цвета и величины, отличающиеся только по форме. Рассматриваем фигуры разные по форме, цвету, величине, учим их группировать по указанному признаку. Определяем форму плоских предметов с ярко выраженной конфигурацией. Выкладываем сериационные ряды из трех фигур. Дидактические игры: «Путешествие мышки»: - мышка обежала полянку и вернулась домой (круг) - мышка взобралась на стол, побежала по столу, упала на пол и вернулась домой (квадрат) - мышка взобралась на горку, скатилась с горки и вернулась домой (треугольник) «Найди свой домик», «Подбери ключ к замочку». «Гаражи». (На полу обручи —- гаражи, дети — машины. В гаражах и у машин номера — модели геометрических фигур. Дети имитируют движение машин, по сигналу едут в свой гараж в соответствии с символом, обсуждают, куда и почему приехали. Воспитатель незаметно меняет фигуры в обручах); «Чего не стало?», «Что изменилось?» 15
Методика ознакомления с признаками плоских геометрических фигур . После того как дети научатся выделять признак формы, запомнят названия геометрических фигур, научатся обследовать их осязательно-двигательным путем, группировать фигуры разного цвета и размера по форме, выкладывать сериационные ряды по величине из геометрических фигур, приступаем к изучению признаков и свойств геометрических фигур. 16
Методика ознакомления с объемными геометрическими фигурами В средней группе знакомим с объемными геометрическими фигурами на основе сравнения их между собой и сравнения их с плоскими фигурами. Последовательность обучения: 1) рассматривание и называние; 2) обследование осязательно-двигательным путем и словесное описание фигуры; 3) разнообразные действия с моделями (катать, ставить и др.) для выявления существенных свойств; упражнение в группировке, выкладывание сериационных рядов. Только после усвоения объемных моделей предлагаем картинки с их изображением, учим узнавать объемные формы на рисунках. 17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования звукопроизношения у дошкольников со стёртой формой дизартрии
Статья из опыта работы на тему: "Особенности формирования звукопроизношения у дошкольников со стёртой формой дизартрии" ...
Особенности формирования звукопроизношения у дошкольников со стёртой формой дизартрии
Статья из опыта работы на тему: "Особенности формирования звукопроизношения у дошкольников со стёртой формой дизартрии" ...
Формирование представлений о форме у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Рассматриваются воспросы о современных подходах к проблеме восприятия в психолого – педагогической литературе,раскрываются методы изучения восприятия у детей дошкольного возраста и отражены ...
Формирование у дошкольников представлений об этикете
Формирование у дошкольников представлений об этикете...
Учет типа темперамента как проявления индивидуальных особенностей ребенка дошкольника
Особенно важен учет типа темперамента каждого ребенка в работе педагогов, воспитателей и психологов ДОУ , а так же для родителей. Известно, что психика ребенка не является чистой дос...
Научная публикация (статья) "Особенности усвоения математических представлений у старших дошкольников"
Усвоение математических представлений у дошкольников дает им значительное количество преимуществ перед сверстниками в процессе изучения школьной программы. К ним можно отнести высокую усвояемость учеб...