КЛАССНЫЙ ЧАС Сам себе адвокат
классный час

Елена Николаевна Пенькова

КЛАССНЫЙ ЧАС  Сам себе адвокат

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_sam_sebe_advokat.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Правовая интеллектуальная игра «Сам себе адвокат».

Цель: Формирование правового сознания и правовой культуры учащихся через игровую деятельность во внеурочное время.

Задачи:

формирования представлений о праве как об особой форме регулирования отношений в          обществе, освоение правовой системы России и международного права;

воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

формирования демократического уклада жизни гимназии, обеспечивающего учащимся умение отстаивать свои права, участие в выработке правил и норм, регулирующих отношения в гимназии;

развития способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с непредзаданным результатом, способностей к анализу социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации и анализу своего собственного места и позиции относительно ситуации действия;

развития коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;

развития систематических знаний в сфере права, обеспечивающих актуализацию указанных способностей и составляющих основу социальных умений и навыков.

Ход игры:

Ведущий: Мы строим правовое государство  и должны научиться жить в соответствии с законами. Каждый из нас обязан знать, понимать и отстаивать свои права, уважать права других.

В повседневной жизни  о праве чаще всего вспоминают тогда, когда оно по каким- либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. И действительно, обращение к праву- важнейший способ разрешения споров и конфликтов. Однако у права есть и другая, не менее важная задача- сделать так ,чтобы споров, конфликтов и нарушений было как можно меньше. Для этого оно указывает людям, каковы их права и обязанности в экономической, политической и иных сферах жизни общества. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества.

Знать право, уметь ориентироваться в нем- необходимо всем. То, насколько вы умеете это делать, и поможет наша сегодняшняя игра.

Тур 1. «ОТГАДАЙ СКАЗКУ». ( Время обдумывания 30 сек. Первой отвечает та команда, которая раньше подаст сигнал. За каждый правильный ответ-1 балл.)

1. В какой известной сказке С.Маршака нарушено право ребенка на заботу? («12 месяцев»)

2. В какой известной сказке французского писателя Ш.Перро нарушено следующее право ребенка: «Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться»? («Золушка», «Хрустальный башмачок».)

3. В какой известной сказке замечательного детского сказочника Х.К.Андерсена нарушено право ребенка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать». («Снежная королева»)

4. . В какой  сказке С.Михалкова нарушается право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? («Три поросенка»)

5. В какой известной сказке  Х.К.Андерсена нарушено право ребенка:»Ребенок не обязан быть как все». («Гадкий утенок»)

6. . В какой  сказке один долгожитель, не пользовавшийся успехом у женщины, совершает похищение молодой и красивой женщины с целью вступления вступления в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену?(«Царевна-лягушка»)

7. В какой  сказке одна дама, воспользовавшись добрым поступком своего мужа, использует его для обогащения и для продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству?(«Сказка о рыбаке и рыбке».

8. В какой  сказке женщина крайне неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты. Одновременно в  сказке уделяется внимание вопросам своевременного сбора урожая, пользы изделий из ржаной муки и тому, как в результате бесхозяйственности молоко утекает реками? («Гуси-лебеди»)

9. Героиня какой сказки, облаченная в дорогу, не имеющую государственного клейма на шубу, явилась в гости , да так и не захотела уйти оттуда- очень уж понравилась архитектура строения? И к кому только ни обращался хозяин о выселении гостьи, пока действия ее не были квалифицированы как  незаконный захват жилища.(«Заячья избушка»,или «Лиса и петух»)

10. В какой  сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и сурово наказано?(«Волк и семеро козлят»)

11. В какой  сказке должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило  заработную плату трудящегося? Последний учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения.(«Сказка о попе и его работнике Балде»)

12. . В какой  сказке рассказывается о коварстве красивой женщины, которая дала отраву своей не менее красивой сопернице с целью ее устранения; о тяжких последствиях этого поступках и о недопустимо больших затратах на погребение? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

13. . В какой  сказке личность, во всех отношениях очень серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц, и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно. («Красная шапочка»)

Тур2. «СТРАНИЦЫ ПРОШЛОГО»  (Участникам конкурса предлагаются вопросы по истории права. За каждый правильный ответ 1 балл.)

1. Кто такая Фемида? ( Фемида-это богиня правосудия в греческой мифологии)

2. Что использовалось в Древнем Вавилоне в качестве пособия для обучения школьников грамоте и письму? (Законы царя Хаммурапи.)

3.Какая страна является родиной юридического образования? Когда и кто открыл первую частную юридическую школу? (Древний Рим.1в.н.э. Юрист Мазурий Сабин в Риме.)

4. какое право изучалось на юридических факультетах Европы до XVв.? Когда начали включать в программы и национальное право? (Римское право. С конца XVIIIв. Начали включать национальное право.)

5.Назовите не менее трех памятников русского права IX-XIXвв.( Русская Правда XI-XIVвв., Псковская Судная ГрамотаXIV-XXвв., Судебник ИванаIII -1497г, Судебник ИванаIV-1550г., Соборное Уложение1649г., Свод законов Российской Империи «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных»1845г.)

6.Как называется важнейший памятник русского феодального права XI-XIVвв.,? Что вы о нем знаете? (Русская Правда.)

7.Этот российский государственный деятель в царствование императора Александра 1 разработал проект реформ. После опалы и ссылки он вновь вернулся к административной и законодательной работе. В следующее царствование под его руководством была проделана огромная работа по кодификации отечественных  законов. В результате возникли два многотомных издания- в 45и 15 томах. О ком идет речь? Как называются Упомянутые издания? (М.М,Сперанский.45-томное Полное собрание Законов Российской Империи, 15-томный Свод законов Российской Империи.)

8.Указ одного из российских императоров предписывал «призывать к ближайшему участию в заведовании делами, относящимся, до хозяйственных польз и нужд каждой губернии и каждого уезда, выборных представителей местного населения. Всех избирателей поделили на три разряда (курии): местные землевладельцы, крестьянские общества, и городские избиратели (владельцы недвижимости собственности, а также торговых и промышленных предприятий). Крестьянская курия формировалась по сословному признаку, принадлежность к двум другим определялась местом жительства и стоимостью имущества. Когда и кем был издан этот указ? Какие учреждения возникли в результате его реализации? (Указ императора Александра 1 от1 января 1864г.положил начало Земской реформы. В результате реализации этого указа появились губернские и уездные земства.)

9.Кто из знаменитых правоведов XVIIIв. Является автором трактата «О преступлениях и наказаниях»? какие идеи раскрываются в этом трактате? (Чезаре (Цезарь) Беккариа- итальянский просветитель и правовед. Ему принадлежат идеи отказа от смертной казни и пыток, отстаивание необходимости доказательного обвинения, соразмерности наказания и преступления и др.)

10. размышляя в конце жизни о том, в чем же заключается его слава, Наполеон Бонапарт пришел к выводу, что главным его достижением были не сорок выигранных сражений, а.. Чем Наполеон гордился более своих военных побед?  («Гражданский кодекс»)

Тур 3. «ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ».

Ведущий: В своей жизни мы часто сталкиваемся с юридическими понятиями и терминами. Поэтому знание их конечно же необходимо. Я предлагаю вам объяснить значение терминов.

Задание для 1 команды.

Презумпция невиновности, Конвенция , присяжный заседатель, алименты, попечительство, исковое заявление.

Задание для 2 команды.

Уголовная ответственность, кодекс, физическое лицо, амнистия, импичмент, брачный договор.

Тур 4.  «ИХ НАДО ЗНАТЬ В ЛИЦО». (конкурс посвящен сыщикам, частным детективам-одиночкам. Дается словесный портрет. По описанию необходимо узнать, о каком сыщике идет речь и кто автор. Первой отвечает та команда , которая раньше подаст сигнал. За каждый правильный ответ-2 балла.)

1. «Он отличался необычайной худобой, у него был острый пронизывающий взгляд и орлиный профиль…» . (Шерлок Хомс, Артур Конан Дойл)

2. «Зажав трубку в зубах, засунув руки в карманы широченного пальто с легендарным бархатным воротником и сбив на затылок котелок, он наблюдал…». (Мегрэ. Жорж Сименон)

3. «Несколькими ступенями выше стоял человек..небольшого роста мужчина с воинственно торчащими усами и яйцеобразной головой. На нем был великолепный халат и вышитые домашние туфли..» (Экрюль Пуаро .Агата Кристи)

4. «Было около 10 утра, когда она вышла из своего номера в полном снаряжении- шляпка, перчатки, зонтик и сумка, самая парадная сумка…» .( Мисс Марпл. Агата Кристи).

Тур 5. «КОНКУРС КАПИТАНОВ» (нужно выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. Правильный вариант оценивается в 3 балла. В случае возникновения затруднений капитан может обратиться за помощью к команде, но тогда ответ оценивается на 2 балла ниже.)

1. Какая международная организация  играет решающую роль в защите прав человека на международном уровне?

-ПЕН-клуб

-ООН

-ЮНЕСКО

2.Какая известная неправительственная организация контролирует соблюдение прав человека в различных странах вне зависимости от политической и государственной  систем?

-международная амнистия

-Общество «За права человека»

-Союз жертв тоталитаризма

3. Ученый, олицетворяющий своей общественной деятельностью, социальной позицией правозащитное движение в бывшем СССР?

-Б.М.Кедров

Г.Х.Попов

А.Д.Сахаров

4. Как называется должность человека, избранного Государственной Думой для сбора информации о нарушениях прав человека, содействия тем,  чьи права ущемлены?

- Магистр

- Председатель Союза правозащитников

- Уполномоченный по правам человека

5. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?

-1966

-1982

1989

6. Дети имеют право свободно выражать свое мнение…

- только в семье

-только в среде своих друзей

Во всех сферах общественной жизни

7. С какого года Конвенция о правах ребенка вступила в силу в России?

- 1989

- 1990

- 1991

8. Когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека?

- 10 декабря1946

- 10 декабря1948

- 10 декабря1958

9.С какого возраста можно стать кандидатом на должность Президента РФ?

-21

- 35

- 51

10. С какого возраста можно стать кандидатом в депутаты Государственной думы?

- 18

- 21

- 30

11. дети, совершившие правонарушение, должны содержаться под стражей…

- вместе со взрослыми

- отдельно от взрослых

- возможны оба варианта

12. С какого возраста наступает уголовная ответственность несовершеннолетних за все преступления, предусмотренные Уголовным кодексом?

- 14

- 16

18

13. С какого возраста наступает уголовная ответственность несовершеннолетних за преступления, специально оговоренные в ст.20 Уголовного кодекса РФ?

- 14

- 16

- 18

14.Какие льготы предоставляет уголовное право несовершеннолетним преступникам?

-верхний предел лишения свободы-10 лет

-их нельзя приговорить к высшей мере наказания

- они могут быть отпущены в краткосрочный отпуск домой

-к ним часто применяется условное наказание

-им разрешается замена пребывания в колонии пребыванием в спортивном лагере

15.Каике виды наказания не могут быть применены к несовершеннолетним?

- высшая мера наказания

-конфискация имущества

-ограничение свободы

-лишение права заниматься определенной деятельностью

-обязательные работы

-исправительные работы

-арест

-лишение свободы на срок свыше 10 лет

-штраф

Тур 6. «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ГЛАСИТ». (Команды должны вспомнить пословицы поговорки о праве, законах, суде. Конкурс проводится в форме аукциона. Выигрывает та команда, которая назовет пословицу последней.)

Тур 7.»ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ» (Команды рассказывают об одном из деятелей юоиспруденции или об одном правозащитнике.. Одно из главных требований –информативность и уложиться в определенное время. Рассказ оценивается в 3 балла.)

Тур 8. «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ». (Выигрывает та команда, которая быстрее ответит на наибольшее количество вопросов. За каждый правильный ответ -1 балл.)

Вопросы для команды 1.

1. Когда и в связи с чем в мире отмечают День прав человека?

2. В каких международных правовых документах закреплены права ребенка?

3. Кто такой ребенок? Что говорится об этом в Конвенции о правах ребенка?

4. Какая международная организация играет решающую роль в защите прав человека на международном уровне?

5. В каком правовом документе содержится статья «Права детей, находящихся под опекой»?

6. В каком законодательном акте предусмотрен порядок приема и перевода на другое рабочее место, порядок увольнения, продолжительность трудового дня, вопросы оплаты труда, время отдыха?

7. Что такое вандализм?

8. Как называется всенародное голосование с целью выявления общественного мнения страны для окончательного решения по важному государственному вопросу?

9.Как называется профессия человека, защищающего подсудимого в суде?

10. Как на юридическом языке называют человека, когда началось разбирательство в суде по его уголовному делу?

11. Как на юридическом языке называют человека, когда обвинительный приговор по его делу вступил в законную силу?

Вопросы для команды 2.

!. Что такое кассационная жалоба и кто вправе ее подать?

2. Что такое правонарушение?

3.Что такое закон?

4. Чем занимается наука криминалистика?

5. Кто устанавливает вину и признает виновным человека?

6. Юридическая ответственность- что это такое?

7. Назовите виды юридической ответственности.

8. С какого возраста наступает уголовная ответственность?

9. Что изучает наука криминология?

10. Можно ли привлечь к юридической ответственности жену, отказавшуюся давать показания против своего мужа во время следствия или суда по уголовному делу?

11. С какого возраста несовершеннолетние имеют право заниматься предпринимательской деятельностью?

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный часс

Классный час из цикла "Здоровый образ жини" для учащихся 5 класса....

Тема: Правовая интеллектуальная игра «Сам себе адвокат».

.Возрастная аудитория: 7 - 9 классы.Цель мероприятия: Формирование правового сознания и правовой культуры учащихся через игровую деятельность во внеурочное время....

Классный часс На тему: «Толерантность» для учащихся 5 класса

Классный час  по  теме«Толерантность».Цель: способствовать формированию толерантного отношения к окружающему миру как осознанной жизненной позиции личности.Задачи:• осознание учениками собст...

классный часс "День космонавтики"

Классный час: «День космонавтики»Цель  мероприятия: Познакомить  учащихся  с  историей  развития  отечественной  космонавтики,  с  теми,  кто  вн...

Классный часс "Я и мир прфессий"

Познакомить ребят с многообразием мира профессий, оказать помощь в профессиональном самоопределении. ...

Классный часс "Красота профессии -"Садовник"

Показывается значение профессии садовника, озеленителя, цветовода в жизни человека. ...

ВСТРЕЧА С АДВОКАТОМ (ноябрь 2022)

ВСТРЕЧА С АДВОКАТОМ  (ноябрь 2022)...