Особенности речевого развития детей 4-5 лет.
методическая разработка

Буклет разработан для педагогов и родителей детей 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_4-5_let.docx326.15 КБ

Предварительный просмотр:

• Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот.

• Не переходите на "детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим.

Не забывайте развивать и мелкую моторику: развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга.

hello_html_m708dbe28.jpg

Игротека

1. «СЛОВА»: выберите какой-нибудь звук и по очереди называйте слова. Можно поискать предметы дома или на улице.

2. «СЛОВА В ДОРОГЕ»: если вам с ребёнком предстоит долгая дорога, то время пролетит незаметно во время игры в слова. По очереди называйте слова, где последний звук предыдущего слова является началом следующего. Например: ананас-сурок-книга-автобус и т.д.

3.«КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ»:

Взрослый называет слова, а ребёнку нужно назвать как можно больше определений этого предмета. Например: книга – тонкая, толстая, новая, знакомая, интересная, скучная и т.д.

4. «СКАЖИ НАОБОРОТ»:

В этой игре ребёнку нужно как можно быстрее подобрать антонимы к словам, которые вы ему будите говорить. Например: большой-маленький, холодный-горячий, гладкий-шершавый и т.д.

5. Игра «Поймай звук [а]»: взрослый медленно произносит цепочку гласных звуков А У И О А А Э А О У И А и т.д. Детям даётся задание – хлопать в ладоши только когда они услышат звук [а].Аналогично проводится игра с другими гласными и согласными звуками.

МДОУ «Детский сад №50»

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Особенности речевого развития

детей 4 - 5 лет»

hello_html_mdc71693.png

Ярославль

2021

Возраст от 4 до 5 лет называется средним дошкольным возрастом. В это время отмечаются значительные изменения в развитии речи детей. На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче.

• Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением простых звуков и шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах.

В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений!

Нормы

звукопроизношения

Возраст ребенка

Звуки,

появившиеся в речи

2 – 3 года

гласные звуки,

[г], [к], [х], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] и их мягкие пары; [с’], [л’], [й’].

3 – 4 года

[с],[з], [ц]

4 – 5 лет

[ш], [ж], [ч], [щ’]

5 – 6 лет

[р], [р’], [л]

• Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи.

В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка) Эта способность является новообразованием пятого года жизни.

• Значительно обогатился словарный запас: увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Ребенок должен знать:

- названия растений (дерево, трава, цветы), названия фруктов (яблоко, груша, банан), названия овощей (морковь, помидор, огурец), названия птиц;

- прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет (круглый, сладкий, тяжелый и т.д.)

• Грубых аграмматизмов в речи нет, допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением -

тоже вариант нормы: «холодная вода», «болит рука».

• Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности. Особенностью мышления ребенка среднего дошкольного возраста является постоянное сочетание действия и речи.

Как помочь ребенку овладеть чистой речью?

• Для нормального речевого развития ребёнка необходимо, прежде всего, прямое общение со взрослыми. Необходимо следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой, внятной. Развитию четкой артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка. Речь формируется по подражанию, поэтому родителям необходимо контролировать собственную речь. Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу.

• Каждый день читайте ребенку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта

Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с ОВЗ "

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с ОВЗ в раннем и дошкольном возрасте"...

Особенности речевого развития детей с ОВЗ 8 вида.

Выступление на семинаре по логопедии (ноябрь 2014г)....

Особенности речевого развития детей 6 лет.

Выступление учителя-логопеда на родительском  собрании....

Особенности речевого развития детей с открытой ринолалией.

Методическая разработка посвящается проблеме: каковы возможности и условия коррекционной работы с детьми с открытой ринолалией.  Практическая значимость работы состоит в том, что изучены ос...

Отличительные особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта.

В статье описаны отличительные особенности речевого  развития детей с нарушением интеллекта, приведены игры и упражнения для использования дома родителями....