Доклад на родительском собрании «Роль семьи в воспитании нравственных качеств ребенка»
материал (5 класс)
Цели:
1. Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их арсенала и знаний по нравственному воспитанию ребенка в семье.
2. Формирование в родителях умения воспитывать в детях нравственные качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_rod._sobr.docx | 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на родительском собрании
«Роль семьи в воспитании нравственных качеств ребенка»
Кл. руководитель 5 класса: Шишкова Л.И.
Цели: 1. Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их арсенала и знаний по нравственному воспитанию ребенка в семье.
2. Формирование в родителях умения воспитывать в детях нравственные качества.
Здравствуйте, уважаемые родители! Эпиграфом к нашей беседе предлагаю цитату из восточной мудрости: «Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека».
А начать собрание я хотела бы следующими словами:
Точка, точка, запятая –
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик-
Получился человечек…
Что увидят эти точки?
Что построят эти ручки?
Далеко ли эти ножки уведут его?
Как он будет жить на свете?
Мы за это не в ответе.
Мы его нарисовали – только и всего.
Что вы! Что вы! Это важно!
Чтобы вырос он отважным,
Чтобы мог найти дорогу.
Рассчитать разбег.
Это трудно, это сложно,
Но иначе невозможно.
Только так из человечка
Выйдет человек.
Сегодняшний наш разговор посвящен очень серьезной теме: «Нравственное воспитание детей в семье». Мы часть слышим эти слова: нравственность, безнравственный поступок, высоконравственный человек.
А что же это такое, нравственность? Нравственность – это умение и желание человека жить по моральным нормам, правилам, принципам. Нравственные качества не передаются по наследству как интеллектуальные способности или внешние данные, их надо воспитывать. О том, каким образом их воспитывать, мы сегодня и будем вести разговор.
Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения очень актуальна в наши дни. В какой степени нравственными, добрыми, порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества, а нам с вами в этом обществе жить. И семья в воспитании нравственности играет главную роль. Что бы много мы ни говорили о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как школа, средства массовой информации, улица.
Социологические данные
Давайте посмотрим на социологические данные:
- влияние улицы – 10%.
- влияние школы – 20%
- СМИ – 30%
- семья – 40%.
Таким образом, мы видим: семья является главным институтом воспитания. Здесь ребенок рождается, здесь он получает новые знания об окружающем мире, здесь формируются начальные критерии оценки добра, истины, красоты. Другими словами, начинается процесс воспитания. Именно в семье ребенок первоначально узнает о правилах поведения, которые затем превратятся в нравственные чувства и привычки.
А теперь давайте вместе попробуем разрешить несколько педагогических ситуаций.
Ситуация 1. Учитель сообщает родителям о каком-либо проступке ребенка. Ребенок отрицает это. Родители не замечали за ребенком подобного поведения, поэтому не верят учителю. Но, побеседовав с детьми в классе, они выяснили, что ребенок солгал. Как правильно поступить в этом случае?
Когда вы узнали о каком-то ужасном проступке ребенка не от него, а от посторонних людей, все равно ни в коем случае не начинайте разговор с обвинений и угроз. Как только мы начинаем раздражаться и кричать, ответ на это может иметь обратный результат. Наш гнев лишь утвердит ложь как средство, с помощью которого можно избежать наказаний и упреков. Надо создать такие взаимоотношения в семье, чтобы у ребенка не было потребности обманывать. Если дети нам доверяют, не боятся нас, если у них есть возможность спокойно объяснять свое поведение, будь оно хорошее или плохое, тогда нет нужды говорить неправду.
Особое значение в воспитании честности играет поведение взрослых, личный пример родителей, близких людей. Взрослые должны быть честны даже в мелочах. Маленькие дети не понимают двойной морали. Если вы просите ребенка отвечать по телефону, что вас нет дома, то дети усвоят навыки такого поведения, и честность их будет иметь такой же относительный характер. Ну, а если все же такая щекотливая ситуация случилась с вами и дети стали свидетелем случившегося, признайтесь, что совершили ошибку, что вам неприятно и вам за это стыдно. Все должны стремиться быть честными, искренними и доверять друг другу.
Ситуация 2. Ребенок пришел из школы и делится радостью: «Я получил «5», а у Наташки «двойка». Как отреагировать на такую «радость», когда у детей отсутствует сочувствие и сопереживание?
Наверное, попробовать выяснить причину «двойки» и подсказать своему ребенку не радоваться Наташкиной неудаче, а помочь ей исправить ситуацию.
Ситуация 3. Всем классом дети выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса, строили планы на будущий год. Наконец наступило время еды. Все ребята расположились на поляне, разложили свою еду. Две девочки встали и отошли от класса. Укрылись в тени деревьев и стали кушать вдвоем. На приглашение учителя принять участие в общей еде ответили отказом.
Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Надо учить ребенка радости давать и дарить. Не упускайте возможности предоставить ему повод и шанс почувствовать, как приятно дарить подарки, делать добрые дела и в ответ получать благодарность от друзей и близких.
Очень важно поговорить сегодня о жестокости, которая стала привычной в детской среде. Часто жестокость у детей выступает средством достижения какой-нибудь цели, возможности отнять у другого ребенка что-либо или как способ самоутвердиться среди сверстников.
Причиной детской жестокости, в первую очередь, являются неприязненные отношения в семье, когда родители сами проявляют жестокость по отношению к своим детям, между супругами часто возникают ссоры, сопровождающиеся хамством, оскорблением и криками. Дети усваивают горький опыт своих родителей. А иногда ребенок просто не знает, как себя вести, так как у него отсутствуют навыки культурного поведения.
Причиной жестокости у современных детей могут быть компьютерные игры. Чаще всего детей привлекают отрицательные герои, которые сильные, могущественные и грубые. И, конечно, на проявление жестокости у детей оказывает влияние наше телевидение, где очень много убийств, насилия, крови.
Задача родителей – никогда не проявлять по отношению к своим детям грубость и жестокость, чаще включать в общение добрые слова и ласку, а также научить детей уступать, договариваться и управлять своими эмоциями и, конечно, родителям необходимо более внимательно относиться к покупке компьютерных игр и выбору телепередач для просмотра детьми.
Все мы хотим, чтобы наши дети выросли порядочными, добрыми. Ребенок - это подсолнух – поворачивается к добру, как к солнцу. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, для этого надо доставлять ребенку радость общения с нами. Это может быть радость совместного познания, совместного труда, совместного отдыха. Доброта начинается с любви к людям, прежде всего, к близким и природе. Дети учатся любви и доброте у нас, у взрослых, Поэтому нам необходимо проявлять доброту на деле, а не на словах. Ничто не приносит вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их наставлениями.
Важнейшим условием развития нравственных качеств у ребенка является также воспитание трудолюбия. Основная цель домашнего труда ребенка – воспитательный эффект. Необходимо помочь ему ощутить пользу своих трудовых усилий. Дети младшего школьного возраста с удовольствием берутся за любые дела, но при этом их больше привлекает процесс труда, чем результат, их трудовая активность зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции.
Основной причиной, которая сдерживает привлечение детей к труду, является длительная опека. Сначала родители убирают за маленьким ребенком игрушки, а потом, уже чуть позже, когда он идет в школу, собирают ему ранец. Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на жертву: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастают, таким образом, потребители. Необходимо приучать детей выполнять любую домашнюю работу, внушая детям, что любой труд, направленный на благо, благороден.
У ребенка в семье должны быть постоянные обязанности, которые способствуют воспитанию ответственности за порученное дело. Надо поощрять ребенка за самостоятельность и инициативу, качество выполненной работы. Если у ребенка что-то не получилось, не раздражаться, а терпеливо объяснить ему еще раз. Надо чаще практиковать совместный труд детей и взрослых и никогда не наказывать ребенка трудом, это вызовет у него отвращение к труду. Ребенок должен видеть, что труд – это не наказание, а возможность сделать свою жизнь лучше. Учитывая всё вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
- Семья — это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности.
- «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего - Родины».
Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
Цель и мотив воспитания ребёнка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.
Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.
Нравственность ребёнка - это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.
Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.
Сегодня наша с вами встреча подошла к концу,
и в заключение мне хотелось бы дать вам небольшие рекомендации, которые, я надеюсь, помогут вам в формировании нравственных качеств у ваших детей.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Чаще показывайте детям, как вы их любите, не скрывайте этого.
- Как можно больше времени проводите вместе с детьми, со своей семьёй. Обсуждайте прожитый день, делитесь проблемами, советуйтесь друг с другом.
- Старайтесь знать друзей вашего ребёнка. Знать, где и с кем он играет, проводит время.
- Обсуждайте возникшие проблемы спокойно, без крика и раздражения; тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать.
- Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка. Это сблизит вас.
- Не заставляйте ребёнка доверять ему свои тайны. Этим вы ничего не добьётесь.
- Доверять вам будут, если вы будете не просто родителями, а друзьями, способными понять и сопереживать.
- Будьте примером для ребёнка: ведь как вы относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться в старости.
- Помните, что ребёнок – это гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитывать так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего родного дома.
- Если родители с раннего детства не научились ребёнку говорить «Нет!», то их жизнь может превратиться в нескончаемую дорогу в ад.
- Чаще бывайте в школе. Не забывайте слова известного педагога В.Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное».
Нартикоева Светлана Юрьевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей".
В данной презентации перечислены все правила родительской гармонии. Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Все важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доб...
Презентация к родительскому собранию "Роль семьи в воспитании культуры ребенка"
Красочная презентация в доступной и интересной форме помогает родителям и педагогу найти общий подход к процессу воспитания культуры ребенка.Адресована классным руководителям. социальным педагог...
Родительское собрание. "Роль семьи в развитии моральных качеств подростков"
Подростковый возраст (от 10 до 15 лет) - время бурного и во многом противоречивого развития. В это время происходят значительные изменения и в организме и в психике ребенка, играющие исключительно важ...
родительское собрание « Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей»
Показать родителям значимость духовно - нравственного воспитания детей в семье.Формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицат...
Родительское собрание "Роль семьи в развитии моральных качеств подростков"
Семья — это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья – одна из...
Презентация к родительскому собранию "Роль семьи в воспитании культуры ребенка"
Презентация к родительскому собранию "Роль семьи в воспитании культуры ребенка"...
Родительское собрание «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей»
Родительское собрание «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей» ...