Программа воспитания и социализации "Вектор"
рабочая программа
Программа воспитания и социализации "Вектор"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_i_sotsializatsii_vektor.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 32 им. С.А. Лавочкина» города Смоленска
Программа воспитания и социализации «ВЕКТОР»
Класс 7-11 Уровень общего образования ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Учитель Филиппенкова Елена Александровна Срок реализации программы, учебный год 2021/2026
Составлена на основе требований ФГОС ООО
Рабочую программу составил (а)_______________________________________________Е.А. Филиппенкова подпись расшифровка подписи |
АКТУАЛЬНОСТЬ
В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников. Появилось много педагогических коллективов, которые пробуют моделировать и создавать воспитательные системы. Изучение их опыта показывает, что системный подход и метод моделирования могут стать эффективными средствами обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя в современных условиях. Построение воспитательной системы класса в связи с этим становится объективной необходимостью.
Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующих развитию личности и коллектива.
КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
- Индивидуально - групповой.
- Ценностно – ориентированный.
- Функционально – деятельный.
- Пространственно – временной.
- Диагностико – аналитический.
Воспитать такого человека нелегко Н.И. Лобачевский говорил: «Чему должны мы учиться, чтобы достигнуть своего назначения? Главное мы должны научиться - ничего не уничтожать и все совершенствовать».
Анализируя взаимоотношения учащихся между собой, отношение их к школе, учебе, можно обнаружить следующие противоречия:
- нетерпимость детей друг к другу,
- неумение трудиться на общее благо,
- эгоизм, дефицит общения,
- негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребенка.
Исходя из всего вышеперечисленного, определены цели: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей (особенностей) обучающихся, создание условий для самореализации личности с различными способностями и интересами.
Чтобы данные цели превратились в жизнь, необходимо решить задачи:
- Добиться, чтобы категории нравственности стали нормой повседневной жизни учащихся.
- Воспитывать сознательное отношение к учебе, стремление самостоятельно получать знания.
- Создавать условия для самовыражения каждого ученика.
- Воспитывать толерантность.
Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в классе комфортной атмосферы, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самими собой, проявлению и развитию способностей учащихся, овладение навыками самопознания и саморазвития, формирование ценностно-смысловых компетенций, определение профессиональной ориентации. Для реализации замысла используются технологии: педагогическая поддержка (с целью создания условий для личностного становления ученика); проектная деятельность (с целью расширения кругозора, повышения познавательного интереса, что очень важно для самоопределения в жизни); информационно-коммуникационные (с целью развития информационной грамотности); освоение уровней владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья и осознания ценности здоровья.
Классный руководитель помогает включиться классу в различные виды совместной деятельности, решать наиболее важные и сложные проблемы их индивидуально-личностного развития. Данная система разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям; и является компонентом воспитательной системы школы.
КОНЦЕПЦИЯ
В основу воспитательной системы класса положена концепция Л.В. Резкина «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы» «Всегда стремиться, всего добиться!». Воспитательная система класса построена на гуманистическом принципе воспитания.
Результат:
«Личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека» Н. Е. Щуркова.
Этапы реализации системы:
1 этап
Прогностический (7 класс)
2 этап
Становление системы (8 класс)
3 этап
Реализация системы (9-10 классы)
4 этап
Аналитический. Подведение итогов. (11 класс)
1. Цель воспитательной работы
Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребностей к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире.
2. Задачи
- Создать благоприятный воспитательный фон, способствующий
саморазвитию учащихся.
- Способствовать развитию познавательных интересов каждого ученика.
- Способствовать сплочению классного коллектива.
- Формировать собственную позицию жизни ученика.
- Формировать самостоятельные и устойчивые интересы каждого ученика.
- Формирование потребности в самообразовании.
- Сориентировать в правильном выборе будущей профессии.
- Сохранение и укрепление здоровья учащихся.
- Формировать стремление к здоровому образу жизни.
3. Структура воспитательной системы
3.1. Модель выпускника основной школы
Освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана.
Приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, овладеть средствами коммуникации:
умение формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности;
владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия; осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм; уметь сделать правильный выбор своей будущей профессии; овладеть основами компьютерной грамотности; знать свои гражданские права и уметь их реализовывать.
3.2. Ученическое самоуправление
Принципы:
Принцип гласности
Принцип отчетности
Принцип согласованности в работе
Принцип обязательного выполнения решений
Положения работы.
Ученическое самоуправление координирует и контролирует вопросы школьной жизни класса.
Каждый имеет право быть избранным в орган самоуправления любого уровня.
Деятельность и все решения озвучиваются и доводятся до исполнения.
Классное собрание проводится в начале и в конце каждого полугодия (выборное и отчетное).
Самоуправление в классе представлено следующими 6 министерствами:
Министерство Образования
Министерство культуры
Министерство печати
Министерство Порядка
Министерство Спорта
Министерство Милосердия
Министерство Образования – работа членов данного сектора ориентирована на улучшение получения знаний, на повышение эрудиции, формирование осознанности необходимости самообразования, организация взаимопомощи, участие во всех мероприятиях по всем предметам. В итоге мы должны иметь развитые способности учащихся.
Обязанности:
- организует и планирует совместно с классным руководителем и активом класса познавательные мероприятия: олимпиады, интеллектуальные марафоны, предметные недели, викторины и т. д.;
- ведёт контроль за успеваемостью в классе (проверка дневников, учебников, тетрадей);
- ведет учёт пропусков;
- организует помощь в учёбе нуждающимся учащимся.
Министерство культуры – работа членов данного сектора ориентирована на выявление талантов, развитие эстетических вкусов, формирование чувства уважения к человеческим ценностям. Работа в данном направлении предполагает развитие творческой инициативы при организации и проведении разного рода мероприятий на основе принципа самоуправления и организацию досуга учащихся.
Обязанности:
- планирует, организует и проводит классные досуговые мероприятия (экскурсии, походы, посещение театра и т. д.);
- подготовка к школьным мероприятиям и активное участие в них;
- организует поздравления учащихся с днём рождения, с призовыми местами на конкурсах, олимпиада, соревнованиях;
- проводит совместно с классным руководителем классные часы о культуре общения (поведения, внешнего вида, речи и т. д.)
Министерство печати – здесь ребята работают над выпуском стенных газет, молний, различного рода бюллетеней. Развивается умение критически относиться к своим необдуманным поступкам, самоанализ. Работа направлена на формирование ценностных ориентиров личности, воспитание гражданской позиции. Ведётся работа по формированию сознательного соблюдения школьниками этических норм.
Обязанности:
- выпускает газеты к различным праздникам, различные плакаты на воспитательную тему, боевые листки;
- готовит фотогазету об увлечениях, спортивных и учебных достижниях ребят в классе;
- ведёт фотоальбом «Наш класс»;
- предоставляет возможность появиться в печати каждому учащемуся, высказать свою точку зрения;
- ведёт учёт и разрабатывает систему поощрений учащихся, добившихся хороших результатов в учёбе, спорте, на различных конкурсах и т. д.
Министерство порядка – члены данного сектора работают над воспитанием трудолюбия, уважительного отношения к чужому труду, также идёт процесс вовлечения школьников в общественно-полезный труд. В итоге ребята должны понимать, что без усиленного труда нельзя добиться успехов.
Обязанности:
- организация помощи сельхозпредприятиям в уборке урожая по соглашению со школьной администрацией;
- отвечает за дежурство в школе и в классе;
- несёт ответственность за сохранность школьного и классного имущества;
- вовлекает всех членов классного коллектива во внутришкольные дела.
Министерство спорта – данное направление работы ориентировано на сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, на обучение их осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим самоусовершенствованием, на помощь в осознанности здоровья как одной из главных жизненных ценностей.
Обязанности:
- планирует, организует и проводит классные спортивные мероприятия;
- помогает в подготовке и проведении школьных спортивных мероприятий;
- несёт ответственность за комплектование команд;
- ведёт учёт спортивных достижений и пропаганду здорового образа жизни.
3.3. Совместная деятельность с родителями
Повышение психолого-педагогических знаний классного руководителя
1. Исследование психологического климата семьи каждого ученика класса.
2. Поддержание регулярного общения.
Вовлечение родителей в воспитательный процесс
1. Выбор родительского комитета класса и определение его функций в воспитательной работе.
2. Регулярное проведение родительских собраний (1 раз в четверть).
3. Проведение совместных творческих дел (походы, экскурсии, дни здоровья и открытых дверей).
4. Совместные консультации и воспитательные беседы с учащимися класса.
Просвещение родителей в актуальных вопросах учебно-воспитательного процесса
1. Анализ учебной работы учащихся:
— анализ контрольных, практических, лабораторных работ, диктантов;
— анализ отношения к учебе;
— объективная оценка качества образования;
— собеседование с неуспевающими учащимися.
2. Подготовка учащихся к выпускным экзаменам:
— значение семьи в ответственные моменты жизни;
— готовность учащихся к сдаче экзамена;
— порядок аттестации основной школы.
3. Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ученика:
— информация об учебных заведениях, в которые может поступить учащийся основной школы;
— рекомендации психолога по профориентации;
— анализ профессиональных интересов учащихся.
3.4. Мастерская классного руководителя
Диагностическая мастерская
1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся класса
1. Формы диагностики: анкетирование,
тестирование, наблюдение, беседы.
2. Мастерские общения «Давайте познакомимся», «Расскажи мне обо мне».
3. Коллективные творческие дела «Устав класса», «Мир интересов моей семьи».
4. Ролевые игры «Планета друзей», «Мой класс сегодня и завтра».
5. Родительские собрания «Школа+Семья», «Роль родителей в воспитании класса», «Возрастные особенности подростка», «Значение выбора профессии в жизни человека».
Составление карты интересов и увлечений учащихся. Подведение результатов диагностик.
Беседа с учителем физической культуры.
Посещение уроков физической культуры. Обязательное прохождение ежегодного медосмотра.
2. Определить уровень сформированности класса и состояние в нем деловых и межличностных отношений
3. Выявить воспитательные возможности родителей
4. Определить место и роль класса в жизни школы и местного социума
Результат:
Сформировать жизнедеятельность класса, привлекательную для учащихся класса, и выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в воспитании классного коллектива и отдельной его личности.
Мастерская педагогической поддержки
1. Сформировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу в классе
2. Привлечение социального педагога и школьного психолога для проведения тренингов «Роль человека в современном социуме», «Давай научимся общаться».
3. Мероприятия «Праздник Именинников», «Арбузник», «Девичник с мальчишником».
4. Прогулки на природу, экскурсии, походы (пешком, на велосипедах, на лыжах).
5. Проведение классных мероприятий с использованием современных технологий.
6. Прогулки на природу весной и осенью на велосипедах, зимой на лыжах.
7. Валеологические беседы, привлечение школьной медсестры и врачей ЦРБ для проведения школьных мероприятий.
8. Создание системы ученического самоуправления
9. Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы в жизнедеятельности класса
10. Сформировать традиции класса
Результат:
выявить и развить индивидуальные способности каждого ученика.
Проектная мастерская
1. Формирование потребности в самообразовании
Тренинги общения, коммуникативные игры.
Работа над проектами «Класс, в котором я учусь», «Моя будущая профессия», «Я гражданин России».
Оформление и презентация проектов.
Работа над проектами «Здоровый образ жизни», «Суд над вредными привычками».
2. Развитие умений и навыков в учебной деятельности
3. Развитие самостоятельности мышления
4. Становление позиции гражданина
5. Освоение компьютерной грамотности.
Результат:
определить собственную позицию в жизни каждого ученика
Девиз: «Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой…»
Ребёнок – главная ценность в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность.
Задачи:
а) проведение внеклассных мероприятий (классные часы, КТД), направленных на развитие коммуникативной культуры, творческих способностей;
б) использование воспитательных возможностей учебных занятий, родительских собраний, направленных на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, национальной культуре;
в) способствование повышению роли ученического самоуправления в организации жизнедеятельности классного коллектива;
г) вовлечение родителей в воспитательный процесс: КТД, родительские собрания, посещение семей, работа родительского комитета.
Сопутствующие принципы:
принцип личностно – ориентированного подхода;
принцип социальной адаптации;
принцип создания воспитывающей среды.
Цели воспитательной системы класса:
1. Идеальная цель - воспитание всесторонней, гармонично развитой личности.
2. Результативная цель – формирование Человека, обладающего этической, интеллектуальной культурой, личности с высоким творческим потенциалом.
Задачи для реализации:
а) способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
б) создать необходимые условия для раскрытия творческого потенциала каждого воспитанника;
в) содействовать формированию нравственной позиции школьника.
3. Процессуальная цель – (достижение учеником желаемого образа учащегося) – содействовать становлению и проявлению индивидуальности учащегося через взаимодействие детей, педагогов, окружающего социума.
Задачи:
а) проведение внеклассных мероприятий (классные часы, КТД), направленных на развитие коммуникативной культуры, творческих способностей;
б) использование воспитательных возможностей учебных занятий, родительских собраний, направленных на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, национальной культуре;
в) способствование повышению роли ученического самоуправления в организации жизнедеятельности классного коллектива;
г) вовлечение родителей в воспитательный процесс: КТД, родительские собрания, посещение семей, работа родительского комитета.
Прогнозируемый результат
Формирование нравственных понятий и норм поведения и их усвоение школьниками.
Творить прекрасное в досуговой деятельности, поведении, общении с окружающими и умение строить свою жизнь по законам гармонии и красоты.
Адекватная оценка учащимися своих возможностей.
Стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни.
Формирование личности, не склонной к употреблению ПАВ.
Особенности планирования воспитательной работы с классом
«Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника»
В.Г. Белинский.
Воспитательная работа строится на основе самостоятельной деятельности и инициативности со стороны учащихся. Подготовка к мероприятиям позволяет выявить лидеров коллектива, и организовать мероприятия с учётом индивидуальных способностей и возможностей учащихся. Поощряется инициатива учащихся в выборе форм и характера проведения внеклассных мероприятий, осуществляется подготовка воспитанников к жизни в социуме, закрепляются коммуникативные навыки.
Цель:
– создание благоприятных условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся.
Направления деятельности:
- «Здоровье»
Задача - формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- «Интеллект»
Задача – Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития.
- «Общение»
Задача – формировать у учащихся культуру общения в системах «учитель- ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребёнок»
- «Нравственность»
Задача - формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям.
- «Досуг»
Задача - использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся.
- «Гражданин»
Задача – Формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей.
- «Cемья»
Задача – Организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности.
Формы внеклассной работы:
Тематические классные часы, конкурсы, викторины, тесты, празднование памятных дат в жизни учащихся, Дни здоровья, беседы, дискуссии.
Мониторинги
Выявляемые способности:
способность к учению; уровень познавательного интереса; способность к самостоятельной познавательной деятельности; способности к различным видам деятельности.
Наименование педагогических методик, автор (ы):
- методика «Сфера интересов» О.И. Моткова.
Модифицированная методика П.И. Третьякова и И.Б. Сенновского:
- диагностика зоны актуального и ближайшего развития;
- уровень обучаемости (способность к учению);
- уровень обученности (результат);
- уровень познавательного интереса;
- уровень самостоятельной творческой деятельности (уровень познавательной самостоятельности).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Программа воспитания подростков в классном коллективе «Вера в себя
1. Программа воспитания подростков в классном коллективе "Вера в себя"...
Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой».
Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском сад...
Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой».
Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском сад...
Рабочая программа (включая программу воспитания) по физической культуре уровень программы базовый для 6 класса 3 часа в неделю (всего 102 часа)
Рабочая программа (включая программу воспитания) по физической культуре...
Диплом победителя регионального конкурса модулей рабочей программы воспитания "Эврика" номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания"
Номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания " (Длительная образовательная игра "Дети капитана Гранта" 7класс)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ (ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ) 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС....
Обновление структуры и содержания рабочей программы воспитания в контексте требований Федеральной программы воспитания
В статье я кратко познакомлю с обновлениями в воспитательной работе в связи с новым законодательством в области воспитания....