тайм-менеджмент в деятельности учителя
материал
Предварительный просмотр:
Тайм-менеджмент (от англ. time management) – технология организации человеком своего времени и увеличения эффективности его использования. Подразумевает совокупность действий по тренировке осознанного контроля над количеством времени, которое затрачивается на определенные виды деятельности и посредством которого можно существенно увеличивать свою продуктивность и результативность.
Учительский тайм-менеджмент имеет ряд особенностей. Прежде всего, эти особенности продиктованы разнообразием и смешением работы различного вида в течение рабочего дня. Предлагаем вам несколько приемов для эффективности вашей деятельности.
Заведите ежедневник
Во-первых, так вы ничего на забудете, а во-вторых, начав записывать все, что делаете в течение дня, вы увидите, сколько на что уходит времени, и от какого дела можно его отнять. Для планирования можно использовать также онлайн-календари, например Яндекс Календарь, планировщики (Todoist, Trello, TickTick,) или простые to-do листы (приложения, где можно ставить галочки в тексте).
Определите цели
Планирование времени учителя начинается с постановки целей. Их обязательно надо зафиксировать. Делайте цели конкретными и понятными. Не ставьте себе цель «стать преподавателем года» – это непонятно и слишком размыто. Вместо этого, например, задайтесь целью прочитать 10 книг по педагогике, посетить несколько мастер-классов, подобрать индивидуальные задания для отстающих учеников и так далее.
Выделяйте главное
Научитесь выделять приоритеты среди общего потока задач. Так вы разберетесь с наиболее важными делами, сдадите все отчеты в срок и качественно подготовите класс к ВПР. В этом вам поможет матрица Эйзенхауэра – инструмент для разделения задач по критериям важности и срочности. В матрице есть четыре сектора:
1. Важные и срочные дела. Сюда отнесем подготовку к урокам, сами уроки, педсоветы, собрания, срочные отчеты. Сюда входят и нерабочие вопросы – например, поход к врачу. Эти задачи нельзя отменить или перенести. Разбирайтесь с ними сразу.
2. Важные, но несрочные задачи. Это может быть составление программы, расписания на четверть или что-то более глобальное – обучение и саморазвитие, курсы повышения квалификации. Для таких задач составьте расписание и установите сроки выполнения.
3. Срочные, но не важные дела. Это задачи, которые можно и нужно делегировать. Сюда включим некоторые телефонные звонки и встречи, не требующие вашего присутствия, разбор нерабочей почты, готовка еды дома.
4. Несрочные и неважные дела. Просмотр соцсетей, телевизора, чтение рекламных сообщений в почте, заголовков новостей на разных сайтах. Это "пожиратели времени". Откажитесь от этих дел в рабочее время. Сюда относится и стремление к перфекционизму – желание переделывать работу несколько раз, чтобы получить идеальный результат.
Управляйте своим временем. Техники тайм-менеджмента.
1. Ешьте слона по частям. «Слоны» – это объемные и сложные задачи. Делим их на более маленькие и простые этапы. Нужно написать многостраничный отчет? Составьте план того, что нужно сделать и работайте по пунктам. Организация внеклассного мероприятия – тоже задача не из простых. Делим ее на отдельные этапы: составить сценарий, провести подготовительную работу с учениками и их родителями, найти оборудование, закупить костюмы. Выпишите этапы в ежедневник и распределите время на них. «Слона» можно есть по-разному: или постепенно и планомерно, от хобота до хвоста – написание отчета или научной работы от заголовка до заключения. Или использовать технику «швейцарского сыра» – начинать с наиболее приятных частей, постепенно «прогрызая дырки» в задании, пока не дойдете до конца.
2. Съешьте лягушку. Специалисты по тайм-менеджменту советуют начинать день с наиболее сложного для вас дела, чтобы, закончив его, перейти к более приятным для вас вещам. Во-первых, "съев лягушку", вы избавитесь от нависающего груза сложных задач и, во-вторых, почувствуете удовлетворение, ощутите себя победителем, а значит, вам будет легче работать дальше. «Лягушек», как и «слонов», можно есть по частям.
3. Правило двух минут. Не откладывайте на потом «быстрые» дела. Если задача занимает пару минут, разберитесь с ней сразу.
4. «Техника Помодоро». Поставьте таймер на 25 минут и работайте, не отвлекаясь. Сделайте пятиминутный перерыв. Потом снова засеките 25 минут и занимайтесь делом. Смысл в том, чтобы разделять монотонную работу на этапы, между которыми вы получаете заслуженный отдых и делаете, что хотите. Вам будет легче заниматься делом, не отвлекаясь, если вы будете знать, что впереди ждет отдых, чай с печеньем или любое другое приятное занятие. Такое название техника получила благодаря тому, что у человека, который ее описал, был будильник в виде помидора.
5. Метод "90 на 30". По этому методу на работу отводится полтора часа, а на отдых 30 минут. После этого цикл повторяется. В первые циклы выполните самую важную и сложную работу, далее – менее важную.
Время – самый ценный ресурс человека. Управлять им и жить качественно и размеренно можно научиться. Не обязательно пытаться следовать всем техникам из списка. Попробуйте внести в свою жизнь некоторые из них и понять, что подходит именно вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тайм-менеджмент, или Как эффективно организовать своё время
Это маленькие части модульных курсов Педагогического университета из "1 сентября". Т.В. Меркулова,А.Г. Теплицкая"Тайм-менеджмент, или Как эффективно организовать своё время".Мне понравилис...
Семинар № 2 "Навыки личной и профессиональной эффективности"Тайм-менеджмент
Я провожу в школе семинарские занятия по теме "Навыки личной и профессиональной эффективности" По данному напрвлению я прошла все модульные курсы, предложенные педагогам Проектом "Школа цифрового века...
Разработка занятия "Навыки личной эффективности. Тайм-менеджмент."
Продолжение семинара "Навыки личной эффективности."...
Тренинг: Тайм-менеджмент для учителя «Как успевать жить и работать»
Цель тренинга: Научить педагогов более эффективно использовать время. Повысить личную эффективность работы, позволяющие добиваться больших результатов и достигать значимых целей при ...
Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент в школе.
В данной работе представлено обоснование необходимости овладения учащимися навыками тайм-менеджмента, классный час, мотивирующий детей экономит своё время....
Тайм-менеджмент для учителя: как все успеть ?
Самоорганизованность – это не сверхъестественный дар, а скорее навык, искусство, которому можно научиться. Другими словами, организованными и эффективными не рождаются, ими становятся....
Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»
Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...