Значение логоритмики на музыкальных занятиях
консультация
Музыка является могучим средством в решении коррекционных, воспитательных, развивающих задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_logoritmika.docx | 19.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Значение логоритмики на музыкальных занятиях».
Музыкальный руководитель:
Ворошко Ольга Викторовна.
г. Ярославль МДОУ «Детский сад №109»
2017г.
Основополагающий принцип проведения логоритмических занятий - взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой. Поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.
Логоритмика является одним из эффективных видов работы над развитием речи и ее коррекцией. Внедрение логоритмических упражнений в структуру музыкального занятия позволяет в увлекательной форме решать не только задачи музыкального воспитания, но и задачи по развитию речи и коррекции речевых нарушений.
Система музыкальных занятий в детском саду предполагает интенсивное развитие музыкальных способностей дошкольников. Особенно эта работа важна для воспитанников с нарушениями в развитии речи.
Такие дети отстают от сверстников и в музыкальном развитии.
Их отличает:
-аритмичность;
-плохой мелодический слух и музыкальная память;
-интонационная невыразительность.
Своевременное овладение правильной чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.
В результате соединения речи с движением создаются устойчивые связи трудно дифференцированных «видимых» движений (рук, ног, пальцев) с аналогичными «невидимыми» движениями артикуляционного аппарата (Н.А. Бернштейн). Наличие этой связи позволяет контролировать артикуляцию, дыхание, качество выполнения движений «крупной» и мелкой моторики. Музыка является организующим и руководящим началом на музыкальных занятиях с элементами логоритмики.
Логоритмические занятия направлены на развитие всех компонентов речи, слуховой функции, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей.
На логоритмических занятиях решаются следующие задачи:
-активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
-увеличение объема памяти;
-развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха;
-развитие фонематического слуха;
-развитие пространственной организации движений;
-развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;
-развитие двигательных кинестезий, воспитание выразительности и грации движений;
-формирование, развитие и коррекция слухо - зрительно-двигательной координации;
-развитие физиологического и фонационного дыхания;
-развитие певческого диапазона голоса;
-развитие чувства ритма;
-воспитание умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
-воспитание умения перевоплощаться;
-развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;
-формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.
Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Итогом работы является лучшее усвоение знаний и формирование умений и навыков у детей. На занятиях помимо речевых задач решаются также этические, большое внимание уделяется развитию эстетического вкуса.
Логопедическое занятие включает следующие элементы:
-логопедическую (артикуляционную) гимнастику - комплекс упражнений для укрепления мышц, органов артикуляционного аппарата, рекомендованных Т.В. Буденной, О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьевой;
-чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков, т.к. к 6 годам дети должны овладеть правильным произношением;
-пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;
-упражнения под музыку на развитие мелкой моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
-вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
-фонопедические упражнения по методу В.В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
-песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
-музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
-музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
-упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
-коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
-упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей;
-упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Структура занятия может и не всегда включать все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы над звуком можно варьировать в соответствии с характером нарушения речи у детей.
На занятии должна быть атмосфера радости и доброжелательности. Педагог должен создать детям условия для возникновения удивления, интереса и выражения своих чувств, помочь каждому ребенку обрести веру в себя, организовать ситуацию успеха, поощряя любое усилие с его стороны, радуясь его творческим находкам. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить ненавязчиво, в игровой форме. Следует обязательно включать в занятия коммуникативные игры или танцы. Они построены в основном на жестах и движениях, в житейском обиходе выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, поэтому дают положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще больше способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации климата в детской группе. В коммуникативных танцах и играх не оценивается качество выполнения движений, что раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
Для достижения положительных результатов желательна тесная связь в работе педагогов ДОУ. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель может использовать на других занятиях. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Главный принцип достижения эффективности в работе - индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. В работе используются музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. Таким образом, у детей происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что важно для успешного исправления речевых нарушений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное занятие по логоритмике "Путешествие в деревню»
• Развивать внимание, память, мышление, закреплять представление об окружающем мире• Развивать двигатель...
Музыкальное занятие по логоритмике "Путешествие в деревню»
• Развивать внимание, память, мышление, закреплять представление об окружающем мире• Развивать двигатель...
Статья "Значение логоритмики в развитии ребенка дошкольного возраста"
Статья раскрывает вожное значение логоритмики в развитии дошкольников на музыкальных занятиях....
Значение логоритмики в воспитании детей дошкольного возраста
Логоритмика является своеобразной формой активной терапии, средством взаимодействия в комплексе методик и у...
Коррекция речевых нарушений на музыкальных занятиях с использованием элементов логоритмики, логоритмических упражнений.
Личный опыт работы по логоритмике....
"Значение логоритмики в развитии ребенка дошкольного возраста"
Статья раскрывает значение использования логоритмики в работе с детьми дошкольного возраста....
Музыкальные занятия и логоритмика для детей с синдромом Дауна
Музыкальные занятияи логоритмика для детейс синдромом Дауна...