КЛАССНЫЙ ЧАС Сам себе адвокат
классный час
Предварительный просмотр:
Правовая интеллектуальная игра «Сам себе адвокат».
Цель: Формирование правового сознания и правовой культуры учащихся через игровую деятельность во внеурочное время.
Задачи:
формирования представлений о праве как об особой форме регулирования отношений в обществе, освоение правовой системы России и международного права;
воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
формирования демократического уклада жизни гимназии, обеспечивающего учащимся умение отстаивать свои права, участие в выработке правил и норм, регулирующих отношения в гимназии;
развития способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с непредзаданным результатом, способностей к анализу социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации и анализу своего собственного места и позиции относительно ситуации действия;
развития коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;
развития систематических знаний в сфере права, обеспечивающих актуализацию указанных способностей и составляющих основу социальных умений и навыков.
Ход игры:
Ведущий: Мы строим правовое государство и должны научиться жить в соответствии с законами. Каждый из нас обязан знать, понимать и отстаивать свои права, уважать права других.
В повседневной жизни о праве чаще всего вспоминают тогда, когда оно по каким- либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. И действительно, обращение к праву- важнейший способ разрешения споров и конфликтов. Однако у права есть и другая, не менее важная задача- сделать так ,чтобы споров, конфликтов и нарушений было как можно меньше. Для этого оно указывает людям, каковы их права и обязанности в экономической, политической и иных сферах жизни общества. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества.
Знать право, уметь ориентироваться в нем- необходимо всем. То, насколько вы умеете это делать, и поможет наша сегодняшняя игра.
Тур 1. «ОТГАДАЙ СКАЗКУ». ( Время обдумывания 30 сек. Первой отвечает та команда, которая раньше подаст сигнал. За каждый правильный ответ-1 балл.)
1. В какой известной сказке С.Маршака нарушено право ребенка на заботу? («12 месяцев»)
2. В какой известной сказке французского писателя Ш.Перро нарушено следующее право ребенка: «Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться»? («Золушка», «Хрустальный башмачок».)
3. В какой известной сказке замечательного детского сказочника Х.К.Андерсена нарушено право ребенка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать». («Снежная королева»)
4. . В какой сказке С.Михалкова нарушается право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? («Три поросенка»)
5. В какой известной сказке Х.К.Андерсена нарушено право ребенка:»Ребенок не обязан быть как все». («Гадкий утенок»)
6. . В какой сказке один долгожитель, не пользовавшийся успехом у женщины, совершает похищение молодой и красивой женщины с целью вступления вступления в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену?(«Царевна-лягушка»)
7. В какой сказке одна дама, воспользовавшись добрым поступком своего мужа, использует его для обогащения и для продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству?(«Сказка о рыбаке и рыбке».
8. В какой сказке женщина крайне неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты. Одновременно в сказке уделяется внимание вопросам своевременного сбора урожая, пользы изделий из ржаной муки и тому, как в результате бесхозяйственности молоко утекает реками? («Гуси-лебеди»)
9. Героиня какой сказки, облаченная в дорогу, не имеющую государственного клейма на шубу, явилась в гости , да так и не захотела уйти оттуда- очень уж понравилась архитектура строения? И к кому только ни обращался хозяин о выселении гостьи, пока действия ее не были квалифицированы как незаконный захват жилища.(«Заячья избушка»,или «Лиса и петух»)
10. В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и сурово наказано?(«Волк и семеро козлят»)
11. В какой сказке должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило заработную плату трудящегося? Последний учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения.(«Сказка о попе и его работнике Балде»)
12. . В какой сказке рассказывается о коварстве красивой женщины, которая дала отраву своей не менее красивой сопернице с целью ее устранения; о тяжких последствиях этого поступках и о недопустимо больших затратах на погребение? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
13. . В какой сказке личность, во всех отношениях очень серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц, и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно. («Красная шапочка»)
Тур2. «СТРАНИЦЫ ПРОШЛОГО» (Участникам конкурса предлагаются вопросы по истории права. За каждый правильный ответ 1 балл.)
1. Кто такая Фемида? ( Фемида-это богиня правосудия в греческой мифологии)
2. Что использовалось в Древнем Вавилоне в качестве пособия для обучения школьников грамоте и письму? (Законы царя Хаммурапи.)
3.Какая страна является родиной юридического образования? Когда и кто открыл первую частную юридическую школу? (Древний Рим.1в.н.э. Юрист Мазурий Сабин в Риме.)
4. какое право изучалось на юридических факультетах Европы до XVв.? Когда начали включать в программы и национальное право? (Римское право. С конца XVIIIв. Начали включать национальное право.)
5.Назовите не менее трех памятников русского права IX-XIXвв.( Русская Правда XI-XIVвв., Псковская Судная ГрамотаXIV-XXвв., Судебник ИванаIII -1497г, Судебник ИванаIV-1550г., Соборное Уложение1649г., Свод законов Российской Империи «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных»1845г.)
6.Как называется важнейший памятник русского феодального права XI-XIVвв.,? Что вы о нем знаете? (Русская Правда.)
7.Этот российский государственный деятель в царствование императора Александра 1 разработал проект реформ. После опалы и ссылки он вновь вернулся к административной и законодательной работе. В следующее царствование под его руководством была проделана огромная работа по кодификации отечественных законов. В результате возникли два многотомных издания- в 45и 15 томах. О ком идет речь? Как называются Упомянутые издания? (М.М,Сперанский.45-томное Полное собрание Законов Российской Империи, 15-томный Свод законов Российской Империи.)
8.Указ одного из российских императоров предписывал «призывать к ближайшему участию в заведовании делами, относящимся, до хозяйственных польз и нужд каждой губернии и каждого уезда, выборных представителей местного населения. Всех избирателей поделили на три разряда (курии): местные землевладельцы, крестьянские общества, и городские избиратели (владельцы недвижимости собственности, а также торговых и промышленных предприятий). Крестьянская курия формировалась по сословному признаку, принадлежность к двум другим определялась местом жительства и стоимостью имущества. Когда и кем был издан этот указ? Какие учреждения возникли в результате его реализации? (Указ императора Александра 1 от1 января 1864г.положил начало Земской реформы. В результате реализации этого указа появились губернские и уездные земства.)
9.Кто из знаменитых правоведов XVIIIв. Является автором трактата «О преступлениях и наказаниях»? какие идеи раскрываются в этом трактате? (Чезаре (Цезарь) Беккариа- итальянский просветитель и правовед. Ему принадлежат идеи отказа от смертной казни и пыток, отстаивание необходимости доказательного обвинения, соразмерности наказания и преступления и др.)
10. размышляя в конце жизни о том, в чем же заключается его слава, Наполеон Бонапарт пришел к выводу, что главным его достижением были не сорок выигранных сражений, а.. Чем Наполеон гордился более своих военных побед? («Гражданский кодекс»)
Тур 3. «ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ».
Ведущий: В своей жизни мы часто сталкиваемся с юридическими понятиями и терминами. Поэтому знание их конечно же необходимо. Я предлагаю вам объяснить значение терминов.
Задание для 1 команды.
Презумпция невиновности, Конвенция , присяжный заседатель, алименты, попечительство, исковое заявление.
Задание для 2 команды.
Уголовная ответственность, кодекс, физическое лицо, амнистия, импичмент, брачный договор.
Тур 4. «ИХ НАДО ЗНАТЬ В ЛИЦО». (конкурс посвящен сыщикам, частным детективам-одиночкам. Дается словесный портрет. По описанию необходимо узнать, о каком сыщике идет речь и кто автор. Первой отвечает та команда , которая раньше подаст сигнал. За каждый правильный ответ-2 балла.)
1. «Он отличался необычайной худобой, у него был острый пронизывающий взгляд и орлиный профиль…» . (Шерлок Хомс, Артур Конан Дойл)
2. «Зажав трубку в зубах, засунув руки в карманы широченного пальто с легендарным бархатным воротником и сбив на затылок котелок, он наблюдал…». (Мегрэ. Жорж Сименон)
3. «Несколькими ступенями выше стоял человек..небольшого роста мужчина с воинственно торчащими усами и яйцеобразной головой. На нем был великолепный халат и вышитые домашние туфли..» (Экрюль Пуаро .Агата Кристи)
4. «Было около 10 утра, когда она вышла из своего номера в полном снаряжении- шляпка, перчатки, зонтик и сумка, самая парадная сумка…» .( Мисс Марпл. Агата Кристи).
Тур 5. «КОНКУРС КАПИТАНОВ» (нужно выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. Правильный вариант оценивается в 3 балла. В случае возникновения затруднений капитан может обратиться за помощью к команде, но тогда ответ оценивается на 2 балла ниже.)
1. Какая международная организация играет решающую роль в защите прав человека на международном уровне?
-ПЕН-клуб
-ООН
-ЮНЕСКО
2.Какая известная неправительственная организация контролирует соблюдение прав человека в различных странах вне зависимости от политической и государственной систем?
-международная амнистия
-Общество «За права человека»
-Союз жертв тоталитаризма
3. Ученый, олицетворяющий своей общественной деятельностью, социальной позицией правозащитное движение в бывшем СССР?
-Б.М.Кедров
Г.Х.Попов
А.Д.Сахаров
4. Как называется должность человека, избранного Государственной Думой для сбора информации о нарушениях прав человека, содействия тем, чьи права ущемлены?
- Магистр
- Председатель Союза правозащитников
- Уполномоченный по правам человека
5. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?
-1966
-1982
1989
6. Дети имеют право свободно выражать свое мнение…
- только в семье
-только в среде своих друзей
Во всех сферах общественной жизни
7. С какого года Конвенция о правах ребенка вступила в силу в России?
- 1989
- 1990
- 1991
8. Когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека?
- 10 декабря1946
- 10 декабря1948
- 10 декабря1958
9.С какого возраста можно стать кандидатом на должность Президента РФ?
-21
- 35
- 51
10. С какого возраста можно стать кандидатом в депутаты Государственной думы?
- 18
- 21
- 30
11. дети, совершившие правонарушение, должны содержаться под стражей…
- вместе со взрослыми
- отдельно от взрослых
- возможны оба варианта
12. С какого возраста наступает уголовная ответственность несовершеннолетних за все преступления, предусмотренные Уголовным кодексом?
- 14
- 16
18
13. С какого возраста наступает уголовная ответственность несовершеннолетних за преступления, специально оговоренные в ст.20 Уголовного кодекса РФ?
- 14
- 16
- 18
14.Какие льготы предоставляет уголовное право несовершеннолетним преступникам?
-верхний предел лишения свободы-10 лет
-их нельзя приговорить к высшей мере наказания
- они могут быть отпущены в краткосрочный отпуск домой
-к ним часто применяется условное наказание
-им разрешается замена пребывания в колонии пребыванием в спортивном лагере
15.Каике виды наказания не могут быть применены к несовершеннолетним?
- высшая мера наказания
-конфискация имущества
-ограничение свободы
-лишение права заниматься определенной деятельностью
-обязательные работы
-исправительные работы
-арест
-лишение свободы на срок свыше 10 лет
-штраф
Тур 6. «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ГЛАСИТ». (Команды должны вспомнить пословицы поговорки о праве, законах, суде. Конкурс проводится в форме аукциона. Выигрывает та команда, которая назовет пословицу последней.)
Тур 7.»ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ» (Команды рассказывают об одном из деятелей юоиспруденции или об одном правозащитнике.. Одно из главных требований –информативность и уложиться в определенное время. Рассказ оценивается в 3 балла.)
Тур 8. «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ». (Выигрывает та команда, которая быстрее ответит на наибольшее количество вопросов. За каждый правильный ответ -1 балл.)
Вопросы для команды 1.
1. Когда и в связи с чем в мире отмечают День прав человека?
2. В каких международных правовых документах закреплены права ребенка?
3. Кто такой ребенок? Что говорится об этом в Конвенции о правах ребенка?
4. Какая международная организация играет решающую роль в защите прав человека на международном уровне?
5. В каком правовом документе содержится статья «Права детей, находящихся под опекой»?
6. В каком законодательном акте предусмотрен порядок приема и перевода на другое рабочее место, порядок увольнения, продолжительность трудового дня, вопросы оплаты труда, время отдыха?
7. Что такое вандализм?
8. Как называется всенародное голосование с целью выявления общественного мнения страны для окончательного решения по важному государственному вопросу?
9.Как называется профессия человека, защищающего подсудимого в суде?
10. Как на юридическом языке называют человека, когда началось разбирательство в суде по его уголовному делу?
11. Как на юридическом языке называют человека, когда обвинительный приговор по его делу вступил в законную силу?
Вопросы для команды 2.
!. Что такое кассационная жалоба и кто вправе ее подать?
2. Что такое правонарушение?
3.Что такое закон?
4. Чем занимается наука криминалистика?
5. Кто устанавливает вину и признает виновным человека?
6. Юридическая ответственность- что это такое?
7. Назовите виды юридической ответственности.
8. С какого возраста наступает уголовная ответственность?
9. Что изучает наука криминология?
10. Можно ли привлечь к юридической ответственности жену, отказавшуюся давать показания против своего мужа во время следствия или суда по уголовному делу?
11. С какого возраста несовершеннолетние имеют право заниматься предпринимательской деятельностью?
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный часс
Классный час из цикла "Здоровый образ жини" для учащихся 5 класса....
Тема: Правовая интеллектуальная игра «Сам себе адвокат».
.Возрастная аудитория: 7 - 9 классы.Цель мероприятия: Формирование правового сознания и правовой культуры учащихся через игровую деятельность во внеурочное время....
Классный часс На тему: «Толерантность» для учащихся 5 класса
Классный час по теме«Толерантность».Цель: способствовать формированию толерантного отношения к окружающему миру как осознанной жизненной позиции личности.Задачи:• осознание учениками собст...
классный часс "День космонавтики"
Классный час: «День космонавтики»Цель мероприятия: Познакомить учащихся с историей развития отечественной космонавтики, с теми, кто вн...
Классный часс "Я и мир прфессий"
Познакомить ребят с многообразием мира профессий, оказать помощь в профессиональном самоопределении. ...
Классный часс "Красота профессии -"Садовник"
Показывается значение профессии садовника, озеленителя, цветовода в жизни человека. ...
ВСТРЕЧА С АДВОКАТОМ (ноябрь 2022)
ВСТРЕЧА С АДВОКАТОМ (ноябрь 2022)...