Трудное поведение подростков и как взаимодействовать педагогам с родителями
методическая разработка
Сложно представить класс, в котором не было бы ни одного «трудного» ребенка. Так обычно называют детей, чье поведение выходит за рамки нормы: они часто шумят, отвлекают одноклассников, перебивают учителей и так далее.
Важно понимать, что такое поведение не обязательно указывает на плохой характер подростка, оно скорее говорит о недостаточном развитии его социальных и эмоциональных навыков. При правильном педагогическом подходе такие дети могут адаптироваться к социуму, стать более уравновешенными и успешными в жизни.
Сегодня с вами разберем причины трудного поведения у детей, обсудим, как педагогу взаимодействовать с ними и что делать, если возник конфликт с таким учеником, как взаимодействовать с родителями таких «трудных подростков».
Причины «трудного» поведения у подростков
Прежде чем выстраивать контакт с трудным ребенком, педагогу первым делом нужно попытаться установить причину плохого поведения ученика.
Проблемное «плохое» поведение — это отражение внутренних проблем ребенка. Это своеобразный крик ребёнка о помощи, просьба о внимании к его внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций. Что же будет если происходит нарушение базовых потребностей подростка?
Возможно, школьнику не хватает внимания, он не умеет общаться со сверстниками, у него низкая самооценка, ему сложно учиться или у него проблемы в семье. А может быть, у него конфликт в классе, и он подвергается травле. Еще один вариант — ребенка уже давно воспринимают только как хулигана, и все, что ему остается, — это соответствовать роли.
Чтобы определить причину, педагогу нужно внимательно наблюдать за учеником, слушать, что он говорит и как общается со сверстниками.
Три основных закона поведения
1-й закон: Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.
Никто и ничто не может однозначно предопределить то или иное поведение. Люди, события или условия могут предлагать определенное поведение, но эти предложения отвергает или принимает сам человек. Выбор существует всегда.
2-й закон: Любое поведение учеников подчинено общей цели — чувствовать себя принадлежащими к школьной жизни.
В процессе школьной жизни базовая потребность ученика — ощущать себя причастным к школьной общности — воплощается в три частные цели:
- ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность),
- строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность),
- вносить свой особый вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в деятельности).
Ученики пытаются достигнуть этих целей всеми возможными способами. Если им неизвестны или недоступны способы приемлемые, они используют то, что учитель называет «нарушением дисциплины» или «плохим поведением».
3-й закон: Нарушая дисциплину, ученик знает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит один из 4 мотивов:
- привлечение внимания
- власть
- месть
- избегание неудачи.
Каковы же мотивы плохого поведения учеников?
Австро-американский педагог и психолог Рудольф Дрейкурс создал классификацию плохого поведения учеников, в основе которой всего 4 мотива. Его теория хороша тем, что помогает найти воспитательную стратегию, способную сгладить или изменить поведение трудного ребенка. Итак, мотивы поведения трудных детей: привлечь к себе внимание, утвердить свою власть, желание отомстить и желание избежать неудачи.
А сейчас предлагаю немного поработать в группах. Каждой группе достанется один из четырех мотивов. Необходимо подумать и описать его, как Вы представляете этот мотив по заданным характеристикам в таблице. Затем мы все подробно рассмотрим. На работу отводиться 10-15 минут. Раздаются незаполненные таблицы (Привлечение внимания, Борьба за власть, Месть и Избегание неудач).
Для выстраивания правильной стратегии взаимодействия с трудным ребенком учителю необходимо знать подлинный мотив его поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_pedagogam_trudnye_podrostki.pdf | 344.54 КБ |
trudnoe_povedenie_podrostkov_i_kak_vzaimodeystvovat_pedagogam_i_roditelyami.pptx | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Причины «трудного» поведения у подростков: Школьнику не хватает внимания , он не умеет общаться со сверстниками, у него низкая самооценка , ему сложно учиться или у него проблемы в семье . У школьника конфликт в классе , и он подвергается буллингу . Школьника уже давно воспринимают только как хулигана , и все, остается — это соответствовать роли. Чтобы определить причину, педагогу следует внимательно наблюдать за учеником, слушать, что он говорит и как общается со сверстниками. Понятие «Трудный подросток» Трудные подростки - это подростки, чье поведение откланяется от принятых в обществе стандартов и норм, и которые являются трудновоспитуемыми. 2 Подросток находится на особой стадии формирования личности. Однако личность подростка ещё недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать требованиям общественных норм и правил в своих поступках и действиях.
Мотивы плохого поведения . Привлечь к себе внимание. Утвердить свою власть. Желание отомстить. Желание избежать неудачи. 3
1 . Физиология. Потребность в еде, тепле, сне, телесном контакте ( объятия, прикосновения т т.д.) 2. Безопасность Потребность ощущать себя в безопасности, чувствовать защиту 3. Принадлежность Потребность в любви, привязанности, эмоциональной близости, принятии, общении, утешении, поддержке – очень важно чувствовать себя любимыми, значимыми для всех, кто нам дорог. 4.Признание Потребность в уважении, признании, успехе – хотим уважать себя самим и ощущать уважение со стороны других людей. 5. Самовыражение. Потребность в саморазвитии – заниматься, развиваться в интересующих нас направлениях. Потребность управлять, влиять на события своей жизни. Базовые потребности . 4
Полноэкранное изображение с подписью lorem ipsum dolor sit amet 5 Large image
1. Внимание Взрослый испытывает чувство «РАЗДРАЖЕНИЕ» 6 Причины такого поведения кроются в детстве трудного ребенка. Одна из причин – ребенок получал внимание, только когда что-нибудь случалось, другая – он по-прежнему не получает внимания дома, общение носит формальный характер, по-настоящему им никто не интересуется.
Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания 7 Активная форма Ученики делают то, что отвлекает внимание учителя и класса. Пассивная форма Ученики демонстрируют поведение «в-час-по-чайной-ложке», то есть все требуемые учителем действия выполняют очень и очень медленно. Реакция учителя Чувства: раздражение и возмущение. Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы. Ответы ученика на реакцию учителя Прекращают выходку, но только на короткое время. Природа поведения, направленного на привлечение внимания Родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо. Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, находясь дома. Сильные стороны подобного поведения Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем. Принципы профилактики демонстративного поведения Больше внимания уделять хорошему поведению. Учить учеников просить внимания, когда они в этом очень нуждаются.
2. Власть Взрослый испытывает чувство «ГНЕВ» 8
Характеристики властолюбивого поведения 9 Активная форма Вспышки негодования, словесное негодование: ученики идут на конфронтацию и нагнетают напряженность. Пассивная форма Тихое непослушание: ученики обещают и вежливо отвечают нам, но продолжают делать свое. Разные формы оправданий. Реакция учителя Чувства: гнев, негодование, может быть, страх. Действия: немедленно прекратить выходку. Ответы ученика на реакцию учителя Стиль ответа: конфронтация («Вы мне ничего не сделаете»). Действия: выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить ее. Природа властолюбивого поведения 1. Социальные установки: от отношений господства-подчинения в ролевом обществе прошлого к отношениям эмансипации и равных социальных прав. 2. Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению. Сильные стороны властолюбивого поведения Ученики демонстрируют лидерские способности: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам. Принципы профилактики властолюбивого поведения 1. Уход от конфронтации и снижение напряженности. 2. Передача ученику части своей организаторской власти.
3.Месть Взрослый испытывает чувство «ОБИДА» 10
Характеристики мстительного поведения 11 Активная форма Прямые физические и непрямые психологические акты насилия: ученик вредит всеми силами учителю, воспитателю или обоим. Пассивная форма Игнорируются всякие дружелюбные попытки контакта. Реакция учителя Чувства: обида, боль, опустошение в дополнение к гневу, негодованию и страху. Ответы ученика на реакцию учителя Выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить ее. Природа мстительного поведения 1. Отражение роста насилия в обществе. 2. Распространенный через средства массовой информации стиль «силового» решения конфликтов. Сильные стороны мстительного поведения Ученики демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя от боли. Принципы профилактики мстительного поведения 1. Строить отношения со всеми учениками по принципу заботы о них. 2. Учить учеников выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами.
4. Избегание неудач Взрослый испытывает чувство «ОТЧАЯНЬЕ» 12
Характеристики мстительного поведения 13 Активная форма Вспышки негодования: ученик теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным. Пассивная форма Откладывание на потом. Не доведение дела до конца. Временная нетрудоспособность. Официальные диагнозы. Реакция учителя Чувство профессиональной беспомощности. Действия: оправдаться и объяснить поведение ученика (с помощью специалиста). Ответная реакция ученика Зависимое поведение. Ученик продолжает ничего не делать. Природа поведения 1. Отношение по типу «красного карандаша». 2. Необоснованные ожидания родителей и учителей. 3. Вера ученика, что ему подходит только перфекционизм. 4. Упор на соревнование в классе. Сильные стороны поведения Ученики хотят успеха: все делать только отлично, лучше всех. Для большинства учеников сильных сторон нет. Принципы профилактики 1. Помочь ученику сменить установку «Я не могу» на «Я могу». 2. Помочь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в отношения с другими людьми.
Работа с «трудными» подростками Диагностика. Выбор приемов и методов коррекционной работы. Создание плана работы с учетом индивидуальных и личностных особенностей школьника. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Оценка результатов. 14 Примерная схема или план работы классного руководителя с «трудными» подростками.
Работа с родителями «трудных детей» Практические советы для работы с родителями 1. Не стремитесь во чтобы ни стало отстоять собственную позицию (основная задача – совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения). 2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Выразите уверенность, что совместные усилия решат проблему. 3. Учитывайте личные интересы родителей. Предложите не отказываться от увлечений, а привлечь к ним ребёнка. 4. Не верьте генетике (её влияние огромно, но не безгранично). 5.Мы вместе против проблемы, а не друг против друга. 15 Индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации
Спасибо за внимание! Педагог- психолог: Зубенко Алена Андреевна +7 (83145) 3-69-73 psiholog.2025@mail.ru г. Кстово, ул. Островского, д.13 16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг эффективного взаимодействия педагогов с родителями
Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения. Для реализации этой цели у каждого педагога в «арсенале» существует...
Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога с родителями и учащимися».
Тренинговое занятие направлено на изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного ...
Коррекция агрессивного поведения подростков посредством педагогического взаимодействия
В последнее время проблема агрессии стала очень популярна в мировой психологии. Постоянно растущие во всём мире насилие и деструктивность привлекли внимание специалистов и широкой общественности к тео...
Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.
Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...
Трудное поведение подростка.
Рекомендации для родителей....
Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»
Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»...