теория к з-м ВПР по РЯ 5 кл
учебно-методический материал (5 класс)
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЕ 2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗБОРЫ
(1) ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР
План разбора
1. Записать слово, разделить на слоги.
2. Записать транскрипцию слова.
3. Записать слово столбиком.
4. Определить и написать звуки, которые обозначены данными буквами, дать характеристику каждому звуку:
Гласный | Согласный |
Ударный или безударный | Твёрдый или мягкий Звонкий или глухой |
5. Посчитать и записать количество звуков и букв.
Примеры
тёплый — 2 слога [т'оплый`] т [т'] — согласный, глухой, мягкий; ё [о́] — гласный, ударный; п [п] — согласный, глухой, твёрдый; л [л] — согласный, звонкий, твёрдый; ы [ы] — гласный, безударный; й [й`] — согласный, звонкий, мягкий 6 букв, 6 звуков | ночь — 1 слог [но́ч'] н [н] — согласный, звонкий, твёрдый; о [о́] — гласный, ударный; ч [ч'] — согласный, глухой, мягкий ь [-] — звука не обозначает 4 буквы, 3 звука |
НУЖНО ЗАПОМНИТЬ
Гласные звуки | Согласные звуки | |
Звонкие | Глухие | |
[а], [о], [у], [ы], [э], [и] | Парные: [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [з], [з'], [ж] Непарные: слово-подсказка лимонарий [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [й'] | Парные: [п], [п'], [ф], [ф'], [к], [к'], [т], [т'], [с], [с'], [ш] Непарные: [х], [х'], [ц], [ч'], [щ'] |
Из них всегда мягкие - [й], [ч], [щ], всегда твёрдые - [ж] , [ш], [ц] |
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука ([й'э], [й'о], [й'у], [й'а]):
1) в начале слова (еда [й'эда], ёлка [й'олка], юла [й'ула], яма [й'ама])
2) после гласных (играет [играй'ит], поёт [пай'от], поют [пай'ут], маяк [май'ак])
3) после разделительных Ь, Ъ (семье [с'им'й'э], подъезд [падй'эст])
В остальных случаях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук ([э], [о], [у], [а]).
(2) МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР
План разбора
1. Найди в слове окончание: измени слово по числам, по падежам или по лицам;
2. Выдели основу: слово без окончания;
3. Найди корень: подбери однокоренные слова, выдели общую часть;
4. Выдели приставку: подбери однокоренные слова с приставками и без приставок;
5. Найди суффикс: он стоит после корня и служит для образования новых слов.
(3) МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР
План разбора
Часть речи, общее грамматическое значение.
I. Начальная форма.
II.Постоянные/непостоянные морфологические признаки:
III. Синтаксическая роль (каким членом предложения является в данном предложении).
Часть речи | Начальная форма | Постоянные морфологические признаки | Постоянные морфологические признаки | Синтаксическая роль |
Существительное, обозначает предмет | Кто? Что? | Одушевлённое/неодушевлённое Собственное/нарицательное Род Склонение | Падеж Число | Подлежащее Дополнение Обстоятельство |
Прилагательное, обозначает признак предмета | Какой? Чей? | - | Падеж Число Род (только в ед.ч.) | Определение |
Глагол, обозначает действие предмета | Что делать? Что сделать? | Вид (несовершенный/совершенный) Спряжение | Время Число Лицо (только в наст. и буд. вр.) Род (только в прош. вр., ед.ч.) | Сказуемое |
Образцы разбора
Существительное | Прилагательное | Глагол |
(Что?) тишину — имя существительное, обозначает предмет. I. Начальная форма — тишина. II. Пост. пр.: нарицательное, неодушевлённое, 1-е склонение, женский род; непост. пр.: в единственном числе, в винительном падеже. III. Слушаем (что?) тишину (дополнение) | (Какие?) большие — имя прилагательное, обозначает признак предмета. I. Начальная форма — большой. II. Непост. пр.: во множественном числе, в именительном падеже. III. Деревья (какие?) большие (определение) | (Что делаю?) слушаю — глагол, обозначает действие предмета. I. Начальная форма — слушать. II. Пост. пр.: несоверш. вид, I-е спряжение; непост. пр.: в настоящем времени, в единственном числе, в 1-м лице. III. Я (что делаю?) слушаю (сказуемое) |
(4) СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР
План разбора
- Повествовательное, побудительное или вопросительное;
- Восклицательное или невосклицательное;
- Простое или сложное;
- Распространённое (есть второстепенные члены) или нераспространённое;
- Осложнено (вводные слова, обращение или однородные члены) или не осложнено.
Образец разбора
Вода подхватит лёгкое судёнышко и понесёт. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено однородными сказуемыми).
Вода подхватит лёгкое судёнышко. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, не осложнено).
ЗАДАНИЕ 3. УДАРЕНИЕ
А алффавИт, алфавИтный | М магазИн молодЁжь | У углубИть, углубИт, упростИт убралА |
Б бЫть, былА, бЫло; нЕ был, не былА баловАть, баловАться, балУется бАнты, | Н начАть, нАчал, началА, нАчали на дОску насорИт | Ф фарфОр фОрзац |
В ворОта вЕрба взялА, взялАсь, взялсЯ вручАт, вручИт включИт, включИшь водопровОД | О откУпорит ободрИТ облегчИТ отозвалАсь | Ц цепОчка цемЕнт |
Д дать, далА, дАли; нЕ дал дремОта договОр дождалАсь | П партЕр плодоносИт процЕнт повторИт, повторИшь пОнял, понялА, пОняли положИть, положИла, положИл, положУ, положИшь полилА перезвонИТ, позвонИТ повторИт, повторИм | Ч чЕрпать |
Ж жИть, жилА, жИло, жИли; нЕ жил, нЕ жило, нЕ жили жалюзИ | Р расположИть руководИть | Ш шАрф, шАрфы |
З звонИть, звонИшь, звонИт | С срЕдства сантимЕтр сИлос | Щ щавЕль |
К каталОГ клАла, крАлась квартАл киломЕтр каучУк крАны, кедрОвый красИвее, красИвейший | Т тОрт, тОрты танцОвщица |
ЗАДАНИЕ 4. ЧАСТИ РЕЧИ
Самостоятельные части речи
Часть речи | Вопросы | Примеры | |
1. | Имя существительное | Кто? Что? | Человек, школа |
2. | Имя прилагательное | Какой? Чей? | Деревянный, птичий |
3. | Имя числительное | Сколько? Который? | Двадцать, первый |
4. | Местоимение | Вопросы имён | Я, ты, мой |
5. | Глагол | Что делать? Что сделать? | Читать, прочитать |
6. | Наречие | Как? Когда? Где? и т.д. | Громко, вчера, впереди |
Служебные части речи
Часть речи | Примеры | |
1. | Предлог | в, на, под, за, перед, из, из-за, из-под |
2. | Союз | и, да, но |
3. | Частица | пусть, неужели, разве, не, ни |
Образец выполнения задания
пр. | сущ. | сущ. | гл. | прил. | сущ. | союз | прил. | сущ. |
На | стекле | мороз | нарисовал | мохнатую | ёлочку | и | забавного | зайца. |
В предложении нет местоимения, числительного, наречия, частицы.
ЗАДАНИЕ 5. ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Предложение | Схема |
«Мы уезжаем завтра утром», — сказал отец. | «П», — а. |
«Иди за мной!» — крикнул Саша. | «П!» — а. |
«Сходим в кино?» — предложил он. | «П?» — а. |
Дежурный сообщил: «Завтра состоится собрание». | А: «П». |
Он поинтересовался: «Сколько это стоит?» | А: «П?» |
Она воскликнула: «Красота!» | А: «П!» |
Образец выполнения задания
Она воскликнула: «Красота!» А: «П!»
ЗАДАНИЕ 6. ОБРАЩЕНИЕ
Образец выполнения задания
Расскажите мне, ребята, всё по порядку. (Обращение)
ЗАДАНИЕ 7. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Образец выполнения задания
Пошёл дождь, и озеро покрылось пузырями от капель. (Сложное предложение/две грамматические основы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специальная теория относительности. Постулаты теории относительности.
Познакомить учащихся со специальной теорией относительности, ввести основные понятия, раскрыть содержание основных положений СТО, познакомить с выводами СТО и опытными фактами, которые подт...
Теория графов: теория и задачи
Данная работа содержит теорию графов и некоторые задачи по данной теме, а так же разработку внеклассного занятия по теме:"Графы"...
Самостоятельные работы по теории вероятностей 8 класс к учебнику Ю.Н. Тюрина и др. "Теория вероятностей и статистика"
В помощь учителю, преподающему теорию вероятностей и статистику по учебнику Ю.Н. Тюрина, А.А. Макарова и др., я составила варианы самостоятельных работ в 8 классе. Номера заданий тематически и по...
Мультимедийная презентация к уроку "Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. Теория катастроф Ж. Кювье". 11 класс.
Мультимедийная презентация для 11 классак содержит проверочную работу по изученному материалу, необходимый для занятия наглядный материал и дидактические задания....
Основные понятия и термины теории физической культуры. Основные понятия и термины в теории и методике спортивных игр.
Краткий словарь терминов...
Урок физики : «Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение молекулярно- кинетической теории газа.»
План-конспект урока физики «Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение молекулярно- кинетической теории газа.»...