Родительское собрание: «Информационная безопасность и ее профилактика»
методическая разработка
обсудить с родителями проблему информационной безопасности пользователей Интернета, познакомить родителей с угрозами, с которыми дети могут столкнуться в Интернете, совместно найти пути решения данной проблемы, познакомить родителей с советами специалистов по общению детей с Интернетом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie.docx | 42.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Информационная безопасность и ее профилактика»
Цель: оказание помощи родителям в безопасной работе детей в Интернете, знакомство с рекомендациями по обеспечению безопасности в Интернет
Задачи: обсудить с родителями проблему информационной безопасности пользователей Интернета, познакомить родителей с угрозами, с которыми дети могут столкнуться в Интернете, совместно найти пути решения данной проблемы, познакомить родителей с советами специалистов по общению детей с Интернетом.
Ход родительского собрания:
- Вступительное слово классного руководителя.
Добрый день, уважаемые родители! Тема нашего разговора сегодня
«Информационная безопасность и ее профилактика».
Здоровье ребенка, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является школа, т.к. более 70 % времени его бодрствования связаны со школой. В последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей. Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит все население.
Поднимите руку у кого дома есть компьютер? А компьютер или телефон с выходом в Интернет? А вы пользуетесь Интернетом? А ваши дети пользуются Интернетом? А для чего? С какой целью?
Если ваши дети пользуются Интернетом, вы, без сомнения, должны беспокоиться о том, как уберечь их от неприятностей, которые могут подстерегать их в путешествии по этому океану информации.
Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции средств массовой информации, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для ЭВМ и баз данных, а также информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи.
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
Использование Интернета дома и в образовательных учреждениях позволяет повысить эффективность обучения, а так же получать свежие новости в интересующей области не только родителям и педагогам, но и учащимся, в том числе школьникам.
Кроме того, наряду с полезной и необходимой информацией пользователи сталкиваются с ресурсами, содержащими неэтичный и агрессивный контекст. Порнография, терроризм, наркотики, экстремизм – яркие примеры того, с чем могут столкнуться дети и подростки в сети Интернет.
Все больше и больше подключается компьютеров к сети Интернет. Все большее количество детей получает возможность работать в Интернете и тем острее встает проблема обеспечения безопасности наших детей в сети.
Следует понимать, что подключаясь к Интернет, ваш ребенок встречается с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать. Объяснить ему это обязаны вы, перед тем как разрешить ему выход в Интернет.
По статистике:
- Дети опережают взрослых по количеству времени, которое они проводят в Интернете;
- 44% детей, регулярно использующих Интернет, хоть один раз подвергались сексуальным домогательствам при виртуальном общении;
- 14,5% детей назначали встречи с незнакомцами через Интернет;
- 19% детей иногда посещают порносайты;
- 38% детей просматривают страницы о насилии;
- 16% детей просматривают страницы с расистским содержанием.
Бесконтрольный доступ к Интернету может привести к:
- киберзависимости
- нарушению нормального развития ребенка
- неправильному формированию нравственных ценностей
- знакомству с человеком с недобрыми намерениями
Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. К. з. наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков.
У младших школьников К. з. обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. В более старших возрастах она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т. п.
Признаки зависимости
- Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.
- Провел хотя бы одну ночь у компьютера.
- Прогулял школу – сидел за компьютером.
- Приходит домой, и сразу к компьютеру.
- Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).
- Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.
- Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.
Поднимите руки те, кто ответил положительно хотя бы на 2 утверждения. Вам необходимо задуматься. Это уже первый звоночек!
#1057;оветы для родителей.
1. Посещайте Интернет вместе с детьми. Поощряйте ваших детей делиться с вами их успехами и неудачами в деле освоения Интернет;
2. Объясните детям, что если в Интернет что-либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством;
3. Объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т.д.), использовании он-лайн игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, помогите вашему ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации;
4. Объясните ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.;
5. Объясните своему ребенку, что в реальной жизни и в Интернет нет разницы между неправильными и правильными поступками;
6. Научите ваших детей уважать собеседников в Интернет. Убедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернет и в реальной жизни;
7. Скажите им, что никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернет. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают;
8. Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернет– правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;
9. Не забывайте контролировать детей в Интернет с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.
- Подведение итогов (1 мин)
На уроках информатики и информационных технологий мы с ребятами проходим основы информационной и компьютерной безопасности, где изучаем безопасность в информационной среде, классификацию средств защиты.
Но наша работа станет более эффективной, если она будет проводиться не только в школе, но и дома в семье!
2 сценарий
Здоровье ребенка, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является школа, т.к. более 70 % времени его бодрствования связаны со школой. В последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей. Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит все население. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому.
Слайд 2
В практике существует множество определений понятия "здоровье". Я в своей деятельности руководствуюсь определением данного понятия, предложенным Всемирной Организации Здравоохранения: "Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков".
Слайд 3
Казалось бы, какое отношение Интернет имеет к нашему здоровью? А самое непосредственное! Ученые выделяют несколько компонентов здоровья: наследственный, воспитательный, социальный и психологический. А Интернет непосредственно влияет на наше психологическое и духовно-нравственное здоровье.
Согласно российскому законодательству Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
Использование Интернета дома и в образовательных учреждениях позволяет повысить эффективность обучения, а так же получать свежие новости в интересующей области не только родителям и педагогам, но и учащимся, в том числе школьникам.
Кроме того, наряду с полезной и необходимой информацией пользователи сталкиваются с ресурсами, содержащими неэтичный и агрессивный контекст. Порнография, терроризм, наркотики, экстремизм – яркие примеры того, с чем могут столкнуться дети и подростки в сети Интернет.
Все больше и больше подключается компьютеров к сети Интернет. Все большее количество детей получает возможность работать в Интернете и тем острее встает проблема обеспечения безопасности наших детей в сети.
Следует понимать, что подключаясь к Интернет, ваш ребенок встречается с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать. Объяснить ему это обязаны вы, перед тем как разрешить ему выход в Интернет.
- Основной этап (10 мин)
Поднимите руку у кого дома есть компьютер? А компьютер с или телефон с выходом в Интернет? А вы пользуетесь Интернетом? А ваши дети пользуются Интернетом? А для чего? С какой целью?
Слайд 4
По результатам опроса наших старшеклассников. Подростки от 10 до 17 лет на вопрос «Чем ты обычно занимаешься в свободное время?» ответили:
1. 12, 2 % - общаюсь в сети;
2. 18, 1 % - читаю книги;
3. 30,1 % - посещаю кружки, секции;
4. 44, 9 % - играют в компьютерные игры;
5. 43, 7 % - общаюсь по телефону;
6. 71,1 % провожу время с друзьями;
7. 74, 2 % - смотрю телевизор.
Слайд 5
Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. К. з. наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков.
У младших школьников К. з. обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. В более старших возрастах она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т. п.
Признаки зависимости
- Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.
- Провел хотя бы одну ночь у компьютера.
- Прогулял школу – сидел за компьютером.
- Приходит домой, и сразу к компьютеру.
- Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).
- Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.
- Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.
Поднимите руки те, кто ответил положительно хотя бы на 2 утверждения. Вам необходимо задуматься. Это уже первый звоночек!
Выделяют 3 стадии Компьютерной Зависимости.
Первая стадия — интерес. Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься.
Вторая стадия — втягивание. Воздержание сопровождается настоящими «ломками»: и скучно, и грустно, и дела не идут на ум.
Третья стадия — полная зависимость. Нарушение психики.
Дети, как наиболее активная и любопытная аудитория, часто первыми знакомятся с новыми технологиями, в частности с компьютером и Интернетом, опережая в технической грамотности родителей. В этом есть как плюсы: повышение уровня эрудированности, навыки общения с разными людьми, так и минусы. Отсутствие жизненного опыта нередко повышает риск стать жертвой онлайн-угроз, таких как:
- Пропаганда войны и антиобщественного поведения
- Наркотические средства
- Вредоносные программы
- Преступления
- Ненадлежащая реклама
Сегодня во Всемирной Паутине легко найти любую информацию, в том числе недоступную и противозаконную в реальном мире. Достаточно набрать нужные слова в поисковой системе, и пользователь попадет в настоящий сад запретных плодов: инструкции по изготовлению взрывчатки, распродажа наркотиков, нацистские лозунги и очень многое другое открыто услугам любого, попадающего в Сеть.
Существуют два лагеря: одни говорят, что необходимо соблюдать меры безопасности в Интернет-пространстве, а другие говорят, что Интернет – это отражение нашей жизни. Возможно, в чем-то они и правы. Но большинство людей совершенно по другому смотрят на этот вопрос, когда речь идет о детях. В конце концов, давайте спросим самих себя: хотим ли мы, чтобы наши дети без труда узнавали, где достать наркотики, как изготовить бомбу, как стать членом секты и т.д. Наверное, не очень.
Поэтому для меня тема безопасный Интернет очень актуальна.
Поэтому именно семья закладывает основы поведения ребёнка в реальном мире, и виртуальное пространство не должно быть исключением. Родителям следует уделять серьёзное внимание воспитанию детей и повышению их информационной культуры.
Необходимо помнить, что не смотря на широкие возможности виртуального общения, оно не может исключать и заменять реальных взаимоотношений между людьми.
Даже если Ваш ребёнок чрезмерно увлекается играми и Интернетом, не следует запрещать ему пользоваться компьютером. Запрет может вызвать противоположную реакцию и привести к замыканию ребёнка в себе. Прежде всего, следует найти альтернативу онлайн-интересам ребёнка и переключить его внимание на достижение поставленных целей и успехов в реальности.
Часто из-за того, что дети и подростки более «продвинуты» в техническом плане, они легко могут обойти запреты родителей и устранить некоторые средства родительского контроля. Поэтому взрослым сначала необходимо самим освоить азы онлайн-грамотности, а затем научить правилам общения в Интернете и компьютерной безопасности своего ребёнка, причем сделать это в той форме, которая соответствует возрасту ребенка и кругу его интересов. Для этого узнайте больше о возможностях и угрозах всемирной Сети.
Для начала обсудите с ребенком эти простые семейные правила онлайн-безопасности.
Слайд 7
Какие опасности и неприятности таит в себе сеть?
- Вирусы.
- Сетевые атаки.
- Мошенничество.
- Поток ненужной информации.
- Нежелательное общение.
От всего этого себя не сложно защитить.
Начнем с вирусов. Самое главное правило, которое должно выполняться – на компьютере должна быть установлена антивирусная программа, которую нужно регулярно обновлять.
Сетевая атака – это умышленная попытка другого пользователя сети получить доступ к вашему компьютеру. Сетевые атаки производятся либо с целью завладеть секретной информацией, либо из хулиганских побуждений.
Наиболее действенным средством защиты является установка специальной программы, называемой «firewall».
К Интернет мошенничеству относится:
- «Читай чужие SMS». Предложение приобрести специальную программу, «позволяющую» читать SMS в чужом телефоне, просматривать адресную книгу и истории звонков.
- Продажа несуществующего продукта (программ, аудиофайлов, товаров, информации). Просьба отправить SMS сообщение для получения кода на деле оказывается простым выманиванием денег.
- «Фишинг. Кражи конфиденциальной информации (имён и паролей доступа, данных кредитных карт и интернет-кошельков и т. д.).
- Вишинг. Абоненту предлагается перезвонить по городскому номеру, где звучит сообщение о необходимости сообщения информации личного пользования.
- Фарминг. При наборе адреса банка происходит активация исполнимого файла с последующим перенаправлением пользователя на фальшивый веб-узел.
Как защититься? Не сообщать свои личные данные малознакомым людям и на неизвестных сайтах!
Теперь о потоках ненужной информации. Реклама переполняет Интернет. Но от этого никуда не деться, так как многие полезные и интересные ресурсы существуют исключительно на средства, вырученные от рекламы. Но самая страшная беда в Интернете - это «спам» - массовые рассылки сообщений рекламного характера. Попытаться уменьшить «спам» можно следующими способами: добавлять адреса распространителей «спама» в список запрещенных отправителей.
Нежелательное общение. Всегда с некоторой долей подозрения относитесь к новым виртуальным знакомым. Среди них могут оказаться совсем не те люди, за которых они себя выдают. Хакеры, мошенники, рассылатели вирусов. Если вам не нравится ваш новый собеседник, всегда помните о возможности занести его в список запрещенных отправителей.
В связи с психологическими особенностями детей разных возрастов рекомендации для родителей тоже разные. В буклете я подробно описала все рекомендации для каждой возрастной группы.
Слайд 8
Вот несколько общих для любого возраста правил и советов:
#1057;оветы для родителей.
1. Посещайте Интернет вместе с детьми. Поощряйте ваших детей делиться с вами их успехами и неудачами в деле освоения Интернет;
2. Объясните детям, что если в Интернет что-либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством;
3. Объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т.д.), использовании он-лайн игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, помогите вашему ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации;
4. Объясните ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.;
5. Объясните своему ребенку, что в реальной жизни и в Интернет нет разницы между неправильными и правильными поступками;
6. Научите ваших детей уважать собеседников в Интернет. Убедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернет и в реальной жизни;
7. Скажите им, что никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернет. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают;
8. Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернет– правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;
9. Не забывайте контролировать детей в Интернет с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.
- Подведение итогов (1 мин)
На уроках информатики и информационных технологий мы с ребятами проходим основы информационной и компьютерной безопасности, где изучаем безопасность в информационной среде, классификацию средств защиты.
Но наша работа станет более эффективной, если она будет проводиться не только в школе, но и дома в семье!
6. Итоги.
Надеюсь, что наши советы и правила помогут вам правильно организовать пользование компьютером в вашей семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Информационные технологии и информационная безопасность"
Родительское собрание посвящено использованию компьютера учащимися.В ходе собрание проводится обсуждение уровня компьютерной зависимости у учащихся класса (с предварительным тестированием),информацион...
Презентация к родительскому собранию "Информационная безопасность пользователей Интернета"
Данный материал включает в себя разработку родительского собрания и презентации "Информационная безопасность пользователей Интернета"...
Родительское собрание "Информационная безопасность пользователей Интернета"
Данный материал включает в себя разработку родительского собрания и презентации "Информационная безопасность пользователей Интернета"...
Выступление на родительском собрании " Информационная безопасность детей"
Информационная безопасность детей...
Родительское собрание: «Личная безопасность на каждый день (безопасность в школе и дома)»
Тема: «Безопасность на каждый день: личная безопасность школьника в школе и дома» Цель: • объединить усилия семьи и школы в формировании у младших школьников ответственного отношения ...
Родительское собрание «Информационная безопасность школьников»
Повышение уровня осведомленности родительской аудитории о негативном влиянии агрессивного контента СМИ и иных средств массовой коммуникации на детскую психику и способах его предупреждения...
Родительское собрание "Информационная безопасность детей"
Информационна безопасность детей...