Внеурочное занятие: "Мы – жители большой страны"
методическая разработка
У каждого человека в душе есть ценные образы: место, где родился и вырос, язык, на котором заговорил, культура, которую впитал, - одним словом, Родина.
Сейчас как никогда быстро идет процесс глобализации мира: экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Но каждая страна все равно стремится сохранить свою уникальность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_zhiteli_bolshoy_strany.doc | 669.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мы – жители большой страны
На сервисе «Разговоры о важном» разработаны внеурочные занятия, раскрывающие ценность доверия к государству, исторической памяти и преемственности поколений, любви к Родине. Одно из них, по моему мнению, является внеурочное занятие «Мы – жители большой страны».
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 8-9 классов по теме:
«Мы – жители большой страны»
Цель занятия: формирование у учащихся целостного представления об исторических событиях, культурных и научных достижениях в России, воспитание патриотизма и ощущения причастности к судьбе родины. Формирование гражданской идентичности и гордости за свою страну.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная. Видеофильм.
У каждого человека в душе есть ценные образы: место, где родился и вырос, язык, на котором заговорил, культура, которую впитал, - одним словом, Родина.
Сейчас как никогда быстро идет процесс глобализации мира: экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Но каждая страна все равно стремится сохранить свою уникальность. Сегодня я предлагаю вам поговорить о нашей родине, о России. В чем вы видите ее особенности? (Ответы ребят)
Да, наша страна обширна и богата, у нее древняя и самобытная культура и история. Давайте посмотрим фильм об интересных фактах о России.
Демонстрация видео (дикторский текст) Наша родина – Россия. Это многонациональная страна. Площадь нашей страны более 17 000 000 квадратных километров. Она больше США в 1,8 раз, а Франции в 30 раз. А чем еще она уникальна?
Транссибирская магистраль – самая длинная железная дорога в мире. Великий Сибирский Путь, соединяющий Москву с Владивостоком, в длину имеет около 9300 километров, проходит через 87 городов и населенных пунктов и пересекает 16 рек, включая Волгу.
Сибирское озеро Байкал – самое глубокое озеро в мире и самый крупный источник пресной воды на планете. В Байкале 23 кубических километра воды. Все крупнейшие реки мира – Волга, Дон, Днепр, Енисей, Урал, Обь, Ганг, Ориноко, Амазонка, Темза, Сена и Одер – должны течь почти год, чтобы заполнить бассейн, равный по объёму такому озеру, как Байкал.
Древние Уральские горы. С горой Карандаш, расположенной в Кусинском районе у деревни Александровка, связано много мифов и легенд. Исторические названия Уральских гор – Большой Камень, Сибирский Камень, Земной Пояс, Поясной Камень. Когда-то Уральские горы были очень высокими, но теперь от прежних гор остались только основания.
Учёные России изобрели электрическую лампочку, телевизор, электронный микроскоп, вертолёт, гусеничный трактор, модель искусственного сердца, бензиновый двигатель, зерноуборочную машину и ещё множество полезных вещей.
Первым человеком, полетевшим в космос, был Юрий Алексеевич Гагарин. А русский космонавт Геннадий Падалка установил мировой рекорд по общему времени пребывания человека на орбите — 878 дней.
У России большие запасы природного газа, торфа, леса, соли, питьевой воды, крабов, осетра, олова, цинка, титана, ниобия, никеля, железных руд, алмазов, серебра. Россия ведёт добычу нефти и газа, экспортирует сталь, первичный алюминий, занимает первое место в мире по экспорту азотных удобрений.
И это далеко не все доказательства богатства и уникальности нашей страны. Россиянам есть чем гордиться и за что любить свою родину.
Часть 2. Основная. Организация деятельности учащихся.
Наша страна богата героями в самых разных областях – науке, искусстве, спорте. Давайте познакомимся с выдающимися деятелями науки Бурятии.
Доржи Банзаров - первый бурятский учёный, получивший высшее образование западного образца. Известен рядом важных монголоведческих трудов. В июне 1842 года окончил Казанскую гимназию с золотой медалью и правом поступить в университет. Был учеником Осипа Михайловича Ковалевского — одного из основателей научного монголоведения. Защитил диссертацию на степень кандидата татаро-монгольской словесности. В 1846 году в «Ученых записках Казанского университета» опубликовал труд «Чёрная вера, или Шаманство у монголов». В 1851 году был избран членом-корреспондентом Сибирского отдела Императорского русского географического общества. В 1947 году именем Доржи Банзарова был назван Бурятский педагогический институт, ныне-Бурятский Государственный университет.
Нефедьев Михаил Андреевич— один из основателей рудной геофизики в Бурятии, единственный бурятский доктор наук, геофизик. В 2002 году Михаилу Андреевичу присвоено почетное звание «Заслуженный геолог России». В 1971 году за открытие, разведку и оценку Озерного месторождения Михаил Андреевич удостоен звания «Лауреат Государственной премии СССР», ему присвоено звание «Первооткрыватель месторождений». Михаил Андреевич - автор более 80 научных работ, в том числе 9 монографий. Написал 27 научно-производственных отчетов, имеющих фундаментальное знание для геологии. Составил 5 информационных записок. 28 декабря 2010 года ему присвоено звание «Лауреат Государственной премии Республики Бурятия» в области науки и техники за 2010 год.
Никифоров Кузьма Александрович - профессор, академик РАНТ. Доктор технических наук, академика Российской академии технологических наук, заслуженного деятеля науки РФ, лауреата Государственной премии Республики Бурятия в области науки и техники, Кузьма Александрович -- специалист в области обогащения полезных ископаемых, автор более 260 научных работ, в том числе 12 монографий, 20 изобретений и патентов.
Сандитов Дамба Сангадиевич — известный ученый в области физики некристаллических твердых тел. Его научные статьи публикуются в авторитетных академических журналах». . В 1987 году в ИХФ РАН (Москва) защитил докторскую диссертацию, в 1989 году утвержден в ученом звании «профессор». В 1995 году избран членом-корреспондентом, а в 1999 году – академиком Международной академии наук высшей школы (МАНВШ). Полученные Сандитовым Д.С. с сотрудниками результаты не уступают мировому уровню, а в развитии принципиально новой модели стеклообразного состояния вещества являются пионерскими, нет аналогов данной модели.
Тулохонов Арнольд Кириллович - российский ученый и общественный деятель, специалист в области физической и экономической географии, доктор географических наук, член-корреспондент Российской Академии наук. По его инициативе в 1977 году в Улан-Удэ была создана Малая академия наук, действующая и поныне, организован Совет молодых ученых Бурятской АССР. А. К. Тулохонов является автором более 300 научных трудов, в том числе более 20 монографий. Является руководителем интеграционных проектов СО РАН и РАН. А. К. Тулохонову неоднократно присуждались государственные научные стипендии.
А теперь давайте мы с вами посоревнуемся, кто лучше знает нашу страну, ее историю и достижения, и поиграем в интеллектуальную игру.
Работа с интерактивным заданием №1.
«В чем русские были первыми?» Работа в командах. Викторина, интеллектуальная игра
Этот русский князь в 907 году при осаде Царьграда первый в мире применил на суше корабли под парусами, поставив их на колёса. Назовите имя князя. (Олег, Игорь, Всеволод, Рюрик)
- В каком году тверской купец Афанасий Никитин открыл путь в Индию, если это случилось на 30 лет раньше похода Васко да Гамы?
(1466, 1534, 1671, 1725)
2. Кто из русских путешественников 1648 г. открыл пролив между Азией и Америкой? Аляска, Русская Америка, стала частью межконтинентальной России. На Алеутских островах, в Северной Калифорнии (Западное побережье) и на Аляске появились первые русские.
(Семен Дежнёв, Николай Пржевальский, Ерофей Хабаров, Василий Поярков)
3. Назовите имя русского царя, по приказу которого в 1703 г. построен Адмиралтейский судостроительный завод. На нем было налажено конвейерное производство галер, на 200 лет раньше Г. Форда (1903). Строящиеся галеры проезжали мимо бригад плотников, которые устанавливали свои детали. Готовые суда одно за другим спускались на Неву.
(Алексей Михайлович, Петр Первый, Павел Первый, Александр Первый)
4. В 1720 г. На Урале русские кузнецы и промышленники из Тулы за 100 лет до француза П. Мартена (1860) ставят более 50 заводов (выплавляющих 40% чугуна России), огромные доменные печи, которых не знала металлургия Европы. Они за 20 лет увеличили выплавку железа в России в 5,5 раз. Россия выплавляет чугуна в 1,5 раза больше Англии. Как фамилия этих промышленников? (Рябушинские, Демидовы, Морозовы, Строгановы)
5. Этот великий русский ученый изобрел первый прожектор (1779), первый в мире «водоход» (1782), на 25 лет раньше других, повозку-самокатку (велосипед-автомобиль) (1791) и др. В 1793 г. он построил механический винтовой лифт, в 1794 г. - семафорный оптический телеграф, пароход (1801) (на 6 лет раньше американца Р.Фултона (1807). Им изобретены: инерционное (маховое) колесо (на 104 года раньше К.Бенца), трёхскоростная коробка передач (на 67 лет раньше англичанина Хилса), дисковые подшипники.
(И. Кулибин, И. Ползунов, В. Петров, Р. Глинков)
6. Между какими городами в 1851 г. построена железная дорога протяженностью в 649,7 километра? На то время это была самая длинная двухпутная железная дорога в мире.
(Москва - Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Архангельск, Москва - Казань, Москва - Нижний Новгород)
7. Борис Семенович Якоби, архитектор по образованию, в возрасте 33 лет, будучи в Кенигсберге, увлекся физикой заряженных частиц, и в 1834 году он делает открытие, с помощью которого судно легко держалось на плаву, двигаясь даже против течения реки Невы. Этот предмет стал также прообразом современного трамвая и катил по рельсам человека в тележке. Что изобрёл Якоби? (Электродвигатель, усовершенствованную лебёдку, монорельс, тепловой двигатель)
8. Борис Львович Розинг в июле 1907 года подал заявку на изобретение «Способа электрической передачи изображений на расстояния». Борису Львовичу удалось успешно передать и получить точное изображение на экране пока ещё простейшего устройства, которое ученый назвал «электрическим телескопом». Что изобрёл Розинг?
(Радиовещание, телевидение, телефон, телеграф)
9. История этого изобретения началась с имени Эйнштейна, который создал теорию взаимодействия излучения с веществом. Тогда же и Алексей Толстой в своем знаменитом романе «Гиперболоид инженера Гарина» писал примерно об этом же. Вплоть до 1955 года попытки создать его не были успешными. И только благодаря двум русским инженерам-физикам – Н.Г. Басову и А.М. Прохорову, которые разработали квантовый генератор, это изобретение начало свою историю на практике. В 1964 году Басов и Прохоров получили Нобелевскую премию по физике. Что они разработали?
(Лазер, рентген, оптоволокно, микроволновую печь)
10. Имя этого академика характеризует одну из наиболее ярких страниц истории нашего государства – эру освоения космического пространства. Первый искусственный спутник Земли, первый полет человека в космос, первый выход космонавта в открытый космос, многолетняя работа орбитальной станции и многое другое непосредственно связано с именем первого Главного конструктора ракетно-космических систем. Назовите его имя.
(К.Э. Циолковский, А.Ф. Можайский, Н.Е. Егоров, С.П. Королёв)
11. Этот выдающийся физик-ядерщик первым в мире создал водородную бомбу АН 602, за которой тут же закрепилось вполне уместное историческое название — «царь-бомба». При испытании этой бомбы сейсмическая волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар. Назовите имя этого учёного. (С.П. Королев, И.В. Курчатов, А.Д. Сахаров, А.Н. Туполев)
12. Этому ученому приснился сон, в котором он ясно увидел классификацию химических элементов, устанавливающих зависимость различных свойств элементов от заряда атомного ядра. Кто этот учёный?
(А. Бекетов, Д. Менделеев, А. Бутлеров, М. Ломоносов)
13. Это врач из Чебоксар первым в СССР в 1960 году провел революционную операцию по замене хрусталика глаза на искусственный. За это его уволили как шарлатана. Но он не сдался и продолжал оперировать сначала в Архангельске, потом в Москве. Начал творить совершенно фантастические вещи: делать коррекцию зрения при помощи кератотомии (особых насечек на роговице глаза), пересаживать донорскую роговицу, разработал новый метод оперирования глаукомы, стал пионером лазерной микрохирургии глаза. Как звали этого офтальмолога?
(И.М. Сеченов, С.П. Боткин, Н.В. Склифосовский, С.Н. Фёдоров)
14. Идея этой игры родилась у Алексея Пажитнова в 1984 году после знакомства с головоломкой американского математика Соломона Голомба Pentomino Puzzle. Нужно было собирать падающие фигурки, которые могли вращаться вокруг собственной оси. Но для реализации не хватило компьютерной мощности, и Алексей сделал не пяти, а четырехблочные элементы. Эта игра до сих пор пользуется популярностью. Что за игра?
(Косынка, Тетрис, Марио, Перестройка)
Подведение итогов игры.
Беседа: наша страна богата героями в самых разных областях – науке, искусстве, спорте. Являются ли они патриотами своей страны? Можно ли каждого выдающегося (исторического) деятеля считать патриотом своей Родины? Есть ли возможность у каждого из нас быть патриотом? Обязательно ли для этого делать громкие заявления?
В итоге беседы у учащихся должно появиться понимание, что любовь к Родине, гордость за свою страну проявляются в малых делах, которые способны выполнить учащиеся: знание истории своей страны, уважение ее традиций, стремление быть активным гражданином, оказывать влияние своим голосом на осуществление социальных проектов…
С этими выводами связано второе интерактивное задание: Работа с интерактивным заданием №2 (Установление соответствия)
Работа с пословицами – копилкой народной мудрости В копилке народной мудрости – пословицах – выражена глубокая любовь людей к своей родине. Давайте мы их вспомним. Предлагаю «собрать» рассыпавшиеся изречения.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Заключение. Рефлексия. Ребята, в завершение нашего разговора мне бы хотелось услышать каждого из вас. Что вас затронуло на этом занятии? С чем хотелось бы поспорить? О чем еще поговорить? Чем в истории нашей страны вы могли бы по праву гордиться?
Придумайте тему разговора о Родине, о стране, о России. К какому итогу придет эта беседа?
Напишите небольшое эссе или стихотворение, созвучное теме нашего разговора
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коспект внеурочного занятия по английскому языку в 1 классе "Путешествие в страну Английского языка. Еда"
Занятие кружка в первом классе по ФГОС....
Классный час "Мы жители одной страны..."
Сценарий классного часа на тему "Толерантность"...
Представление собственного инновационного педагогического опыта. Методика обучения техническим приемам на внеурочных занятиях секции большого тенниса.
При выполнении технического приема опытный теннисист сочетает сознательное отношение к своим действиям с автоматизмом ранее выработанных навыков. Соотношение этих двух моментов меняется в процес...
Занятие для обучающихся 2 класса "Поможем жителям сказочной страны!
Занятие по программе "песочная терапия"...
Жители школьной страны
Книга о работниках МБОУ СОШ села Ильинка Хабаровского муниципального района. О всех, кто принимает участие в воспитании и образовательном процессе. https://school-ilinka.edu.27.ru/files/documents/360_...
«Мы – жители большой страны»
РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ...
Разговоры о важном. Разработка по теме "Наша страна - Россия. Мы жители большой страны"
Разговоры о важном. Разработка по теме "Наша страна-Россия.Мы жители большой страны"...