План работы с детьми мигрантами
материал

Семенова Ирина Тимофеевна

план

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_s_detmi_migrantami.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа с.Кирюшкино

Подготовила учительница начальных классов Семенова И.Т.

Множество трудностей возникает на жизненном пути детей из семей мигрантов, с которыми им приходиться сталкиваться в результате смены места жительства.

Характерной чертой психологического состояния мигрантов является так называемая категория «утрата». Дети лишаются своего привычного жилья, личных вещей, друзей, и близких родственников. Все это вызывает стрессовые ситуации и расстройства, которые могут проявляться в течение их дальнейшей жизни.

Возникают и другие психологические моменты связанные с пребыванием ребенка в образовательных учреждениях. Так, положение детей из семей мигрантов в школе, как правило, наносит ущерб их самоутверждению. Незнание языка и культуры региона нового поселения приводит к отставанию от других учащихся в изучении школьных предметов, к чувству дискомфорта. Стремление сохранить приверженность к прежним ценностям создает дополнительные проблемы в школе.

Дети из семей мигрантов испытывают проблемы разнообразного характера: бытовые, материальные, психолого-педагогические, это приводит к разным формам психосоциальной и педагогической дезадаптации. У многих детей из семей мигрантов удовлетворительное отношение к учебе, слабая инициативность, отклонения личностного развития (заниженная самооценка, повышенная тревожность, сниженное самочувствие, активность, настроение; имеют место проявления агрессивности, нарушения поведения, изменения мотивационно-потребностной сферы, негативное отношение к социокультурным нормам других народов). Нужно помнить, что психолого-педагогические особенности детей и подростков из семей мигрантов, спровоцированные всем комплексом проблем, с которыми приходиться сталкиваться семьям мигрантов в связи с переменой места жительства, могут затруднить полноценное развитие личности.

Адаптация, трудности социального характера (плохое материальное положение семьи, отсутствие комфортного жилья, перемена места жительства и др.) требуют в первую очередь разработки комплекса мер педагогической, психологической и социальной поддержки, обеспечивающих оптимальное социальное развитие детей из семей мигрантов, их адаптацию к новой социальной среде, создание условий, способствующих предотвращению, устранению и смягчению личных и общественных конфликтов, а также развитие способностей к коммуникативности, самостоятельности и терпимости в условиях диалога и взаимопонимания и успешную социализацию.

Работа с такими детьми из семей мигрантов включает в себя, прежде всего, организацию, развитие и совершенствование системы педагогической поддержки.

Цель – педагогическая поддержка адаптации и социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной школы.

Задачи:

  1. Изучить уровень подготовки обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов по интеграции в образовательную и воспитательную среду детей-мигрантов.
  2. Изучить процесс адаптации детей – мигрантов при интеграграции в образовательную и воспитательную среду.
  3. Оказать педагогическую поддержку детей-мигрантов в образовательной и воспитательной среде в условиях общеобразовательной школы.
  4. Провести мониторинг и анализ внедрения в систему образовательной и воспитательной среды педагогической поддержки детей-мигрантов.

Для детей мигрантов важным является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения в новой языковой и культурной среде, так как, попадая в школьную среду, ребенок оказывается перед множеством разнообразных факторов, касающихся всех сторон жизни: обучение в школе, взаимоотношения с учителями, общение со сверстниками, отношение к тем или иным требованиям и нормам.

Исходя из перечисленных выше проблем в педагогической поддержке детей-мигрантов должна вестись работа с обучающимися, педагогами, родителями (законными представителями) образовательного учреждения в направлении толерантного отношения к детям-мигрантам, обучения навыкам коммуникациии и помощи в формировании жизненных установок.

План и структура психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов

План и структура педагогической поддержки детей-мигрантов направлена на взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения и осуществляется на основе следующих мероприятий:

№ п/п

Тема

Направление, форма работы

Ответственный

Диагностическая деятельность

1

Определение уровня подготовки для обучения в классе

Диагностика уровня обучения

Классный руководитель, учителя по предметам обучения, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

2

Изучение медицинской карты ребенка-мигранта

Диагностика уровня здоровья ребенка-мигранта

Фельдшер ОУ

3

Изучение уровня развития устной и письменной речи ребенка

Диагностика устной и письменной речи ребенка-мигранта

Учитель-логопед

4

Предварительная оценка психического здоровья ребенка

Диагностика психического здоровья, оценка наличия уровня стресса, «утраты»

Педагог-психолог

5

Социальная карта ребенка-мигранта

Диагностика социальной характеристики семьи, обследование жилищно-бытовых условий

Социальный педагог

Образовательная деятельность

1

Помощь в обучении ребенку-мигранту в процессе адаптации и социализации

Методическое объединение

Руководители МО ОУ

2

Одаренные дети

Участие детей-мигрантов в разработке учебных проектов

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя

3

Русский язык по специальной подготовке

Дополнительные занятия по специальной подготовке детей-мигрантов для обучения русскому языку

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя, классные руководители, родители (законные представители)

4

Дифференциация в обучении детей-мигрантов

Дополнительные занятия по поддержке детей-мигрантов в области предметной подготовки

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя, классные руководители, родители (законные представители)

5

Как успешно сдать ГИА и ЕГЭ

Занятия по подготовке детей к итоговой государственной аттестации и единому государственному экзамену

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя, классные руководители, родители (законные представители)

Воспитательная деятельность

1

Мир толерантности

Неделя толерантности в ОУ

Заместитель директора по воспитательной работе, старшая вожатая, педагог-организатор, педагог-психолог, классные руководители, учителя

2

«Планета будущего»

Школьная газета

Старшая вожатая, педагог-организатор, классные руководители

3

«Я за здоровый образ жизни!»

Конкурс детских рисунков

Старшая вожатая, педагог-организатор, классные руководители

4

Школа – территория здоровья и спорта

Приобщение детей-мигрантов к участию в спортивных секциях, спортивных соревнованиях

Учитель физкультуры, инструктор по физическому воспитанию

5

Школа – территория культуры и нравственности

Приобщение детей-мигрантов к участию в кружках эстетического развития и воспитания

Руководители кружков

6

Я - личность

Участие в работе школьной детско-юношеской организации

Классные руководители, родители (законные представители)

6

Я и мое будущее!

Разработка портфолио ребенка-мигранта

Заместитель директора по воспитательной работе, старшая вожатая, педагог-организатор по экологическому воспитанию, классные руководители

7

Школа – территория возможностей

Участие детей-мигрантов в воспитательных мероприятиях ОУ, в олимпиадах по предметам

Заместитель директора по воспитательной работе, старшая вожатая, педагог-организатор по экологическому воспитанию, классные руководители

8

Я и моя семья

Участие детей-мигрантов в совместных мероприятиях с родителями, спортивные праздники, конкурсы и т.д.

Заместитель директора по воспитательной работе, старшая вожатая, педагог-организатор по экологическому воспитанию, классные руководители

9

Мое отношение к окружающей среде.

Участие детей мигрантов в деятельности школьного сообщества «Друзей природы»

Руководитель школьного лесничества, педагог-организатор по экологическому воспитанию

Профилактическая деятельность

1

Секреты здоровья и долголетия

Групповые занятия по развитию ценностных ориентаций и социальных установок на здоровый образ жизни

Педагог-психолог

2

Познай своё «Я»

Групповые занятия по адаптации и социализации детей-мигрантов в среду классного коллектива

Педагог-психолог

3

Взаимодействие с другими людьми

Групповые занятия по развитию коммуникативных навыков детей-мигрантов

Педагог-психолог

4

Моя будущая профессия

Групповые и индивидуальные занятия по профессиональному самоопределению детей-мигрантов

Педагог-психолог, социальный педагог

5

Мы вместе

Групповые занятия по первичной профилактике суицидального поведения и профилактике употребления ПАВ детьми-мигрантами

Педагог-психолог, социальный педагог

6

Основы безопасности и жизнедеятельности

Родительско-педагогический патруль

Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, родители (законные представители)

7

Мои права и обязанности

Совет профилактики

Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, родители (законные представители)

8

Определение образовательного маршрута ребенка-мигранта

ПМПк ОУ

Педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, классные руководители, родители (законные представители)

Консультативная деятельность

1

Родитель XXI века. Какой он?

Родительский клуб – групповое консультирование

Педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог

2

Консультационный пункт

Консультирование детей-мигрантов, их родителей (законных представителей), педагогов ОУ по взаимодействию с детьми

Социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, классные руководители, учителя

3

Наша дружная семья

Индивидуальное консультирование детей из семей мигрантов, родителей (законных представителей)

Социальный педагог, педагог-психолог

4

Педагогическая поддержка детей из семей мигрантов одно из условий успешной адаптации и обучения в школе

Групповое и индивидуальное консультирование педагогов в рамках семинаров, семинаров-практикумов

Педагог-психолог, социальный педагог

5

Психолого-педагогическая поддержка детей-мигрантов

Индивидуальное консультирование детей-мигрантов по вопросам детско-родительских отношений, взаимоотношений с одноклассниками, учителями

Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители

Коррекционно-развивающая деятельность

1

Я и мои эмоции

Групповые и индивидуальные занятия с детьми по коррекции и развитию эмоциональной сферы

Педагог-психолог, социальный педагог

2

Познай своё «Я»

Групповые занятия по адаптации и социализации детей-мигрантов в среду классного коллектива

Педагог-психолог

3

Говорю правильно, пишу красиво

Подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми-мигрантами по коррекции устной и письменной речи, коррекции звукопроизношения

Учитель-логопед

4

Ритмика и правописание

Занятия по логоритмике

Учитель-логопед, педагог-психолог, классные руководители, родители (законные представители)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

   В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей мигрантов становится все более важной и значимой. С психолого-педагогической точки з...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

Презентация Постниковой Елены Анатольевны, учителя истории школы № 404 Колпинского района Санкт-Петербурга: «Особенности работы с детьми-мигрантами в школах Санкт-Петербурга»...

Проблемы работы с детьми-мигрантами

Выступление школьного психолога по проблеме работы с детьми-мигрантами...

Работа с детьми-мигрантами

Презентация о работе педагога с детьми-мигрантами...

План работы с детьми - мигрантами 2018-2019 уч.год

План работы классного руководителя с детьми - мигрантами 2018-2019 уч.год...

План и структура работы с детьми - мигрантов

План и структура педагогической поддержки детей-мигрантов направлена на взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения....