Эталон успешности классного руководителя
статья

Черниговская Татьяна Анатольевна

В нашей школе система работы устроена так, что учитель всегда найдет поддержку среди коллег. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etalon_uspeshnosti_klassnogo_rukovoditelya.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Эталон успешности классного руководителя

Черниговская Татьяна Анатольевна,

классный руководитель 6 класса.

Здравствуйте коллеги! В прошлом учебном году я поменяла род своей деятельности с директорства на учителя математики и в нагрузку к основной работе, как и многие из нас,  получила классное руководство в 5 классе.

Хоть на протяжении предыдущих 11 лет я имела в своем подчинении 22 классных руководства, ведь всем известно, что самые трудные вопросы с учащимися и их родителями решаются на самом высоком уровне и директору приходится искать выходы из сложившейся ситуации, одновременно, защищая и школу, и педагогический коллектив, и классного руководителя.

Получив же классное руководство в конкретном 5а классе, я поняла, что некоторые пробелы в моих знаниях о ведении классного руководства все же есть, и тут на помощь мне пришла администрация школы, которая назначила мне наставника в виде замдиректора по ВР, должна сказать,  что эта помощь была важной и полезной, конкретно в введении документации, составлении плана воспитательной работы, предоставлении отчетности...

Надо заметить, что в нашей школе система работы устроена так, что учитель всегда найдет поддержку среди коллег.

Во первых, на административном уровне была поставлена задача о поддержке меня  для приобретения необходимых профессиональных навыков в работе и закрепления на месте работы. Я была включена в общую базу наставников и наставляемых, как педагог, находящихся в процессе адаптации на новом месте работы.

В школе были созданы благоприятные условия для возможности моей работы, проведен сбор предварительных запросов о моих потребностях, как классного руководителя, я была проинформирована о том, что всегда могу обратиться к наставнику и к любому специалисту школы за помощью.

Чем я собственно всегда пользовалась и  пользуюсь до сих пор.

Система наставничества включает в себя, кроме теоретической работы наставника с наставляемым в большей части совместную работу, практические подходы к решению возникающих проблем. Такую поддержку я нашла в социально-психологической службе школы. Класс мне достался непростой, некоторые проблемы возникли еще на уроне НОО и перешли в среднее звено, социальный педагог и психолог были раньше меня знакомы с ребятами класса, а ситуацию с некоторыми из них знали достаточно близко. Я неоднократно обращалась в службу СПС и всегда находила там помощь, поддержку, подсказку. Вместе мы вырабатывали план действий по решению какой-либо конкретной ситуации.

Конечно, чтобы понять, что за 5а класс я получила, я обратилась и к первому учителю этого класса, который дал достаточно подробную характеристику и учащимся, и родителям этого класса. Надо заметить, что за такой помощью я обращаюсь  тогда, когда хоть немного познакомлюсь с ребятами, чтобы иметь уже собственное представление, и дополнить его мнением, знаниями человека, который знаком с данной  ситуацией в классе, гораздо дольше меня. Это общение с коллегой всегда интересно и очень важно, потому что делаешь какие-то открытия о своих подопечных, узнаешь их намного лучше.

Те, кто работал в нашей школе знают, что тебя не оставят наедине с твоими трудностям и проблемами (сейчас модно говорить РИСКАМИ). Более опытные коллеги, социально-психологическая служба, администрация школы готовы прийти на помощь, нужно только не замалчивать проблемы (пытаться уйти от них), а делиться ими, задавать правильные вопросы, не стесняться просить помощи.

Классный руководитель, берущий класс, должен осознавать, что это дело не одной недели, одного месяца и, даже, не одного года, что отношения с классом закладываются с первых дней и на несколько лет вперед. Поэтому от того, как будут складываться отношения между классным руководителем и его подопечными, будет зависеть и успешность класса, и успешность классного руководителя.

Ведь основное в деятельности классного руководителя - воспитание учащихся и сплочение их в дружный коллектив. Конечно, в центре  внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний. Но к их решению приходится  подходить прежде всего как воспитателю.

Словосочетание  "классный руководитель" понятны и тому, кто уже закончил школу, и тому, кто еще учится в ней. Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе связаны с именем классного руководителя.

Еще Демократ сказал: "Воспитание детей - рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи - горе несравнимо ни с каким другим"

Талант классного руководителя, как мастера, раскрывается, если в процессе работы, какой-то совместной деятельности, тебе  удаётся увлечь ребёнка, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось преодолеть трудности, решить поставленную проблему.

Успешность классного руководителя еще и в том, чтобы учащимся было не стыдно за своего учителя.  Ведь, мы тоже не всегда бываем правы, допускаем ошибки, порой необоснованно срываемся в трудной ситуации. Умение признать свои ошибки, сказать, что ты был не прав - это умение мастера с большой буквы.

Наверное, каждый классный руководитель определяет меру своей успешности уже тогда, когда его ученики закончили школу и сами стали взрослыми людьми. Видя своих выпускников, следя за ними, анализируя, что ты и как делал, понимаешь, что все не зря:  учишь, воспитываешь, ругаешь, помогаешь - все это не зря.

Чтобы ребята росли счастливыми, надо помочь им стать успешными. Успешный классный руководитель - это его успешный ученик, не только в смысле положения в обществе, материального достатка, но и просто, ощущения счастья. Пусть твой ученик не богат, не имеет высокого положения в обществе, но он знает, что правильно выбрал свой путь, а ты как классный руководитель знаешь, что помог ему в этом выборе. Вот это и есть, самая настоящая успешность.

Основополагающим для любого классного руководителя должно быть и стать  в воспитательной системе принцип семи «У»: уверенности, удивительности, убедительности, уважительности, уравновешенности, улыбчивости, успешности,

Каков же он, этот эталон, эталон успешности классного руководителя?

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ДОЛЖЕН

быть:

  1. воспитанным и интеллигентным;
  2. добрым,  но твердым.
  3. уважающим себя - уважающий других;
  4. внимательным к окружающим, помнить об интересах детей.

 иметь:

  1. внутреннюю нравственную свободу;
  2. независимость мышления;
  3. свободу выбора образа мыслей и поведения;
  4. осознание своей полноты ответственности за результаты поступков.

уметь:

  1. планировать свою профессиональную деятельность;
  2. анализировать и прогнозировать результаты своей деятельности;
  3. оказывать помощь воспитанникам в личностном становлении каждого;
  4. научить воспитанников анализировать свою деятельность;
  5. устанавливать социальные контакты с родителями, учителями-предметниками своего класса, общественностью.

САМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

в общении с детьми:

  1. требовательная доброта;
  2. внимание;
  3. понимание;
  4. доброжелательность;
  5. открытость;
  6. искренность;
  7. чувство юмора.

в общении с родителями:

  1. честность и справедливость;
  2. спокойствие;
  3. вежливость;
  4. деликатность (такт);
  5. высокий уровень культуры.

  • Успешный классный руководитель – это умелый педагог, знающий грань, где заканчивается демократия и начинается вседозволенность.
  • Успешный классный руководитель – авторитет для ребят всех возрастов, а также их родителей; лидер, к мнению которого прислушиваются окружающие. 
  • Успешный классный руководитель может быть уникален, и о нем вспоминают всю жизнь, к нему приходят за советом или просто поговорить по душам, будучи взрослыми. 

Но классный руководитель может за два года не запомнить имен своих воспитанников и вызвать вздох облегчения у родителей и учеников, когда он уходит...     не станем такими


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание классного коллектива - залог успешной социализации воспитанников коррекционной школы (из опыта работы классного руководителя)

В работе представлена поэтапная работа по формированию классного коллектива в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида, определены цели и задачи, формы и методы работы, показана необходим...

Воспитательная программа "Воспитание успешной личности" для классных руководителей

Распространение инновационного опыта работы классного руководителя по воспитанию подрастающего поколения и  внедрению современных воспитательных технологий как средства инновационного развития вс...

"Ступени роста успешного поколения" Программа работы классного руководителя с классным коллективом

Программа работы классного руководителя по формированию классного коллектива с учётом всех аспектов воспитательной работы...

Доклад на ШМО классных руководителей: «Роль классного руководителя в успешном воспитании личности»

Без похвал умирает душа,Жизнь не всходит в счастливом зените.Каждый молит без слов, чуть дыша:“Похвалите меня, похвалите!”Без похвал не пройти рубежа,Не добиться великих открытий.Просит сн...

как стать успешным классным руководителем

выступление на методическом объединении классных руководителей...

Статья "Как стать успешным классным руководителем"

выступление на педагогическом совете на тему "Как стать успешным классным руководителем"...