«Мы поссоримся и помиримся…» (Служба Посредничества в классе)
учебно-методический материал (5 класс)

Сигова Алия Рамилевна

Современные социологи отмечают, что отсутствие у подрастающего поколения практических  знаний  теории конфликта, навыков  позитивного поведения в конфликтных ситуациях   серьезно осложняет  эмоционально-психологическую атмосферу в классных коллективах,  влияет на индивидуальное развитие детей. Существовать в современном мире без конфликтов практически не возможно, но научить подростков  уметь правильно выстроить линию своего поведения в  ситуациях конфликта  при взаимоотношениях с родителями, с одноклассниками с учителями, с окружающими – одна из реально выполнимых задач педагогов и практических психологов школы.

Реализация идеи создания в классе  службы посредников поможет решить эти задачи.

Основные этапы программы:

1. Проведите первичное изучения уровня конфликтов в своем классном коллективе (приложения №).

2.Познакомьте учащихся своего класса с основными положениями теории конфликтов. Оформите в классе стенд по теории конфликтов ( приложение № ).

3. Предложите  воспитанникам поразмышлять о причинах конфликтов в классе и  возможных конфликтных ситуациях на улице, в семье, с  учителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_possorimsya_i_pomirimsya.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Мы поссоримся и помиримся…» (Служба Посредничества в классе)

Современные социологи отмечают, что отсутствие у подрастающего поколения практических  знаний  теории конфликта, навыков  позитивного поведения в конфликтных ситуациях   серьезно осложняет  эмоционально-психологическую атмосферу в классных коллективах,  влияет на индивидуальное развитие детей. Существовать в современном мире без конфликтов практически не возможно, но научить подростков  уметь правильно выстроить линию своего поведения в  ситуациях конфликта  при взаимоотношениях с родителями, с одноклассниками с учителями, с окружающими – одна из реально выполнимых задач педагогов и практических психологов школы.

Реализация идеи создания в классе  службы посредников поможет решить эти задачи.

Основные этапы программы:

1. Проведите первичное изучения уровня конфликтов в своем классном коллективе (приложения №).

2.Познакомьте учащихся своего класса с основными положениями теории конфликтов. Оформите в классе стенд по теории конфликтов ( приложение № ).

3. Предложите  воспитанникам поразмышлять о причинах конфликтов в классе и  возможных конфликтных ситуациях на улице, в семье, с  учителями.

Познакомьте всех учащихся с видами конфликтов, расскажите о возможных причинах их возникновения. Попросите учащихся, вспомнить в каких конфликтах им проходилось принимать участие, поразмышлять о реальных причинах ссоры или конфликта с окружающими по форме :

Что произошло

Суть конфликта

Кто участвовал

Как разрешился

1.

2.

3.

4.

Предложите участникам подумать, была ли возможность:

  • избежать конфликта
  • найти его «другое разрешение (можно на примере обыгрывания  «общей ситуации»).

После общего обсуждения этих вопросов, педагог поговорите о том, что статистика показывает (и мнение ребят это подтверждает), что «разгорание» конфликта чаще всего происходит потому, что участникам конфликта  не с кем посоветоваться по поводу происходящего. Многие утверждают, что если бы удалось в противостоянии сторонам обратиться к третьей, независимой стороне, конфликт мог и не зайти «так далеко».

Предложите создать в классе «Службу посредничества». Специальные посредники будут внимательно выслушивать и помогать разрешать все возникающие споры. В классе разрабатывается система обращения к посредникам, определяются «правила посредничества», возможно, символика и проч. Возможно, что посредниками захотят стать все дети в классе, по очереди или посредниками будут выбраны 5-6 человек из класса (наиболее компетентных и беспристрастных, по мнению учащихся).

Направьте будущих посредников на обучение в назначенное время.

4.Определите  процедуру  организации обращения к посреднику в классе(1 раз в неделю в специально установленный день, в любое время, по мере возникновения конфликта и др.) учитывая  мнение учащихся и самих посредников.

Обеспечьте посредников всем необходимым для процедуры  посредничества( помещение,  бланки, специальное время).

5.Ззанимайтесь в дальнейшем подготовкой и консультированием посредников, развивая их коммуникативные навыки, но не в коем случае не вмешивайтесь в процедуру посредничества.

Постоянно напоминайте детям, что процесс посредничества представляет собой трехсторонний разговор посредника и участников конфликта. При этом главное условие – взаимное желание сторон разрешить проблему, их спокойное и конструктивное участие в обсуждении. Посредники не рассматривают конфликты, нарушающие человеческое достоинство личности или имеющие противоправный характер – это задача администрации школы.

6. Стимулируйте во всех возможных случаях обращение детей к посреднику и  стремитесь к самостоятельной работе посредника.

7.Расширяйте коммуникативные навыки воспитанников, расширяйте их знания в области социальной конфликтологии и  поведения в обществе (навыки активного слушания,  общения, толерантности, эмпатии и взаимоподдержки  и др.)

8.Один раз в неделю проводите анализ деятельности посредничества ( не деятельности отдельного посредника, а  эффективности всей службы для  психолого- эмоционального состояния в классе).

9.  Не реже одного раза в классе проводите в классе «Разговор по душам».Темы для «общего размышления»   определяйте совместно с учащимися и посредниками( хорошо. Если они  будут носить морально-этический характер.) Не в коем случае не  «рассматривайте» конкретные, реальные примеры  конфликтов  в классе.

Ниже приведены инструкции и бланки, необходимые для работы посредников.

Порядок процесса посредничества

(инструкция для посредника)

Уважаемый Посредник! Ты взял на себя очень важную и ответственную роль. Твоя помощь очень важна для тех, кто будет к тебе обращаться. В своей деятельности тебе следует ВСЕГДА помнить:

  1. Все проблемы и откровения, которыми будут делиться с тобой , должны быть конфидициальны.
  2. Твое участие в разрешении конфликта должно быть исключительно беспристрастным
  3. Не оказывай давление на стороны-участники, их откровенность  и решение по преодолению разногласий должны быть самостоятельными
  4. Разговор с участниками должен быть максимально доброжелательным и спокойным, проявляй одинаковое внимание сторонам
  5. Ты вправе остановить обсуждение проблемы, если:
  • она не относится к рассмотрению на уровне посредника
  • если сторона (стороны) не готовы к откровенному разговору и взаимному разрешению проблемы
  1. Ход процедуры посредничества

Часть 1. Введение.

  1. Попросите участников представиться
  2. Представьтесь сами и объясните роль посредника
  3. Объясните основные правила разговора (уважение друг друга, стремление разрешить конфликт, конфидициальность разговора)
  4. Объясните этапы и задачи посреднического разговора (самостоятельное принятие  к разрешению конфликта и следование этим решениям после завершения разговора)
  5. Попросите задать возникшие вопросы

Часть 2. История конфликта.

  1. Обе стороны объясняют ситуацию посреднику
  2. Суммирование взглядов и позиций каждой из сторон
  3. Убедитесь, что вы поняли суть конфликта
  4. Убедитесь, что обе стороны понимают суть конфликта и разногласий

Часть 3. Выявление фактов и эмоций.

  1. Обе стороны рассказывают друг другу о своей позиции
  2. Обсуждение фактов и эмоций
  3.  Используйте для разговора цепочку:

Позиция – интересы и происхождение - ценности и потребности, лежащие в основе  требований (здоровье, ответственность, общение, безопасность дружба, ответственность, идеалы, убеждения)

  1. Стороны высказывают возможные претензии и обиды
  2. Суммируйте факты и эмоции обеих сторон

Часть 4. Обсуждение путей выхода.

  1. Попросите обе стороны внести предложения по разрешению конфликта
  2. Запишите все возможные решения
  3. Отметьте и проанализируйте те, которые устраивают обе стороны

Часть 5. Соглашение.

  1. Обсудите оптимальные, с точки зрения обеих сторон, варианты решения конфликта
  2. Составьте соглашение, используя предложения участников, определяющее поведение обеих сторон
  3. Подпишите соглашение с 3-х сторон

Часть 6. Развитие.

  1. Объясните суть развития дальнейших отношений
  2. Поблагодарите участников за сотрудничество

Соглашение сторон.

1.Дата  проведения процедуры посредничества

 2.Ф.И. О. Посредника

  1. Ф.И.О стороны А
  2. Ф.И.О. стороны Б
  3. Основные причины конфликта
  4. Выбранный путь разрешения конфликта

7. Основные обязательства сторон

-обязательства стороны А

-обязательства стороны Б

Мы, нижеподписавшиеся  добровольно и осознанно принимаем на себя обязательства по  исполнению  всех пунктов  принятого соглашения.

Подпись стороны А

Подпись стороны Б

Подпись Посредника

  1. Карта посредника
  1. Дата  проведения процедуры

Ф.И. О. Стороны А

Ф.И. О. Стороны Б

Ф.И.О. посредника

  1. Содержание конфликта, его причины и история
  1. Позиция стороны А, претензии, интересы и потребности
  1. Позиция стороны Б, Претензии интересы и потребности
  1. Предложения по выходу из ситуации
  1. Примечания

 Подписи сторон_____________________________________________________

Оценочная карта деятельности посредника.

(заполняется  сторонами А и Б)

Критерии оценки

1

2

3

4

5

Примечания

Уровень доброжелательности и заинтересованности Посредника

Уровень компетентности в оценке ситуации

Умение слушать

Умение анализировать ситуацию

Уровень беспристрастности Посредника

Удовлетворенность принятым соглашением

  1. Карта оценки проекта «Посредник»

классе (заполняется один раз в неделю учащимися

  1. Укажите, сколько раз вы прибегали на этой неделе к помощи Посредника
  2. Какой тип конфликта был обсужден
  3. Удовлетворены ли вы состоявшейся процедурой
  4. Выполнены ли пункты соглашения  сторонами конфликта
  5. Помогло ли вам обращение к Посреднику в разрешении конфликтной ситуации
  6. Оцените общую реализацию проекта в классе по схеме:

Критерии оценки

2

3

4

5

Примечания

Востребованность деятельности посредников в классе

Изменение уровня конфликтности в классе

Изменение эмоциональной атмосферы в классе

Качество работы Посредников

Качество  выполнения соглашения  сторонами

7.Хотели бы  вы стать Посредником

8.Оцените необходимость продолжения проекта в классе

9. Ваши предложения по улучшению работы системы Посредничества

  1. Карта оценки проекта «Посредник»

в _____________ классе (заполняется один раз в неделю классным руководителем и педагогами класса)

1.Укажите, сколько раз вы  учащиеся вашего класса прибегали на этой неделе к помощи Посредника

2.Какие типы конфликтов были обсужден

3.Удовлетворены ли вы проведенной работой

4.Выполнены ли пункты соглашения  сторонами конфликта

5.Помогло ли вам обращение к Посреднику в разрешении конфликтной ситуации

6.Оцените общую реализацию проекта в классе по схеме:

Критерии оценки

2

3

4

5

Примечания

Востребованность деятельности посредников в классе

Изменение уровня конфликтности в классе

Изменение эмоциональной атмосферы в классе

Качество работы Посредников

Качество  выполнения соглашения  сторонами

7. Укажите  тему проведенного в этом месяце «Разговора по душам»

8.Оцените  значимость проведенного разговора для улучшения психолого- эмоционального состояния в классе

9.Оцените необходимость продолжения проекта в классе

10. Ваши предложения по улучшению работы системы Посредничества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс "Основы военной службы", 10-11 классы

Авторская педагогическая разработка "Основы военной службы" для 10-11 класса...

Элективный курс по ОБЖ "Основы военной службы " для 10 класса

Цель: повышение уровня подготовки старшеклассников к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.Задачи:- повысить патриотическую подготовку участников курса;  - повысить уровень знаний,...

Урок по Основам Военной Службы в 10 классе "Забытая война"

Урок ОВС  в 10 классе «Войны в истории нашего Отечества и других государств мира»  «Забытая война»  Цель: выявить и проанализировать изменения в экономике, политике и общ...

Перевод - языковое посредничество, способ межязыковой и межкультурной коммуникации

Исследовательская работа, посвящённая изучению перевода как способа межкультурной коммуникации....

Конспект урока по обществознанию для 6 класса по теме «Давай помиримся или какие бывают конфликты».

Данный материал подходит для изучения темы "конфликт" в курсе обществознания в 6 классе. Ученик научится распознавать конфликтные ситуации; улучшит свои аналитические способности;  воспитает умен...

Мы поссоримся, мы помиримся.

Направленность: нравственное воспитаниеЦель: формирование у учащихся умения решать конфликтные ситуации.Задачи:Образовательная: умение выстраивать разговор с товарищем без конфликта. Учить внимательно...

Разработка открытого урока по обществознанию в 7 классе Тема: «Давай помиримся!»

Прежде чем сказать – посчитай до десяти, Прежде чем обидеть – посчитай до ста, Прежде чем ударить – посчитай до тысячи. (Старинная народная мудрость) ...