Детский праздник "Наурыз"
методическая разработка (6 класс)
Сценарий детского праздника, посвященного празднику Наурыз
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskiy_prazdnik_nauryz.docx | 26.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский праздник «Наурыз»
Составитель Мурзалина М.С.,
педагог дополнительного образования
МБОУ «Буранчинская ООШ»
Беляевского района
Оренбургской области
Зазывала 1: Слушайте! Слушайте!
И не говорите, что не слышали!
Зазывала 2: И не говорите, что не видели!
Зазывала 1: Наурыз идет к нам в гости!
Вместе: Добро пожаловать, Наурыз!
Ведущий 1: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Кош келдiнiз!
Мы приветствуем вас на праздновании древнего весеннего праздника Наурыз-мейрамы!
Девочка (казахское стих.)
Ведущий 2: Наурыз мейрамы – это светлый весенний праздник пробуждения природы, вселяющий оптимизм и надежду на свершение самых светлых и заветных желаний.
Ведущий 1: Великий Наурыз объединяет под своим праздничным «шаныраком» весь многонациональный народ нашей страны!
Ведущий 2: Наурыз – древний праздник весны и труда, возникший у многих народов Востока и пришедший к нам из глубины веков. Отмечается Наурыз 22 марта – в день весеннего равноденствия!
Ведущий 1: По установившемуся поверью, в этот день народ избавлялся от зимних тягот, радовался предстоящей весне. Говорят, в этот день люди приводили в порядок не только свои дома, но и свои мысли.
Ведущий 2: Находившиеся в ссоре – мирились, ибо, как утверждали старики, когда Наурыз входит в дом, все невзгоды обходят его стороной.
Ведущий 1: Наурыз встречают в добром расположении духа и высказывают друг другу самые добрые пожелания. Вот и мы сегодня здесь все вместе, чтобы встретить Наурыз, пожелать друг другу добра, благополучия и процветания!
Девочка (казахское стих.)
Ведущий 2: Сегодня светлый весенний праздник «Наурыз» собрал нас всех вместе. И все мы вместе, дружно говорим: Добро пожаловать. Наурыз! (Слова произносятся хором всеми участниками праздника.)
Вместе Наурыз куты болсын!
Ведущий 1: Светлый праздник Наурыз на пороге! Давайте встретим его радостно и весело!
Мальчик (Казахское стих.)
Ведущий 2 : Наурыз – это всегда песни, кюи, танцы, веселье!
Казахский танец исполняют девочки дошкольной группы
1 ведущий:
Существуют легенды о происхождении и названии Наурыза. Так по одной из них Наурыз - имя предка казахов, у него не было детей. Перед смертью Наурыз обратился к пророку со словами сожаления о том, что ему некому оставить свое имя. Чтобы сохранить имя старика пророк дал имя Наурыз-коже. Наурыз - день рождения и смерти предка казахов.
2 ведущий:
Согласно другой версии, Наурыз - имя нищего. Перед смертью он обратился к старикам со словами, что ему некому оставить свое имя. Старики обещали ежегодно готовить Наурыз-коже в память о нем.
1 ведущий: Отношение народа к Наурызу характеризуется и тем, что мальчиков, родившихся в этот день называли Наурызбай или Наурызбек, а девочек - Наурызгуль или Наурыз.
Обряд имянаречения
Сегодня мы увидим, как нарекали именем ребенка, родившегося в этот день.
Наши предки особое значение придавали обряду ат кою(наречение) или азан шакыру (зов) Суть этого обряда заключалась в том, что через сорок дней после рождения ребенка собирались аксакалы аула и с утренней молитвой давали ему имя. Обычно имя давал старший из рождственников или мулла, он произносил молитву и три раза в ухо младенцу говорил его имя.
Ведущий 2 Для проведения обряда наречения имени мы пригласили уважаемого человека в нашем селе Испаева Орынбека Хамзиновича.
Представление казахской кухни
1 ведущий:
В этот день в каждой семье накрывали дастархан - скатерть с различными явствами. Для угощения соседей готовилась похлебка - "Наурыз-коже" - из семи элементов: различных круп, мяса, соли и жира. А мы попросим наших девочек накрыть нам праздничный дастархан.
Девочка (казахский стих.)
Группа детей садится за дастархан. Девочки его накрывают под музыку, внося на подносах различные угощения.
Ведущий Исстари казахская кулинария отличалась своеобразной технологией. Особенность жизненного уклада казахского народа наложила отпечаток на способы приготовления пищи.
В традиционной казахской кухне предпочтение всегда отдавалось варке. Именно этот процесс позволяет получать мягкие и нежные вкусовые оттенки мяса, придает ему сочность и аромат. И наиболее популярным продуктом в казахской национальной кухне было и остается мясо.
Ведущий: Баранью голову, по обычаю, почтительно подают самому старшему за столом. Расчленить ее на части – большое искусство. Каждому сидящему за дастарханом будет положен определенный кусочек и сказано при этом шутливое, но всегда мудрое присловье.
- Эти два глаза даю вам, чтобы глаза ваши всегда были острыми. Смотрите зорко вперед. Самым младшим за столом полагается по кусочку уха. Чтобы слушать старших. Пусть поменьше работают их языки и побольше уши.
Ведущий: Бесбармак – означает «пять пальцев». Название этому блюду ошибочно дали уже наши современники, правильнее говорить ас – еда, кушанье, мясо по-казахски.
Большое место отводилось заготовке и длительному хранению продуктов. Во время забоя скота часть мяса заготавливали впрок, для чего его солили, вялили, иногда коптили, деликатесные изделия готовили в основном из конского мяса - казы, шужук, жал, жая, карта и другие.
Куырдак – тушеное мясо с луком, печенью.
Ведущий Широко использовались молоко и молочные продукты. Предпочтение отдавалось кисломолочной продукции, так как ее проще и легче было сохранять в условиях кочевой жизни, например: курт, сузбе.
Кумыс – единственное блюдо из кобыльего молока. Интересно отметить, что в степи успешно лечили от туберкулеза кумысом из молока кобылиц, выпасаемых на соответствующем целебном разнотравье.
Коже – напиток из заквашенного молока с добавлением крупы.
Зимой казахи едят заготовленные летом кисломолочные продукты.
Ведущий Традиционный напиток казахов – чай, который не обходится без угощений:
Тары – жареное просо
Талкан – растертые жареные зерна пшеницы или проса.
Жент – сладость из талкана, сливочного масла, изюма, орехов, сахара или меда.
Бал-каймак – кипяченые сливки с сахаром
Вареный сахар с молоком
Ведущий Хлеб чаще всего выпекался в виде лепешек, из печеных изделий наибольшей популярностью пользовались и пользуются баурсаки. – пончики из сдобного теста, запеченные в масле
В нашей местности распространен таба нан – пресные лепешки, выпекаемые в двух сковородках.
Восточные сладости: курага, изюм, финики, орешки.
Девочки угощают всех.
Мальчик дает благословение (бата), чтобы из года в год благополучие не покидало ваши семьи.
2 ведущий:
А в это время мальчики тоже не остаются без дела . Когда будущий джигит подрастает, проводят обряд Атка мингизу.
Обряд связан с первой посадкой на коня. Он осуществляется в день, когда мальчику исполняется пять лет. Для него делают специальное седло из дерева. В этот день выбирают самого спокойного жеребенка-трехлетку и сажают на него ребенка.
( Ата торжественно вкладывает в руки камчу и, оседлав укрощенного коня, сажает ребенка.)
Ведущий. Ему объясняют, что он стал джигитом. Это возвышает ребенка, но и заставляет быть взрослеее. В такой торжественный момент ата благословляет ребенка, а аже с радостью осыпает шашу. Отец водит коня по всему аулу для того, чтобы малыш поприветствовал всех людей. Женщины дарят малышу подарки и сладости.
Ведущий Оседлав своего первого коня, мальчик по праву может считать себя мужчиной. Родственники должны одарить ребенка пищей и дать сбрую для его коня. С этого момента ребенок, имея собственную сбрую для коня, начинает ездить на молодом коне. Именно поэтому казахов называют "нацией в седле". Дети по-своему устраивают байгу (скачки), затем взрослые организуют небольшой той.
Мальчик ухаживает за лошадкой, ведущие дарят подарки.
1 ведущий Подрастает дитя, появляются потешки, которые вызывают у ребенка веселое настроение.
«Кур-кур-курмаш..»
Девочка В этот праздничный день мальчики участвовали в игре «Аударыспек». Я приглашаю для участия в игре двух мальчиков. Ваша задача перетянуть друг друга из седла лошади. Интересно, кто же победит: Рома или Миржан?
2 ведущий:В день Наурыза казахи надевали праздничную одежду. Представляем показ национальной одежды. (звучит музыка)
Демонстрация одежды
(каждый элемент гардероба демонстрируют дети)
Одежда казахов формировалась на протяжении многих веков и представляет собой необычно яркий, насыщенный красками мир тканей и нарядов.
- Головным убором мужчины служила расшитая высокая войлочная шапка – калпак или отороченный мехом борiк.
– Шапан (тон) – халат, плечевая распашная прямая одежда, как правило, длинная. Различали летний и зимний (утепленный мехом) варианты.
Еще в гардеробе наших дедов были ичиги — мэсi — из козлиной юфты, мягкие, удобные. На них надевались калоши — кебiс — из более плотной кожи.
- Перед вами мальчики 12-15 лет, которых называют боз бала или жигит-желен. Их одежда похожа на взрослую.
– Койлек (платье-рубаха), важно наличие оборок.
- Белый – цвет чистоты, святости, символ власти, богатства. Соотносился с детством и юностью, а также старостью, белобородой мудростью.
- Золотой и серебряный – цвета счастья и богатства, обозначающие благородное или сверхъестественное происхождение.
-Красный цвет - кзыл, цвет крови, силы, счастья, плодородия, зрелости, огня, солнца.
- Зеленый трактовался как цвет молодости, весны.
– Камзол – плечевая приталенная распашная одежда, доходящая до колен, мог быть в форме безрукавки. Вышивались спина и полочки. Если камзол был с рукавами, вышивались и рукава, широкой полосой вышивки выделялись манжеты.
– Етик (сапоги из кожи).
Вы не поверите, но наши прабабушки жили в юрте, ходили на 10-сантиметровых (!) каблучках и украшали сапожки национальной вышивкой, аппликациями и серебряными пластинками
1 ведущий: В этот день рассвет встречали все вместе. В полдень на условленном месте резали быка и варили из его мяса блюдо "бел кетерер" ("выпрямляющий стан"). После этого начиналась игра "Айќыин-уйкыш" ("Друг другу навстречу"). А мы с вами сыграем в эту игру так: команда мальчиков становится напротив команды девочек, посередине ставим шкатулку с призом. Теперь каждая команда по очереди называют вежливые слова ( второй этап «Ласковые слова») и делают шаг вперед. На раздумье дается 2-3 секунды. Побеждает тот, кто первым дойдет до шкатулки (в ней конфеты).
Младшая группа называет слова, с которыми связано правило обращения к родственникам.
Народные игры
1 ведущий: Праздник "Наурыз-мейрамы" не обходился без спортивной борьбы. Вот и мы с вами проведем казахскую национальную игру "Вытолкни из круга" или "Схватка". Рисуем круг. Из команд приглашаются 2 участника. Они становятся друг напротив друга в круг. На одной ноге. Задача: вытолкнуть противника из круга, подталкивая его только плечом или грудью.
2 ведущий : Суйинши! Суйинши!
Девочка Балдар, не болды? Дарит суюнши.
Дети Радуйтесь! Радуйтесь! Кыдыр Ата идет! Кыдыр Ата!
1 ведущий : Кыдыр Ата! Скажите нам добрые слова пожеланий!
Кыдыр Ата: читает бата
Все: Рахмет, Кыдыр Ата! Айтканыз болсын!!
Мальчик В Казахстане возрождают древний танец степных мужчин "Кара жорга", его называют еще танцем шаманов, танцем суставов. Его возрождают вернувшиеся из эмиграции казахи. Китайские казахи говорят, что в Синьцзяне в 2009 году было устроено необычное представление – более 10 тысяч человек исполнили танец "Кара жорга". Номер потом вошел в Книгу рекордов Гиннеса.
Девочка Кара жорга - это лошадь. Конь - составная часть жизни казаха, без него он не мыслил своей жизни, поэтому казах подражал грациозным движениям лошади. Так появился этот степной танец. Получается, что у казахов танец был не только у женщин, но и у мужчин. Это очень полезный для здоровья танец, кроме этого он укрепляет внутренний дух. Теперь его исполняют не только мужчины, но одинаково хорошо женщины и дети.
2 ведущий: В народе говорят: “От вкусной еды и каменное сердце размякнет, а от хорошего танца и скупой щедрым станет”. Так не скупитесь же на аплодисменты для наших девочек.
Танец «Кара жорга»
1 ведущий: Стихи возникли в давние времена. Народ, не умевший ни писать, ни читать, создавал свою устную школу, передавая мудрость наставлений от отца к сыну, от деда к внуку.
Стихи на казахском языке о празднике.
Ведущие, участники и зрители (хором): Наурыз кутты болсын!
1 ведущий: Казахская пословица гласит: “Все самое дорогое - гостю”. Во все времена каждому, кто переступал порог юрты с чистыми намерениями и добрым сердцем, казахи были искренне рады всегда. Примите, дорогие гости, наши угощения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа "Специальное фортепиано" для детских школ искусств, центров детского творчества
Дана программа является результатом многолетней работы по специальности «Специальное фортепиано», попыткой скорректировать и дополнить типовую программу в соответствии с новыми требованиями, которые д...
Авторская образовательная программа «Аккомпанемент» для детских школ искусств,центров детского творчества
Аккомпанемент- одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, поз...
Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.
Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования. Коллективное инструментальное музи...
«Методика развития базовых музыкальных способностей ребенка в процессе занятий детского фольклорного ансамбля (на примере детского фольклорного ансамбля «Рябинушка»)»
развитие певческих навыков...
Логопедам о детском аутизме (F84.0). Дифференциальная диагностика речевых расстройств при детском аутизме от специфических речевых нарушений и других сходных состояний.
Выполнено логопедом Проскуриной М.А. для логопедов окружного методического объединения детской логопедии системы здравоохранения ВАО г. Москвы. Составлено по пособию для медицинских ВУЗов Самохв...
Социализация воспитанников в условиях детского дома. Доклад Серовой И.Е., заместителя директора по УВР ГКОУВО "Муромский детский дом № 2"
Введение.Данный реферат посвящен достаточно сложной проблеме: определению отличительных особенностей социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в образовател...
Детский СОБР (Детский Сетевой Образовательный Ресурс) как средство формирования информационной компетенции учащихся
Широкий выбор программного обеспечения и новых информационных технологий даёт возможность учителю обеспечить высокий уровень преподавания, развить творческий потенциал ребёнка, форми...