Внеурочное занятие "Языки и культура народов России"
методическая разработка (6 класс)
Внеурочное занятие для обучающихся 5-7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazyki_i_kultura_narodov_rossii.docx | 28.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5–7 классов по теме
«ЯЗЫКИ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ: ЕДИНСТВО В РАЗНООБРАЗИИ»
Цель занятия: формирование у обучающихся представления о важности сохранения и развития культурного наследия и языкового разнообразия многонационального народа Российской Федерации, чувства гордости за культуру нашей страны.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, мультимедийной презентации, интерактивных заданий, включает анализ визуальной и текстовой информации и групповую работу.
Комплект материалов: сценарий; методические рекомендации; комплект интерактивных заданий; презентационные материалы; видеоролик.
Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, единство народов России
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная Вступительное слово учителя, беседа с обучающимися о том, какое значение имеет государственный язык Российской Федерации, какие особенности имеют языки народов Российской Федерации, какую роль играет родной язык в жизни каждого человека; о некоторых особенностях культур народов Российской Федерации.
Часть 2. Основная. Показ видеофильма, обсуждение. Выполнение интерактивных заданий и/или организация работы в группах (предложены варианты организации работы).
Часть 3. Заключение. Варианты творческого задания.
Проектированный фрагмент занятия вводится в часть 1 данного занятия. Этот фрагмент раскрывает особенности родного (бурятского) языка для учащихся.
Часть 1. Мотивационная часть, вводное слово учителя.
Учитель. Ребята! Название сегодняшнего занятия «Мы разные, мы вместе» сразу настраивает нас на то, что наверняка речь пойдет о понимании. В разных концах страны, разных республиках, краях мы говорим на разных языках, гордимся своей родной культурой. Как мы находим взаимопонимание? (Ответы ребят)
Учитель. В нашей стране государственным языком Российской Федерации является русский язык. Русский язык объединяет всех жителей страны, позволяет понять особенности родной культуры, родного языка для каждого человека. И сегодня мы поговорим о роли языка и культуры в жизни народов нашей многонациональной страны.
Демонстрация видеоролика (дикторский текст)
Народы нашей страны объединяют духовно-нравственные ценности: человеколюбие и справедливость, честь и совесть, воля и вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством. Бережное отношение к русскому языку, к языкам народов Российской Федерации закреплено в главном законе нашей страны – Конституции.
Во 2 пункте 68-ой статьи Конституции написано: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации».
Фрагмент занятия.
Так, наравне с русским языком в Республике Бурятия используется бурятский язык (второй государственный язык).
Учитель. Что вы знаете о бурятском языке? (Ответы ребят)
Учитель: Нашим родным языком является бурятский язык, который является вторым государственным языком Республики Бурятия. По данным переписи 2010 года, в России бурятским языком владеют 218 557 человек. Он распространен в Бурятии, Агинском Бурятском округе Забайкальского края и в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области, а также в некоторых других районах этих регионов.
Бурятский язык стал языком нации, высшей формой, этапом которой стал литературный язык. Бурятский литературный язык в настоящее время достиг значительного развития. К основным изменениям, которые претерпел бурятский литературный язык, относятся: 1) всемерное обогащение его словарного состава, основными источниками которого были: а) внутренние ресурсы (словообразовательные), калькирование, расширение значений слов, влияние диалектной лексики; б) заимствования из русского языка; 2) усовершенствование фонетической структуры и грамматического строя; 3) расширение функций; 4) появление различных стилей.
До революции функции бурятского языка были ограниченными. Он был народно-разговорным языком, бытовавшим в виде диалектов, говоров, и обслуживал бурятский народ, главным образом, в сфере устного общения в быту. Коренные изменения, произошедшие в социально-политической и культурно-экономической жизни бурятского народа в советскую эпоху, в значительной мере расширили общественные функции бурятского языка. Ныне он (его высшая форма - литературный язык как основная, наддиалектная форма существования языка) имеет широкие функции.
1. Бурятский литературный язык является языком изучения, обучения и воспитания в школе. Он преподается как учебный предмет во всех национальных школах, в средней и высшей школах.
2. Бурятский литературный язык стал языком многожанровой художественной литературы (прозаической, поэтической и драматической). Ныне бурятская литература располагает значительными произведениями: романами, повестями, поэмами, авторы которых обогащают, нормализуют и улучшают литературный язык.
3. Бурятский литературный язык выполняет многогранную функцию языка печати, на бурятском языке печатаются республиканская газета "Буряад унэн", районная газета «Ажалай туг», журнал "Байгал", учебники, учебно-методические пособия и др.
4. Бурятский язык стал языком радио и телевидения. По радио и телевидению ежедневно ведутся передачи на литературном языке: "Байгал", "Буряад орон" и др.
5. Бурятский литературный язык выполняет функцию языка театра и художественной самодеятельности. В настоящее время в республике работают Государственный академический театр имени Хоца Намсараева, театр «Байкал», районные театры.
6. Одним из достижений бурятского литературного языка является образование в нем развитой системы функциональных и речевых стилей. К настоящему времени в бурятском литературном языке сформировались следующие стили: художественно-литературный, общественно-публицистический, учебно-педагогический, литературно-разговорный, научный. Научный стиль создается в последние годы. На бурятском языке пишутся кандидатские диссертации по бурятской филологии, методике преподавания языка и литературы в школе. Одним из достижений бурятского литературного языка является установление его норм на базе хоринского диалекта.
Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Россия сохраняет языки народов Российской Федерации, родные языки изучаются в школах и вузах, на родных языках выпускаются газеты и журналы, проходят конкурсы и фестивали, в театрах идут постановки.
Культура Российской Федерации является уникальным наследием её многонационального народа, поэтому она поддерживается и охраняется государством.
Больше узнать об особенностях каждого региона нашей страны можно, если посещать музеи и выставки, театры и концерты, ходить на экскурсии по родному краю. Картина нашей уникальной России - это картина нашей с вами жизни!
Обсуждение просмотренного видеофильма
Учитель.
Из видеоролика мы многое узнали о языках и культуре многочисленных народов нашей страны. Россия бережно сохраняет их разнообразие.
Поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями и мыслями, отвечая на вопросы:
Какие факты о языках вы знали? Какой язык является вашим родным языком? Какие интересные особенности, существующие в вашем родном языке, вы могли бы назвать? Как народы нашей многоязычной страны понимают друг друга? Какова роль русского языка?
Часть 2. Содержательная (до 20 мин)
Учитель.
Наша страна является не только крупнейшей державой мира. Российская Федерация — одно из самых многонациональных государств. За почти тысячелетнюю историю, народы, проживающие на её территории, нашли формы мирного национального сосуществования в единой державе без потери своей самобытности. Давайте убедимся в том, что, будучи разными, мы хорошо понимаем друг друга.
Комментарий: далее приводятся варианты организации деятельности обучающихся. По выбору учителя можно использовать интерактивные задания (два) или задания для работы в группах (три) с учётом особенностей класса и технических (организационных) возможностей.
Интерактивное задание №1. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» «Народов много — страна одна!» (задание с выбором ответа)
Учитель.
Ежегодно в нашей стране в ноябре проходит уже традиционная Международная акция «Большой этнографический диктант». Большой этнографический диктант - это просветительский проект, который знакомит с культурой народов, проживающих в России, а также позволяет каждому из нас оценить общий уровень этнокультурной грамотности. Девиз этого диктанта: «Народов много — страна одна!»
Попробуйте сегодня ответить на вопросы диктанта 2021 года.
Вопрос 1
На Русском Севере, на берегах Белого и Баренцева морей сложилась особая культура, связанная с мореходством. Её частью был особый словарь названий ветров, погоды, сторон света. Был и особый этикет. При встрече кораблей на море здесь обязательно говорили: «Здравствуйте, на все четыре ветра». Как называют носителей подобной культуры?
а. Семейские
б. Липоване
в. Казаки
г. Поморы
Правильный ответ: г
Вопрос 2
«С пустыми руками в гости не ходят» — говорит русская пословица, ей вторит крымскотатарская. Собираясь в гости, у крымских татар
принято брать с собой пачку кофе. А что обязательно должны сделать хозяева?
а. Сварить для гостя кофе
б. Убрать этот кофе подальше
в. Погадать на кофейных зёрнах
г. Угостить гостя чаем
Правильный ответ: а
Вопрос 3
Ниже перечислены названия разных традиционных видов одежды и обуви народов Сибири и Кавказа. Какой из этих предметов изготавливают из войлока, а не из меха?
а. Гусь
б. Кухлянка
в. Кисы
г. Бурка
Правильный ответ: г
Вопрос 4
В 2006 г. в Москве открыли необычный памятник фольклорному персонажу, которого считают своим и на Кавказе, и на Востоке. Он лукав и мудр, справедлив и насмешлив. Скульптор изобразил героя вместе с его верным спутником - осликом. Как зовут героя?
а. Синдбад-Мореход
б. Ходжа Насреддин
в. Алладин
г. Али-баба
Правильный ответ: б
Вопрос 5
«Ысыах» - главный национальный праздник этого народа, который его представители, проживающие в столице, ежегодно в течение уже многих лет, отмечают в начале июня в музее-усадьбе «Коломенское». Праздник связан с поклонением солнечным божествам и плодородием. О каком народе идёт речь?
а. Буряты
б. Уйгуры
в. Калмыки
г. Якуты
Правильный ответ: г
Групповая работа
Задание 1. «Мы разные, мы вместе!»
Форма работы: групповая.
Класс делится на 4-5 групп. Каждая группа получает листы и ручки (карандаши) для работы, определяется тот, кто будет представлять работу группы.
Цель задания: показать, что уважение, любовь к родному языку и культуре - важнейшие ценности для любого человека; показать существование ценностей, которые важны для всех людей вне зависимости от их национальности; совершенствовать умения взаимодействовать в малой группе.
Задание: напишите на карточке ответы на вопросы (выполняется индивидуально каждым обучающимся):
• Какой язык вы считаете родным языком?
• Что вы больше всего цените в культуре своего народа?
Затем каждая группа собирает ответы всех участников, обсуждаются ответы. Представители от каждой группы озвучивают самые интересные ответы.
Итоговая рефлексия:
• Близки ли ответы, когда речь идёт о разных родных языках и
разных культурах?
• Почему ответы так близки и в случае, когда речь идёт об одном
родном языке и об одной культуре?
Задание 2. «Подарочная карта»
Цель: показать ценность умения поделиться друг с другом - знаниями, делами, добрыми словами.
Форма работы: групповая.
Класс делится на 4-5 групп.
Задание: представим себя добрыми волшебниками, у которых есть возможность «подарить» человеку другой национальности что-то очень ценное из достижений вашей родной культуры - поделиться с ним радостью. Это могут быть песни, стихи, картины, книги, сказки, народные легенды и т.д.
Каждый обучающийся получает карточку - «подарочную карту», на которой он напишет, в чём состоит этот подарок. Задача состоит в том, чтобы подарок показал щедрость и желание установить прочные контакты с представителем другой национальности.
Затем каждая группа собирает ответы всех участников, «подарки» обсуждаются. Группа делает выбор, о каком самом интересном варианте будет рассказано всему классу. Авторы самых интересных «подарков» от всех групп озвучивают свои предложения, объясняя свой выбор.
Итоговая рефлексия:
• Почему вы выбрали именно этот подарок? Что он выражает?
• Легко ли было сделать выбор?
Задание 3. «Моя малая родина: знаю, люблю, горжусь!»
Цель: показать ценность родного края, региона; расширить
представления о культурном и языковом своеобразии малой родины.
Форма работы: групповая.
Класс делится на 4-5 групп.
Учителю важно заранее подготовить (совместно с учителями истории или географии) карты региона /города.
Задание: знаете ли вы о Всероссийском проекте «Большая перемена»? Победители одного из конкурсов «Познавай Россию» смогли отправиться в «Путешествие мечты» через всю страну, смогли увидеть её знаковые места: Токаревский маяк во Владивостоке, планетарий в Новосибирске, космодром Восточный в Амурской области, Кремль Нижнего Новгорода, Омскую крепость, мечети Татарстана, буддистские храмы Забайкалья. А также Уральские горы, Красноярскую ГЭС, Кругобайкальскую железную дорогу и многое другое.
Представим, что мы экскурсоводы, разрабатывающие маршрут по родному краю, родному городу. Отметьте на карте района, города те места, которые непременно надо включить в маршрут по вашей малой родине.
По результатам работы создаётся карта с общим названием «Моя малая родина: знаю, люблю, горжусь!»
Часть 3. Заключительная (до 5 минут).
Учитель.
При всём культурном и языковом многообразии народы нашей страны объединяют духовно-нравственные ценности.
Среди этих ценностей - то, что дорого каждому народу, каждой семье, каждому человек: человеколюбие и справедливость, честь и совесть, воля и вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством.
Нас объединяет русский литературный язык и уважение к родным языкам народов России. И нам важно сохранить эти ценности, объединяющие нас.
Варианты творческих заданий:
- О каком памятнике архитектуры вашего региона, достопримечательности вы хотели бы рассказать жителям других регионов нашей страны? Подберите фотографию (иллюстрацию) и 1-2 интересных факта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности: «Основы духовно – нравственной культуры народов России» 5 класс 2015
1 час в неделю / 35 часов в год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности: «Основы духовно – нравственной культуры народов России» 5 класс
1 час в неделю / 35 часов в год...
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...
Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"
Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых, творчески...
«Программа внеурочной деятельности «Светлые праздники» Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР)
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Светлые праздники" . Данная разработка адресована пятиклассникам. Она представляет собой методический материал для ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности ОБЪЕДИНЕНИЕ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» 6 класс
Программа объединения «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» направленна на формирование представлений о морали и духовности традиционных религий, их роли в культуре, истори...