План и структура работы с детьми - мигрантов
статья
План и структура педагогической поддержки детей-мигрантов направлена на взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_s_inostrantsami.docx | 26.01 КБ |
Предварительный просмотр:
План и структура работы с детьми - мигрантов
Цель – педагогическая поддержка адаптации и социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной школы.
Задачи:
- Изучить уровень подготовки обучающихся, их родителей.
- Изучить процесс адаптации детей – мигрантов при интеграграции в образовательную и воспитательную среду.
- Оказать педагогическую поддержку детей-мигрантов в образовательной и воспитательной среде в условиях общеобразовательной школы.
- Провести мониторинг и анализ внедрения в систему образовательной и воспитательной среды педагогической поддержки детей-мигрантов.
План и структура педагогической поддержки детей-мигрантов направлена на взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения и осуществляется на основе следующих мероприятий:
Диагностическая деятельность
1.Определение уровня подготовки для обучения в классе (уровень обучения) Классный руководитель
2.Изучение медицинской карты ребенка-мигранта (уровень здоровья) Фельдшер ОУ
3.Изучение уровня развития устной и письменной речи ребенка Учитель- логопед
4.Предварительная оценка психического здоровья ребенка
(психического здоровья, оценка наличия уровня стресса)
Педагог-психолог
5.Социальная карта ребенка-мигранта (социальной характеристики семьи, обследование жилищно-бытовых условий) Социальный педагог
Образовательная деятельность
1.Помощь в обучении ребенку-мигранту в процессе адаптации и социализации Классный руководитель
2.Одаренные дети Участие детей-мигрантов в разработке учебных проектов Классный руководитель
3.Русский язык по специальной подготовке (дополнительные занятия по специальной подготовке для обучения русскому языку
учителя, классные руководители, родители
4.Дифференциация в обучении детей-мигрантов (дополнительные занятия по поддержке в области предметной подготовки)
учителя, классные руководители, родители
Воспитательная деятельность
1.Мир толерантности Неделя толерантности в ОУ
классные руководители, учителя
2.«Планета будущего» Школьная газета
классные руководители
3.«Я за здоровый образ жизни!» Конкурс детских рисунков
классный руководитель
4.Школа – территория здоровья и спорта
Приобщение детей-мигрантов к участию в спортивных секциях, спортивных соревнованиях учитель физкультуры
5.Школа – территория культуры и нравственности (участию в кружках эстетического развития и воспитания) руководители кружков
6.Я и мое будущее! (разработка портфолио) классный руководите
7.Школа – территория возможностей (участие в воспитательных мероприятиях ОУ, в олимпиадах по предметам) классный руководитель
8.Я и моя семья (участие в совместных мероприятиях с родителями, спортивные праздники, конкурсы и т.д.) классный руководитель, родители,
9.Мое отношение к окружающей среде (участие в деятельности школьного сообщества «Друзей природы») классный руководитель
Профилактическая деятельность
1.Секреты здоровья и долголетия (групповые занятия по развитию ценностных ориентаций и социальных установок на здоровый образ жизни) классный руководитель
2.Познай своё «Я»
(групповые занятия по адаптации и социализации детей-мигрантов в среду классного коллектива) педагог-психолог
3.Взаимодействие с другими людьми (групповые занятия по развитию коммуникативных навыков детей-мигрантов) педагог-психолог
4.Моя будущая профессия (групповые и индивидуальные занятия по профессиональному самоопределению детей-мигрантов) классный руководитель
5.Основы безопасности и жизнедеятельности (родительско-педагогический патруль) классный руководитель, родители
6.Мои права и обязанности (совет профилактики)
классный руководитель, родители
Консультативная деятельность
1.Наша дружная семья (индивидуальное консультирование детей из семей мигрантов, родителей) классный руководитель, педагог-психолог
2.Психолого-педагогическая поддержка детей-мигрантов (индивидуальное консультирование детей-мигрантов по вопросам детско-родительских отношений, взаимоотношений с одноклассниками, учителями) классный руководитель, педагог-психолог
Коррекционно-развивающая деятельность
1.Я и мои эмоции (групповые и индивидуальные занятия с детьми по коррекции и развитию эмоциональной сферы) классный руководитель, педагог-психолог
2.Познай своё «Я» (групповые занятия по адаптации и социализации детей-мигрантов в среде классного коллектива) педагог-психолог
3.Говорю правильно, пишу красиво (подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми-мигрантами по коррекции устной и письменной речи, коррекции звукопроизношения) классный руководитель
4.Моя будущая профессия (Групповые и индивидуальные занятия по профессиональному самоопределению детей-мигрантов) классный руководитель
5.Не дружи со своей обидой (групповые и индивидуальные занятия по обучению взаимодействия в конфликте) классный руководитель
Ожидаемые результаты
- Социальная адаптация и социализация, профессиональное самоопределение детей-мигрантов.
- Укрепление воспитательного потенциала семьи.
- Формирование активной жизненной позиции, социальной ответственности, профессиональной направленности.
Система диагностики обучения и воспитания детей мигрантов.
1. Первичное обследование ребёнка мигранта
А. Собеседование с родителями
Б. Определение уровня владения русским языком (тестирование)
В. Психолого-педагогическая характеристика ребёнка
Г. Предметная комиссия
2. Учебная деятельность
А. Обучение русскому языку по специальной методике
Б. Осуществление принципов дифференцированного подхода к обучению детей мигрантов в условиях работы общеобразовательного класса.
В. Индивидуальная работа с детьми мигрантами в области предметной подготовки. (Создание приложений к учебникам по образовательным предметам (терминологические словари).
3. Воспитательная работа
А. Система социально культурной адаптации в рамках дополнительного образования.
Б. Образовательная экскурсионная программа для детей из семей мигрантов. В. Дети мигрантов в проекте «Я гражданин России»
4. Психолого-педагогическое сопровождение детей мигрантов в действии.
А. Диагностическая работа.
Б. Просветительская работа, коррекционно-развивающие занятия.
В. Психологический мониторинг.
При поступлении такого ребёнка в школу, прежде всего, проводится собеседование с его родителями, цель которого – выяснить - какое время ребёнок будет учиться в школе - как и где он учился раньше - уровень владения русским языком родителей - на каком языке общаются в семье - в каких условиях ребёнок жил перед приездом, и в каких условиях семья живёт сейчас.
Затем ребёнок проходит тестирование по русскому языку как иностранному, цель которого – выявление уровня владения русским языком как средством коммуникации. Главные задачи психолого-педагогической диагностики при приеме ребёнка мигранта в школу : - определение уровня школьной мотивации; - определение уровня познавательной активности детей мигрантов; - выявление особенностей эмоционально волевой сферы ребенка; - индивидуальные особенности характера ( тестирование); - определение уровень коммуникативности. Учитель проверяет знания ребёнка по основным предметам программы соответствующего класса (согласно документам о полученном образовании, которые предоставляют его родители (законные представители). При собеседовании определяется уровень социально культурной адаптированности ученика, намечается программа действий с обучающимися, которые не владеют русским языком или имеют трудности адаптации к новым условиям.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Слабое владение языком порождает страх, нежелание разговаривать, поэтому учитель должен моделировать ситуации, в которых у учеников возникает настоятельная потребность использовать изучаемый язык (русский) в естественном в общении, стимулировать самостоятельную речевую деятельность на уроке с помощью, например, ситуативных упражнений, имитирующих реальные ситуации общения, требующие составления диалогов разного вида. Как элемент урока может быть использована игра, которая создает эмоциональный фон и позволяет тренировать и закреплять фонетические, лексические и грамматические явления. Особого внимания требуют нормы речевого поведения. Работа над структурой, содержанием и языковыми средствами речевых высказываний должна сопровождаться работой над интонацией, типом речи, мимикой и т.д. Развитию устной речи способствуют также аудиовизуальные средства: - составление развернутого плана; - составление списка словосочетаний по теме, подбор синонимичных/антонимичных сочетаний; - завершение предложения по началу; - составление диалогов, разыгрывание микросценок; - характеристика героев, описание их внешности. Одина из основных особенностей обучение детей мигрантов в общеобразовательном классе – дифференцированный подход в процессе обучения и воспитания, создание словарей терминов по предметам. Основные отличия в принципах подачи языкового материала для нерусских учащихся состоят в том, что речевой материал осваивается как целостный, а основной принцип обучения – от частного к общему. Иноязычные школьники, обучаясь в русскоязычном классе, осваивают программу по русскому языку в полном объеме и должны сдавать итоговую аттестацию в форме ЕГЭ и ГИА, поэтому требования к уровню знаний, умений и навыков у них одинаковы. Обучение речевой деятельности предполагает, с одной стороны, развитие автоматизированных навыков владения языком, а с другой – развитие творческих речевых умений и «чувства языка».
Организационная встреча.
Беседа о семье ребенка мигранта
Психологическая гостиная: «Моя семья!!»
Сентябрь
Классный рук-дель
2.
Разгляди себя в зеркале.
Развивать представление о своем внешнем облике.
Игра «Говорящее зеркало»
Игра «Узнай, про кого расскажу»
Игра «Водяной»
Сентябрь
Классный рук-дель
3.
Что между нами общего?
Продолжать знакомить с отличительными особенностями других детей.
Игра «Найди меня»
Музыкальная игра «Кто поет?»
Игра «Потерянные вещи»
Д/и «Чьи глаза?»
Игра «Радио»
Октябрь
Классный рук-дель
4.
Мастер-класс «Звуковая культура речи» Работа с родителями
Игротека: «Как и с чего начать?» Игры со словами и звуками.
Октябрь
Классный рук-дель
5.
Мы хотим, чтоб все улыбались.
Устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками.
Обсуждение и проигрывание ситуации. Закреплять положительные эмоции
Упражнение «Передай улыбку»
Игра «Цветок – имя»
Игра «Комплимент»
Ноябрь
Классный рук-дель
6.
Твоя любимая еда.
Продолжать определять вместе вкусы и предпочтения детей в еде.
Д/и «Из чего готовят?»
Д/и «Что откуда?»
Рисование вкусных продуктов.
Д/и «Узнай по вкусу»
Декабрь
Классный рук-дель
7.
Работа с родителями Папка передвижка «Словообразование и словоизменение»
Игра «Давай искать на кухне слова».
Декабрь
Классный рук-дель
8.
Животное, которое тебе нравится.
Продолжать определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к животным, сравнивать предпочтения других людей.
Беседа о любимых животных, которые живут у них дома или о которых они мечтают.
Аппликация.
Январь
Классный рук-дель
9.
Твоя любимая игра, игрушка.
Продолжать определять вместе с детьми и вкусы и предпочтения в играх и игрушках.
Игра «Фанты»
Игра «Экскурсия» Танец «Мишка с куклой»
Январь
Классный рук-дель
Работа с родителями Консультация «Как учить ребенка составлять описательные рассказы»
Игровое упражнение «Я начну, а ты закончи»
Январь
Классный рук-дель
10.
Работа с родителями Круглый стол «О чем говорить с ребенком в семье»
Заучивание небольших стихотворений
Февраль
Классный рук-дель
11.
Наши имена.
Вежливо обращаться друг к другу по имени, употреблять различные обращения в зависимости от ситуации;
Беседа об именах
Игра «Соседи»
Беседа «Как тебя называют»
Игра «Ласковое имя»
Игра «Произнеси вслух»
Упражнение «Кто больше знает имен».
Упражнение «Мое имя»
Февраль
Классный рук-дель
12.
Грусть, радость.
Продолжать знакомить с основными эмоциональными состояниями и их внешними проявлениями.
Чтение стихотворения С.Маршака «Котята»
Игра с мячиком: «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…»
Март
Классный рук-дель
13.
Моя семья.
Формировать представление о семье, ее составе, чувство близости с другими людьми, о ценностях других и самоценности; способствовать принятию детьми друг друга; учить осознавать себя любимым семьей; развивать способность понимать различные эмоциональные состояния и умение адекватно выражать их; воспитывать желание помогать близким, радовать их добрыми делами и заботливым отношением к ним.
Страх.
Научить справляться со своими страхами.
Друзья. С кем ты хочешь дружить? Ласковые слова.
Развивать представления о том, что такое дружба. Расширять элементарные представления о том, какими качествами должен обладать друг. Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств.
Игра «Клубочек»
Беседа «Моя семья»
Игра «Мы очень любим»
Этюд «Любящий сын»
Этюд «Капризный ребенок»
Минутка танцевальной терапии.
Этюд «Дедушки и бабушки»
Рисование «Моя семья»
Чтение: «Страшный рассказ» Е.Чарушина, С.Маршак «Чего боялся Петя?», Н.Носов «Живая шляпа», русская народная сказка «У страха глаза велики».
Чтение стихотворений про друга, друзей.
Просмотр кукольного спектакля «Лучшие друзья»
Аудиозаписи песен о дружбе.
Чтение: рассказ В.Драгунского «Он живой и светится», В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» Просмотр кукольного спектакля.
Обсуждение и моделирование ситуаций.
Просмотр м/ф или чтение произведения В.Сутеева «Яблоко»
Инсценировка сценки «Упрямые козлики»
Чтение: Г.Остер «Хорошо спрятанная котлета», Е.Пермяк «Самое страшное»
Апрель
Классный рук-дель
14.
Ссора. Как помириться.
Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, спора. Учить простым способам выхода из конфликта.
Что можно делать, а чего нельзя.
Помочь понять необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения.
Чтение стихотворения С.Рещикова «Я больше не хочу!», книги Г.Остера «Вредные советы»
Обсуждение ситуаций.
Игра «Закончи фразу»
Май
Классный рук-дель
Аналитическая справка
В 5 класс (2015-2016) пришли новые ученики Киштян Арам и Меграбян Милена. Их семьи приехали из Армении. Для поступающих в школу мальчика характерно слабое знание русского языка, девочка не владела им вообще, так как в семье чаще говорили на родном. Все это не позволяло быстро включаться в учебный процесс. Поэтому встал вопрос об их обучении русскому языку как иностранному, то есть обучению собственно русской речи. Обучение русскому языку учитель организовал на уроках и во второй половине дня в рамках дополнительного образования, а так же в группе продленного дня практически. На первом этапе помехи на фонетическом уровне становились не только серьёзным препятствием для общения, но и для успешного овладения навыком письма. В первые дни русские дети сторонились их, с ними общались только дети той же национальности. Работа учителя с детьми направлена на формирование положительного мотивационного отношения к русскому языку через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости для общения. Формированию познавательного интереса способствовали: - занимательные эмоциональнее задания с новой информацией, требующие сочетания разных видов памяти, творческие; - контроль речевой деятельности учащихся, знание ими своих результатов, своих успехов; - активное использование текстов художественной литературы; - новизна методов и приемов, преемственность, проблематичность в обучении; - использование технических средств обучения, ресурсов интернета. Формированию социального мотива способствовали: - создание речевых ситуаций, вызывающих желание высказаться; - привитие потребностей в коммуникации, лучшем усвоении языка. Ученик должен понимать, что без знания русского языка он не сможет реализовать себя в качестве полноценного члена общества, вместе с тем важным условием успешного овладения языком должен стать эмоциональный настрой, эмоциональный климат в школьном коллективе.
Например: 1. В паузах на уроках использовались упражнения «Гимнастики мозга», помогающие в стрессовых ситуациях. Сформирован комплекс упражнений, направленных на улучшение коммуникации.
2. В ходе одного урока повторяется и закрепляется: подбор рифмованных физкультминуток, текстов и чистоговорок, которые одновременно насыщены отрабатываемыми звуками.
3. На материале стихотворного текста решается несколько задач: • отработка произносительных навыков; • развитие памяти; • работа над интонационными конструкциями, включение учащихся в диалог; •формирование положительной мотивации;
4. Совершенствование и закрепление слухопроизносительных навыков происходит в различных условиях словоупотребления (слог, слово, предложение, текст) как в игровой, так и в учебно-практической деятельности
5. Использование в работе приёмов, помогающих развивать речемыслительные способности детей: упражнения на развитие навыков звуко-буквенного анализа (игра «Ловушка», работа с таблицами «Молчанка»), упражнения на развитие речи, фонематического восприятия и техники чтения.
6. Работа с парами слов, различающихся одним звуком (удочка – уточка), развивает произносительные навыки и умение дифференцировать фонемы, близкие по звучанию. Здесь же связь значений слов с фонетическими различиями повышает внимание учеников к звучанию: они видят, что от правильного произношения зависит значение слова, и становятся более внимательными к произношению.
Классный руководитель оказывал детям помощь в адаптации к новым условиям жизни и учебы, она создала положительное отношение к нему со стороны других детей, условие эффективной организации совместной работы между ними. Проведение мероприятий решили проблему адаптации ребенка-мигранта в классе. После успешного установления контакта с детьми, признаками которого являются открытость, доброжелательность и в целом позитивные эмоции, было установлен контакт с родителями. Затем внимание учителя было направлено на работу с классом, на классном часе классный руководитель показал классу необходимость толерантного отношения к новеньким. Учитель внимательно изучал учащихся, чтобы выявить их способности и включить детей во внеурочные процессы (кружки, классные мероприятия), для повышения интереса к их предмету и обучению в целом. Учитель совместно с родителями вел работу, направленную на скорейшее овладение русским языком. Эти дети быстрее стали адаптироваться в классе, нашли новых друзей и начали с интересом учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с детьми-мигрантами
Из опыта работы....
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей мигрантов становится все более важной и значимой. С психолого-педагогической точки з...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
Презентация Постниковой Елены Анатольевны, учителя истории школы № 404 Колпинского района Санкт-Петербурга: «Особенности работы с детьми-мигрантами в школах Санкт-Петербурга»...
Проблемы работы с детьми-мигрантами
Выступление школьного психолога по проблеме работы с детьми-мигрантами...
Работа с детьми-мигрантами
Презентация о работе педагога с детьми-мигрантами...
План работы с детьми - мигрантами 2018-2019 уч.год
План работы классного руководителя с детьми - мигрантами 2018-2019 уч.год...