Программа воспитания
рабочая программа
Предварительный просмотр:
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» (далее МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1») находится в городском поселении Излучинска, Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, образовано в 01.09.1987 году, с 01.09.2020 МБОУ "Излучинская ОСШУИОП №1" реорганизована в форме присоединения МБОУ "Большетарховская ОСШ".
Целевая программа развития МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» на 2016 - 2022 гг. «Создание инновационного образовательного учреждения «Школа достижений»». Это школа социально ответственного интеллекта, гибкого ума, высокой нравственности, диалогичной компетентности, здоровья, построенная на принципах взаимоуважения, свободы и ответственности. МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» имеет свой круг традиций, свою символику – герб, флаг, гимн.
МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» реализует программы углубленного и профильного уровней по предметам гуманитарного, технологического, естественнонаучного циклов, предоставляющие широкие возможности выбора образовательных услуг. В соответствии с Уставом реализуются следующие основные общеобразовательные программы:
Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения МБОУ "Излучинская ОСШУИОП №1";
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ "Излучинская ОСШУИОП №1";
Образовательная программа среднего общего образования для 10-11 классов на уровне основного общего образования МБОУ "Излучинская ОСШУИОП №1";
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости);
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1);
В 2020-2021 учебном году в школе сформирован 49 классов - комплектов, из них - 16 классов начальной школы, 22 класса основной, 4 класса средней школы, 7 классов для детей с ОВЗ.
Контингент обучающихся школы (946 человек, из них в школе пгт. Излучинска – 898 человек, в школе с. Большетархово – 52 обучающихся, дошкольную группу общеразвивающей направленности посещают 12 воспитанников) на 67% из полных семей, 39% родителей имеют высшее образование, 15% – многодетные семьи. На данный период в школе обучаются 23 ребенка-инвалида, 29 детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Кадровый состав педагогов школы укомплектован на 100%, что является достаточным для решения образовательных и воспитательных задач.
Труд многих педагогов школы отмечен наградами различного уровня. Почетное звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации» имеют 5 педагогов; почетное звание «Заслуженный работник образования ХМАО - Югры» - 2 педагога; почетное звание «Заслуженный работник физической культуры и спорта ХМАО – Югры» - 1 педагог; почетное звание «Ветеран труда Российской Федерации» - 12 педагогов; почетное звание «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» - 1 педагог; 15 педагогических работников награждены Почетной грамотой министерства Просвещения (Образования и науки) Российской Федерации.
Созданная в учреждении безопасная, здоровьеукрепляющая, многофункциональная, вариативная образовательная среда способствует успешной реализации требований новых ФГОС.
Действующая модель проектирования и управления образовательным процессом позволяет выстраивать эффективные индивидуальные маршруты для обучающихся с учетом их потребностей и запросов семьи, осуществлять полноценную интеграцию основного и дополнительного образования, реализацию программ внеурочной деятельности по ФГОС НОО, ООО, СОО и для детей с ОВЗ и проектов в системе социального партнёрства.
В различных формах в школе реализуются возможности для культурного, интеллектуального, спортивного и творческого развития обучающихся.
Одним из приоритетных направлений образовательной деятельности МБОУ "Излучинская ОСШУИОП №1" является организация эффективной работы с одаренными детьми.
МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» - это не только пространство культурного самоопределения ребенка, но и сфера педагогических влияний, особое сообщество детей и взрослых, где каждый уже сегодня учится жить в будущем.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительного соблюдения законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентира на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализации процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организации основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системности, целесообразности и нешаблонности воспитания как условий его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников – коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, чтобы по мере взросления ребенка увеличивалась и его роль в таких совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел присутствует частичная соревновательность между классами, например спортивные соревнования, и максимально поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы этот опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:
- реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, традиционных мероприятий, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
- вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности и дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности;
- использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
- организовывать деятельность Уголка Боевой и Трудовой Славы как воспитательный потенциал гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания;
- организовывать работу пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей, привлекать обучающихся к организованному каникулярному отдыху, реализуя их воспитательные возможности;
- организовывать в школе волонтерскую деятельность и привлекать к ней школьников для освоения ими новых видов социально значимой деятельности;
- организовывать совместную деятельность для школьников в рамках социального партнерства и реализовывать ее воспитательный потенциал;
- организовывать профориентационную работу со школьниками;
- организовать работу школьных бумажных и электронных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
- развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
- организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела. Традиционные мероприятия».
Ключевые дела – это комплекс главных традиционных общешкольных дел, в которых принимает участие большая часть школьников с 1 по 11 классы и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы.
В МБОУ "Излучинская ОСШУИОП №1" помимо традиционных дел, ежегодно определяется 1-2 Ключевых дела года (основных), тематика которых связана со значимыми календарными датами и событиями, приоритетами страны, округа, района.
Данная деятельность характеризуется участием всех участников образовательного процесса с 1 по 11 классы при взаимодействии всех школьных структур и направлений деятельности.
В реализацию плана основного Ключевого дела года включаются различные формы работы с обучающимися и родителями: мероприятия по параллелям с использованием темы Ключевого дела, конкурсные мероприятия, встречи, мероприятия с внешкольными учреждениями в рамках социального партнерства и другое.
Творческие продукты Ключевого дела (творческие программы, концертные номера, проекты) используются в конкурсных мероприятиях разного уровня и в дальнейшей жизнедеятельности школы.
Тематика основных Ключевых дел за период последних 5 лет определялась следующим содержанием деятельности:
Тема основного Ключевого дела | Итоговое мероприятие |
«Югра многоликая, делами великая» | Фестиваль «Дружба Народов» |
"За честь любимой первой школы!"
| классные мероприятия, мастер-классы, итоговые линейки, подведение школьного конкурса "Лучший класс года" |
"Алло, мы ищем таланты!" | Творческие музыкальные номера от классов. Гала-концерт в рамках Дня Матери |
«Россия, устремленная в будущее» | Районный конкурс исследовательских работ обучающихся "21 век в поисках совершенства" |
Фестиваль "Память" | Фестиваль военно-патриотической песни |
Кроме этого, в школе сформирован круг традиционных мероприятий и дел, являющийся ежегодным для всех или обучающихся конкретных параллелей. Это традиционные праздники и мероприятия, Месячники, Декады и Недели, акции.
Помимо вышеуказанных Ключевых и традиционных дел, в учебном году проводятся общешкольные, социальные мероприятия благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности.
Исходя из Годовой циклограммы основных мероприятий на учебный год (Приложение), можно конкретизировать основные виды и формы деятельности по уровням.
На внешкольном уровне:
- Районный фестиваль исследовательских работ обучающихся " 21 век. В поисках совершенства" и участие в конкурсах проектов разного уровня.
- участие обучающихся в конкурсных мероприятиях творческой направленности разного уровня по результатам Ключевых дел.
- социальные проекты и ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума.
К постоянно действующим социальным проектам относятся проекты благотворительной направленности:
- районная акция милосердия для инвалидов "Душевное богатство" (Администрация Нижневартовского района),
- «Твори добро» (в октябре 2019 года для детского дома г.Нижнеудинска, Иркутской области, пострадавших от наводнения);
- патриотической направленности проект «Вспомним всех поименно…» по сохранению памяти об участниках Великой Отечественной войны;
- экологической направленности «Сделать мир чище», «Чистый Излучинск», «Кормушка» и другие.
- организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих.
На школьном уровне:
- разновозрастные сборы – ежегодные общешкольные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей радости.
- общешкольные праздники и мероприятия – ежегодно или 1 раз в 2-5 лет, проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы. Это мероприятия-события по итогам Ключевых дел:
- Фестиваль «Дружба Народов» / Фестиваль Литературного творчества / Фестиваль военно- патриотической песни "Память", включая Смотр строя и песни / Фестиваль таланта и творчества "Алло, мы ищем таланты".
- Дни открытых дверей с открытыми мероприятиями классных коллективов, мастер-классами;
- Гала-концерты, встречи-концерты.
- торжественные праздники, ритуалы посвящения, традиционные мероприятия, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей:
- «День Знаний» и «Праздник Первого звонка»;
- «Посвящение в пешеходы» (1 классы) в рамках проекта «Успешный читатель»;
- «Посвящение в первоклассники» (1 классы);
- «Литературная гостиная» (10 классы);
- «Посвящение в читатели» (1 классы);
- Конкурс «Лучший ученик года» (8-11 классы);
- «Прощание с начальной школой» (4 классы);
- «Праздник Последнего звонка» (9, 11 классы);
- Торжественные церемонии вручения аттестатов (9, 11 классы).
- церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу:
- торжественные линейки по итогам участия классных коллективов и обучающихся в общешкольных делах и мероприятиях разного уровня (1 раз в четверть/полугодие);
- Слет олимпиадников (по итогам участия обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников);
На уровне классов:
- выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
- творческие бенефисы классных коллективов;
- проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Классное руководство и наставничество»
Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
- проведение классных часов в соответствии с тематическим планированием классных часов на учебный год при участии в подготовке тем творческими группами обучающихся класса, а также часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
- сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
- выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом.
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
- проведение мини-педсоветов, советов профилактики, заседаний годичных команд учителей (педагогический состав учителей отдельного класса), направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке через совместную с классным руководителем подготовку к школьным смотрам, творческим программам и номерам, участию в акциях;
- привлечение учителей к участию в работе классных родительских собраний или собраний по индивидуализации обучения и воспитания обучающихся с участием учителей годичной команды класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей в форме участия.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
- помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности
и дополнительного образования»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования преимущественно осуществляется через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов деятельности, представленных в учебном плане внеурочной деятельности с 1 по 11 классы и перечне объединений дополнительного образования.
Внеурочная деятельность в 1-11 классах организована по 5 направлениям развития личности в соответствии с учебным планом: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное.
Работа объединений дополнительного образования организована по программам различной направленности: физкультурно-спортивной, художественной, социально-педагогической, технической, естественнонаучной.
Интеллектуально-познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира:
- внеурочные занятия: "Точка роста", "Информатика", "Логомиры", "Риторика", "В мире математики", "Занимательная физика", "Экологическое воспитание", "Занимательный английский", "Шахматы", "Умники и умницы".
Художественное творчество. Трудовая деятельность.
Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие, воспитания у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду:
- внеурочные занятия: "Школьная жизнь" (выпуск школьных журналов), "Билет в будущее" (профориентация обучающихся), вокальный ансамбль "Бархатные голоса", "Театральная студия".
Техническое творчество.
Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на раскрытие творческих способностей, инженерной мысли, воспитания у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду:
- внеурочные занятия "Робототехника", "Первые шаги в программирование", "Технология", "Я - исследователь"
Духовно-нравственное, проблемно-ценностное общение.
Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие, на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей:
- внеурочные занятия "Социокультурные истоки", "Этика: азбука добра", "Все цвета, кроме черного", "Я принимаю вызов", "Основы финансовой грамотности", "Я и общество", "Проектная деятельность", "Российское движение школьников", "Волонтеры "Лига добра"", "ОДНРК", "Удивительный мир слов".
Спортивно-оздоровительная и игровая деятельность.
Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде:
- спортивные секции «Плавание. Начальная подготовка».
- внеурочные занятия "Спортивные игры. Волейбол", "Общая физическая подготовка", "Здоровый образ жизни", "Подвижные игры", "Разговор о правильном питании", "Я пешеход - я пассажир".
Патриотическая, гражданская, социальная деятельность.
Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, основы безопасности жизнедеятельности, развитие их ценностного отношения к государственным устоям, гордости за героическое прошлое Родины, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, достоинства и чести:
- объединения - кружки Кадетское объединение "Альфа и Омега", "Юный спасатель", "Юнармия".
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация взаимопомощи мотивированных и эрудированных учащихся с неуспевающими одноклассниками, дающая школьникам социально значимый опыт сотрудничества;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом.
На уровне школы:
- через деятельность выборного Управляющего Совета МБОУ "Излучинская ОСШУИОП №1" создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
- через деятельность Совета обучающихся, объединяющего лидеров классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов;
- через работу постоянно действующего Координационного совета обучающихся МБОУ "Излучинская ОСШУИОП №1", инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.):
- день самоуправления и праздничный мероприятия ко Дню Учителя,
- социальные акции (благотворительные, экологические, профилактические),
- проекты "Подвижные перемены" для обучающихся начального звена, "Марафон добрых и полезных дел", "Инициатива", "Новый взгляд".
- новогодние мероприятия: подготовка спектакля для младших школьников, дискотек;
- социальные проекты «Вспомним всех поименно…» с участием во Всероссийской акции «Бессмертный полк», "Галерея воинской доблести", "По тропам войны"
- через деятельность секторов Координационного совета обучающихся, творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.
На уровне классов:
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб творческих дел, штаб работы с младшими ребятами);
- через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
- через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
Модуль 3.6. «Музей школы»
4 октября 2007 года был создан школьный музей, который является центром патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания, местом совместной, плодотворной работы обучающихся, педагогов, ветеранов педагогического труда по накоплению и сохранению материалов об участниках Великой Отечественной войны, о героях родного края, о значимых событиях школы, района, округа и страны. Деятельность музея призвана способствовать формированию у обучающихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению обучающимися практических навыков поисковой, исследовательской деятельности. Основными задачами деятельности являются: работа с музейным фондом, поисково-исследовательская, экспозиционно-экскурсионная, информационно-просветительская деятельность, развитие сетевого взаимодействия, работа с ветеранами.
На базе музея создан актив обучающихся с группой экскурсоводов. Экспозиции музея используются при проведении классных часов, уроков Мужества, уроков учебных дисциплин.
Модуль 3.7. «Каникулярный отдых»
Модуль «Каникулярный отдых» реализуется через организацию работы пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ "Излучинская ОСШУИОП №1", а также привлечение обучающихся к возможностям дневных лагерей п. Излучинска и выездных лагерей ХМАО-Югры, России оздоровительной и образовательной направленности.
Пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей «Излучина» МБОУ "Излучинская ОСШУИОП №1" функционирует на основе Порядка организации отдыха детей в каникулярное время летнего периода для детей от 6 до 17 лет включительно. Лагерь осуществляет оздоровительную и (или) образовательную деятельность с обучающимися и воспитанниками муниципальных учреждений в дневное время в помещениях школы. Продолжительность летних смен – 21 день. Комплектование воспитанников составляет в среднем до 100 детей в первую смену, 50 детей во вторую смену. МБОУ "Излучинская ОСШУИОП №1" самостоятельно разрабатывает программу деятельности лагеря, направленность или профильность смен (отрядов) лагеря с учетом запросов обучающихся (воспитанников), потребностей семьи, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций муниципального образования.
В период осенних и весенних каникул, продолжительность составляет 5 дней, функционирует школа для одаренных детей.
Организованный каникулярный отдых и разносторонняя деятельность позволяют обеспечить занятость школьников и реализацию воспитательных задач.
Модуль 3.8. «Волонтерство»
Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство может быть событийным и повседневным. Событийное волонтерство предполагает участие школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, проводятся на уровне района, города, страны. Повседневное волонтерство предполагает постоянную деятельность школьников, направленную на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.
Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом:
- через создание волонтерского отряда "Лига добра"
- через создание временных волонтерских групп в рамках организации районных и гимназических мероприятий различной направленности, разовых акций.
На внешкольном уровне:
- участие школьников в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятий городского уровня от лица школы (в работе курьерами, встречающими лицами, помогающими сориентироваться на территории проведения мероприятия, ответственными за техническое обеспечение мероприятия и т.п.);
- участие школьников в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятий, проводимых на базе школы (в том числе городского характера);
- посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим в микрорайоне расположения образовательной организации;
- привлечение школьников к совместной работе с учреждениями социальной сферы (детские сады, детские дома, дома престарелых, центры социальной помощи семье и детям, учреждения здравоохранения) – в проведении культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, в помощи по благоустройству территории данных учреждений;
- включение школьников в общение (посредством электронных сетей) с детьми, проживающими в отдаленных районах, детьми с особыми образовательными потребностями или особенностями здоровья, детьми, находящимися на лечении или проживании в интернатных учреждениях или учреждениях здравоохранения;
- участие школьников (с согласия родителей или законных представителей) к сбору помощи для нуждающихся, в том числе военнослужащих, в регионах стихийных бедствий, военных конфликтов, чрезвычайных происшествий.
На уровне школы:
- участие школьников в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями школы;
- участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них праздников, утренников, тематических вечеров;
- участие школьников к работе на прилегающей к школе территории, в здании гимназии (работа в школьном дворе, посадка деревьев и кустарников, размещение и ремонт кормушек, подготовка выставок, актового зала к проведению мероприятий)
3.9. Модуль
«Мероприятия в рамках социального партнерства»
Мероприятия в рамках социального партнерства помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На мероприятиях во внешкольных учреждениях, экскурсиях, в экспедициях, в поездках создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
Школа активно использует в воспитательных целях возможности социального партнерства с учреждениями социума района, поселка, как на базе самих внешкольных учреждений, так и приезд (выход) сотрудников учреждений на базу школы.
- Сотрудничество с учреждениями дошкольного образования.
Залог успешности обучения детей в начальном звене – это соблюдение преемственности между дошкольным образованием и начальной школой. С этой целью учителя начальных классов нашей школы работают в тесном сотрудничестве с педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения "Излучинский детский сад "Сказка". Ежегодно проводятся "Дни открытых дверей для будущих первоклассников".
Еженедельно, по субботам, организована "Школа воскресного дня" для детей 5,5 - 7 лет. В программе предусмотрены занятия по развитию речи, математике и конструированию, рисованию и технологии, по окружающему миру. Ежегодно, в апреле месяце, педагогический коллектив детского сада "Сказка" проводит открытые занятия, родительские собрания для наших учителей.
- совместные проекты с внешкольными учреждениями, включающие систему мероприятий и циклов: «Литература не по учебнику», «Девичья гостиная», «Книга на экране» (Центральная районная детская библиотека г.п.Излучинск),
- экскурсии, мероприятия, встречи, тематические уроки, игровые программы различной направленности на базах школы и внешкольных учреждений культуры («Центр национальных культур», Детские школы искусств, библиотеки, музеи, БУ ХМАО-Югры «Природный парк «Сибирские Увалы»);
- активное участие обучающихся в конкурсных и спортивных мероприятиях, инициируемых внешкольными учреждениями (МУ "СДЮШОР Нижневартовского района");
- сотрудничество на постоянной основе с общественными организациями: Нижневартовским районным отделением Всероссийской организации "Боевое братство", взаимодействие с национальными общественными организациями района, молодежными центрами;
- пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников: в музей, в картинную галерею, в технопарк, на предприятия, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди школьников ролей и соответствующих им заданий, например: «фотографов», «разведчиков», «гидов», «корреспондентов», «оформителей»);
3.10. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия поселка, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах: участие обучающихся в городских кампаниях «Абитуриент», посещение мероприятия День открытых дверей в ведущем образовательном учреждении Нижневартовском государственном университете, приглашение в образовательное учреждение специалистов разных профессий во время проведения Недель и Декад по профориентации, в период осенней, весенней, летней лагерных смен в пришкольном лагере школы;
- посещение обучающимися школы мероприятий профориентационной направленности на базе поселковых внешкольных учреждений;
- совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети-интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков:
- «Уроки профориентации» на портале «ПроеКТОриЯ»,
- участие в Проекте ранней профессиональной ориентации обучающихся на платформе «Билет в будущее» (тестирование);
- индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии:
- изучение познавательных и личностных особенностей школьников,
- профориентационное анкетирование обучающихся 9-11 классов педагогом-психологом школы о готовности выбора профессии.
3.11. Модуль «Школьные и социальные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
- формируется разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьные медиа-трансляции, размещение в инстаграм-аккаунте, на странице в контакте нашего учреждения, ютуб-канале, портале системы образования Нижневартовского района, новостей в газете "Новости Приобья") наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел и событий, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления. Создано сообщество активистов школьного самоуправления в вайбер-мессенджере, где оперативно решаются поставленные задачи, происходит быстрый сбор и обмен информации;
- школьный журнал "Школьная жизнь" – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая текстовое сопровождение, видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, вечеров и освещение мероприятий в журнале;
- школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы;
- в контакте нашего учебного учреждения (986 подписчиков) с освещением школьных мероприятий и событий, иформированием предстоящих школьных дел (адрес ссылки «Первая - Излучинская 1» https://vk.com/izl_school_1
- участие школьников в конкурсах школьных медиа.
3.12. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
- оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
- размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
- озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование во дворе школы спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
- создание и поддержание в рабочем состоянии в рекреации школы стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие дети, родители и педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с них для чтения любые другие;
- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
- размещение в коридорах и рекреациях школы зон для игры в шахматы;
- событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
- регулярная организация и проведение мероприятий, конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории (например, высадке деревьев и кустарников, культурных растений, закладке газонов, сооружению альпийских горок, созданию инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест);
- акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах;
- организация и размещение тематических инфозон в холле 1 этажа и рекреациях школы, инициированные администрацией и родительской общественностью.
3.13. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
- общешкольный родительский комитет и Управляющий совет школы, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
- родительский лекторий «Внимание, подросток!», на котором обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
- родительские часы, дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия, мероприятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе;
- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- сообщество родительского актива школы в вайбер-мессенджере, где оперативно решаются поставленные задачи, происходит быстрый сбор и обмен информацией;
- сайт школы, включающий консультации специалистов.
На индивидуальном уровне:
- классные родительские собрания с участием родителей, обучающихся и годичной команды педагогов класса в режиме индивидуальной работы: педагог-ученик-родитель;
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
4. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Анализ организуемого в школе воспитательного процесса проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Анализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации.
Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ воспитательного процесса в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса являются следующие:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников (какова динамика личностного развития школьников каждого класса; какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать?)
2. Воспитательная деятельность педагогов (испытывают ли педагоги затруднения в определении цели и задач своей воспитательной деятельности; испытывают ли они проблемы с реализацией воспитательного потенциала их совместной с детьми деятельности; стремятся ли они к формированию вокруг себя привлекательных для школьников детско-взрослых общностей; доброжелателен ли стиль их общения со школьниками; складываются ли у них доверительные отношения со школьниками; являются ли они для своих воспитанников значимыми взрослыми людьми?)
3. Управление воспитательным процессом в образовательной организации (имеют ли педагоги чёткое представление о нормативно-методических документах, регулирующих воспитательный процесс в школе, о своих должностных обязанностях и правах, сфере своей ответственности; создаются ли школьной администрацией условия для профессионального роста педагогов в сфере воспитания; поощряются ли школьные педагоги за хорошую воспитательную работу со школьниками?)
4. Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в образовательной организации (в каких материальных, кадровых, информационных ресурсах, необходимых для организации воспитательного процесса, особенно нуждается школа – с учётом ее реальных возможностей; какие имеющиеся у школы ресурсы используются недостаточно; какие нуждаются в обновлении?)
Итогом анализа организуемого в школе воспитательного процесса является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Программа воспитания подростков в классном коллективе «Вера в себя
1. Программа воспитания подростков в классном коллективе "Вера в себя"...
Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой».
Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском сад...
Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой».
Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском сад...
Рабочая программа (включая программу воспитания) по физической культуре уровень программы базовый для 6 класса 3 часа в неделю (всего 102 часа)
Рабочая программа (включая программу воспитания) по физической культуре...
Диплом победителя регионального конкурса модулей рабочей программы воспитания "Эврика" номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания"
Номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания " (Длительная образовательная игра "Дети капитана Гранта" 7класс)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ (ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ) 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС....
Обновление структуры и содержания рабочей программы воспитания в контексте требований Федеральной программы воспитания
В статье я кратко познакомлю с обновлениями в воспитательной работе в связи с новым законодательством в области воспитания....