Классный час, посвященный Юлии Друниной
классный час (7, 8 класс)

Юлия Леонидовна Колмакова

10 мая 2024 г исполнилось 100 лет со дня рождения Юлии Владимировны Друниной, поэта-фронтовика, чьё имя прочно вошло в золотой фонд отечественной литературы о Великой Отечественной войне.

Юлия Друнина прожила яркую и трагическую жизнь. Совсем юной девчонкой ушла она на фронт. Юлия спасала солдат, видела человеческие страдания, тысячи раз рисковала своей жизнью, поэтому основной темой её творчества стала война.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час, посвященный Юлии Друниной

Ход мероприятия

Чтецы: читают по очереди.

1-й: В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь.

2-й: В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь.

1-й: В мир приходит женщина, чтоб любимой быть.

2-й: В мир приходит женщина, чтоб дитя родить.

1-й: В мир приходит женщина, чтоб цветам цвести.

2-й: В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.

Ведущий: Женщина и война... Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы...

 Испытанием на мужество, на выносливость для женщин была Великая Отечественная война.

Сегодня мы расскажем о поэтессе Юлии Друниной, прошедшей санитаркой всю войну и сохранившей о ней память на всю жизнь.

Слайд  1. Юлия Друнина принадлежит к поколению, юность которого проходила испытание на зрелость на фронтовых дорогах Великой Отечественной войны.

Слайд 2. «Раннее детство. Темнота, изредка прорезанная всполохами памяти. Мне не было 4—5-ти лет. Конец 20-х годов. У нас, мелкоты, самым ругательным словом считается «буржуй». Буржуйством, между прочим, называлось и любое «украшательство» в одежде.

А тут мать по случаю прихода гостей решила водрузить на мою голову громадный белый бант! Я упорно сдергивала со своих коротких вихров это позорное украшение. На помощь был призван отец. Он укрепил бант таким хитроумным узлом, что сдернуть его я уже не могла.

Покориться? Не тут-то было!.. Я схватила ножницы — и роскошный бант полетел на пол вместе с тощим хохолком… Я не дала водрузить неприятельский флаг!»

Такой Юлия Друнина осталась на всю жизнь — упрямой, непокорной, непримиримой.

Слайд 3.

…Школьным вечером.

Хмурым летом,

Бросив книги и карандаш,

Встала девочка с парты этой

И шагнула в сырой блиндаж.

Чтец  читает от имени Юлии Друниной: «Когда началась война, я, ни на минуту не сомневаясь, что враг будет молниеносно разгромлен, больше всего боялась, что это произойдет без моего участия, что я не успею попасть на фронт. Страх «опоздать» погнал меня в военкомат уже 22 июня».

Ведущий: А ведь это была девочка, выросшая в городе, в интеллигентной семье, девочка, которой до совершеннолетия не хватало двух лет.

Чтец

Со слезами девушкам военным

Повторяли мамы, что умней

Им, козявкам, вкалывать в три смены,

Чем из боя выносить парней.

Возразить «козявки» не умели,

Да и правда, что ответить тут?

Только порыжевшие шинели

До сих пор зачем-то берегут…

Ведущий 1: Первый шаг к фронту был сделан в глазном госпитале, потом в хабаровской школе младших авиаспециалистов. И, наконец, в звании третьего санинструктора в 1943 году ее направили на Белорусский фронт.

Слайд 4

Да, в первом бою сложилось уже все не так, как ожидалось. Рушились мечты о романтике…Артобстрелы, бомбежки, тяжелое ранение, госпиталь, возвращение на фронт — все это спрессовалось в невероятно коротком отрезке времени. И в одном сердце! Сердце не выдержало — взорвалось стихами. Поэзия стала судьбой.

Чтец читает от имени Юлии Друниной:

Были слезы в первую атаку,

После тоже плакать довелось,

А потом я разучилась плакать —

Видно, кончились запасы слез.

Ведущая 1: Друнина спасала солдат, видела нечеловеческие страдания, тысячи раз рисковала своей жизнью, дважды была ранена. Самое сильное чувство, которое она испытала в жизни, — война. Недаром поэтесса писала: «Я родом не из детства — из войны…»

Чтец:

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые.

От Прекрасной Дамы — в «мать» и «перемать».

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не смогла сыскать.

Слайд 5.

Ведущий 1: За годы Великой Отечественной войны в различных родах войск служило свыше 800 тысяч женщин. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.

Чтец:

Качается рожь несжатая.

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы — девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты —

То юность моя в огне...

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

Песня «До свидания, мальчики»

Чтец читает от имени Юлии Друниной: "Два с лишним года понадобилось мне, чтоб вернуться в дорогую мою пехоту, "

Ведущий 1: Она вновь вернулась на передовую сестрой милосердия. В 1943 году попадает в Белоруссию в Киевскую стрелковую дивизию. И почти одновременно ею получена медаль "За отвагу", самая что ни на есть солдатская, и – ранение, "осколок застрял рядом с сонной артерией". Но нет, худа без добра – в тыловом эвакогоспитале в Горьковской области ее впервые за всю войну потянуло к стихам:

Слайд 5

Только что пришла с передовой
Мокрая, замерзшая и злая,
А в землянке нету никого,
И, конечно, печка затухает.

Так устала - руки не поднять,

Не до дров, - согреюсь под шинелью.
Прилегла, но слышу, что опять
По окопам нашим бьют шрапнелью.
Из землянки выбегаю в ночь,
А навстречу мне рванулось пламя.
Мне навстречу - те, кому помочь
Я должна спокойными руками.

И за то, что снова до утра
Смерь ползти со мною будет рядом,
Мимоходом: "Молодец, сестра!" -
Крикнут мне товарищи в награду.

Да еще сияющий комбат
Руки мне протянет после боя:
- Старшина, родная! Как я рад,
Что опять осталась ты живою!

Ведущий 1: Бойцы очень любили Юлию Друнину и ласково называли ее Друня.

Слайд 6

Глаза бойца слезами налиты,

Лежит он, напружиненный и белый,

А я должна приросшие бинты

С него сорвать одним движеньем смелым.

Одним движеньем - так учили нас.

Одним движеньем - только в этом жалость...

Но встретившись со взглядом страшных глаз,

Я на движенье это не решалась.

На бинт я щедро перекись лила,

Стараясь отмочить его без боли.

А фельдшерица становилась зла

И повторяла: "Горе мне с тобою!

Так с каждым церемониться - беда.

Да и ему лишь прибавляешь муки".

Но раненые метили всегда

Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,

Когда их можно снять почти без боли.

Я это поняла, поймешь и ты...

Как жалко, что науке доброты

Нельзя по книжкам научиться в школе!

Ведущий 1: В 1944 году, выйдя из госпиталя, она пытается поступить в Литературный институт имени Горького, но получает отказ. Юля возвращается на фронт, но уже с повышением – старшина мед-службы. Вновь фронт – Белоруссия.

Слайд 7.

Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив
И кто отнят войной.
Я - связная.
Пусть грохот сражения стих:
Донесеньем из боя
Остался мой стих...

Ведущий 2: 21 ноября 1944 года ее комиссуют из-за контузии. В конце декабря того же года она самовольно приходит в середине учебного года в Литинститут. Просто вошла и села в аудитории. А потом, как она пишет, " прижилась" и сдала сессию. На войне, как на войне

Ведущий 1. Послевоенная жизнь была нелегкая, но и это не сломило дух молодого поэта. И ходила она по-прежнему в той же шинели, гимнастерке и сапогах еще несколько лет…"

В 1948 году выходит ее первый сборник стихов "В солдатской шинели".  

В батальоне, где служила Юлия Друнина, было две девушки: она и Зина Самсонова, о которой на фронте слагали легенды об ее храбрости и бесстрашие. В одной из атак в Белоруссии Зина была убита. Она умерла, так и не узнав, что ей присвоено звание Героя Советского Союза. Позже Юлия Друнина в память о подруге написала поэму «Зинка».

Чтец:

Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.

- Знаешь, Юлька, я – против грусти,

Но сегодня она – не в счет.

Дома, в яблочном захолустье

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый.

У меня – лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет…

Знаешь, Юлька, я – против грусти,

Но сегодня она – не в счет.

Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг – нежданный приказ: «Вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

(Затемнение, грохот разрывов.)

Мы не ждали посмертной славы.

Мы хотели со славой жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, губы сжав,

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

…Знаешь, Зинка, я – против грусти,

Но сегодня она – не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

…Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?

Чтец читает от имени Юлии Друниной: 25 декабря 1942 года наша 303 дивизия заняла высоту на подступах к Сталинграду. Был яростный бой, когда немцы отступили, на ничейной земле остался лежать раненый лейтенант. Санитаров, которые пытались вытащить его, застрелили. Подползли две овчарки – санитарки, но их тоже убило. Тогда я, сняв ушанку, стала во весь рост. Сначала тихо, а потом всё громче и громче запела нашу песню «Я на подвиг тебя провожала». Умолкло всё с обеих сторон, я подошла к лейтенанту, положила его на сани, иду и думаю: «Только не в спину. Только не в спину. Пусть лучше в голову стреляют». И не раздалось ни одного выстрела.                      

Слайд 8

Побледнев,
Стиснув зубы до хруста,
От родного окопа
Одна
Ты должна оторваться,
И бруствер
Проскочить под обстрелом
Должна.

Ты должна.
Хоть вернёшься едва ли,
Хоть "Не смей!"
Повторяет комбат.
Даже танки
(Они же из стали!)
В трёх шагах от окопа
Горят.


Ты должна.
Ведь нельзя притвориться
Пред собой,
Что не слышишь в ночи,
Как почти безнадёжно
"Сестрица!"
Кто-то там,
Под обстрелом, кричит.

Чтец:

Нет, это не заслуга, а удача

Стать девушке солдатом на войне.

Когда б сложилась жизнь моя иначе,

Как в День Победы стыдно было б мне...

С восторгом нас, девчонок, не встречали,

Нас гнал домой охрипший военком.

Так было в сорок первом. А медали

И прочие регалии - потом...

Смотрю назад, в продымленные дали:

Нет, не заслугой в тот зловещий год,

А высшей честью школьницы считали

Возможность умереть за свой народ.  (Ю. Друнина).          

Ведущий: Юлия Друнина потом не раз скажет спасибо своей фронтовой юности, которая научила её верности солдатской дружбы. Обострила чуткость души, сердечную доброту, нежность и сострадание, научив острее ценить мгновения теплоты человеческого сердца:

Чтец: 

Я родом не из детства — из войны.
И потому, наверное, дороже,
Чем ты, ценю я радость тишины
И каждый новый день, что мною прожит.

Я родом не из детства — из войны.
Раз, пробираясь партизанской тропкой,

Я поняла навек, что мы должны

Быть добрыми к любой травинке робкой.

Чтец

Я родом не из детства — из войны.
И, может, потому незащищённей:
Сердца фронтовиков обожжены,
А у тебя — шершавые ладони.

Я родом не из детства — из войны.
Прости меня — в том нет моей вины...

Ведущий 1: - Юлия Друнина активно занимается общественной деятельностью, в 1990 году избирается депутатом Верховного Совета России. Но не этого Друнина искала. Пришла и слава, и известность, и почет, но это ей было ни к чему. И в 1991 году Юлия Владимировна добровольно оставляет свою должность.

Чтец: 

Есть круги рая,
А не только ада.
И я сквозь них,
Счастливая, прошла.
Чего ж мне надо,
Да, чего ж мне надо?
Ни на кого
Держать не стану зла.
За всё, что было,
Говорю - "спасибо"!
Всему, что будет,
Говорю - "держись!"

Престолы счастья
И страданий дыбы:
Две стороны
Одной медали -
"Жизнь".

Ведущий 1: В хмурый зябкий осенний день 1991 года поэтесса Юлия Друнина ушла из жизни по собственной воле. Она могла тысячу раз погибнуть на войне, а ушла из жизни по своей воле. 

 Слайд 9

Покрывается сердце инеем –

Очень холодно в судный час…

А у вас глаза, как у инока –

Я таких не встречала глаз.

Ухожу, нету сил.

Лишь издали

(Все ж крещеная!)

Помолюсь

За таких вот, как вы –

За избранных

Удержать над обрывом Русь.

Но боюсь, что и вы бессильны.

Потому выбираю смерть.

Как летит под откос Россия,

Не могу, не хочу смотреть!

Ведущий 2: Крымские астрономы Юлия и Николай Черных назвали одну из далеких планет Галактики именем Юлии Друниной.  И это стало лучшим памятником прекрасной поэтессе.

Песня «Вспомните, ребята».



Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа в 8 в классе на тему:

«Творить добро»

(На основе христианских притч)

Цель: воспитать доброжелательное, милосердное отношение друг к другу, стремление совершать добрые дела и поступки.

Задачи: используя поучительные тексты христианских притч, подвести обучающихся к пониманию понятия добра, добрых дел и поступков, зародить желание измениться в лучшую сторону самим и изменить свои отношения с окружающими.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки, магниты, тексты притч.

Ход классного часа

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный классный час на основе христианских притч. Что такое притча? (поучительный рассказ)

Притча 1 (рассказывает учитель): 

Однажды отец семейства решил отделить сына. Отрезал ему земли, дал хлеба, скотины и сказал:

-Живи так, как я жил, и будет тебе во всём удача! Ушёл сын от отца и стал жить в своё удовольствие. «Отец ведь говорил, чтобы жил я так, как он живёт, - думал он, - а живёт он радостно, вот и я также буду».

Жил так сын и не тужил, и очень скоро надел отцовский и прожил. Стал он отца просить, чтобы он ещё ему дал, но отец и слушать его не стал.                      

Вскоре решил отец семейства отделить и второго сына. Отрезал ему земли, дал хлеба, скотины и сказал:                                        

-Живи так, как я жил, и будет тебе во всём удача! Помнил сын о судьбе своего брата, поэтому задумался над словами отца.  Понял он, что жить так, как отец его жил, не значит только удовольствия искать.

 Стал он вещи отцовские рассматривать и разбирать, чтобы до всего своим умом дойти. И переломал всё, и перепортил, а своего сделать не сумел. Стал отца просить, чтобы он ему еще дал. Но ничего отец ему давать не стал.

Отделил отец и третьего сына, и так же ему сказал:

- Живи так, как я жил, и будет тебе во всём удача! Ушёл и этот сын. Много он размышлял над тем, почему братьям его ни в чём удачи не было. И стал третий сын вспоминать, что отец его в жизни делал. Родил их отец, вспоил, выкормил. Уму- разуму ещё отец их учил, а ещё как зло от добра отличать. И ничего, кроме добра, от него они в жизни не видели. И понял вдруг сын, жить так, как отец жил, значит творить добро. И только он слова эти про себя произнес, как появился рядом отец.

- Вижу, сынок, - ласково молвил он, всё понял ты! Иди же скорее братьям своим расскажи, что только тот найдёт счастье в жизни, кто будет делать другим добро!

Учитель: Вы послушали притчу, как вы думаете, о чем пойдет речь на классном часе?

Дети: Что значит творить добро

Учитель: «Творить добро - это…»

Притча 2 ( видео «Притча о гвоздях»):  

Жил-был один темпераментный мальчик. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда мальчик не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было 37 гвоздей. На другой неделе мальчик научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Мальчик понял, что легче контролировать свои эмоции, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда мальчик ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить и забора по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда мальчик мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя.

Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору: «Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в заборе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься – шрам останется. Словесный шрам такой же болезненный, как и физический».

Учитель: Подумайте, чему учит эта притча?

Вывод: Уметь справляться со своими эмоциями и  не оскорблять других.

Учитель: Но легко ли быть добрым, внимательным, отзывчивым? (ученики высказывают свое мнение) Что для этого нужно, вы поймёте из притчи «Пчёлка и муха».

Притча 3 (видео):

На лугу росло множество цветов. Здесь были и белые благоухающие лилии, и гиацинты, и высокие синие ирисы. И маленьким цветочкам тоже нашлось место в траве. Ветер наклонял их, весело колыхал траву и листья, и аромат разносился далеко-далеко! Над поляной, над цветами трудились пчёлки. Они собирали сладкий нектар. Сюда-то и прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась. Одна маленькая пчёлка, оказавшаяся здесь впервые, вежливо спросила муху:

- Не знаете ли Вы, где здесь белые лилии? Муха насупилась:

- Не видела я здесь никаких лилий! А вот недалеко, за лугом, есть одна канава. Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых консервных банок! Тут к ним подлетела пчёлка постарше, державшая в лапках собранный нектар. Узнав, в чём дело, она сказала:

- Правда, я никогда не замечала, что за лугом есть канава, но я столько могу рассказать о здешних цветах! И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят находить что-то хорошее, другие - на муху, и во всём стремятся увидеть только дурное.

Вывод: Уметь видеть во всём только хорошее.

Учитель: Видит во всём хорошее только тот, кто с любовью относится к окружающему миру.

Притча 4 ( читает учитель):

Женщина вышла из своего дома и увидела во дворе троих старцев с длинными седыми бородами. Она не узнала их. И сказала:

- Наверное, вы мне не знакомы, но вы, должно быть, голодны. Пожалуйста, входите в дом и поешьте.

- Мы не можем пойти в дом вместе, - ответили они.

- Почему же? – удивилась женщина.

- Его зовут Богатство, - взявшись объяснять, указал на своего друга один из старцев, потом указал на второго:

- А его зовут Удача. А меня зовут Любовь. Сейчас иди домой и поговори со своим мужем о том, кого из нас вы хотите видеть в своём доме.

Женщина пошла и рассказала. Тот очень обрадовался:

- Замечательно! Уж если выбирать среди них, то давай пригласим Богатство. Пусть войдёт и наполнит наш дом богатством! Жена возразила:

- Дорогой, а почему бы нам не пригласить Удачу? Их дочь слушала это, сидя в углу. Она подбежала к родителям со своим предложением:

- А почему бы нам не пригласить Любовь? Ведь тогда в нашем доме воцарится Любовь!

- Давай-ка согласимся с нашей девочкой, - сказал муж жене, - иди и попроси Любовь стать нашим гостем.

Женщина вышла и спросила у троих путников: «Кто из вас Любовь? Заходи в дом и будь нашим гостем». Гость по имени Любовь пошёл к двери. Но и другие два старца последовали за ним. Удивлённая, хозяйка дома спросила Богатство и Удачу:

- Я же пригласила только Любовь, почему вы идёте? Те ответили:

- Если бы вы пригласили Богатство или Удачу, другие двое остались бы на улице. Но вы пригласили Любовь, а куда она идёт, то и мы всегда идём за нею.

Вывод: с любовью относиться друг к другу.

Учитель: А. что вы, ребята, считаете основой человеческого счастья? (ученики высказывают свое мнение)

Учитель: а может быть, прав отец из притчи? И богатство делает человека счастливым? Герои следующей притчи помогут нам в этом разобраться.

Притча 5 (видео «Богатый и бедный»):

Один богатый человек повёз своего сына в деревню, чтобы он своими глазами мог увидеть, какими бедными бывают люди. Они прожили в бедной деревне несколько дней, а позже, когда вернулись в свой богатый дом, отец спросил:

- Сын, понимаешь ли ты теперь, что значит жить в нищете?

- Да, отец, - отвечал мальчик.

- Научила ли тебя чему-нибудь наша поездка? – спросил отец.

- Очень многому научила! – ответил сын.

- Чему же?

- Я понял, что никогда не встречал таких хороших людей! – отвечал мальчик. – И как же они богаты, папа!

- Богаты?! – удивился отец.

– Конечно, богаты! – отвечал сын. – Смотри, у нас в доме живёт одна собака, у них – целых четыре! У нас во дворе есть бассейн, а у них – морская бухта. У нас – сад, у них – бескрайние леса. У нас - фонари, а им светят звёзды.

- Но ведь у нашей семьи есть практически всё! – изумился отец.

- Это так, - отвечал сын, - и нам всё время чего-то не хватает, а они благодарны Богу за то, что имеют. Мы нищие по сравнению с теми людьми.

Учитель: Объясните, почему сын считает, этих хороших людей богатыми? (ученики высказывают свое мнение)

Вывод: Надо довольствоваться тем, что имеем.

Притча 6 (рассказывает ученик):

Купил человек себе дом новый, большой, красивый. И сад с фруктовыми деревьями – всё хорошо, аккуратно.

 Рядом в кривеньком, стареньком домике жил завистливый сосед, постоянно пытавшийся испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость утворит.  И однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там ведро с помоями. Человек вылил помои, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых крупных и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!!!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протягивает ему ведро с яблоками и говорит: «Кто чем богат, тот тем и делится!» 

Учитель: Чему учит эта притча?

 Вывод: Отвечать добром на зло.

Учитель: Добро творить непросто, ведь нужно думать прежде всего не о себе, а о других.

Притча 7 (рассказывает ученик):

Одному хозяину жаль было расставаться с хорошим работником, и он попросил его об услуге – построить ещё один дом. Плотник согласился, но во время работы думал о чём-то другом, совсем не старался, материалы брал какие попало. Когда плотник закончил работу и дом был готов, хозяин протянул плотнику ключи от входной двери. «Этот дом, - сказал он, - мой подарок для тебя». Как же расстроился плотник. Если бы он знал, что строит для себя, он бы сделал совсем по-другому. Как ты помогаешь устраивать жизнь другим, так же и устроится твоя собственная.

Работа в парах: Из   предложенных слов соберите предложение, объясняющее смысл притчи, и прочитайте его.

Вывод: делать другим как себе.

Рефлексия.

Учитель: У каждого человека, большого и маленького, свой путь к добру.

Путь к добру нелегкий, долгий, путь борьбы с собой, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Научиться быть по-настоящему добрым трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках.
Учитель: Помните: творить добро – это … (обобщает, делает вывод)

Если классный час заставил вас задуматься о себе, о жизни, об отношении к людям, то прикрепите к доске красный магнитик. Если все-таки вы остались равнодушны, то прикрепите синий магнитик. (Обучающиеся делают свой выбор) 

Учитель: Посмотрите, как много красных магнитиков, из них даже можно выложить на доске сердечко – символ любви. (Два ученика выкладывают на доске сердечко из магнитов)

Учитель: Но мы забыли о самом главном…

Притча 8 (читает учитель):

Жил один человек и жил не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела. Делал их, делал, а особенного изменения к лучшему в себе не замечал. Как-то шёл по улице, видит: у одной старушки пуговица с пальто оборвалась, упала на землю. Увидел, думает: «Да чего там! Пуговиц у неё ещё хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!» Но всё-таки кряхтя поднял пуговицу, догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом. Потом он умер и видит – весы: слева – его зло лежит, тянет вниз, а справа – ничего нет, пусто! И зло перетягивает! «Эх, - говорит себе человек, - и здесь не повезло!» Смотрит, - ангелы пуговицу кладут на  весы и чаша с добрыми делами перевесила.  «Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? – удивился человек. – Сколько добрых дел я сделал, а их не видно!» И услышал, как ангел говорит ему: «Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!»

Вывод: не гордиться своими добрыми делами.

Учитель: Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Заботьтесь об окружающих вас людях, наполняйте жизнь солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 12 с кадетскими классами им. А.И.Сорокина»

Методическая разработка учебного занятия в рамках

                                   дополнительной  общеобразовательной программы

Социально-гуманитарной   направленности

объединения

«Финансовая грамотность»

 5 класс

 

Тема: «Карманные деньги: как потратить»

Содержание

Страницы

1

Введение

3-4        

2

Основная часть. Ход занятия

5-8

3.

Заключение

9

4.

Приложение:

 анкета, инструкция  «Хочу, могу, трачу», Дополнительная  общеобразовательная программа «Финансовая грамотность

10-20

Введение

 Деньги – это очень важная часть современной жизни. Мы обязательно учим ребенка пользоваться вилкой, переходить улицу, вежливо общаться. Однако тема с финансовыми вопросами остается часто незатронутой.

В настоящее время современные дети достаточно плотно вовлечены в весьма сложный процесс денежных отношений с младых лет. В связи с этим крайне важной задачей становится научить их грамотно распоряжаться деньгами, попутно развивая у них азы финансовой грамотности. Карманные деньги на сегодняшний день являются одним из важных методов финансового воспитания учеников младшего школьного возраста, которые способствуют   результативному управлению финансами  во  взрослой жизни.

Распоряжение собственным бюджетом учит ребят покупать то, что им действительно нужно, стараться откладывать свои сиюминутные порывы.  Формируется четкое понимание ценности денег.  Плюс в том, что ученики  оттачивают навыки счета.

Умение ценить, копить и в дальнейшем распоряжаться бюджетом формируется не сразу. Это достаточно долгая и весьма сложная работа. Именно поэтому начинать желательно как можно раньше.

В этом и актуальность выбранной темы.

Цель: научиться разумно распоряжаться своими карманными деньгами;

Задачи: рассмотреть понятие «карманные деньги»  

  • обучить детей рациональному использованию карманных денег.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • воспитание рационального отношения к личным финансам,
  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности

за    свои поступки.

Предметные:

  • ознакомить с принципами формирования личного дохода, его сохранения и преумножения.
  • овладение предметными умениями учащихся  обращению с личными финансами (зарабатывание, сохранение, преумножение капитала).

 Метапредметные:

Познавательные:

  • освоение способов распоряжения собственными финансами;
  • уметь объяснять, что такое доходы и расходы, личный финансовый план.

Регулятивные:

  • понимание цели своих действий;
  • составление простых финансовых планов с помощью учителя;
  • проявление познавательной и творческой инициативы;

Коммуникативные:

  • выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию

Методы: практический, словесный, наглядный.

Базовые понятия и знания: карманные деньги, личный финансовый план, доходы и расходы

Оборудование: ноутбук, смарт - доска, раздаточный материал, «денежное дерево»

Ход учебного занятия.

    Мотивационный этап.

Когда их много, то они молчат,

          Когда их нет, они «поют романсы»

               Так именно про….  говорят

           И называют их еще……..

Задание ученикам: вставьте пропущенные слова.

Учитель: А сейчас предлагаю вам обратить внимание на это дерево. Что необычного вы в                                нем замечаете?  (Ответы учеников)   Правильно, на этом дереве растут деньги. А так бывает?  Как вы уже поняли, сегодняшняя наша беседа будет про деньги.  Давайте исправим ошибки, с   которыми, мы уже встретились. Если деньги не растут на дереве, то как же они появляются? (производство денег возложено на предприятие «Гознак»- Московский и Пермский печатные фабрики, Московская типография; Московский и Санкт – Петербургский монетные дворы).

Ответы учеников (родители получают зарплату, бабушки  и дедушки пенсии, печатают и т.д )

Учитель: а вы знаете, как  появились деньги? (ответы учеников)

Чтобы узнать обо всем по порядку мы и посмотрим  мультфильм  Фиксики «История вещей. Деньги»  https://youtu.be/vaGnAN_DJXU

Учитель: То, что без денег нам не обойтись мы все прекрасно понимаем. Деньги, полученные за выполнение какой либо работы, называют заработной платой (зарплата).

А у вас деньги есть? Вы ведь не работаете.

 Поделитесь своими секретами. Откуда вы их  берете?

Как называются деньги, которые дают вам родители, и которыми вы можете пользоваться на свое усмотрение? (Ответы учеников - карманные деньги)

Карманные деньги они ваши, соответственно вы сами определяете, на что их           тратить.  Скажите, пожалуйста, что вы делаете с карманными деньгами?

Когда у вас есть карманные деньги, вы можете их не только тратить и копить, но и отдавать. Отдавать свои долги. Или отдавать тем, кому деньги нужнее. (Приведите примеры) Для начала  научитесь делиться с  близкими: угостить подружку, дать маме или бабушке, которой не хватает мелочи, купить корм бездомным кошкам и т.д. В дальнейшем, когда ваши карманные деньги увеличатся, вы можете делать пожертвования в детский дом, приют для животных или на лечение больных. Почему важно делиться? (Сегодня ты помогаешь, а завтра тебе нужна будет помощь)

А как быстро вы тратите свои деньги? (Учитель выслушивает ответы учеников: сразу, на следующий день и т.д.). Кто-нибудь из вас знает правила,  как обращаться с  деньгами? (Пересчитывать сдачу, хранить в кошельке или копилке, завести банковскую карту, не терять).

Давайте, проиграем с вами следующую ситуацию.

  1. Вы с друзьями по дороге домой зашли в магазин. Там вы выбрали себе новые фломастеры и большую шоколадку. Но уже стоя на кассе, вы вспомнили, что утром мама переживала, что заканчивается хлеб и молоко. А она сегодня не успеет в магазин. Ваших карманных денег не хватит на все товары.

Какими  будут ваши  действия?  (Ответы учеников)

Учитель:

Просыпаюсь в понедельник –
Стало жаль себя до слёз!
Где мне взять побольше денег? –
Одолел меня вопрос.

В мире столько всяких разных
Соблазнительных вещей!
Только толку что в соблазнах,
Если денег нет вообще?

Счастье не в деньгах, понятно,
И не в норковых манто,
Но с деньгами жить приятно,
А без них – совсем не то!

Как-то мне без них неловко

И выходит ерунда:
Ни купить себе обновку,
Ни поехать на юга…

Не хватает капитала!
Как бы мне разбогатеть?
В интернете поискала –
Не даёт ответа Сеть.

Может, кто-то знает способ?
Поделился бы народ,
Чтобы не остаться с носом,
А совсем наоборот
!

 Некоторые  из вас говорили, что не тратят свои карманные деньги, а копят. А почему вы это делаете? На что собираетесь потратить свои накопленные деньги? (телефон, компьютер, подарки родным,  книгу и т.д.) Ответы учеников.

Копить надо уметь. И сейчас попробуем  сформулировать  правило, как быстро накопить монетки. (Ответы учеников)

Правило! В копилку можно только класть деньги, и нельзя оттуда забирать даже чуть-чуть.

И в конце нашего занятия давайте сыграем в интерактивную игру «Деньги любят счет»

 Рефлексия.

  • Что я узнал после изучения данной темы?
  • Создание  памятки «Как управлять деньгами» (каждый ребенок пишет свои предложения)

У каждого из вас есть по 3  кружочка-монетки разного цвета. Если вам понравилось занятие, вы научились  правильно обращаться с деньгами, выберите желтую монетку.

Если занятие вам не понравилось, вы так и не смогли понять, как распоряжаться своими деньгами, выберите белую монету. Если вам занятие понравилось частично, узнали что-то новое, но осталось много вопросов – выберите серую монету.

Приклейте выбранную монету на наше денежное дерево.  За время нашего урока у нас  появилось вот такое чудесное дерево.

Памятка «Как управлять деньгами»

1.Будьте аккуратными в трате денег, старайтесь не растратиться

2.Попросите родителей открыть банковскую карту на ваше имя и можете регулярно вкладывать на него деньги вместо копилки.

3.Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения.

4.Купите игру «Монополия»  и регулярно играйте в неё, это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.

 На дом: 1. Посмотреть  видеофильм  «Карманные деньги»  («Азбука денег тётушки Совы»)  https://www.youtube.com/watch?v=cYKxE2otjKc

Наряжаем елку полезных финансовых привычек!

2.На следующем занятия будем учиться составлять  индивидуальный финансовый план «Хочу, могу, трачу» (Инструкция прилагается)

                                                                   Заключение.

Карманные деньги для многих родителей зачастую служат как средство манипулирования ребенком (за хорошее поведение, оценки и т.д.). И даже если детям дают деньги, то родители всячески стараются контролировать детей в их тратах. И дети, не получая регулярно деньги на их личные расходы, не имеют возможности планировать свои расходы и в основном тратят на сиюминутные желания. Памятка, составленная учениками, учит сопоставлять доходы и расходы, оценивать приоритетность  той или иной покупки. Приобретенные навыки идут в копилку жизненного опыта ребенка, развивают самостоятельность и ответственность. Выдача карманных денег — это одно из  средств финансового воспитания ребенка. Единственный верный способ научить детей управлять деньгами — разрешить им самим делать это. И карманные деньги — лучший тренажер. Другими словами, ребенок сам учится методом проб и ошибок. И если в детстве им не представится возможность этого сделать, в более зрелом возрасте цена ошибок будет больше.

Это интересно:

  • 88% родителей Великобритании выдают детям карманные деньги строго по плану: с 6,5 лет - в среднем 1,5$ в неделю, 17-летнему подростку - 10$ в неделю. С 10 лет – дети начинают подрабатывать.
  • В Германии законодательно решен вопрос о количестве карманных денег в неделю: до 6 лет- 50 центов, 7лет -1,5-2 евро, 10лет - 10-12 евро, 13 лет – 20 евро, 15 лет – 25-30 евро, Покупательная способность детей в среднем 7,5 млрд евро в год.
  • В России, в среднем, школьник получает примерно 750 рублей в неделю.
  • Самые большие карманные расходы у норвежских школьников — 4 600 рублей в неделю. Но,60% норвежских детей откладывают часть полученных денег.
  • Самые маленькие расходы у индийских и египетских детей — примерно, 120-160 рублей в неделю.
  • В Швеции деньги накопить детям очень легко и совсем не затратно для родителей. До 20 лет шведским детям платит на карманные расходы государство – 152 доллара ежемесячно. В школе питание бесплатное. А если ещё родители будут «участвовать» в этакой своеобразной «программе софинансирования», то есть добавлять к сумме, накопленной от государства, такую же сумму от себя – то к 20-летию на счету ребёнка наберется кругленькая сумма. В Швеции дети зарабатывают деньги на продаже своих ненужных вещей (одежды, игрушек, книг) и уже с 15-ти лет могут организовать свой бизнес. В стране очень много таких молодых бизнесменов. А ещё есть сладкое в Швеции дети могут только по субботам.

                                                                                                                               Приложение 1

Анкета

1.Дают ли тебе родители карманные деньги?

  • Да
  • Нет

2. Благодаря чему формируется, твой денежный доход?

  • Денежные подарки родственников на праздники и день рождения
  • Собственный заработок
  • Карманные деньги, которые дают родители

3. Что ты делаешь с карманными деньгами?

  • Трачу на всякие мелочи, сладости, развлечения
  • Откладываю в копилку

 

Приложение 2.

Инструкция «Хочу, могу, трачу"

Вы решили купить себе _________________ стоимостью ___________ рублей.

Составьте план накопления денег.

Способ получения денег

Количество

Время (каждый день, 1 раз в месяц, 1 раз в год)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер поэзии Юлии Друниной "Я родом не из детства - из войны..."

Внеклассное мероприятие по творчеству Юлии Друниной...

Юлия Друнина "Зинка" презентация

Презентация предназначена для сопровождения чтения стихотворения Ю.Друнининой "Зинка". Слайды подобраны по сюжетам стихотворения....

Литературно-музыкальная композиция на основе стихотворений Юлии Друниной

Данный материал можно использовать на уроках литературы, в том числе - уроках внеклассного чтения, а также во внеклассной работе....

Презентация "Юлия Друнина и Тюменский край"

В презентацию вошли факты из биографии Юлии Друниной и ее стихотворения....

Презентация "Поэзия Юлии Друниной, отраженная в фотолетописи Великой Отечественной войны"

Юлия Друнина и война -неразделимые понятия. Ушедшая со школьной скамьи на фронт санитаркой, Друня(так ласково звали ее бойцы) хлебнула столько, что не всякому мужчине было под силу все вынести и не сл...

90-летию со дня рождения Юлии Друниной посвящается...

Внеклассное мероприятие по литературе. Сценарий литературного вечера....

«Я ещё не кончила войну…» Литературно-музыкальная композиция, посвященная поэтессе Юлии Друниной

О поэтессе Юлии Друниной, прошедшей санитаркой войну и сохранившей о ней память на всю жизнь....