Работа с родителями
методическая разработка
Данный материал содержит рекомендации и основы работы с родителями трудных подростков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_klassnogo_rukovoditelya_s_roditelyami.docx | 11.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа классного руководителя с родителями «трудных» подростков.
Дети - зеркало образа
жизни отцов и матерей
Почему мы чаще всего сталкиваемся с феноменом понятия «трудный» именно по отношению к подростку?
Во-первых, дело тут в самом подростке, его психологических особенностях. Этот возраст сам по себе трудный, но и интересный. С одной стороны, подросток старается казаться взрослым, а с другой - сохраняет детские черты, обнаруживает неумение к самостоятельным действиям и решениям. Предъявляет завышенные требования к учителям и родителям, проявляет к ним критичность, а сам не умеет владеть собой. Уж не говоря о том, что подростку характерно несоответствие между процессами возбуждения и торможения. В общем, ему присущ целый клубок противоречий. Это кризис возраста.
Во-вторых, как показывают исследования, «трудный» подросток и «трудные» семьи - эти понятия неразделимы. Неблагополучный ребенок неразрывно связан с неблагополучной семьей. Многие социальные пороки (алкоголизм, наркомания и другие), присущие подростку, вырастают из семьи.
И это тоже доказано: дети - зеркало образа жизни отцов и матерей.
«Трудных» подростков порождают зримые и незримые педагогические причины. Среди них можно выделить такие, как отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет, незнание их интересов и потребностей, чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные поступки, безнадзорность, отсутствие внимания, потеря эмоциональных контактов, распад семьи.
Существо поведения подростка - это эмоционально-нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Поэтому его перевоспитание необходимо начинать с семьи, с коррекции внутрисемейных отношений. Классный руководитель должен найти свои подходы и свои слова к каждой семье с целью усиления ее позитивного потенциала. Но для этого надо знать причины, порождающие неблагополучные семьи. У каждой они свои, но есть и сходные черты.
Предлагается разделить семьи на пять типов. Этот позволит классному руководителю более адресно и точно предупредить и корректировать изъяны семейного воспитания
1. Семья, в которых «трудные» родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок
мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью,
безразличием, отсутствием духовного контакта.
Для достижения контакта с такой семьей классный руководитель может применить следующую стратегию:
- расположить мать к себе, заручиться доверием, если она отнесется настороженно,
не спешить обижаться; - попробовать посмотреть на себя глазами матери, это поможет лучше понять и контролировать свое к ней отношение;
- заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его и ее, матери, будущее;
- деликатно, тактично прикоснуться к сокровенным чувствам, естественному
желанию матери устроить свою личную жизнь; пробудить в ней потребность в
душевных контактах с ребенком, в обмене мыслями, совместном решении
повседневных жизненных проблем.
2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
Задача классного руководителя:
- терпеливо, без назидания и упреков доказать родителям пагубность их «образа жизни» на растущую личность;
- обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд и обиду за отца и мать, ведущих аморальную жизнь;
- выяснить, кто из родителей пользуется наибольшим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении опыта, условий жизни;
- подростка необходимо включить в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.
3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.
Задача классного руководителя:
- сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций;
- включение в систематическую и методическую работу школы с родителями учащихся;
- пробудить интерес отцов и матерей к самообразованию в области педагогики и
психологии; - внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.
4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества поощряют.
Задача классного руководителя:
- изменить ориентацию родителей только на материальные ценности;
- заинтересовать внутренним духовным миром подростка;
- при встречах с родителями дома, в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на их здоровые интересы, на служение людям, доброту, благородство поступков, приводя при этом примеры из жизни других семей.
5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.
Задача классного руководителя:
- доказать родителям, что с ребенком необходимо обращаться как с равным;
- убедить родителей отказаться от действия с позиции силы;
- относиться к ребенку как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение;
- показать, что терпение и снисходительность к ребенку - главные средства в воспитании.
Эффективный педагогический результат для всех типов семей дает прием включения отцов и матерей в воспитательную работу класса. Деятельное участие родителей в педагогическом процессе способствует приобретению ими навыков сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями. Ошибки родителей.
Являюсь руководителем ШМО классных руководителей. Постоянно нахожусь в творческом поиске. Приходиться выбирать темы заседаний ШМО, которые вызвали бы интерес у каждого классного руководителя. Данная п...
формы работы с родителями - Пикник с родителями и учениками
Я подобрал игры для нетрадиционной формы работы с родителями - Пикник.Это пикник с родителями и учениками....
Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.
Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....
Инновационный проект « Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей.
Реализация проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства семьи школы и поднять ее на более высок...
Программа работы с родителями "Ученик, родитель, я - вместе дружная семья"
Программа по воспитательной работе с учениками и родителями...
Работа с семьёй и родителями. Как наиболее эффективно организовать работу с родителями в школе?
В статье рассматривается взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Интеграция педагогов образовательного учреждения, осуществляющих воспитательную деятельность по созданию благоприятных усл...
Программа работы с родителями «Мы вместе» предназначена для работы с родителями (законными представителями)
Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей не рассматривать, всегда оказыва...