Влияние занятий по развитию речи на обогащение сюжетов игр.
консультация

Современные дети, к сожалению, не умеют играть.Важно учить дошкольников игровой деятельности, в которой раскрывается и формируется личность ребенка. Решению этой задачи способствуют занятия по развитию речи, особенно в логопедических группах. Занятия по развитию речи позволяют ребенку овладеть словарным запасом, предложно-падежными и синтаксическими конструкциями, необходимыми для полноценной сюжетной игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_zanyatiy_po_razvitiyu_rechi.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

 Ни у кого не вызывает сомнения то, что детей надо учить чтению, счету, письму. Но не менее важно учить детей игровой деятельности, в которой раскрывается и формируется личность ребенка.

Свободная сюжетная игра - самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений - всего того, что в практической деятельности дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Но, кроме ощущения эмоционального комфорта, сюжетная игра имеет значение для психического развития дошкольника, прежде всего для развития воображения, образного мышления. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных изобразительных, речевых и воображаемых действий, совершаемых во внутреннем плане, в «уме». Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: в совместной игре со сверстниками ребенок приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с товарищами. Ролевая игра всегда вызывает речевую активность ребенка: он должен договориться на игру, установить игровые контакты со сверстниками, передать им свое настроение, замыслы, высказать свое отношение к тому, что изображает, аргументировать поступки. Когда дети играют, они не только действуют с игрушками и манипулируют, они еще всегда объясняют, что именно делают. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с ней, подражают гудению самолета, голосам зверей и т. д.

Учитывая вышесказанное, необходимо отметить важность формирования игровых навыков у дошкольников. Решению этой задачи способствуют занятия по развитию речи, особенно в логопедических группах.

Наличие речевого дефекта и сопутствующих ему вторичных нарушений высших психических функций обуславливает сюжетную и речевую неполноценность игр детей с нарушениями речи. Игра часто характеризуется низким уровнем и однообразием сюжетов с шаблонным содержанием. Дети интересуются 2-3 темами игр, в основном, бытового (дочки - матери), реже производственного (шофер, доктор) плана. Игра начинается ситуативно, без предварительного плана. Сюжет игры, ее тема определяются игровыми атрибутами, попавшими в поле зрения ребенка. Ролевая речь представлена незначительно, диалоги крайне редки. Количество употребляемых слов ограничено, составление связного высказывания затруднено. Негативное влияние на развитие игровых навыков оказывает также и нарушение коммуникативной функции речи, что выражается в снижении потребности в общении, несформированности форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения детей.

Занятия по развитию речи позволяют ребенку овладеть словарным запасом, предложно-падежными и синтаксическими конструкциями, необходимыми для полноценной сюжетной игры. Для накопления лексического запаса с помощью самих предметов, рассказов о них и сюжетных картинок детей знакомят с признаками предметов по форме, с величиной, с цветами, с материалами, с названиями профессий, с действиями, с образованием различных словоформ. Проводится работа над предложными конструкциями. Дети учатся строить свои высказывания, употреблять в речи полные, распространенные предложения. Используют для этого сначала наглядный материал, а затем переходят к речи по собственным представлениям. Большое внимание уделяется словесным играм и упражнениям, заданиям, включающим словарную, вопросно- ответную работу, совмещение слов с действиями.

Большое значение имеет развитие диалогической формы речи, которая является основной в сюжетной игре. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации. В диалоге, наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи, большую роль играют и невербальные компоненты - жесты, мимика, средства интонационной выразительности. Достаточное раскрытие темы (предмета речи), смысловая законченность и структурное единство диалога достигаются благодаря занятиям по развитию речи.

Важное значение имеет коррекция просодической стороны речи. В процессе обучения связной речи на занятиях уделяется внимание использованию просодических средств оформления высказываний (интонационное выделение фраз, слов, несущих основную смысловую нагрузку; смысловое паузирование и т.д.). Педагог добивается эмоциональной передачи детьми текста рассказа (при воспроизведении речи персонажей, средств образной выразительности - эпитетов, сравнений, уменьшительно-ласкательных названий предметов и др.), что затем используется в самостоятельной деятельности детей, в том числе игровой.

Подводя итог, можно сказать, что значение занятий по развитию речи в обогащении сюжетов игр огромно. В результате всестороннего развития речи детей однотемный, одноперсонажный сюжет сменяется многотемным, многоперсонажным сюжетом, предполагающим систему взаимосвязанных персонажей, введение новых персонажей, комбинирование разнообразных событий.

Источники:

http://www.maaam.ru

http://nsporta1.ru/

http://xreferat.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Использование на внеклассных занятиях толкового словаря для формирования интеллектуальных навыков, развития речи и обогащения словарного запаса учащихся младшего школьного возраста

Данная статья предназначена для воспитателей и учителей, которые работают со слабослышашими и глухими учащимися. В ней представлены медодические рекомендации по использованию толкового ...

Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся

Мастер-класс  о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...

Проблемы влияния гаджетов на развитие речи.

Проблемы влияния гаджетов на развитие речи....