Открытый урок чтения 7 класс И.А. Крылов. Басня «Волк и Журавль»
план-конспект урока (7 класс)

Предмет: чтение

Класс: 7

Тема: И.А. Крылов. Басня «Волк и Журавль»

Цель: Продолжить знакомство с творчеством И.А.Крылова на примере басни «Волк и Журавль».

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с новым произведением И.А.Крылова, учить правильному осознанному чтению; формировать умение анализировать текст, ориентироваться в тексте; работать над многозначностью слов из басни (прямое и переносное значение выражений, подбор синонимов)

Коррекционно-развивающие: корригировать зрительное и слуховое восприятие на основе упражнений в слушании и произнесении, рассматривании иллюстраций, расширять словарный запас учащихся; развивать навык выразительного чтения, чтения по ролям, развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, корригировать связную устную речь учащихся

Воспитательные: воспитывать нравственные качества личности учащихся (положительное отношение к добрым поступкам)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krylov_volk_i_zhuravl.docx32.91 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Благовещенская общеобразовательная школа – интернат»

Открытый урок чтения

7 класс

И.А. Крылов. Басня «Волк и Журавль»

  Подготовила:

учитель русского языка и чтения

  Кочетова Елена Геннадьевна

р.п. Благовещенка

октябрь 2022 год

Предмет: чтение

Класс: 7

Тема: И.А. Крылов. Басня «Волк и Журавль»

Цель: Продолжить знакомство с творчеством И.А.Крылова на примере басни «Волк и Журавль».

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с новым произведением И.А.Крылова, учить правильному осознанному чтению; формировать умение анализировать текст, ориентироваться в тексте; работать над многозначностью слов из басни (прямое и переносное значение выражений, подбор синонимов)

Коррекционно-развивающие: корригировать зрительное и слуховое восприятие на основе упражнений в слушании и произнесении, рассматривании иллюстраций, расширять словарный запас учащихся; развивать навык выразительного чтения, чтения по ролям, развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, корригировать связную устную речь учащихся

Воспитательные: воспитывать нравственные качества личности учащихся (положительное отношение к добрым поступкам)

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, мультимедийное оборудование, экран, презентация, аудиозапись басни, карточки для индивидуальной, парной работы

Ход урока

  1. Организационный момент

Цель: Создание положительного настроя на урок. Подготовка учащихся к работе на

уроке. Организация внимания.

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Обучающиеся

приветствуют

учителя, гостей

Здравствуйте, ребята! Красиво встали, улыбнулись друг другу! Я надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере добра и взаимопонимания. Садитесь.

Слайд 1

  1. Актуализация знаний

Цель: Организация познавательной деятельности учащихся. Выявление знаний

           учащихся по пройденному материалу. Коррекция умения анализировать,

          сопоставлять, обобщать. Развитие речевого аппарата и подготовка к чтению.

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Выполняют гимнастику

Учащиеся разгадывают кроссворд.

Ответы учащихся

Людей и их поступки

Проведем разминку

  • «Позитивные точки».

1-Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос.

2-Подержите (не давить, слегка касаться) пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации.

  •  «Думающая шляпа».

 Возьмитесь за верхнюю часть уха, и мягко массируйте, как бы растягивая назад и выворачивая каждую точку уха

  • «Энергетическая зевота».

1-Найдите зону соединения верхних и нижних челюстей.

2-Закройте глаза, массируйте эту зону, имитируя зевоту говорите слово –ВАУ, четко открывая рот

Подготовились к работе

  • Ребята, с творчеством какого писателя мы знакомимся?

 Я приготовила кроссворд, который покажет, насколько хорошо вы запомнили биографию писателя.

На слайде представлены вопросы, ваша задача ответить на них.

  1. Кто занимался воспитанием И.А. Крылова?
  2. Главные герои произведений?
  3. Куда пошел работать в возрасте 10 лет?

А теперь ребята, догадайтесь, какое слово у нас получилось по вертикали?

Именно в этом жанре писал И.А.Крылов свои произведения.

Кто является героями басен, кроме животных?

Кого И. А. Крылов подразумевает под животными?

Фронтальная работа

слайд 2

слайд 3

Фронтальная работа

словесный

метод

  1. Проверка домашнего задания

Цель: установление правильности и осознанности усвоенного материала, определение

типичных недостатков.

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Отвечают на вопросы

Читают домашний текст

Какую басню И. А.Крылова вы читали к сегодняшнему уроку? («Кукушка и Петух»)

Какое задание было?

Чтение басни «Кукушка и Петух» учащимися

Стр.  86 – 87

1,2 группа чтение по ролям (Кукушка, Петух)

3 группа чтение по ролям (Воробей, автор)

Какие черты характера людей высмеивает эта басня?

слайд 4

Фронтальная работа с учащимися

согласно группам обучения

  1. Сообщение темы и цели урока

Цель: Сообщение темы, цели урока. Коррекция и развитие смысловой догадки

на материале загадок.

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ответы учащихся

Отгадывают загадку

Познакомимся с текстом

Будем выразительно читать текст,

отвечать на вопросы, пересказывать

Как вы думаете, чем будем заниматься сегодня?

Правильно, сегодня мы продолжим изучать басни И.А.Крылова

А для того, чтобы определить название новой басни, вам необходимо отгадать загадки.

На овчарку он похож,

Что ни зуб – то острый нож.

Он бежит. оскалив пасть,

На овцу готов напасть. Волк

Длинноногий, длинношеий,

Длиннокрылый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным.  Журавль

Клином печальным в небесной дали

С криком прощальным летят…  журавли

Итак, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?

Чему будем учиться на уроке?

слайд 5

слайд 6

  1. Усвоение новых знаний

Цель: знакомство обучающихся с произведением. Совершенствование навыков чтения

Коррекция зрительного и слухового восприятие на основе упражнений в слушании и произнесении, рассматривании иллюстраций, расширение словарного запаса учащихся через упражнения в соотнесении, объяснении понятий.

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ответы учащихся

Подбирают близкие по смыслу слова

смотрят и слушают видеоролик

Ответы учащихся

Читают басню самостоятельно

Отвечают на вопросы

  • Подготовка ч чтению

 Встречались ли вы с этими животными в жизни, в произведениях?

Что мы знаем о характерах этих животных?

Как думаете, о чём может пойти речь в этой басне?

  • Словарная работа.

Прежде, чем познакомимся с басней, поиграем в слова: подберите к словам из 1 столбика близкие по смыслу из 2

евши                                   хитрый

манить                                кушать

пособить                             длинный

пасть                                   подзывать

коварный                            волчий рот

долгий (нос)                       помочь

  • Образцовое чтение и просмотр басни (видеоролик)

Проверим ваши предположения.

Мы сейчас просмотрим и прослушаем басню, а вы будьте внимательны.

  • Проверка первичного восприятия

Понравилась ли вам басня?

Кто же из вас наиболее близко угадал, о чём речь пойдёт в этой басне?

Проверю вашу внимательность:

Кто был коварным?

У кого долгий нос?

Кто манил?

Кто пособил?

О чем это произведение – о хорошо нам знакомых птице и животном или о чем-то ином?

  • Чтение басни учащимися

А сейчас прочтите басню про себя и поставьте точки под непонятными для вас словами.

Какие слова не понятны в тексте?

  • Анализ текста.

Назовите главных героев басни

Что случилось с Волком? Как объясняет автор причину этого?

Кто помог Волку?

Как Волк отблагодарил Журавля? (нагрубил ему)

Как вы оцениваете поступок Волка?

Как Волк должен был поступить?

Кого в басне можно назвать неблагодарным? (Волка)

Скажите, а можно в жизни встретить таких людей?

слайд 7

Соотнесение

на слайде

Фронтальная

работа

Слайд 8

слайд

  1. Физминутка

Цель: Снятие утомления, тревожности.

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Выполняют упражнения

Игра «Я такой»

 Если я называю качества характера, которые вы не хотели бы иметь, вы должны присесть и закрыть лицо руками.

А если называю качества, которые вы хотели бы иметь, то стоим на месте руки в стороны  и обнять себя.

Хитрый, жадный, отзывчивый, добрый, злой, завистливый, ответственный, храбрый, аккуратный, справедливый, лживый, ленивый, неблагодарный.

Слайд

музыка

  1. Продолжение изучения нового материала

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Выполняют задание

Находят в тексте читают.

рассуждают,

отвечают

вывод делают

  • Характеристика героев басни  

Ребята, на ваших партах лежит карточка со словами, которые характеризуют героев басни. Ваша задача, в паре определить, какое качество относится к волку, а какое к журавлю. Соединить стрелками.

Волк: злой, грубый, неблагодарный, жадный, коварный.

Журавль: добрый, отзывчивый, доверчивый.

Докажите строками из басни, что вы сделали правильный выбор. Волк:

ЗЛОЙ (кричал на Журавля)

ЖАДНЫЙ (Что Волки жадны всякий знает…)

НЕБЛАГОДАРНЫЙ (не поблагодарил Журавля)

КОВАРНЫЙ (так пишет автор: « … зверь вскричал коварный…»)

А Журавль какой?

ДОВЕРЧИВЫЙ (поверил Волку)

ДОБРЫЙ (спас Волка)

ОТЗЫВЧИВЫЙ (отозвался на зов)

Что неправильно сделал волк? (Волк не поблагодарил Журавля)

А Журавль все сделал правильно?

(Журавль сделал доброе дело и стал просить награду.)

Ребята, как вы думаете, чему нас учит эта басня?

Отблагодари того, кто помог тебе, но не проси благодарности за свою помощь.

  • Собери пословицу

Своего спасиба не жалей, а чужого не жди.

  • Отработка техники чтения.

Перед вами карточка для индивидуального чтения. Работаем в парах.  (прочитайте слова глазами, по слогам, целым словом)

охнуть, вздохнуть, трудностью, вскричал, неблагодарный, попадайся

 Прочитаем целым словом с ударением хором

  • Чтение текста учащимися по цепочке.

Стр. 88

Работа в парах

Слайд

Фронтальная работа

Работа в парах

Индивид. работа по карточкам

Фронтально

  1. Закрепление изученного материала

Цель: Закрепление знания текста басни, расширение словарного запаса учащихся через упражнения в соотнесении, объяснении понятий

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ответы учащихся

  • Работа с иллюстрацией, стр. 89.

 Найти строки в басне к этой иллюстрации.

  • Выборочное чтение

 Подобрать к выражениям строчки из басни:

С одним волком случилось несчастье («Зато на одного из них пришла беда»)

Пришлось хоть умирать («Пришло хоть ноги протянуть»)

Журавль оказался рядом («На счастье тут Журавль случился»)

Волк стал его звать («Вот кой-как знаками стал Волк его манить»)

Слайд

  1. Домашнее задание.

Цель: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Записывают задание в дневник

стр. 88

1-2 группа наизусть

3 группа выразительное чтение

Слайд

  1. Итог урока. Оценивание. Рефлексия.

Цель: Подведение итогов выполненной работы. Оценивание деятельности обучающихся

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Делают вывод.

Какую басню мы читали на уроке? Кто автор?

На кого из героев вы хотели бы быть похожими? Почему?

Чему нас учит эта басня? (быть отзывчивыми, отвечать добром на добро)

Как вы думаете, каким получился у нас урок?

А кто на ваш взгляд работал лучше всех?

ОЦЕНКИ ЗА УРОК

Сегодня на уроке хорошо, активно поработали…

Слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока чтения в 6-ом классе школы-интерната VIII вида “Басня И.Крылова “Стрекоза и муравей”

Объяснение иносказательного поучительного характера басни (дать понятие “басни”).Развитие слухового и зрительного внимания, кратковременной памяти, абстрактного и логического мышления.Нравственн...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «И.А. Крылов. Басня «Волк и ягнёнок»

В сценарии урока использованы приёмы технологии развития критического мышления....

Технологическая карта урока литературы по теме « И.А.Крылов. Басни «Волк на псарне», «Ворона и Лисица»

Технологическая карта урока литературы в 5классе по теме " И.А.Крылов. Басни "Волк на псарне", "Ворона и Лисица" по учебнику В.Я.Коровиной...

Иван Андреевич Крылов. Басня "Волк на псарне"

Презентация помогает понять художественное и идейное своеобразие басни «Волк на псарне». Презентацию можно использовать на этапе объяснения нового учебного материала.Работа ведётся в разли...

Технологическая карта урока И.А.Крылов. Басня Волк и журавль

Технологическая карта Басня И.А Крылова Волк и журавль....