Внеурочное занятие: "Мы - одна страна"
методическая разработка
Совсем недавно мы говорили с вами о важной роли отца в семье и воспитании детей, о традиционных российских ценностях, которые важно беречь и передавать следующим поколениям. Мы пришли к выводу, что семья – самое дорогое, что есть в жизни каждого человека, это опора и поддержка, это любовь и понимание. Граждане одного государства тоже одна большая единая семья! И мы – граждане России – большая семья, в которой все поддерживают и оберегают друг друга. У нас есть праздник, символизирующий сплоченность общества. Это государственный праздник Российской Федерации – «День народного единства»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_odna_strana.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Мы - одна страна
Общественное согласие - оптимальный способ достижения и поддержания в обществе гражданского мира, обеспечения устойчивого развития общества. Достигается при сотрудничестве сторон, предупреждает трансформацию отношений в деструктивные формы, агрессивную конфронтацию. Общественное согласие следует понимать как намерения, убеждения многих ориентироваться на общее в интересах, потребностях, мнениях. Общественное согласие - это способ консолидации общества на плюралистической основе при решении его важнейших проблем.
В современном обществе такое согласие является одним из жизненно важных факторов стабильного развития России, необходимым условием господства внутри общества таких отношений между властью и народом, социальными слоями и группами, которые обеспечивают разрешение возникающих противоречий и конфликтов без применения средств военного насилия и в максимальной мере отвечают социальным интересам различных социальных групп, слоев общества. Согласие в обществе является не только необходимым условием, но и эффективным способом достижения и поддержания устойчивого социально- экономического развития. В экономической сфере оно находит свое наиболее полное выражение в социальном партнерстве, постоянном диалоге представителей различных общественных классов, собственников, предпринимателей и лиц наемного труда при участии государства по актуальным проблемам социально-трудовых отношений. В политической сфере общественное согласие проявляется в готовности, способности различных общественно-политических сил к конструктивному согласованию интересов при принятии значимых общественно-политических решений, влияющих на социальную жизнь общества.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 8–9 классов
по теме «МЫ – ОДНА СТРАНА!»
Цель: формирование исторической памяти, чувства сопричастности к традиционным российским ценностям, воспитание патриотизма, осознание себя частью единой многонациональной страны.
Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная.
Ребята! Совсем недавно мы говорили с вами о важной роли отца в семье и воспитании детей, о традиционных российских ценностях, которые важно беречь и передавать следующим поколениям. Мы пришли к выводу, что семья – самое дорогое, что есть в жизни каждого человека, это опора и поддержка, это любовь и понимание. Граждане одного государства тоже одна большая единая семья! И мы – граждане России – большая семья, в которой все поддерживают и оберегают друг друга. У нас есть праздник, символизирующий сплоченность общества. Это государственный праздник Российской Федерации – «День народного единства».
Учитель:
– Что вы знаете о празднике «День народного единства»? Какого числа он отмечается и почему?
– Почему праздник назван «День народного единства»? Что вы понимаете под «единством» народа?
– Приведите примеры, когда единение людей позволило сделать то, что они не смогли сделать поодиночке.
– Подумайте, важно ли нашему классу быть единым, одной дружной «семьей», настоящей командой?
(Аргументируйте свой ответ.)
Часть 2. Основная
Учитель. Ребята, а теперь давайте погрузимся в историю нашей страны и вспомним те события, которые легли в основу государственного праздника – «День народного единства». Наш народ пережил много трудностей, но единство и смелость людей всегда помогали добиваться победы.
Демонстрация видеоролика. Предваряющее задание: при просмотре видеоролика выпишите слова, которые могли бы стать ключевыми словами нашего занятия.
Текст видеоролика: В жизни каждого народа случаются моменты, когда речь идет о самом существовании государства. У русского народа таким переломным моментом было начало XVII века. Этот период вошел в нашу историю под названием Смутного времени.
В период Смутного времени польско-литовские войска на два года оккупировали Москву.
Нижегородский земский староста Кузьма Минин вдохновил и организовал народное ополчение, князь Дмитрий Пожарский возглавил войско и повел его к Москве. Ополченцам в количестве 10 тысяч человек удалось освободить Москву от польско-литовских захватчиков, восстановить российскую государственность.
Позднее Земский Собор избрал царем 16-летнего Михаила Романова – сына патриарха Филарета. Избрание царя означало возрождение страны, ограждение её суверенитета и самобытности.
В память о событиях 1612 года в 2004 году был учрежден новый государственный праздник. Это День народного единства, который наша страна празднует 4 ноября. 5
Известно, что поздней зимой 1613 года уже нареченный Земским собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, скрывались от врагов недалеко от Костромы и Ипатьевского монастыря в деревне Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и «пытали у него» местонахождение царя Михаила Федоровича.
Существует несколько версий дальнейших событий. По одной из них Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был замучен поляками и литовцами до смерти.
По другой версии, успел послать в Домнино своего зятя с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повел поляков в противоположную сторону – на болота.
Подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до Ипатьевского монастыря.
Патриотический подвиг Сусанина остался в народной памяти на долгие века. Сельский староста стал образцом жертвенной, самозабвенной преданности своему народу.
Велика роль народных героев, благодаря которым наша страна в разные исторические периоды отстаивала свою независимость и государственность.
Учитель. Давайте обсудим, какие слова вы выписали и почему. Какие слова, не прозвучавшие в видеоролике, можно добавить в этот список. (Примерные ответы: героизм, свобода, братство, мужество и т. д.)
Интерактивное задание №1.
Посмотрим, какие ключевые слова «спрятаны» в интерактивном задании «Филворд». Знаете ли вы значения этих слов?
Слова из филворда: Россия, интервент, Пожарский, Минин, единство, отечество, народ, ополчение, взаимовыручка, победа, сплоченность, держава, праздник Диалог.
Учитель. Слова филворда – это ключевые слова сегодняшнего занятия. Вы совсем недавно на уроках истории изучали материал о Смутном времени и помните много исторических фактов. Я хочу вас попросить помочь и мне вспомнить этот период истории нашей страны и распределить слова из филворда так, чтобы они описали последовательность событий, а также 6 героев, защитивших страну.
Распределение слов:
интервент,
народ,
Минин,
Пожарский,
ополчение,
отечество,
единство,
сплоченность,
взаимовыручка,
победа,
держава,
праздник,
Россия,
Вопросы - подсказки:
– В видеоролике были названы герои Смутного времени
– князь Дмитрий Пожарский и земский староста Кузьма Минин. Вспомните, какую роль каждый из них сыграл в победе русского народа над врагами?
(В числе выводов должно прозвучать: сплотили народ, объединили людей, вместе справились с бедой и т. п.)
– Имя какого героя вы бы добавили к этим двум именам? (Речь идет об Иване Сусанине)
Учитель: В чем же был подвиг Ивана Сусанина?
Учитель: После избрания на царство в 1613 году юный царь Михаил Романов (ему было всего 16 лет!) оставался в своем костромском имении. Как только стало известно, что вместо королевича Владислава царем стал представитель русского боярского рода, туда отправились польско-литовские отряды, чтобы убить нового царя. Деревенский староста Иван Сусанин отправил своего зятя к Михаилу Романову с советом укрыться в Ипатьевском монастыре (монастырь был удален от основных дорог, труднодоступен и хорошо укреплен), а сам отказался выдать местоположение молодого государя врагам. Он обрёк себя на смерть, понимая, что судьба целого народа, целой страны дороже его собственной жизни.
Учитель: Подвиг Минина и Пожарского не был забыт русским народом. Благодарные потомки по всей России поставили памятники в честь героев. Самым известным является памятник Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади. Как вы думаете, есть ли еще в городах нашей страны памятники этим двум героям?
Учитель; Народное ополчение два героя собирали в Нижнем Новгороде. Именно в этом городе первоначально собирались поставить памятник Минину и Пожарскому, который теперь мы видим на Красной площади. В Нижнем Новгороде были созданы несколько памятников народным героям. А в 2005 году в этом городе установили почти точную копию московского памятника в том месте, откуда Кузьма Минин призывал народ на защиту Родины.
Интерактивное задание №2. Давайте посмотрим Ленту времени – на ней показаны некоторые памятники К. Минину и Д. Пожарскому в разных городах России.
Часть 3. Заключительная Итоговая беседа
Учитель. В начале занятия мы с вами говорили о том, что единство и сплоченность народов страны помогает защищать ее от врага.
– Как вы думаете, в чем проявляется это единство?
– Какой выбор приходится делать человеку, когда его страна защищает свой народ?
– Какими могут быть наши действия в трудной ситуации выбора?
Подвиги совершались в прошлом и совершаются в настоящем во славу Отечества! Образы героев-защитников Отечества, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского вдохновляли советских людей во время Великой Отечественной войны. На защиту страны поднимались и взрослые, и молодое поколение.
Пример мужества и доблести показывают наши воины земляки, участвующие в спецоперации на Украине. Так например:
23-летний лейтенант из Бурятии Балдан Цыдыпов, участвуя в спецоперации на Украине, оборонялся из подбитой БМП, а затем с автоматом в руках и множественными ранениями прикрыл отход полутора сотен русских бойцов.
30 марта из Киевского района в новое место дислокации шёл мотострелковый батальон. Колонна из танков и боевых машин растянулась по дороге вдоль лесного коридора. И тут монотонный гул моторов прервал шквальный артиллерийский обстрел.
Снаряды, словно тяжёлые камни, сыпались с неба. Этот "камнепад" один за другим вывел из строя шесть наших танков и три машины пехоты.
Вслед за артобстрелом заговорили гранатомёты и крупнокалиберные пулемёты. Началась паника.
Отступать? Но куда? Головные машины колонны подбиты, выходы блокированы. Бежать в лес? А дальше что? Батальону было суждено погибнуть.
Место битвы превратилось в тир, где безвольными мишенями стали русские солдаты.
И тут заскрежетал гусеницами замыкающий колонну подбитый БМП-2. После прямого попадания лейтенант Балдан Цыдыпов был контужен, четверо бойцов экипажа погибли.
Чуть придя в себя, командир развернул машину, освободив дорогу для отступления. И открыл встречный огонь одновременно из пушки и пулемёта. Выстрел, поворот башни. Ещё выстрел, ещё поворот.
Ожившая БМП не промахнулась ни разу. Противник вынужден был замолчать, чтобы прийти в себя и понять, кто и откуда раз за разом уничтожает их пулемётные расчёты и технику.
Когда боекомплект закончился, Балдан прикладом автомата вышиб заклинивший люк и вынес двух раненых товарищей.
Когда он бинтовал их и себя, враг снова открыл огонь. Осколок прилетел одному из раненых бойцов в голову… Со своим земляком Артёмом Дагбаевым, которого лейтенант буквально реанимировал минуту назад, они заняли огневую оборону.
Завязался второй раунд боя, который Цыдыпов тоже выиграл буквально голыми руками и в одиночку, так как Артём был тоже убит.
Контуженный, истекающий кровью Балдан перемещался от одного подбитого танка к другому, не давая приблизиться врагу. И так продолжалось два часа.
Когда подошла подмога, лейтенант лежал без сознания. К счастью, ему не хватило сил, чтобы воспользоваться последним патроном, который он оставил для себя.
Важно понимать, что защита Родины – не просто слова. В тяжелые годы, когда враг пытался причинить боль и страдания нашему народу, люди вставали на защиту своего Отечества.
4 ноября мы отмечаем День народного единства. Он способствует объединению всех национальностей, народностей и этносов в один русский народ ради развития и процветания России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Защита презентации «Природа Непала» в рамах мероприятия «Одна школа – одна страна» 2012 г.
Скачать архив мероприятия с презентацией и конспектом можно по ссылкеhttp://yadi.sk/d/TKCSbH8eCrFsXДвое учащихся от класса защищают презентацию «Природа Непала» в рамах мероприятия «Одна школа – одна ...
Внеурочное занятие "Путешествие в страну Электричество"
Внеурочное занятие для детей 1-4 классовЦели:1. Знакомство младших школьников с наукой и предметом «физика».2. Популяризация физических знаний.3. Расширение общего кругозора учащихся.4. Де...
Разработка внеурочного занятия "Энциклопедия одного слова"
Разработка внеурочного занятия "Энциклопедия одного слова"...
Внеклассные мероприятия для проведения Дня Здоровья в рамках "Фестиваль ГТО «Одна страна - одна команда»".
В октябре - декабре 2017 года в школе проводились спортивно-массовые мероприятия в рамках фестиваля ГТО....
Ученическое самоуправление как одна из успешных форм внеурочной занятости"
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном мире, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне развитой лич...
Технологическая карта внеурочного занятия «Создание музея одного произведения» (на основе рассказа Валентины Осеевой «Бабка»)
Внеурочное занятие в рамках программы внеурочной деятельности «Проектная мастерская». Направление: общеинтеллектуальное. Предмет: литература. Класс: 5 класс...
Внеурочное занятие: "Мы - одна страна"
Рассчитана для обучающихся 5-7 классов...