Эстетическое воспитание глухого ребёнка
статья (8 класс)
Выступление на методическом объединении классных руководителей о принципах, методах и формах эстетического воспитания глухих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esteticheskoe_vospitanie_gluhih_obuchayushchihsya_v_usloviyah_shkoly-internata.docx | 14.42 КБ |
Предварительный просмотр:
По мнению В.А. Сухомлинского, без эстетического воспитания невозможно осуществление воспитания вообще. Влечение к красоте, являющееся одной из естественных человеческих потребностей, отражает стремление к гармонии, равновесию, системности и порядку.
Проблемы эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры разрабатывались в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов и психологов Д.Н. Джолы, Д.Б. Кабалевского, Н.И. Киященко, Д.С. Лихачева, А.С. Макаренко, Б.М. Неменского, В.А. Сухомлинского, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкой, А.Б. Щербо и других. Наиболее весомый вклад в разработку теории и практики эстетического воспитания внесли отечественные педагоги А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский.
Современные отечественные и зарубежные антропологические исследования установили, что человеческий мозг на определенных стадиях развития нуждается в эстетических впечатлениях и переживаниях, выступающих определенными стимулами, способствующих оформлению у человека целостного восприятия картины внешнего и внутреннего мира. С учетом воспитательного, образовательного, развивающего воздействия эстетических влияний еще с глубокой древности педагоги окружали ребенка красотой, добром, условиями для физического развития и учения. Красота, присутствуя на всех этапах становления личности, способствует ее гармоничному развитию и совершенствованию. Совместно с истиной и добром, красота обязательно участвует в составе первичной триады ценностей, представляющей фундаментальные основания бытия.
Особо значима роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности глухого ребенка. Формируемое в процессе эстетического воспитания эстетическое мышление, как способность оперировать специфическим понятийным аппаратом, помогает целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей общечеловеческой культуры, осознанию ее единства и стилистического родства. В связи с этим не столько беспокойство о красоте и гармонии принуждают относить систему эстетического воспитания к одной из важнейших задач современного образования, сколько отсутствие понимания необходимости выделения больших ресурсов в специальном образовательном процессе для эстетического воспитания, как средства развития положительных качеств личности и преодоления имеющихся нарушений глухого ребенка.
Эстетическое воспитание личности глухого ребенка происходит с первых дней его жизни с начальных впечатлений, реакций. Общение с взрослыми и сверстниками, их поведение, настроение, взгляды, жесты, мимика - все это усваивается, откладывается, фиксируется в сознании ребенка и остается там всю последующую жизнь. Эстетическое воспитание глухого ребенка важно осуществлять на всех этапах возрастного становления личности. Чем раньше неслышащий человек попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем выше результативность формирования эстетической культуры. Приобретаемый посредством общения и практической деятельности опыт стимулирует формирование у ребенка эстетического отношения к реальности и произведениям творчества.
С появлением человеческого общества эстетическое воспитание развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Ведущие идеи эстетического воспитания были сформулированы еще в глубокой древности, начиная с Сократа, Платона и Аристотеля, но продолжают трансформироваться вплоть до наших дней. В разные исторические эпохи эстетическое воспитание осуществлялось присущими конкретному обществу формами и средствами.
Выделяют три глобальные цели эстетического воспитания: создание суммы элементарных эстетических понятий и представлений; формирование способностей художественного и эстетического восприятия, обеспечивающих возможность эмоционального переживания и оценки; формирование эстетической творческой способности.
Применительно к глухим детям понятие «эстетическая воспитанность» определяется в виде единства эстетических чувств, начальных представлений и понятий ребенка о прекрасном и безобразном, его ценностно-художественных ориентаций и проявления их в художественно-творческой деятельности и в поведении.
Измерение эстетической воспитанности может быть осуществлено при помощи группы критериев (мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой и деятельностный), включающих ряд показателей, представляющих наиболее существенные стороны, качественные и количественные характеристики. Показатели конкретизируют содержание критерия. Изучение степени сформированности этих показателей позволяет судить об уровне эстетической воспитанности учащихся. Уровень эстетической воспитанности у различных детей разный и зависит от уровня слухового, психического, эмоционального и когнитивного развития, а также условий жизни и воспитания.
В нашей школе также осуществляется эстетическое обучение обучающихся как в урочное, так и во внеурочное время. Внешний вид детей, воспитание аккуратности, чистоплотности, выполнение режима дня, участие в кружках: рисование, вышивание, шитье, мастерство на сцене, участие в школьных мероприятиях – всё это эстетическое воспитание: умение видеть красоту вокруг себя и желание делать её своими руками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка-буклет для родителей глухого ребёнка "Пойми меня, мама..."
Памятка содержит информацию о развитии речи ребенка в семье и правилах общения с ним...
Роль семьи в воспитании глухого ребёнка.
Роль семьи в воспитании глухого ребёнка ещё важнее, чем в воспитании нормально развивающегося. Родители должны в меру своих возможностей активно участвовать не только в воспитании ребёнка, но и в обуч...
Герасимчик Л.В. Роль семьи в воспитании глухого ребёнка ещё важнее, чем в воспитании нормально развивающегося.
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } «Чтобы правильно подойти к воспитанию и обучению, родителям необходимо понять принципы вос...
Круглый стол «Виды изобразительных искусств в художественно-эстетическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья» Выступление на тему: «Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей IV года обучения».
Консультация для воспитатеей Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей....
Роль семьи в воспитании глухого ребёнка
Роль семьи в воспитании глухого ребёнка очень важна. Родители должны в меру своих возможностей активно участвовать не только в воспитании ребёнка, но и в обучении, т.е. помогать учителю и воспит...
РЕФЕРАТ "Проблемы воспитания глухого ребёнка в семье"
Актуальность этой темы очевидна. Семьям, имеющим детей с нарушением слуха необходимо помочь выработать общую стратегию сурдопедагогической деятельности, вселить в них веру, что при ...
Доклад на тему: «Эстетическое воспитание и его влияние на развитие личности ребёнка».
Педагогическая система российской школы проявляет исключительную заботу о том, чтобы подрастающее поколение получило эстетическое воспитание, на всю жизнь приобрело чувство прекрасного....