Памятка для педагогов «Как работать с неуспевающими учениками»
статья
Памятка для педагогов «Как работать с демотивированными и низкообучемыми неуспевающими учениками»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Памятка для педагогов «Как работать с неуспевающими учениками» | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для педагогов «Как работать с демотивированными неуспевающими учениками»
Основные рекомендации
- Помните, что с немотивированными учениками любые наказания не срабатывают и дают обратный результат. Не надо критики и «террора оценками». Не воспитывайте, а давайте задания и знания.
- Совершенствуйте технологию ведения уроков. Низкая мотивация учеников, как правило, говорить о неэффективных педагогических приемах, неумении подать материал, неверно подобранном темпе урока. Используйте элементы проблемного обучения. Давайте поисковые задания: соберите сведения, найдите материал, угадайте, выберите, предложите разные объяснения, найдите еще свойства, задайте еще вопросы, объясните это малышу и проч. Включайте в урок задания практического типа (исследовать, рассмотреть, определить свойства, сформулировать собственные идеи и вопросы, сделать тест, зашифровать правило, подготовить краткую памятку). Давайте творческие и занимательные задания. Периодически проводите уроки нестандартных типов: урок – конференция, урок – ток-шоу, урок – игра, урок - взаимообучение и проч.
- Ставьте четкие цели урока и следите за тем, чтобы урок имел ясную структуру и допускал диалог между учениками и учителем. Избегайте монотонности. Слушайте ответы учеников, задавайте к ним вопросы, просите аргументировать разные точки зрения. Поощряйте вовлеченность: проявите интерес к вопросам и ответам, даже к невербальным проявлениям внимания, давайте содержательную обратную связь (по сути высказывания или действия ученика), говорите о позитивном влиянии активности на освоение материала. Вслух подводите содержательные итоги каждого структурного элемента урока. Кратко записывайте на доске основные идеи урока. Введите прием «Главные признаки»: в последние пять минут урока поручайте ученикам кратко и точно сформулировать главные признаки изученного (например, парабола – это…; главные черты Нового времени…).
- Следите за тем, чтобы фон вашего взаимодействия с учениками был позитивный. Реакция учеников на вечно недовольного, раздраженного, ехидного или замученного учителя – скука, протест, провокации. Контролируйте внешнее выражение эмоций. Следите за своей внешностью, говорите громко, бодро, не переходите на крик и причитания. Кратко реагируйте на ответы учеников («верно», «разве?», «еще пример», «работаем» и проч.). Обращайтесь к ученикам по имени. Не высказывайтесь негативно ни о каких особенностях учеников – оценивайте только работу. Начинайте и заканчивайте урок вовремя. Используйте перемены для своего отдыха.
- Давайте опыт успеха в обучении. Успех – самое мотивирующее условие обучения. Варьируйте сложность заданий, чтобы дать ученикам почувствовать, что они могут справиться с материалом. Поощряйте похвалой, вниманием, отметкой за активность и старание. Вслух отмечайте повышение вовлеченности, проявления любознательности, настойчивость учеников. Помогайте слабоуспевающим выполнить заданий и выставляйте за это положительную оценку без комментариев о сложностях. Говорите о хороших сторонах ответа, вопроса, работы класса. Используйте описательную похвалу: вслух перечислите все то, что сделано верно (правильно нашел условия, начал хорошо, это выписал).
Варианты заданий для получения положительных отметок
- Выполни 3 задания на выбор из предложенных.
- Выбери задание из трех предложенных: на тройку, на четверку или на пятерку. Отметка сразу ставится в журнал.
- Выбери тему из нескольких предложенных, подготовься к ответу по тему, расскажи материал учителю.
- Ответь на вопросы учителя по пройденному материалу в формате «да – нет»: учитель задает вопросы, ученик отвечает «да» или «нет», надо дать некоторое количество верных ответов (5 – 10), чтобы получить положительную отметку.
- Подготовь презентацию 3 – 5 слайдов по теме урока.
- Сделай памятку или схему о порядке выполнения заданий определенного типа.
- Выполни часть задания, данного группе. Каждый член группы выполняет свою часть задания.
- Сформулируй выводы по пройденному материалу.
- Выполни занимательное задание (головоломка по предмету, зашифрованное понятие, установление логических связей, поиск пропущенных элементов, задание на сообразительность).
- Подготовься и ответь по теме: накануне урока предупредите ученика, что завтра спросите его по определенной теме. Спросите и по возможности выставьте положительную отметку, назовите вслух сильные стороны ответа.
- Составь словарь понятий / формул. По словарю найди нужное понятие / формулу в ответ на вопрос учителя.
- Исправь ошибки в записи, сделанной учителем (другим учеником).
- Найди недостающий факт: данные, которых не хватает для решения задания.
- Составь классификацию понятий (кластер).
Ответь на вопрос, используя прием RAFT (Role – роль, Audiene – аудитория, Format – формат, Topic – тема), например: ты – блогер, твой ответ станет видеороликом для учеников твоего возраста и младше, в формате 2-минутного видео расскажи о законах Ньютона; ты – участник конференции, тебя слушают другие молодые исследователи, аргументированно расскажи о причинах глобального потепления.
Памятка для педагогов «Как работать с низкообучаемыми неуспевающими учениками»
Основные рекомендации
- В обучении всегда отталкивайтесь от практического опыта и наглядности. Не учите абстрактно. Ученики с низким уровнем познавательных способностей не освоят материал, данный абстрактно. Кладите на парту перед учеником образец выполненного задания.
- Давайте новый материал в замедленном темпе, небольшими фрагментами; многократно повторяйте; точно и кратко формулируйте понятия, алгоритмы, задания. Повторяйте инструкцию к заданию столько раз, сколько это понадобится ученику для понимания. Проговаривайте задачу и суть каждого этапа выполнения задания, его итог, напоминайте о том, какой следующий шаг надо сделать.
- Используйте задания самого простого уровня. Выставляйте положительную отметку за приложенные усилия, за частично верное выполнение задания. Опирайтесь в выставлении положительной отметки не на количество выполненных заданий, а на их правильность. Не позволяйте отсиживаться на уроке. Давайте посильные задания, вовлекайте в опрос, задавайте прочитать нужный фрагмент, выписать на доску формулу и т.п. Каждый ученик должен работать на уроке, организовывайте работу, используйте задания вариативной сложности и типа.
- Используйте прием «три на три» (элемент технологии совершенствования общеучебных умений В.Н. Зайцева): затруднительное для ученика задание трижды выполняется. Это может быть прочтение абзаца текста на иностранном языке, решение уравнения и т.п. Выполняя одно и то же короткое задание, он не просто тренирует умение, но и приобретает опыт успеха: обнаруживает, что выполнение дается все легче и легче. Существенно, чтобы задание было кратким.
- Используйте «сорбонки»: карточки, на которых кратко написаны формулы, слова, строки из таблицы умножения и проч., требующие освоения. Задание написано на одной стороне (например «7∙8»), верный ответ на другой («56»). Учитель молча показывает сорбонку, ученик дает ответ. Правильность можно оценивать словами «верно» или произнесением правильного ответа («56») либо словами «угадал» - «не угадал». Как только ученик запомнил правильный ответ, эта сорбонка больше не предъявляется.
Варианты заданий для получения положительных отметок
- Перескажи материал с опорой на конспект в тетради или текст учебника.
- Выполни задание по образцу.
- Найди соответствие между понятием и его определением.
- Найти соответствие между типом заданий и алгоритмом (формулой, правилом) его выполнения.
- Подготовь рукописный реферат объемом 3 – 5 страниц на заданную тему.
- Дай определение основных понятий по теме (список понятий дается ученику).
- Найди верные и неверные утверждения (решения, формулы).
- Заполни пустые колонки в таблице.
- Найти в тексте учебника фрагменты, в которых дается ответ на вопрос.
- Выбери правильные ответы в задании тестового типа.
- Приведи свои примеры изучаемого феномена.
- Сделай конспект по учебнику.
- Выдели главные идеи текста.
- Запиши верные обозначения переменных.
- Выдели условия (известное) и вопрос (неизвестное) в задании, объясни, как выполняют такие типы заданий (объяснение без выполнения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рефлексивно - деятельностный подход как направление работы с неуспевающим учеником
В каждом классе есть дети, которые имеют трудности в обучении. Использование рефлексивно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы поможет справиться с некоторыми ошибками, пробл...
Работа с неуспевающими учениками.
Работа с неуспевающими учениками....
Принципы работы с неуспевающими учениками
Принципы работы с неуспевающими ученикамиВыделяют 3 основные причины неуспеваемости:1. Физиологические;2. Психологич...
Буклет - памятка для педагогов "Работа с неуспевающим учеником"
Памятка для педагога "Работа с неуспевающим учеником" включает в себя правила работы со слабоуспевающим учеником, анкету для изучения мотивации и адаптации ребенка, алгоритм работы с неуспевающим учен...
Работа с неуспевающими учениками. Рекомендации родителям и учителям.
Даны рекомендации и советы для оказания помощи неуспевающим или отстающим ученикам со стороны родителей и педагогов...
Работа с неуспевающими учениками
Выявление неуспевающих учеников, причины, виды, методы работы...
Памятка для педагогов "Работа с неуспевающими учениками"
Рекомендации психолога педагогам по работе с неуспевающими учениками....