Консультация для педагогов "«Левша – плохо это или хорошо?»
консультация

Игнатова Ольга Геннадьевна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад « Голубок»

Консультация для воспитателей и педагогов

«Левша – плохо это или хорошо?»

                                                         Составил: учитель-логопед

                                       Игнатова О.Г.

                                                             

    Леворукость - это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма и часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребёнка.

Преобладание одной из рук определяется к 4-5 годам. Становится понятно, правша ребёнок или левша. Но на этом формирование предпочтения руки ещё не заканчивается. Степень леворукости (праворукости) продолжает нарастать с возрастом ребёнка, по крайней мере, до 9-10 лет, а возможно, и в дальнейшем.

    Если в 4 года ребёнок предпочитает действовать левой рукой и тем более если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребёнка нельзя. Переучивая, можно сформировать невроз: беспокойный сон, снохождение, тики, навязчивые движения, заикание, ночное недержание мочи. У ребёнка может сформироваться чувство ущербности, комплекс неполноценности, неумение общаться с людьми.

   Если ребёнок одинаково владеет правой и левой рукой, он считается «обоеруким», или амбидекстром (обе руки работают как правая рука). Особенности психики у таких детей могут быть такими же, как у леворуких, но они легко привыкают писать правой.

Леворукие дети обычно очень ранимы, эмоциональны, подвижны, тревожны. Они хуже привыкают к смене обстановки, тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят незначительные отличия предметов, более индивидуализируют окружающий мир. Именно поэтому леворуких детей очень много в школах для художественно одарённых.

Леворукий ребёнок больше чем другие дети подвержен невротизации. У левшей чаще бывают неврозы, так как в праворуком мире они испытывают декстрастресс (правый стресс). Леворукие сталкиваются с тем, что окружающий мир рассчитан на праворуких людей (двери, осветительные приборы, музыкальные инструменты и т.д.). Леворукие часто очень музыкальны, но методики обучения музыке также рассчитаны на праворуких людей.

У леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких, проявляются трудности при обучению письму. У них часто отмечаются зеркальное письмо (частота зеркального письма составляет 85%), выраженные нарушения почерка, тремор, неправильное начертание букв (оптические ошибки), чаще всего у них медленнее скорость и хуже связность письма.

Отмечаются следующие особенности у леворуких детей:

сниженная способность зрительно-двигательных координаций: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений; с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк;

недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, "зеркальность" письма, пропуск и перестановка букв, оптические ошибки;

- поэлементная работа с материалом, раскладывание по "полочкам";

повышенная отвлекаемость, трудности переключения и концентрации внимания вследствие чувствительности их нервной системы;

- речевые нарушения: ошибки звукобуквенного характера;

-   эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность;

сниженная работоспособность и повышенная утомляемость левшей в учебном процессе  вследствие слабости их нервной системы.

Рекомендации педагогам по работе

с леворукими детьми

  1. Леворукие дети затрудняются писать не из-за элементов букв, а из-за неготовности ведущей руки к письму. Поэтому, когда ребёнок учиться правильно держать карандаш, ручку, пытается писать, необходимо чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой.
  2. Чтобы выявить леворукость, используйте тесты М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавского.

Определение ведущей руки (система М. Г. Князевой,В. Ю. Вильдавского)


Для того чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие условия:

1. Лучше, чтобы ребенок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть.

2. Это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребенка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т. п. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребенок не видел их, не отвлекался.

Во всех заданиях, приведенных ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активное действие.

1.Первое задание — рисование. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: “я не умею”, “у меня не получится”. Можете успокоить малыша: “Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся” Подбодрите его, скажите, что он делает все верно. В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков. Проследите за тем, чтобы ребенок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел. 
2. Второе задание — открывание небольшой коробочки, например спичечного коробка. Ребенку предлагается несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: “Найди спичку (фигуру) в одной из коробочек”. Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки. Вы можете использовать для этого задания коробочки со счетными палочками.
3. Третье задание — “Построй колодец из палочек (спичек)”. Сначала из палочек (спичек) строится четырехугольник, а затем выкладываются второй и третий ряды.
4. Четвертое задание — “Игра в мяч”. Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросать мяч в цель, например в корзину, ведерко, круг.
5. Пятое задание — вырезание ножницами рисунка по контуру. Можно использовать любую открытку (вырезать цветок, зайчика, узор и т. п.). Учтите, что более активной может быть рука, которой ребенок держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вы можете получить неверный результат, если размер и форма ножниц не соответствуют руке ребенка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10-15 штук) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки. Можно использовать карточки детского лото Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола перед ребенком и только после этого еще раз сформулировать задание: “Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой”. Для того чтобы ребенку было интереснее, попросите его называть то, что нарисовано на карточках.
6. Шестое задание — нанизывание бисера или пуговиц на иголку с ниткой или шнурок.
7. Седьмое задание — выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько флаконов, баночек (2-3 шт.) с завинчивающимися крышками. Учтите, ребенок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырек.
8. Восьмое задание — развязывание узелков (заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины). Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел).
В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, так как развязывание узелков — процесс довольно сложный и ребенок, как правило, использует обе руки. Можно использовать иной вариант этого задания — составление цепочки из скрепок. Как правило, ребенок в одной руке держит скрепку, а другую скрепку пытается присоединить.
9. Девятое задание — построить из кубиков дом, ограду и т. п. Ведущей является рука, которая чаще берет, укладывает и поправляет кубики. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно продублировать задание, предложив ребенку конструктор, мозаику с конкретным заданием.
10. Десятое задание — для родителей. Это данные о семейной леворукости. Есть ли в семье у ребенка есть леворукие родственники — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки?
  Составьте таблицу из трёх колонок "Левая рука", "Правая рука", "Обе руки", куда заносите полученные результаты. В последнем задании, при ответе "да" поставьте плюсик в колонку "Левая рука".
Если вы получили больше семи плюсов в графе “Левая рука”, то ребенок скорее всего леворукий. 
  Внимательно проанализируйте результаты. Если вы получили все плюсы в графе “Левая рука” за задания 2-9, а за первое — рисование — плюс будет стоять в графе “Правая рука”, то это означает, что бытовые действия ребенок действительно может лучше выполнять левой рукой, а графические — правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой в выполнении графических заданий.

  1. Сколько работать над подготовкой руки к письму.

С леворукими детьми старшего дошкольного возраста достаточно заниматься четыре месяца один раз в неделю по 20 минут.

  1. Что объяснить детям. Объясните детям с ведущей левой рукой правила посадки при письме. Они должны сидеть прямо, не касаться грудью стола, ноги всей ступней ставить на пол, голову немного наклонять направо. Всегда сажайте леворукого ребёнка слева, чтобы ему не мешала рабочая рука соседа.
  2. Необходимо использовать пошаговую подачу материала. Т.е. для обучения левшей идеально подходит разбивка всей системы действий на последовательные операции. Левша должен все воспринимать строго последовательно. Поэтому при объяснении способа действия необходимо выделять этапы выполнения в их четкой последовательности.
  3. Обучение леворуких детей должно быть более ярким и красочным. Необходимо использовать их визуальное восприятие и пространственное мышление.
  4. С целью снижения утомляемости леворуких детей эффективным является поочередное включение в разнообразную деятельность. Также рекомендуется в определенной мере не придерживаться строгой регламентации их деятельности. При этом условии их работоспособность не будет  ниже их праворуких сверстников.
  5. С целью снижения отвлекаемости левшей – не сажать рядом с непоседливым, подвижным, легко возбудимым  сверстником.
  6. Следует  учитывать повышенную эмоциональность  в  понимании левшами  своих успехов и неудач.  Это требует  более  чуткого  и  внимательного  отношения  педагогов  при оценивании  деятельности  леворуких  школьников. Поэтому общаемся с ребенком доброжелательно и спокойно, оцениваем не его самого, а его поступки. Если леворукий ребенок хорошо работал на занятии, соблюдал правила – это следует отметить в конце и похвалить ребенка.
  7. Постоянно напоминать правила поведения в коллективе, правила работы на занятии.
  8. Если леворукий ребенок испытывает на уроке или перемене злость или ярость – использовать безопасные приемы выхода агрессии (например, «лист гнева», приседания).
  9. Если ребенок устал на занятии, можно разрешить ему 1 минуту активности или отдыха.

РЕКОМЕНДАЦИИ

«КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С РЕБЁНКОМ-ЛЕВШОЙ»

  • Не переучивайте леворукого ребёнка – дело не в руке, а в организации мозга. Переучивание приведёт к невротизации ребёнка. Объясняйте ему, что «леворуких» людей очень много, и это тоже разновидность нормы.
  • Для леворукого ребёнка жёсткое соблюдение режима дня может быть непомерно трудным.
  • Леворукость – достоинство ребёнка, его уникальность и неповторимость.
  • Обучение леворуких детей должно быть более ярким и красочным. Необходимо использовать их визуальное восприятие и пространственное мышление.
  • Учитывая повышенную эмоциональную и крайнюю впечатлительность такого ребёнка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.
  • Создать для него благоприятный климат в семье.
  • Не воевать с ним из-за частого упрямства. Постараться отвлечь какой-нибудь игрой.
  • Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный дар, но не стремиться сделать из него вундеркинда.
  • Не предъявлять к нему завышенные требования и не противопоставлять его другим, обычным детям.
  • Во время занятий за столами леворукий ребёнок должен всегда сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая рабочая рука соседа по парте не мешала ему при письме.
  • Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала тетрадь.
  • Тетрадь должна лежать с наклоном так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребёнок, был направлен к середине его груди.
  • Леворукому ребёнку трудно ориентироваться в тетради, строке. Он не может сразу определить сторону, с которой нужно начинать писать, путает направление. В таких случаях левую сторону листа следует маркировать цветным карандашом.
  • Приемы захвата ручки: ручка кладется на средний палец, на его верхнюю ногтевую часть. Ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательный палец легко кладется сверху ручки на расстоянии 1,5 – 2 см от пишущего шарика и управляет движением пальцев. В процессе письма происходит движение слева направо (направление ручки – влево, а движение кисти пальцев – вправо).
  • В процессе письма происходит движение слева направо (направление ручки - влево, а движение кисти и пальцев – вправо).
  • У многих левшей возникают трудности с чтением: например, малыши начинают читать слово не с начала, а с конца. В этом случае можно в текстах или отдельных словах помечать ярким фломастером букву, с которой нужно начинать читать, а позже чертой сверху вниз фиксировать направление взгляда.
  • Если ребёнок пишет печатные буквы зеркально, «в обратную сторону», предложите ему по готовому образцу конструировать буквы из разной длины палочек и верёвочек, а затем научите списывать буквы по пунктирным линиям со стрелками – откуда начинать и куда вести линию.
  • Проговаривайте с ребёнком план написания буквы: сначала…затем… Обращайте его внимание на сходство и различие элементов буквы.
  • Во время утренней зарядки старайтесь давать маленькому левше как можно больше упражнений, в которых были бы задействованы обе руки или ноги, - например имитация плавания «кролем».
  • Леворуким детям особенно полезны занятия, которые будут развивать их сноровку и умение ориентироваться во времени и пространстве. Постарайтесь увлечь ребёнка-левшу ритмикой, танцами, музыкой, у-шу, плаванием и теннисом.
  • Леворукость – не тот показатель особенности развития, на который следует обращать специальное внимание. Если ребёнок здоров, эмоционален, не скован, если у него развита координация движений и он работает непрерывно в течение 5-10 минут, то родители могут не беспокоиться.

10 советов педагогам  леворукого ребенка

  1. Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребенку негативное отношение к леворукости.
  2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда осложняют ситуацию.
  3. Необходимо научиться внимательно, наблюдать за своим ребенком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.
  4. Помните, что леворукость — индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.
  5. Не рекомендуется «пробовать» научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.
  6. Определить ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года и не менять ее, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.
  7. Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.
  8. При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей». Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.
  9. Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами — эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтению.
  10. Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим. От вашего понимания, любви, терпения, умения вовремя помочь зависят успехи  ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Если ребенок плохо говорит"

Материалы консультационных занятий для родителей при обращении в консультационный пункт...

Консультация для родителей "Если ваш ребёнок плохо говорит"

Консультация предназначена родителям детей  с речевыми нарушениями. В ней изложены основные причины нарушения речи у детей, этапы развития речи в норме, ответы на часто возникающие у родителей во...

Консультация для родителей на тему"Гиперактивность-это плохо или хорошо?"

Родителей часто интересует вопрос:"мой  ребенок сверхактивный или просто очень активный?"Когда и как проявляется гиперактивность у детей?В данной консультации даны практические советы п...

Консультация для педагогов «Левша – плохо это или хорошо?»

В стататье даны рекомендации педагогам по воспитанию ребенка левши....

Консультация для родителей "Ваш ребенок плохо говорит......."

Важная информация для родителей о этапах речевого развития детей дошкольного возраста...

Психологическая консультация "Что делать, если подросток попал в переделку или в плохую компанию?"

Цикл консультаций для родителей по вопросам взаимодействия с подростками....

Консультация для родителей "Если ребёнок плохо говорит..."

Учитель-логопед даёт рекомендации родителям о развитии речи детей старшего дошкольного возраста....