Сценарий педсовета "Трудный ребенок - кто он?"
методическая разработка

Бузанова Ольга Васильевна

Сценарий и презентация педсовета по воспитательной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_trudnyy_rebenok.docx45 КБ
Файл pedsovet_trudnyy_rebenok.pptx162.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Трудный ребенок – кто он?

(Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся)».

  1. Вступительное слово заместителя директора по ВР.

Тема сегодняшнего педсовета «Трудный ребенок – кто он? (Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся.)».

Цель педсовета:

  • анализ сложившейся ситуации по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в школе
  • разработка механизма действий по предупреждению правонарушений несовершеннолетних

Задачи:

  • определить проблемные направления в работе по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
  • определить сферы взаимодействия центра образования со службами и учреждениями профилактики правонарушений несовершеннолетних;
  • определить основные направления деятельности по профилактике, выбрав соответствующие формы и приемы работы с учащимися, оказавшимися в социально опасном положении и их родителями.

Молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. Дети не готовы к преодолению возрастающих стрессовых ситуаций и страдают от их возможных негативных последствий. Поэтому на педагогов возложена огромная ответственность за воспитание личности с социально-активной позицией.

Недавно я побывала на открытом классном часе по безопасности детей на каникулах. И мне очень понравилась формула безопасности, которую, как мне кажется, можно отнести и к профилактической работе:

- предвидеть;

-по возможности – избегать;

-при необходимости – действовать.

А сейчас я предлагаю вам поработать в группах и ответить на вопрос «Кто он-трудный ребенок?

Задание для групп (на 15 минут): подумайте и каждый из членов группы запишите на отдельных листочках по одному качеству «трудного ребенка». Чтобы качества не повторялись, прежде чем записать, вы должны проговорить его вслух, чтобы другие члены группы не повторяли его. Когда все закончат свою работу, из всех характеристик выделите 9, которые наиболее точно подходят к определению «трудный ребенок».

Разложите 9 выбранных карточек в квадрат и составьте из полученных характеристик 3 предложения «Трудный ребенок – это…» (запишите их). Выберите из них одно предложение, по мнению группы, наиболее удачное и озвучьте всем при обсуждении.

Мы с вами определились, кто такие - трудные дети. Возвращаемся к нашей формуле.

1. Предвидеть. Мы с вами прекрасно знаем, что у любого поступка, у любого поведения есть причины, одна или несколько. Я предлагаю группах определить и написать причины того или иного поведения, почему тот или иной ребенок становится трудным – можно на примере тех характеристик, которые вы указали в предыдущем задании (работа в группах 7 минут). Каждый член группы проговаривает 2 причины, из них выбираются 4 -5 самые существенные.

Что является причиной асоциального поведения  несовершеннолетних учащихся?

  1. Отклонение в поведении  - это внешняя форма проявления внутреннего состояния личности  - оппозиция учащегося к миру взрослых, негативное отношение к общественным делам и ценностям коллектива. Подобное поведение нередко можно встретить и у нравственно развитого  учащегося. Это может быть неординарный учащийся, с самостоятельным складом ума, вошедший в противоречие с рутинной педагогикой и косными традициями. Это может быть учащийся с отклонениями в психическом развитии. И к сожалению, это встречается все чаще.
  2. Педагогическая запущенность –это комплексное отклонение нравственных представлений, отношений и поведения учащегося, обусловленное неблагоприятной микросредой и недостатками учебно-воспитательного процесса -  неблагоприятные условия семейного воспитания, отрицательное влияние социальной среды, недостатки и ошибки воспитания в ОУ.

Неблагополучные малоимущие семьи, неполные семьи, благополучные семьи (дефицит воспитательных ресурсов).

Трудновоспитуемость – это повышенная сопротивляемость личности педагогическим воздействиям, вследствие чего затрудняется педагогическое общение.

    В условиях социально – экономического кризиса в последнее время возрастает наркомания, токсикомания, алкоголизм, суицидность. Идет криминализация подростковой среды, омоложение преступности, растет рецидивная преступность среди несовершеннолетних. Причин тому множество. Одной из них является недостаточное внимание со стороны педагогов «трудным»  детям, недоработки в воспитательно-профилактической  работе. Предлагаю вам выполнить тест, который позволит  каждому из нас определить эффективность воспитательно-профилактической работы.

                       Входной тест для педагогов (работа в группах).

Отвечать «да» или «нет»

  1. Веду наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, фиксируя результаты в индивидуальном дневнике наблюдений.
  2. Ежедневно слежу за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми учениками.
  3. Ставлю в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
  4. Совместно с учителями-предметниками постоянно держу на контроле вопрос успеваемости.
  5. Строго слежу за выставлением оценок в дневник.
  6. Имею тесную связь с тренерами, руководителями кружков, контролирую занятость трудновоспитуемого в свободное время.
  7. Ежедневно уделяю внимание трудновоспитуемому.
  8. Каждую четверть заслушиваю трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости приглашаю на Совет профилактики школы.
  9. Не использую нравоучений. Не подчеркиваю проступки, воспитываю на положительных примерах.
  10. Вовлекаю трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, использую общественные поручения.
  11. Обучаю детей методам самовоспитания.
  12. Нейтрализую негативное влияние родителей (если оно имеется), стараюсь нормализовать семейную обстановку.
  13. Привлекаю родительскую общественность для перевоспитания трудновоспитуемых детей.
  14. Поддерживаю тесную связь с отделом полиции по делам несовершеннолетних.
  15. В конфликтных ситуациях не стараюсь одержать победу любой ценой, считаю, что иногда можно и уступить.
  16. Действую только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушиваю все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказываю мнение, вносящее поправки в услышанное.
  17. Стараюсь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились со мной своими неприятностями.
  18. Не ставлю на ребенке крест.
  19. Не загоняю ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
  20. Беседу всегда начинаю с дружеского тона.
  21. Диалог начинаю с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
  22. В процессе общения инициативу держу в своих руках, стараюсь диалог вести на равных.
  23. Умею смотреть на вещи глазами подростка.
  24. Общаясь с подростком, стараюсь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.

Подведение результатов:

От 20 до 24 «да». Вы на правильном пути. Работайте в том же направлении и ваш ученик обязательно исправится.

От 15 до 19 «да». К сожалению, вы еще не достаточно освоили методы и приемы работы с трудновоспитуемыми детьми, необходимо самосовершенствоваться и самообразовываться.

Менее 15 «да». Необходимо срочно пересмотреть свои взгляды на воспитание детей, иначе вас ждет педагогический провал.

Следующая часть формулы – по возможности избегать. К сожалению, часто причиной того, что ребенок становится трудным, бывают и наши педагогические ошибки. Мы неоднократно говорили о теории поколений, обсуждали, что каждое следующее поколение отличается от предыдущего, дети все время меняются, но все равно, почему то не все хотим признать, что педагог тоже должен меняться, и иногда достаточно быстро, что быть в ногу с нынешним поколением детей

 Педагогические ошибки.

  1. Отставание форм и методов воспитания от уровня развития современной молодежи (отставание педагога снижает его авторитет).
  2. Обедненность представлений педагога об учащемся, слабый учет индивидуальных особенностей, опора на клише, орицательные стереотипы, созданные на основе отрицательных черт личности, поступков (образ тупицы, хама, циника, вора).
  3. Отсутствие психологической поддержки и защиты со стороны педагога. Не создаются условия для деятельности учащегося, гарантирующие хотя бы первоначальный успех. Вместо создания ситуации успеха, положительного стимулирования поведения и отношения педагог прибегает к репрессивно-запретительным мерам (механизм привыкания к новой репрессии).
  4. Подмена педагогической позиции юридической, упрощенное сведение нравственного конфликта к уголовно-правовому. Вместо духовной работы над нравственной стороной поступка, которая в итоге ведет к приращению, развитию сознания подростка, педагоги опираются на угрозы применения уголовных наказаний, к которым учащийся быстро привыкает.
  5. Неполноценное руководство межличностными отношениями учащегося, слабая осведомленность о его связях. Педагог игнорирует личную невключенность подростка в отношения в классе, группе, не помогает прорвать изоляцию на основе совместного дела и упускает навсегда учащегося. Уйдя в уличную компанию, он становится недосягаемым ни для контроля, ни для воздействия обычными педагогическими мерами.

Если такое произошло, не смогли предупредить, следущий шаг-      При необходимости – действовать. Необходимым условием эффективности воспитательно – профилактической работы является ее систематичность.

Потенциал для успешного воспитания в нашей школе:

 ν Высококвалифицированные кадры.

ν Уроки и курсы внеурочной деятельности.

ν Общешкольные и классные досуговые мероприятия.

ν Школьный  музей, оранжерея, расположенные поблизости ДДТ, ШИ, ДК, спортшкола.

ν Хорошая материально-техническая база школы.

ν Методическая база: воспитательные технологии, методические рекомендации, опыт коллег новаторов.

Каждая группа получает бланк-лист «Система деятельности педагога по работе с трудновоспитуемыми детьми» и заполняет его, проставляя рядом с тем действием, которое в реальной личной практике по значимости является первым, вторым, и т.д.

Группы выполняют задание – 10 минут

Бланк – лист

«Система деятельности педагога по работе с трудновоспитуемыми детьми»

Действие – задача

Ранжирование

Сформировать потребность к самовоспитанию.

7

Выявить причины его трудновоспитуемости

2

Формирование положительных качеств личности

5

Подвергнуть ломке отрицательный стереотип поведения

4

Поставить психолого-педагогический диагноз

3

Сформировать положительный стереотип поведения подростка

6

Изучить личность подростка

1

Специфическая задача образовательного учреждения в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, так как ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является, прежде всего, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста. Ведь именно вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности ребенка, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

Существует разработанная система деятельности по раннему выявлению детей группы риска, которой занимаются классные руководители, специалисты ШСППСС, ШСП.

Профилактическая работа проводится по направлениям:

- организация досуговой деятельности;

- Работа с законными представителями;

- организация полезной занятости и активного отдыха учащихся во время каникул;

- работа с детьми девиантного поведения.

Выступление «Роль социального педагога  в учебно-воспитательном процессе школы. Направления воспитательной работы».

«Роль педагога-психолога в работе с обучающимися с девиантным поведением»

«Организация досуговой деятельности. Организация полезной занятости и активного отдыха в период каникул»

И прежде чем подвести итоги педсовета и завершить обсуждение темы, давайте ответим на вопрос, как каждый из нас должен действовать при работе с трудным ребенком, решив педагогические ситуации

Педагогические ситуации. Трудности в общении с ребенком и пути их преодоления

    Как видите, в рекомендациях помимо организационно – деятельностных аспектов есть еще и психологические.

Психологи выявили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.

а) Привлечь к себе внимание. 

Если ребенок не получает нужного количества внимания, то он находит способ его получить: непослушание. Учителя то и дело отрываются от своих дел, делают замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание непослушанием все–таки получено, лучше уж такое, чем никакого.

б) Показать, что имеет власть над другими. 

Детям особенно трудно, когда взрослые общаются с ними, в основном, в форме замечаний, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством. Смысл такого поведения – отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность.

в) Отплатить, отомстить, взять реванш. 

Дети часто обижаются на взрослых за несправедливое наказание, любимчиков… В глубине души ребенок переживает, а на поверхности – протесты, непослушаемость, неуспеваемость. Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть вам тоже будет плохо».

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность. 

Ребенок потерял веру в собственные силы, накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, у него складывается низкая самооценка. Он может прийти к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится. Пусть я буду плохим».

Предлагаю группам проанализировать ситуации и выполнить задание.

Группы выполняют задание.

Ситуация 1: Ребенок шумит, встревает в разговор взрослых, не слушается. Взрослые обращают внимание на негативное поведение ребенка, раздражаются, делают ему строгое замечание.

Задание:

Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:

а) Привлечь к себе внимание.

б) Показать, что имеет власть над другими

в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Как бы вы поступили в этом случае?

Ответ: Прекращает на время, затем снова начинает. Цель: привлечь к себе внимание.

Рекомендации:

  1. Игнорировать.
  2. Обращать внимание, когда ведет себя хорошо.
  3. Задать вопрос: Может быть, ты хочешь, чтобы я обратила на тебя внимание?
  4. Оказывать ребенку положительное внимание. Придумать совместные занятия, игры, прогулки.

Ситуация 2: Ребенок отказывается делать то, что от него хотят. Взрослые пытаются использовать свою власть, чтобы его заставить, начинают сердиться.

Задание:

Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:

а) Привлечь к себе внимание.

б) Показать, что имеет власть над другими

в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Как бы вы поступили в этом случае?

Ответ: упрямится или усиливает неповиновение. Цель: показать, что имеет власть над другими

Рекомендации

Избегать борьбы за власть, уменьшить свою включенность в дела ребенка, избавить ребенка от излишнего диктата и давления. Для него важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач.

Ситуация 3: Ребенок вредит или портит вещи, может оскорбить. Взрослые считают ребенка подлым и злым, выражают свой гнев и обиду.

Задание:

Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:

а) Привлечь к себе внимание.

б) Показать, что имеет власть над другими

в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Как бы вы поступили в этом случае?

Ответ: Чувствует себя оскорбленным, стремится отплатить еще и за это. Цель: отплатить, отомстить, взять реванш.

Рекомендации

Не показывать свой гнев и обиду, выявить причину мести ребенка и попытаться наладить с ним доверительные отношения.

Ситуация 4: Ребенок не способен научиться самостоятельным навыкам, требует помощи. Взрослые соглашаются с тем, что ребенок ни на что не способен.

Задание:

Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:

а) Привлечь к себе внимание.

б) Показать, что имеет власть над другими

в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Как бы вы поступили в этом случае?

Ответ: ребенок  остается беспомощным. Цель: продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Рекомендации:

Поверить в способности и возможности ребенка, дать ему понять, что в него верят. Найти доступный для ребенка уровень задач, организовать с ним совместную деятельность. При этом ребенка нельзя критиковать. Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый незначительный успех. Постарайтесь подстраховать его, избавить от крупных провалов.

6. Подведение итогов .

     Выполняя задание, вы убедились, что главные усилия нужно направить на то, чтобы переключить свои отрицательные эмоции (гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия. Ведь чем больше недоволен взрослый, тем больше ребенок убеждается, что его действия достигли цели. Поэтому необходимо, прежде всего, изменить собственное отношение к ситуации и перейти к позиции помощи.  Помните, при первых попытках улучшить взаимоотношения ребенок может усилить свое плохое поведение. Он не сразу поверит в искренность ваших намерений, и будет проверять их.

Спасибо за внимание и удачи в воспитательно – профилактической работе.

Решения педагогического совета:

 Способствовать повышению эффективности работы МБОУ ЦО № 45 по профилактике асоциальных явлений в детской и подростковой среде, учитывая следующие рекомендации педагогического совета:

1) Продолжить дальнейшее развитие форм включения детей, (в том числе из числа детей группы риска) в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала урочной и внеурочной деятельности, системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры. (Зам.директора по НМР, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, педагоги физической культуры и внеурочной деятельности)

2) Обновить содержание воспитания за счет внедрения форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания. (Зам. директора по ВР, рук. МО кл руководителей) (конференция «Современные воспитательные технологии»)

3) Шире привлекать детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, конкурсах в волонтерском движении. (педагог- организатор, социальный педагог, классные руководители)

Основные направления профилактической работы.

  1. Наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, результаты фиксируются в индивидуальном дневнике наблюдений.
  2. Систематическое отслеживание посещаемости занятий трудновоспитуемыми учениками. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
  3. Совместно с учителями-предметниками систематически держать на контроле вопрос успеваемости. Строго следить за выставлением оценок в дневник.
  4. Иметь тесную связь с тренерами, руководителями кружков, тем самым  контролировать  занятость трудновоспитуемого в свободное время.
  5. Каждую четверть заслушивать трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости приглашать на Совет профилактики школы.
  6. Установить шефство за трудновоспитуемым учеником.
  7. Вовлекать трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, привлекать к участию в различных формах КТД, использовать общественные поручения.
  8. Обучать трудновоспитуемых детей методам самовоспитания.
  9. Привлекать родительскую общественность для перевоспитания ребенка.
  10. Поддерживать тесную связь с КТД и зональным инспектором.
  11.  Проводить профилактические классные часы  и коррекционно – развивающие занятия (тренинги, игры). 

     Психологические аспекты

  1. Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.
  2. В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.
  3. Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.
  4. Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.
  5. Не ставьте на ребенке крест.
  6. Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
  7. Беседу всегда начинайте с дружеского тона.
  8. Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
  9. В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.
  10. Умейте смотреть на вещи глазами ребенка.

Действие – задача

Ранжирование

Сформировать потребность к самовоспитанию.

Выявить причины его трудновоспитуемости

Формирование положительных качеств личности

Подвергнуть ломке отрицательный стереотип поведения

Поставить психолого-педагогический диагноз

Сформировать положительный стереотип поведения подростка

Изучить личность подростка

Действие – задача

Ранжирование

Сформировать потребность к самовоспитанию.

Выявить причины его трудновоспитуемости

Формирование положительных качеств личности

Подвергнуть ломке отрицательный стереотип поведения

Поставить психолого-педагогический диагноз

Сформировать положительный стереотип поведения подростка

Изучить личность подростка

Действие – задача

Ранжирование

Сформировать потребность к самовоспитанию.

Выявить причины его трудновоспитуемости

Формирование положительных качеств личности

Подвергнуть ломке отрицательный стереотип поведения

Поставить психолого-педагогический диагноз

Сформировать положительный стереотип поведения подростка

Изучить личность подростка

Группы выполняют задание.

Ситуация 1: Ребенок шумит, встревает в разговор взрослых, не слушается. Взрослые обращают внимание на негативное поведение ребенка, раздражаются, делают ему строгое замечание.

Задание:

Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:

а) Привлечь к себе внимание.

б) Показать, что имеет власть над другими

в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Как бы вы поступили в этом случае?

Ответ: 

Ситуация 2: Ребенок отказывается делать то, что от него хотят. Взрослые пытаются использовать свою власть, чтобы его заставить, начинают сердиться.

Задание:

Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:

а) Привлечь к себе внимание.

б) Показать, что имеет власть над другими

в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Как бы вы поступили в этом случае?

Ответ: 

Ситуация 3: Ребенок вредит или портит вещи, может оскорбить. Взрослые считают ребенка подлым и злым, выражают свой гнев и обиду.

Задание:

Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:

а) Привлечь к себе внимание.

б) Показать, что имеет власть над другими

в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Как бы вы поступили в этом случае?

Ответ: 

Ситуация 4: Ребенок не способен научиться самостоятельным навыкам, требует помощи. Взрослые соглашаются с тем, что ребенок ни на что не способен.

Задание:

Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:

Как бы вы поступили в этом случае?

Ответ:

Задание для групп (на 7 минут):

  1. подумайте и каждый из членов группы запишите на отдельных листочках по одному качеству «трудного ребенка». Чтобы качества не повторялись, прежде чем записать, вы должны проговорить его вслух, чтобы другие члены группы не повторяли его. Когда все закончат свою работу, из всех характеристик выделите 9, которые наиболее точно подходят к определению «трудный ребенок».

Разложите 9 выбранных карточек в квадрат и составьте из полученных характеристик 3 предложения «Трудный ребенок – это…» (запишите их). Выберите из них одно предложение, по мнению группы, наиболее удачное и озвучьте всем при обсуждении.

  1. Я предлагаю группам определить и написать причины того или иного поведения, почему тот или иной ребенок становится трудным –можно на примере тех характеристик, которые вы указали в предыдущем задании (работа в группах 7 минут). Каждый член группы проговаривает 2 причины, из них выбираются 4 -5 самые существенные.

Задание для групп (на 7 минут):

  1. подумайте и каждый из членов группы запишите на отдельных листочках по одному качеству «трудного ребенка». Чтобы качества не повторялись, прежде чем записать, вы должны проговорить его вслух, чтобы другие члены группы не повторяли его. Когда все закончат свою работу, из всех характеристик выделите 9, которые наиболее точно подходят к определению «трудный ребенок».

Разложите 9 выбранных карточек в квадрат и составьте из полученных характеристик 3 предложения «Трудный ребенок – это…» (запишите их). Выберите из них одно предложение, по мнению группы, наиболее удачное и озвучьте всем при обсуждении.

  1. Я предлагаю группам определить и написать причины того или иного поведения, почему тот или иной ребенок становится трудным –можно на примере тех характеристик, которые вы указали в предыдущем задании (работа в группах 7 минут). Каждый член группы проговаривает 2 причины, из них выбираются 4 -5 самые существенные.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трудный ребенок – кто он? Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся. Методика воспитательно-профилактической работы 29 марта 2022 года

Слайд 2

Цель педсовета: анализ сложившейся ситуации по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в школе разработка механизма действий по предупреждению правонарушений несовершеннолетних Задачи : определить проблемные направления в работе по профилактике правонарушений несовершеннолетних; определить сферы взаимодействия школы со службами и учреждениями профилактики правонарушений несовершеннолетних; определить основные направления деятельности по профилактике, выбрав соответствующие формы и приемы работы с учащимися, оказавшимися в социально опасном положении и их родителями.

Слайд 3

Количество обучающихся, состоящих на различного вида учетах КДН и ЗП, ОДН КДН и ЗП 1 кл – 1 ученик 6 кл – 1 ученик ОДН 6 кл – 2 ученика 8 кл – 1 ученик ВШУ 1 кл – 1 чел 3 кл – 1 чел 6 кл – 6 чел (с 5 класса) 7 кл – 7 чел 8 кл – 3 чел 10 кл – 1 чел

Слайд 4

Формула безопасности - предвидеть - по возможности – избежать - при необходимости - действовать

Слайд 5

Трудный ребенок – какой он? Работа в группах

Слайд 6

предвидеть Причины асоциального, девиантного поведения (работа в группах)

Слайд 7

Отклонение в поведении - это внешняя форма проявления внутреннего состояния личности - оппозиция учащегося к миру взрослых, негативное отношение к общественным делам и ценностям коллектива. Педагогическая запущенность – это комплексное отклонение нравственных представлений, отношений и поведения учащегося, обусловленное неблагоприятной микросредой и недостатками учебно-воспитательного процесса

Слайд 8

Трудновоспитуемость – это повышенная сопротивляемость личности педагогическим воздействиям, вследствие чего затрудняется педагогическое общение.

Слайд 9

По возможности - избегать

Слайд 10

Педагогические ошибки . 1. Отставание форм и методов воспитания от уровня развития современной молодежи (отставание педагога снижает его авторитет). 2. Обедненность представлений педагога об учащемся, слабый учет индивидуальных особенностей, опора на клише, орицательные стереотипы, созданные на основе отрицательных черт личности, поступков (образ тупицы , хама, циника, вора). 3. Отсутствие психологической поддержки и защиты со стороны педагога. Не создаются условия для деятельности учащегося, гарантирующие хотя бы первоначальный успех. Вместо создания ситуации успеха, положительного стимулирования поведения и отношения педагог прибегает к репрессивно-запретительным мерам (механизм привыкания к новой репрессии).

Слайд 11

4. Подмена педагогической позиции юридической, упрощенное сведение нравственного конфликта к уголовно-правовому. Вместо духовной работы над нравственной стороной поступка, которая в итоге ведет к приращению, развитию сознания подростка, педагоги опираются на угрозы применения уголовных наказаний, к которым учащийся быстро привыкает. 5. Неполноценное руководство межличностными отношениями учащегося, слабая осведомленность о его связях. Педагог игнорирует личную невключенность подростка в отношения в классе, группе, не помогает прорвать изоляцию на основе совместного дела и упускает навсегда учащегося. Уйдя в уличную компанию, он становится недосягаемым ни для контроля, ни для воздействия обычными педагогическими мерами.

Слайд 12

При необходимости - действовать

Слайд 13

Действие – задача Ранжирование Сформировать потребность к самовоспитанию. Выявить причины его трудновоспитуемости Формирование положительных качеств личности Подвергнуть ломке отрицательный стереотип поведения Поставить психолого-педагогический диагноз Сформировать положительный стереотип поведения подростка Изучить личность подростка « Система деятельности классного руководителя по работе с трудновоспитуемыми детьми » (работа в группах)

Слайд 14

Действие – задача Ранжирование Сформировать потребность к самовоспитанию. 7 Выявить причины его трудновоспитуемости 2 Формирование положительных качеств личности 5 Подвергнуть ломке отрицательный стереотип поведения 4 Поставить психолого-педагогический диагноз 3 Сформировать положительный стереотип поведения подростка 6 Изучить личность подростка 1 « Система деятельности классного руководителя по работе с трудновоспитуемыми детьми »

Слайд 15

Профилактическая работа проводится по направлениям: - организация досуговой деятельности; - работа с законными представителями; - организация полезной занятости и активного отдыха учащихся во время каникул; - работа с детьми девиантного поведения.

Слайд 16

Решение педагогических ситуаций ( работа в группах ) Выбрать причину нарушения поведения : Привлечь к себе внимание Показать, что имеет власть над другими Отп латить, отомстить, взять реванш Продемонстрировать свою неспособность

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания "Мы растим счастливого ребенка"

Сценарийродительского собрания по теме: «Мы растим счастливого ребенка: от самопознания к самореализации» Цель: определить критерии родительского отношения к проблеме становления личности ребенка...

Сценарий игры, праздника, акции «Всемирный день ребенка»

Цель акции: укрепление здоровья детей, развитие их физических способностей, популяризация ЗОЖ.     Используемое оборудование: кегли, обручи, цветные кубики или игрушки, флажки,...

Сценарий школьного праздника, посвященного Дню ребенка

В сценарии представлены стихи, сценки, конкурсы, песни, специально подобранные к празднику "День ребенка"...

Сценарий родительского собрания «Помощь семьи в профессиональной ориентации ребенка»

Цели:донести до родителей информацию о новых подходах   профессиональной ориентации школьников, сложившихся в   течение    последнего десятилетия;познакомить родителей с ...

Сценарий родительского собрания «Умеете ли вы любить своего ребенка?»

Цель собрания — помочь родителям проанализировать свое поведение, обратить их внимание на положительные качества своего ребенка, формы проявления любви к нему.Задачи собрания:1. Рассмотреть полож...

Сценарий общешкольного родительского собрания «Поощрение и наказание как метод воспитания ребенка в семье»

Как воспитывать ребенка, чтобы вскрыть лучшее, что в нем заложено, и проявить все лучшее, что есть в нас самих? Одного единственного рецепта нет и быть не может. Точно так же, как нет идеальных ...

Сценарий награждения победителей областного конкурса-выставки творчества дошкольников "Мир увлечений глазами ребенка"

Открытие выставки сопряжено с награждением участников, приславших лучшие работы на конкурс. На открытие прибыли участники дошкольного возраста, поэтому в ходе мероприятия были применены приемы активиз...