Классный час на тему «Семья…»
классный час (10 класс)
Предварительный просмотр:
Классный час
на тему
«Семья…»
Подготовила
учитель
МОУ СОШ№3
Коваль Надежда
Владимировна
Цель: воспитывать у учащихся чувство ответственности к планированию будущих
семейных отношений.
Задачи:
- Воспитывать уважительное отношение к понятию «семья».
- Воспитывать у учащихся культуру взаимоотношений, понимание значимости семьи в жизни человека.
- Развивать положительные эмоции и чувства, связанные с данной проблемой.
- Развивать умение анализировать, делать выводы.
Форма проведения – круглый стол.
Ход классного часа
Вводное слово
Приходит время, и у молодых людей – юношей и девушек – возникает потребность любить и быть любимыми, иметь семью, растить и воспитывать детей. Без удовлетворения этой потребности люди, как правило, не чувствуют себя счастливыми. Ведь человек - все равно, мужчина или женщина, как говорится в одной старинной притче, - это только половина какого-то более совершенного существа. Вторая половина затеряна в мире, и они всю жизнь тянутся друг к другу и стремятся соединиться. Конечно высказанная мысль – не научное суждение, а поэтический образ. Но в нем заключено рациональное зерно.
Вы знаете, что человеческой природе свойственно избирательное чувственное влечение к лицу противоположного пола, стремление преодолеть одиночество через любовь к своему избраннику, продолжить себя, обрести свое более совершенное «Я» в детях, а значит, обеспечить достойную смену поколений.
Создание семьи является одной из естественных и благородных потребностей человека. В любви, в семье, в детях он достигает вершины человеческого счастья.
Основная часть
Сегодня мы с вами поговорим на тему «Семья и брак». Кто-то из вас скажет: «А зачем нам говорить на эту тему? Не рано ли еще?». И на этот вопрос мне хотелось бы ответить словами Э.Асадова
Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
И все же - не стоит детей корить,
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то и им малышей растить,
Все перечувствовать и пережить,
И побывать в «стариках» и «предках».
Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него люди создают семью.
Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, активной или безучастной – покажет время и ваши стремления к прогнозированию будущей семьи.
А какие у вас ассоциации возникают со словом «семья»? (Учащиеся называют ассоциации по цепочке – не больше двух. Повторяться нельзя.)
Так какова же история возникновения слова «семья»?
Семь Я Мама, папа, 2 бабушки, 2 дедушки с обоих сторон, родители родителей и ребенок. Другая версия мама, папа и пятеро детей.
Так же ваши одноклассники провели опрос взрослых людей: родителей, родственников, педагогов, вот его результаты.
Мы провели опрос и вот его результаты:
На вопрос «Счастливы ли Вы в своей семье?» 98% ответили «Да», 2% Не очень
Так же 98% не представляют свою жизнь без семьи и только 2% ответили, что бывает и представляют сою жизнь без семьи.
А вот на вопрос «Что дает человеку семья по Вашему мнению?» ответы были разнообразные
- Легче определиться с целью в жизни и потом следовать ей.
- Радость, любовь к окружающим
- Семья – это главное
- Семья дает все – эмоции, уверенность, любовь, поддержку, уверенность, самоутверждение, семья – смысл жизни
(Вопросы:
1 Счастливы ли Вы в своей семье?
2 Представляете ли Вы свою жизнь без семьи?
3 Что дает человеку семья по Вашему мнению?)
И вот что мы заметили, те респонденты которые ответили, что они счастливы в своей семье, как правило пребывают всегда в хорошем настроении, они отзывчивы, добры, веселы, а так же, обратите внимание, работоспособны.
Наблюдение ребят действительно верны. Социологи утверждают: если человек самостоятельно и энергично строит свою семью, умеет создать в собственном доме атмосферу тепла и уюта, то он достигает обычно успехов и в своей профессиональной деятельности.
И напротив, безвольный и безынициативный семьянин, не умеющий владеть своими чувствами, равнодушный к воспитанию детей, благополучию близких, чаще всего проявляет пассивность в общественно-государственной жизни, в служебных делах.
Из всех опрошенных никто не представляет своей жизни без семьи.
А вот ответы на вопрос что дает человеку семья, как ни странно, были во многом похожи._________
Еще немного статистики.
В течение 10 лет американские психологи проводили изучение семей трех тысяч американцев и образ жизни молодых мужчин и незамужних женщин. В результате исследования они пришли к довольно неутешительному выводу: каждая 5-я семья распадается. Браки распадаются чаще всего после 5 лет совместной жизни, 15 и 20. Но самым неутешительным выводом в этом исследовании является то, что холостые мужчины и незамужние женщины умирают в 15 раз чаще, чем люди в таком же возрасте, живущие в семье.
Учащиеся анализируют ситуации и дают ответы на вопросы:
- Почему семьи распадаются через 5, 15 лет и 20 лет совместной жизни.
- Почему холостые мужчины и незамужние женщины умирают чаще, чем люди в семье.
Тема семьи и брака затрагивается во многих произведениях, и народная мудрость не обошла эту тему стороной. Приведите пример пословиц и поговорок, отражающих взаимоотношения мужа и жены в семье, их роль в семье.
А сейчас я вам предлагаю высказывания известных ученых, философов, писателей о семье. Вам в группах необходимо их прочитать, согласиться с ними или опровергнуть.
1 группа
Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Ф.Адлер
2 группа
Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей. Уго Фосколо (итальянский писатель, филолог)
3 группа
Жениться – это значит на половину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. Артур Шопенгауэр (Немецкий философ)
Ребята, как вы думаете, на основе чего необходимо создавать семью?
Я вам предлагаю два противоположных высказывания, с каким из них вы согласитесь и почему?
1
Любовь без брака гораздо менее унизительна для мужчины и женщины, чем брак без любви. Самюэл Гудрич (американский детский писатель и
педагог)
2
Лев – царь зверей, но для домашнего животного он вряд ли годится. Так и любовь – слишком сильное чувство, чтобы стать основой счастливого брака.
Роберт Стивенсон (английский писатель)
Давайте сделаем вывод: любовь это чувство, которое может, как разрушить семью, так ее и скрепить.
А еще, при каких условиях семья не может существовать? Давайте условно выделим 3 группы условий:
Психологические условия
- Несовместимость характера
- Несовпадение желаний
- Отсутствие общих интересов
- Непонимание и неприятие привычек партнера
- Перегрузка, физическое и психологическое истощение
Материальные условия
- Отсутствие жилья
- Отсутствие постоянного источника доходов
- Ссоры по поводу денежных трат
- Различные потребности
Нравственные условия
- Недостаточная готовность жить жизнью другого человека
- Принципиальные различия в жизненных и нравственных позициях
- Тайные планы и одиночные решения
- Ревность
- Дурные пристрастия, пьянство и наркомания
Ребята скажите, а ваших в семьях есть проблемы? Наверно в каждой семье есть проблемы, но сложность во многих семьях вызывает обсуждение этих проблем, а о проблемах нельзя умалчивать, об этом надо говорить, потому что сами собой они не решатся. И вот я вас призываю, так как вы уже взрослые помогите своим родителям, поднимите в кругу семьи проблемы, которые вас волнуют, только так можно решить проблемы и может даже сохранить семью.
Теперь нам понятно, что может разрушить семейный союз. Давайте вместе выработаем правила, которые могут помочь сохранить семью:
- Говорите о проблемах
- Никогда не «пилите» друг друга
- Не пытайтесь перевоспитать друг друга
- Не критикуйте друг друга, особенно в присутствии посторонних
- Научитесь ценить друг друга
- Оказывайте друг другу внимание
- Будьте вежливы
- Больше общайтесь, разговаривайте
- Помните только хорошее
- Берегите здоровье свое и своих близких
Я надеюсь, что эти правила разработанные вами в будущем вам пригодятся.
Заключение
Жизнь не любит задавать однозначных задачек и получать столь же однозначные ответы. Думайте, размышляйте. Вам еще предстоит сделать много своих собственных важных шагов в жизни. Лучше когда к ним готовишься заранее – морально и психологически.
И сегодня мне хочется закончить классный час словами английского писателя-сатирика Сиднея Смита:
«Брак напоминает ножницы – половинки могут двигаться в противоположных направлениях, но проучат всякого, кто попытается встать между ними».
Пусть в самые сложные моменты вашей будущей семейной жизни, ваша семья напоминает ножницы, которые вовремя сольются и никому не дадут разрушить ваш союз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: "Семь чудес России"
Конспект классного часа для учащихся 5 - 7 классов. Интересный для детей материал о природных и архитектурных богатствах России. Можно использовать на уроках географии....
Классный час на тему "Семья и семейные ценности"
Классный час проводился 1 сентября в 1 классе. Прилагается презентация....
Классный час на тему "Семья и семейные ценности"
Цель: 1. Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;2. Определить понятие «семья»;3. Формировать понятие «счастливая семья»;4. Осознание ценности семейных отношений.Задачи:1. Раскрыть значение понят...
Классный час на тему: "Семья и семейные ценности"
Подготовила Рябова Татьяна НиколаевнаКлассный руководитель 6 класса«Семья и семейные ценности».Цель: Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; Определить понятие «семья»;Формировать пон...
Классный час на тему: «Семья, как много в этом слове»
воспитывать любовь и уважение к семье, как общенациональной ценности, основедуховности и единства народа;формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе,любят ...
Классный час на тему "Семья и семейные ценности"
Разработка классного часа, где участвуют и родители, и дети. Используются пословицы о семье. Каждая семья создаёт свою эмблему.Вместе делают вывод о правилах поведения в семье.Дети имеют возможность п...
Классный час по теме "Семья и семейные ценности"
Тема классного часа интересна и актуальна для учащихся 5-7 классов С(К)ОУ. В разработке представлены практические упражнения, в результате которых дети учатся строить межличностные отношения на взаимн...