Возрастные кризисы школьного возраста
статья
Возрастные кризисы — это периоды в жизни человека, когда происходят ключевые изменения в его психике и поведении. На школьный период приходится три таких кризиса: в 7, 11–12 и 15 лет. Эти цифры условны: и психологи спорят о точном возрасте, и индивидуальные особенности играют большую роль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Что нужно занть учителю и родителям о возрастных кризисах школьного возраста | 14.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастные кризисы в жизни школьников
Возрастные кризисы — это периоды в жизни человека, когда происходят ключевые изменения в его психике и поведении. На школьный период приходится три таких кризиса: в 7, 11–12 и 15 лет. Эти цифры условны: и психологи спорят о точном возрасте, и индивидуальные особенности играют большую роль.
Что происходит в эти кризисные периоды с детьми?
Кризис 7 лет
Ребёнок попадает в непривычные условия — из дома или детского сада в школу. Вокруг новая обстановка, незнакомые сверстники и взрослые. Ребёнок начинает осознавать себя отдельным самостоятельным индивидом: мама далёко, а учительница совсем не похожа на воспитательницу. Семилетка может начать прощупывать новые границы дозволенного: игнорировать обращения (как будто не слышит), оспаривать просьбы взрослого, хитрить (намочить руки вместо того, чтобы помыть). Одновременно ребёнок заинтересован в общении со взрослым на новые для него темы и может даже самостоятельно брать на себя некоторые обязанности, чтобы занять социально значимую позицию в новом обществе.
Как помочь преодолеть кризис?
- Не давить рассказами об огромной ответственности, которую ребёнок теперь несёт.
- Предоставить возможность самому выбирать новые дела.
- Разъяснять причины требований: почему нужно сделать так, а не иначе.
- Напоминать о выполнении поручения и подкреплять уверенностью в том, что ребёнок справится с заданием.
Кризис 11–12 лет
Начинается половое созревание: гормоны роста с половыми гормонами действуют на организм, начинается активное физическое развитие. У подростка просыпается интерес к своей новой внешности и желание экспериментировать с ней. Другой аспект — мотивационный кризис: учиться вроде бы надо, но непонятно зачем. Отсюда могут появляться пропуски занятий, конфликты с учителями. На новый уровень выходят отношения со сверстниками. Подростку совершенно необходимо осознавать, что у него есть друзья, которые его ценят и уважают. Их мнение становится гораздо важнее мнения взрослых.
Как помочь преодолеть кризис?
- Сохранять спокойствие и контакт с подростком: уважать его чувства, выслушивать.
- Понимать, что скачки гормонов могут вызывать бурные эмоциональные реакции, которые школьник физически не может контролировать.
- Бережно относиться к самооценке, ни в коем случае не выставлять в дурном свете при сверстниках («Посмотрите на него, простейшую задачу решить не может», — категорически недопустимо).
Кризис 15 лет
Особенно спорный по границам (кто-то отводит ему период 14–16 лет, кто-то — 16–17 лет). Снова меняются внешние условия: идёт усиленная подготовка к экзаменам, их сдача, поступление в десятый класс (часто с новым коллективом) или колледж. Подросток принимает первые взрослые решения, которые определят его жизнь на ближайшие несколько лет. Конечно, ему страшно ошибиться. Кроме того, он начинает искать своё место в мире, который оказывается гораздо больше класса или даже школы. В этом мире часто приходится жёстко отстаивать свой выбор и свои границы, поэтому школьник испытывает большой стресс.
Как помочь преодолеть кризис?
- Выражать уверенность в том, что задуманное получится.
- Предлагать помощь (шанс, что подросток её примет, ощутимо выше, чем в 12–13 лет).
- Помогать устанавливать чёткие сроки, за которые надо сделать выбор, и контролировать их соблюдение.
- Обсуждать альтернативные варианты, если что-то идёт не по плану. Проговаривать, что другой путь есть всегда, в любой ситуации.
Источник: repit.online
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учет возрастных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях по хореографии.
Соотношение форм и методов обучения хореографии с особенностями детей определенного возраста. Принципы работы педагога по хореографии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста....
Возрастные особенности детей школьного возраста
В статье дается характеристика возрасных особенностей детей школьного возраста...
Доклад-выступление на методическом объединении на тему: "Кризисы развития детей школьного возраста"
Поступление в школу ведет к кардинальному изменению в системе социальных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второго физиологического кризиса приходящегося на возраст 7 лет. В орга...
Доклад на тему: Возрастные кризисы детей дошкольного возраста с ЗПР
Доклад на тему: Возрастные кризисы детей дошкольного возраста с ЗПР...
Возрастные кризисы детей младшего возраста.
Неудивительно, что родители играют такую важную роль в развитии ребенка. Родители и врачи-педиатры не перестают удивляться способности младенцев познавать язык, просто слушая речь....
Особенности развития ребенка при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. Учет индивидуально-типологических свойств личности при переходе ребенка к школе. Рекомендации по воспитанию ребенка в период кризиса 7 лет и организации общения с ним.
Консультация для родителей...
Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту: возрастные особенности и рекомендации по воспитанию ребенка в период кризиса 7 лет и организации общения с ним.
Материал предназначен для родителей обучающихся подготовительной к школе группы...