Чтобы не было беды.
классный час
Предварительный просмотр:
Классный час
«Чтобы не было беды».
Работа на конкурс: «Безопасность глазами детей -2025».
Номинация: Методические разработки.
Разработала учитель-дефектолог: Дегтярёва Людмила Владимировна.
Наименование организации: Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области «Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 11 г. Балашова».
Дата выполнения работы: декабрь 2024 год.
Адрес организации: Саратовская область г. Балашов ул. Юбилейная, 2.
Цель: закреплять знания правил пожарной безопасности.
Задачи:
- обучать детей правилам пожарной безопасности в различных жизненных ситуациях;
- прививать навыки осторожного обращения с огнем;
- развивать чувство гордости за людей профессии пожарника;
- воспитывать взаимопомощь и доброжелательное отношение друг другу, бережное отношение к своему здоровью, чувство ответственности, активную гражданскую позицию.
Оборудование:
рисунки и плакаты на противопожарную тематику, спортивный инвентарь и спортивное оборудование; мягкие игрушки, машинки, телефон, карточки, мультимедийная установка.
На доске записано стихотворение, рисунки по теме.
"Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты, она мала,
Но от спички - невелички
Может дом сгореть дотла!
Ход мероприятия:
(Стук в дверь. Заходит старшеклассник в костюме пожарного).
Пожарный:
Здравствуйте, ребята!
С огнем бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (Пожарные)
Пожарный:
Молодцы, ребята, угадали, кто я.
Сценка: вбегают 2 «мальчиша-плохиша».
1-й Мальчиш:
Чем бы нам с тобой заняться?
2-й Мальчиш:
Что бы такого сделать плохого?
(Осматривается, поднимает спичечный коробок.)
1-й Мальчиш:
О! Спички, так, так. Я, кажется, придумал. Давай мы с тобой костерчик разведем!
2-й Мальчиш:
Вот здорово! Давай!
(Достают спички, пытаются зажечь.)
Пожарник:
Ой, что вы делаете?
(Мальчиш от неожиданности роняет коробок.)
1-й Мальчиш:
Что вы кричите? Пожар что ли?
Пожарник:
Не появись я вовремя – пожара бы не миновать.
2-й Мальчиш:
Ой, Ой, ой! Из-за какой-то малюсенькой спички?
Пожарник:
А вы послушайте стихотворение:
Ростом спичка-невеличка,
Не смотрите, что мала.
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шутить нельзя.
1-й Мальчиш:
Ух, ты! А мы и не знали, что маленькая спичка может быть такой хулиганкой.
Пожарник:
А ведь причиной пожара может стать не только спичка. Оставайтесь с нами, ребята, и узнаете много полезного и интересного: о правилах поведения при пожаре, о том, какие меры безопасности необходимо соблюдать, чтобы не стать жертвой огня.
Мальчиши:
Ладно, уж, останемся! Вдруг пригодится.
Пожарник:
Вот и хорошо, а я вам расскажу сказку об огне.
Жил-был огонь. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал всё подряд и был злейшим врагом всего живого. Повстречал огонь человека:
- Слушай, человек, давай померимся силой.
Тот согласился, вот начался бой. Человек заманил его к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился огонь:
- Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить.
Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям, стал другом. Но когда он попадёт в руки маленьких детей или взрослых, которые обращаются с ним небрежно и невнимательны к нему, то он показывает свой характер: старается убежать от них и гулять по домам, по строениям, по лесам, по лугам, по деревьям. Недаром есть пословица «Дерево с огнём не дружит».
Ведущий:
Да, ребята, огонь – один из самых первых друзей человека. Тысячи лет назад он согревал человека, защищал от диких зверей, помогал готовить пищу. Он и сейчас остается нашим другом. Без огня нельзя согреться в лесу, нельзя приготовить пищу на газовой плите, нельзя растопить печь. Но если с ним не дружить, он может превратиться в злобного и жестокого врага. Огонь - давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Он, верно, служит людям в повседневном быту и на производстве.
1 ученик. (Ученики рассказывают стихотворения, а учитель показывает слайды
к ним).
А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен.
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.
Ведущий:
Но случается, что когда огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.
2 ученик.
Злой огонь - огонь пожара,
Злой огонь - огонь войны!
От безжалостного шара
Дни темны, поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь гасить должны!
Ведущий:
Часто пожары возникают по вине школьников. Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят ребята вблизи строений или строительных площадок. Увлекшись игрой, дети забывают потушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры разлетаются на большие расстояния.
3 ученик.
Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты, она мала,
Но от спички - невелички
Может дом сгореть дотла.
Крепко помните, что спички -
Не игрушка для ребят!
Ведущий.
Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, такими как бензин, ацетон, лак. Подобное грозит взрывами, а значит, тяжелыми ожогами и увечьями. Очень хорошо, что многие из вас помогают своим родителям в домашних делах, умеют приготовить обед или выгладить белье. И здесь также надо помнить о пожарной безопасности. Грозит пожаром, оставленный без присмотра включенный утюг или плитка. Уходя из дома, никогда не забывайте выключать их или другие электрические приборы.
4 ученик.
При пожаре, при пожаре
Знает каждый гражданин:
При пожаре, при пожаре
Набирают "Ноль - один!"
И вот машины красные
Спешат в места опасные,
Прохожие сторонятся-
Пожарные - торопятся!
Ведущий: А теперь, ребята, проведём игровой конкурс. Он будет состоять из нескольких эстафет. Но прежде, чем перейти к эстафетам, нам необходимо разделиться на 2 команды и придумать им название.
Итак, начинаем игровой конкурс.
1. Эстафета «Лучший водитель».
И вот машины красные
Спешат в места опасные
Прохожие сторонятся –
Пожарные торопятся!
А сейчас спрошу ребят,
Кто стать пожарными хотят? (выходят два ученика). Играющие садятся на стул, к стульям протянуты шнуры, за концы которых привязаны машинки. Кто первым приблизит машину к себе, тот и победит.
2. Эстафета «Всё в дыму».
Обучающиеся становятся в две команды по 5 человек. Каждая команда должна пройти на корточках («гусиным шагом») «задымленное помещение» до двери, дыша при этом через мокрую тряпку. За каждую ошибку начисляются штрафные баллы.
3. Эстафета «Спасение».
К перекладине гимнастической лестницы (в верхней ее части) привязаны детские мягкие игрушки (по количеству участников команды). По сигналу первый игрок бежит к своей лестнице, залезает, отвязывает одну игрушку, возвращается к команде и передает эстафету следующему игроку. Чья команда быстрее справится с заданием.
4. Эстафета «Вопрос – ответ».
Ведущий задает вопросы обеим командам одновременно. Команда, давшая правильный ответ быстрее, получает красную карточку. Очки присваиваются по количеству заработанных карточек.
Вопросы:
1. Ты один дома, смотришь любимую передачу, и вдруг у тебя задымился телевизор. Что нужно сделать?
а) Залить телевизор водой.
б) позвать кого-нибудь на помощь.
в) попытаться потушить, а если не получится, вызвать пожарных.
г) отключить ток, накинуть па телевизор плотную ткань, позвонить по телефону 01.
2. Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа. Что ты сделаешь?
а) первым делом зажгу свет и спичкой проверю, откуда идет газ
б) пойду, понюхаю откуда пахнет
в) позвоню в газовую службу и пойду на улицу ждать, когда они приедут
г) открою окно, постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04 и все это буду делать, не включая света.
3. В доме начался пожар, который ты не можешь потушить. Что делать?
а) Убежать
б) Закричать.
в) Вызвать пожарных.
4. Какой орган при пожаре защищает ватно-марлевая повязка? (Дыхание.)
5. Средство пожаротушения. (Огнетушитель.)
6. Какой выход надо искать во время эвакуации при пожаре в магазине, кинотеатре и других общественных местах? (Аварийный.)
7. Номер пожарной службы? (01.)
8. Почему телефон пожарной службы – 01?
01 – простой, его всякий запомнит,
01 – номер короткий, на пожаре дорога каждая минута,
01 – номер удобный, его в темноте легко набрать на диске телефона.
Ведущий: А сейчас, ребята, я вам предлагаю поиграть в игру "Это я, это я, это - все мои друзья!"
- Кто, услышав запах гари,
Сообщает о пожаре? "Это я, это я, это - все мои друзья!"
- Кто из вас, заметив дым,
Говорит: "Пожар! Горим!" "Это я, это я, это - все мои друзья!"
- Кто из вас шалит с огнем.
Утром, вечером и днем?
- Кто костров не разжигает
И другим не разрешает? "Это я, это я, это - все мои друзья!"
- Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол -
Еле сам живой ушел?
-Кто от маленькой сестрички
Прячет дома, дети, спички? "Это я, это я, это - все мои друзья!"
Ведущий: Ребята, а вы любите читать произведения? А какую литературу вы любите читать? А вы читали книги о пожарах? А вот сейчас и проверим. Я вам предлагаю послушать и отгадать из каких произведений взяты эти строки?
"Море пламенем горит,
Выбежал на море кит,
"Эй, пожарные, бегите!
Помогите! Помогите!"
(К. Чуковский "Путаница")
"А недавно две газели
Позвонили и запели:
-Неужели, в самом деле
Все сгорели карусели?
-Ах, в уме ли вы, газели?
Не сгорели карусели,
И качели уцелели!"
("Телефон" К.И. Чуковский)
"Тили - тили - тили - бом
Загорелся Кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила,
Бежит курица с ведром,
Заливает Кошкин дом".
(Русское народное творчество)
Пожарный:
Ребята, сегодня вы получите памятку «Запрещается – разрешается». Поместите ее на видное место в доме, расскажите о том, что узнали родителям, младшим братьям и сестрам.
Запрещается:
Бросать горящие спички, окурки в помещении.
Небрежно, беспечно обращаться с огнем.
Выбрасывать горячую золу вблизи строений.
Оставлять открытыми двери печей, каминов.
Включать в одну розетку большое количество потребителей тока.
Использовать неисправную аппаратуру и приборы.
Пользоваться поврежденными розетками.
Пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов.
Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.
Оставлять без присмотра топящиеся печи.
Разрешается:
Защищать дом от пожара.
В случае возникновения пожара вызвать пожарную охрану.
Использовать все имеющиеся средства для тушения пожара.
Подавать сигнал тревоги.
Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара.
Знать план эвакуации на случай пожара.
Кричать и звать на помощь взрослых.
Двигаться ползком или пригнувшись, если помещение сильно задымлено.
Вывести из горящего помещения людей, детей.
Набросить покрывало на пострадавшего.
Ведущий: Ребята, наше мероприятие подошло к концу, и давайте его закончим песней
Песня на мотив "Мы желаем счастья Вам"
В мире, где бывает иногда
Очень, очень страшная беда,
Кто-то поиграл с огнем, и начался пожар.
При пожаре 01 звони,
Точно адрес дома назови,
И на помощь вмиг придут
К вам пожарные.
Очень просим вас, друзья,
Не играть с огнем никогда.
Со спичкой не играй,
И утюг ты выключай.
Ацетон, бензин и лак
Не бери, дружок, просто так.
Они горят легко.
До беды недалеко!
Очень просим вас, друзья,
Не играть с огнем никогда,
И если вдруг беда,
"Ноль - один" звони всегда!
С огнем не играй никогда!
Список литературы:
1. Абрамова Э.Г. Огонь – друг и враг человека / Начальная школа, № 6, 2006.
2. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост.: М.П. Фролов и др. – М.: ООО “Издательство ACT”, 2000.
3. Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов
/ сост. О.В. Павлова, Г.Н. Попова, Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2006.
4. Пожарная безопасность в школе: методическое пособие / Л.Ю. Скрипник. – 3-е изд. – М.: Айрис-прес, 2006.
5. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Под ред. Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной. СПБ: Детство - Пресс,2014.
7. Журнал. Воспитатель ДОУ, №7, 2010 г. Пожарная безопасность. П.Р. Игнатова
Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. Москва.2008.
8. Брешина В.И. Педагогам и родителям о пожарной безопасности. Учебное пособие Москва,2014
9. Петухова Е.Н. Неделя пожарной безопасности в ДОУ. // Дошкольная педагогика. - 2009 - №1
10. Пикулева Н. Пожарная безопасность.// Дошкольное воспитание. – 2007 - №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Чтобы не было беды"
Данная игра может быть проведена на классном часе в средних классах по пожарной безопасности...
«Чтобы не было беды»
Занятие направлено на создание условий для закрепление знаний детей о правилах безопасности дома, на улице, в природе....
"Чтобы не было беды"
Классный час по теме: "Чтобы не было беды" расчитан на детей 3-5 класса....
«Чтобы не было беды» (цикл занятий по ОБЖ для детей младшего школьного возраста)
Конспект занятий по темам: 1.Где нас подстерегают опасности. 2. Безопасный дом. 3. Безопасная дорога. 4. Незнакомые люди и новые друзья....
Классный час для 6кл. "Чтобы не было беды"
- познакомиться с правовыми нормами и видами правонарушений;- развивать представления о последствиях противоправных деяний;- развивать способность соотносить собственные чувс...
квн "Чтобы не было беды"
В методической разработке представлен материал по противопожарной безопасности в лесу. Необходимо вести противопожарную пропаганду, которая должна стать важным звеном в профилактике лесных пожар...
Учебно-методический материал в помощь педагогам туристско-краеведческой направленности "ЧТОБЫ НЕ БЫЛО БЕДЫ..."
Часть 1. Содержит:обеспечение безопасности в путешествиивыбор стоянки для приваланеподготовленность туристов, некачественное снаряжение, питаниеслабая физико-психологическая и техническая подготовка у...