Беседа «Способы решения конфликтов»
классный час (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Кривошеева Алена Сергеевна

Конспект классного час для 7-11 классов поможет подросткам познакомиться с понятием “конфликт”, типами конфликтов, их возможными причинами. а также может наглядно продемонстрировать способы выхода из конфликтных ситуаций,научить избегать и преодолевать конфликты, определять свой уровень конфликтности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_konflikty.docx285.58 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа

«Способы решения конфликтов»

2023 год

Кл. руководитель: Стихотворение «Два козла»

Однажды на лужайке подрались два козла,

Подрались для забавы, не то чтобы со зла.

Один из них тихонько приятеля лягнул,

Другой из них тихонько приятеля боднул,

Один боднул приятеля немножко посильней,

Другой боднул приятеля немножко побольней.

Один разгорячился, лягнул что было сил,

Другой его рогами под брюхо подцепил.

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а в серьёз.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной

На школьной переменке такой же вспыхнул бой.

Что произошло в этом стихотворении? (Спор, ссора, драка, конфликт).

- Правильно, произошел конфликт.

Конфликт — одно из самых распространенных явлений в жизни и общении людей. На протяжении всей своей истории люди не могли обойтись без того, чтобы не конфликтовать, начиная с незначительной ссоры между соседями и кончая войной.

Перед вами на столе лежит лист, вы видите, что в середине листа написано слово «конфликт». Я попрошу вас вокруг этого слова написать из-за чего могут возникнуть конфликты у вас. (участники пишут причины конфликта).

Причинами конфликта могут стать различия в целях, интересах, мнениях, взглядах на жизнь, способах достижения цели, в индивидуальных особенностях людей, потому что мы все разные, у нас разный цвет кожи, возможно разная религия, разные вкусы, свои убеждения, но мы должны научиться уважать мнения друг друга и научиться понимать друг друга. Не всегда конфликты – это плохо. Главное – чтобы они не были разрушительными для хороших отношений с людьми.

Перед Вами следующие слагаемые:

КС — конфликтная ситуация (это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу)

И — инцидент (это случай, происшествие (обычно неприятное), недоразумение, столкновение)

К — конфликт (это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом мнений, связанных с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями)

Из всего вышесказанного мы можем создать формулу конфликта.

КС+И=К

Каждый человек по разному может реагировать на конфликт; пассивно или активно. Отсюда следует, что у каждого человека уровень конфликтности разный.

Конфликтные ситуации вызывают у людей определенные негативные чувства. Для того чтобы конфликты не приносили негативных последствий, их нужно уметь разрешать.

Давайте с вами рассмотрим, какими способами разрешения конфликтных ситуаций нам под силу пользоваться.

Предлагаю вам выполнить упражнение.

Посередине комнаты стоит пустая коробка. Ваша задача – перейти с одной стороны на другую, на вашем пути стоит коробка. Как вы поступите?

То как вы поступите с пустой коробкой и будет показатель того какой стиль поведения в конфликтной ситуации часто выбираете вы вам. А еще я предлагаю вам выполнить небольшой тест, направленный на определение того, какого стиля поведения вы придерживаетесь при разрешении конфликтов. Возьмите бланки, которые лежат у вас на столах. Я сейчас буду зачитывать утверждения, на которые нужно ответить следующим образом: если утверждение описывает привычные для вас действия в ходе конфликта – поставьте цифру «3» возле номера утверждения; если вы реагируете таким образом от случая к случаю, иногда – «2»; если редко или никогда – «1».

Присутствующие отвечают на вопросы, затем подсчитайте общую сумму баллов в каждом столбце.

Тест «Стиль реагирования в конфликте»

В ситуации конфликта:

  1. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
  2. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
  3. Я стараюсь найти компромиссное решение.
  4. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
  5. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
  6. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
  7. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
  8. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы в другом добиться своего.
  9. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
  10. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
  11. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
  12. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
  13. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
  14. Я стараюсь не задевать чувств другого.
  15. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
  16. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.
  17. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
  18. Я предлагаю среднюю позицию.
  19. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
  20. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.
  21. Я отстаиваю свои желания.
  22. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
  23. Я стараюсь найти лучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
  24. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
  25. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то разногласий.

Бланк для ответов

конкуренция

сотрудничество

компромисс

приспособление

уклонение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ

Преобладающее количество баллов в каком-либо одном столбце указывает на то, какой позиции в разрешении конфликтов вы придерживаетесь. Первый столбец – конкуренция, второй – сотрудничество, третий – компромисс, четвертый – приспособление, пятый – уклонение.

Таким образом, можно выделить пять стилей реагирования в конфликтной ситуации. Это – компромисс, сотрудничество, уклонение, приспособление и конкуренция. Рассмотрим, в чем заключается каждый из этих способов.

Стиль конкуренция – «акула» – ориентация только на свои интересы и игнорирование интересов своего партнера, то есть стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

Стиль уклонение – «черепаха» – человек не отстаивает свои права, не хочет вступать в сотрудничество для выработки решения проблемы, а просто уходит от разрешения конфликта.

Стиль приспособление – «медвежонок» – человек стремится уйти от конфликта, жертвует своими личными интересами в пользу интересов соперника, не пытаясь отстаивать собственные.

Стиль компромисс – «лиса» – человек озабочен и сохранением отношений, и разрешением конфликта, но не справедливым, а быстрым – никто ничего не теряет, но никто ничего и не выигрывает.

Стиль сотрудничество – «сова» – позволяет выработать наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в конфликтных ситуациях.

Важно понять, что каждый из этих стилей эффективен только в определенных условиях, и ни один из них не может быть выделен как самый лучший. Наилучший подход будет определяться конкретной ситуацией, а также складом вашего характера.

Сейчас предлагаю вам выполнить практическую работу. У каждой группы на столе лежит распечатка с описанием конфликтных ситуации. Каждая ситуация - это ситуация зарождения своеобразного конфликта. Найдите правильный выход из ситуации, не спровоцировав конфликт».

Давайте рассмотрим конфликтные ситуации следующего характера. Сотрудница просит вас подежурить на телефоне, так как у нее много работы, она не хочет отвлекаться по пустякам, а ей должен позвонить К. И вот через время раздается звонок и абонент просит позвать сотрудницу. Вы, помня о ее занятости, спрашиваете: «это К.? – А кто?». Теперь о вас подумают как об излишне любопытной персоне. А вы просто проявили участие и, возможно, заработались. Но это никому не интересно – вы излишне любопытная персона.

Что делать? Не нужно объяснять абоненту ситуацию и оправдывать свое любопытство. Да и перед сотрудницей делать этого тоже не стоит. Лучше сделайте обиженный вид и сообщите коллеге: «Все, я заработалась. Теперь подходим к телефону по очереди. А то я задаю людям лишние вопросы». Если вы посмеетесь над собой, такой возможности будут лишены другие.

Дома вы приготовили еду, которую никто не желает есть. Может некогда им, может по какой еще причине. И вы решили отнести лакомство на работу и угостить им коллег. Ставите на стол и говорите: «я вам вкусняшку принесла, а то мои домочадцы не хотят ее есть». Реакцией будут изумленные лица и вопрос «и поэтому ты решила этим нас накормить?».

Что делать? Не стоит отвечать «не пропадать же добру, пусть хоть кто-то съест». Разрешить такие конфликты можно следующим образом. Нужно улыбнуться и ответить шуткой и первой откусить кусочек угощенья. Ну и может ответить шутнице тем же, когда она будет угощать коллектив домашним лакомством.

Шеф очень устал и попросил вас принести его сигареты, которые остались в прихожей в кармане пиджака. Вы идете в прихожую, там нет никого. Вы начинаете искать сигареты по карманам, и тут вас увидел другой сотрудник. Понятное дело, что можно подумать.

Что делать? Это очень неприятные и действительно крайне конфликтные ситуации. Не нужно оправдываться и говорить я все объясню. Спокойно ответьте, что шеф попросил занести сигареты, так как очень устал, а вы не знаете, в каком кармане они лежат. И задайте вопрос «а вы не подскажите, в каком кармане они лежат, а то шеф просил быстрее, там срочное дело». А когда зайдете к шефу, обязательно расскажите об инциденте.

У вас случилась неприятность, после чего вы решаете с головой уйти в работу. Задерживаетесь допоздна, рано приходите, берете дополнительную работу. Одним словом делаете все, чтобы меньше думать о плохом. Но коллеги начинают говорить фразы типа «всех денег не заработать», «а, хочешь выслужиться?».

Что делать? Не стоит объясняться и изливать душу. Просто проигнорируйте. Вы делаете свою работу, а почему и как это не чужого ума дело.

Вы нашли свободную минутку и решили порисовать смешные рожицы на бумаге. Тут вас за этим занятием застает коллега. Естественно его вопрос будет «тебе заняться не чем?». Что ж, тут ваш сотрудник прав на все 100%. Подобные конфликтные ситуации кажутся довольно безобидными, но могут навлечь на вас дурную славу лодыря.

Что делать? Улыбнитесь и скажите, что решили дать минутку мозгам отдохнуть.

Вы не лестно отзываетесь о сотруднике, который вас обидел. Говорите про него не литературными эпитетами. И вдруг понимаете, что этот «негодяй» стоит у вас за спиной.

Что делать? Что ж, во-первых, нечего распространять обиды и очернять сотрудников, даже если они этого заслуживают. Во-вторых, раз уж решили сплетничать, то будьте добры, позаботьтесь о конфиденциальности разговора и избавьтесь от лишних ушей.

Самые распространенные случаи конфликтных ситуаций – это когда вы проспали на работу и необходимо оправдаться. Звоните начальству или коллегам и говорите, что вы стоите в пробке, а тут неожиданно срабатывает будильник или кто-то из домочадцев просит говорить тише, ведь они еще спят. Что делать? Что ж, не знаешь как врать – говори правду!

Обсуждение: по итогам работы участники беседы приходят к выводу, что среди привычек, которые порождают конфликты между людьми, особенно распространёнными являются чрезмерная эмоциональность, агрессивность, требовательность, невнимание к нуждам и интересам других, неумение выслушать других.

Сейчас предлагаю вам ознакомиться с беспроигрышным методом решения конфликтов:

  1. выясните как можно точнее, в чем именно дело, какова причина разногласий;
  2. постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта;
  3. дайте оценку всем вариантам и выберите тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта, договоритесь действовать в соответствии с ним;
  4. обязательно следуйте достигнутым договоренностям;
  5. обсудите, что вы предпримете, если дела пойдут не так, как вы хотели.

Еще один важный аспект, который мы сегодня затронем в нашей беседе – способы снятия напряжения в конфликтной ситуации.

Если вы чувствуете, что отрицательные эмоции переполняют вас, то можно использовать следующие упражнения:

  1. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.
  2. Вспомните или придумайте место, где вы чувствовали бы себя в безопасности, и вам было бы хорошо и спокойно. Это может быть картина цветущего луга, берег моря, полянка в лесу, освещенная теплым летним солнцем, или что-то другое. Представьте себе, что вы находитесь именно в этом месте, представьте его в мельчайших деталях, почувствуйте его.
  3. Дыхание уступами: три-четыре коротких выдоха подряд, а затем такое же количество коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.
  4. Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
  5. Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох: глубоко выдохните; задержите дыхание так долго, как сможете; сделайте несколько глубоких вдохов; снова задержите дыхание.
  6. Медленно сосчитайте до десяти, представляя перед собой каждую цифру.
  7. Помассируйте виски указательными пальцами, резко зажмурьте глаза, встаньте и потянитесь.

Завершить нашу беседу я хочу стихотворением:

Мы миримся, мы ссоримся, по – разному бывает.

Конфликты зарождаются и кружатся по кругу.

То что-то не понятно нам, то нас не понимают.

Ка важно и полезно – просто выслушать друг друга!

Давайте будем попросту учиться говорить

Среди задач и теорем мы учимся общаться.

Попробуйте быть вежливыми, попробуйте дружить!

Спасибо всем за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА

Понятие «конфликт» употребляется в различных значениях. Большинство исследователей рассматривают его как предельный случай обострения противоречия, как стадию его крайнего обострения, как ситуац...

"Решение конфликтов"

Урок с применением технологий развивающего обучения: самостоятельная формулировка темы занятия, игровая ситуация, определяющая роль посредника в конфликте...

Пути решения конфликта

Разработка классного часа Пути решения конфликта. Весь материал есть в приложении....

КЧ-беседа "Искусство решения конфликтов”

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от к...

Методический семинар для педагогов "Конфликт. Способы решения конфликтов"

Мы живем в мире конфликтов. Каждый день вдали от нас и рядом снами вспыхивают конфликты между отдельными людьми и целыми народами. В семье, на работе, на отдыхе обычно легко разрушаются человече...

Презентация "Толерантность, решение конфликтов."

Исторические истоки толерантности, современное понятие "толерантность",способы решения конфликтов при помощи медиации, техника активного слушания, решение проблемных ситуаций....

решение конфликта без насилия

Цели:1) Научить воспитанников контролировать свое состояние при гневе, раздражительности и агрессивном поведении, ознакомить со способами разрешения конфликтов без насилия.2) Научить адекватному...