Аналитическая деятельность в работе классного руководителя
презентация к уроку (8 класс)
Аналитическая деятельность позволяет классному руководителю принимать эффективные решения конкретных задач в воспитательной работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Аналитическая деятельность в работе классного руководителя | 327.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях » К . Д. Ушинский Аналитическая деятельность позволяет классному руководителю принимать эффективные решения конкретных задач в воспитательной работе
Задачи классного руководителя: овладение методом исследования явлений и процессов классной воспитательной работы; разработка методик изучения учащихся (образовательный статус, уровень воспитания, творческие предпочтения, организация свободного времени); обучение анализу конкретных воспитательных ситуаций и выработке конкретных решений; разработка научно-методических принципов системного анализа состояния и перспектив развития воспитательной работы в классе; проектирование содержания мониторинга изучения актуальных проблем личностного развития детей в едином воспитательном пространстве.
Воспитательная работа должна начинаться с педагогической диагностики. Каждому классному руководителю приходится подбирать диагностические методы, чтобы изучить личностные особенности. Педагогическая диагностика помогает получить данные о состоянии педагогического процесса. Изучение обучающихся – задача каждого учителя, особенно классного руководителя. Он изучает школьников на уроке, во внеурочное время, при посещении семьи обучающихся. Не зная воспитанников , можно работать только вслепую, без знания детей классный руководитель может допустить серьёзные ошибки в подходе к ним, в выборе методов педагогического воздействия. Изучение обучающихся достигает своей цели и даёт нужные результаты при условии, если оно отвечает ряду требований. Изучение обучающихся служит повышению качества их воспитания и обучения. Для каждого классного руководителя должно быть правилом хорошо изучить своих учеников - значит, намного облегчить воспитательную работу, сделать её более конкретной и целеустремлённой. Изучение проводится планомерно и систематически. Важно учитывать, что ученики всё время растут, развиваются, их интересы постоянно изменяются, поэтому следует изучать школьника в развитии и активно руководить этим развитием.
Методы изучения обучающихся беседа наблюдение обобщение независимых характеристик анкетирование социометрический выбор
Наблюдение Наблюдение - один из наиболее доступных и широко применяемых педагогами методов. Оно заключается в целенаправленном восприятии поведения и деятельности обучающихся и проводится на занятиях, во время перерывов, на внеклассных мероприятиях и т.д. В наблюдении важно определить, что необходимо узнать об ученике, и где лучше всего можно обнаружить те или иные его особенности. Наблюдать за учеником надо так, чтобы он не догадывался, что его специально изучают. В противном случае, он намеренно или невольно начинает вести себя неестественно. Контакты между учителем и учеником в процессе наблюдения должны носить деловой характер. Надо следить за тем, чтобы наблюдение за обучающимися не сопровождалось резкими оценками и эмоциональными реакциями. Обу чающиеся должны чувствовать доброжелательное отношение к себе. С этой целью важно в подростках замечать не только недостатки, но и положительные (пусть даже незначительные) особенности, показывать пути совершенствования своей деятельности.
Б еседа Беседа - это речевое общение с учеником. В ней, при помощи вопросов, классный руководитель побуждает ученика к высказываниям, по которым можно судить о его интересах, отношении к учебно-трудовой деятельности, к товарищам и к себе, о правильности его оценок, касающихся положительных сторон и недостатков в своей работе и т.д. Надо иметь в виду, что по причине завышенной или заниженной самооценки, а также недостаточного осознания некоторых особенностей своей деятельности ученик в беседе может давать неточные и неправильные ответы. Иногда ученик склонен намеренно неправильно отвечать на вопросы. Поэтому сведения, почерпнутые из бесед с учеником, нужно сопоставлять с данными, полученными с помощью других методов.
Метод обобщения независимых характеристик Сущность этого метода заключается в обобщении сведений об учащихся, полученных учителями , родителями, одноклассниками. Изучение личности при помощи обобщения независимых характеристик предусматривает получение сведений об ученике от всех, кто с ним общается, кто имеет возможность наблюдать его в различных видах деятельности. Обобщение этих сведений позволяет полнее и обстоятельнее выявить особенности ученика.
Анкетирование Анкета - это метод получения сведений об учащихся на основе их письменного самоотчета по специально составленной системе вопросов. Очень важно, чтобы вопросы были четкими, ясными, однозначно понимаемыми всеми заполняющими анкету. Анкеты бывают открытые и закрытые. В открытых анкетах человек сам должен сформулировать ответы на поставленные вопросы, а в закрытых - он должен выбрать по каждому вопросу один из представленных вариантов ответов. Открытые анкеты дают более богатый, разносторонний материал, по сравнению с закрытыми. Но в связи с этим их труднее обрабатывать. Закрытые же анкеты дают более бедный материал, ограниченный предложенными вариантами ответов.
Метод социометрического выбора Этот метод помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микрогруппы , лидеров , а также личную позицию ребенка в коллективе сверстников. Можно обучающимся предложить выбор: С кем бы ты хотел сидеть за одной партой? Кого бы ты пригласил на свой день рождения? С кем бы ты хотел отдыхать? В результате таких опросов можно выявить, кому из одноклассников больше всего симпатизирует каждый ученик, а к кому относится с меньшей симпатией. В чем заключается педагогическая ценность социометрического метода? Что дают они классному руководителю? Прежде всего, это объективные методы. При их помощи можно узнать уровень сплоченности коллектива, можно узнать, кто является настоящим лидером в классе. Выявив наиболее уважаемых, популярных учеников, классный руководитель сможет потом опереться на них при организации деятельности, при выборе органов самоуправления. Особенно важно учитывать социометрические данные в процессе работы с отверженными и изолированными учениками.
Взаимодействие классного руководителя педагог-психолог социальный педагог учителя-предметники обучающиеся класса родители
Взаимодействие классного руководителя и психолога Цель – совместное выявление возникающих у ребенка проблем и проведение коррекционной работы Взаимодействия классного руководителя и у чителей -предметников Тесный контакт с учителями позволяет классному руководителю лучше изучить обучающихся и обеспечить правильный подход к ним в процессе воспитания и обучения. Иногда обнаруживается, что некоторые обучающиеся на уроках одних учителей ведут себя хорошо, а у других - нарушают дисциплину, небрежно относятся к выполнению домашнего задания. Как ведет себя ученик на Ваших уроках? Систематически ли выполняет домашние задания? Проявляет ли интерес к Вашему предмету? Как относится ученик к внеклассным занятиям по предмету?
Взаимодействия классного руководителя и социального педагога На первом подготовительном этапе - сбор информации о семье и социальном окружении ребенка с помощью несложной диагностики: изучение личных дел, опроса, анкетирования, контактных бесед, наблюдений, посещение семей. На втором организационном этапе собранная информация обобщается, анализируется, выявляются ресурсы семьи, проблемы, негативно влияющие на ребенка, составляется план индивидуальной профилактической и коррекционной работы. Третий этап социально педагогического сопровождения – это реализация планов коррекционной, реабилитационной и профилактической работы. К лассный руководитель выступает в качестве помощника и союзника в решении проблем. В совместной работе используются уже проверенные формы и методы работы . Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств Взаимодействие классного руководителя и родителей
Методика незавершенных предложений Цель: Выявить индивидуальные особенность детей в классе, их интересы и потребности. Обучающимся предлагается закончить следующие предложения: Мама-это... Папа-это... Я - это... Счастье - это... Радость - это... Я очень хочу... Я очень не хочу... Я очень люблю... Я очень не люблю... Моя самая заветная мечта ... Обработка и анализ результатов: классный руководитель составляет сводную таблицу данных, позволяющую увидеть общее особенное и единичные в мнениях детей, использует полученные материалы для программирования воспитательной деятельности в классе. Некоторые формы работы с обучающимися
Методика «Наши отношения» Цель : Выявить степень удовлетворенности обучающихся различными сторонами жизни коллектива . Учащимся предлагается ознакомиться утверждениями , нужно записать № того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Изучение дружбы, сплоченности в классе Наш класс дружный и сплоченный. В нашем классе не бывает ссор, но каждый существует сам по себе. 3. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя . 4. Наш класс недружный. Трудно учиться в таком классе. Выявление состояния взаимопомощи В нашем классе принято помогать другим без напоминания. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик. В нашем классе не принято помогать друг другу. В нашем классе отказываются помогать друг другу. Обработка и интерпретация результатов. Те суждения, которые отмечены большинством обучающихся свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосферы в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает , как ощущает он себя в системе этих отношений.
Анкета «Я и смысл моей жизни » Цель: выявить доминирующие ценностные ориентации учащихся. Продолжи предложения: Жизнь - это ... Счастливый человек - это тот, кто... Больше всего я ценю в людях... Указать, какие из перечисленных ниже целей и качеств человека для тебя являются важными. Цифры обозначают: неважно с овсем неважно довольно важно очень важно а ) уверенность в себе б) материальная обеспеченность в)здоровье г) интересная работа д) удовольствия е) любовь ж) хорошие и верные друзья з) красота и) познание к) счастливая семейная жизнь л) активная деятельная жизнь.
Анкета для обучающихся 5-11 классов Цель: Способствовать процессу самопознания личности обучающихся класса, изучать индивидуальные особенности личности детей в классе. Задание №1 . Напишите одно, два или три отрицательных качества своего характера , которые вам мешают. Задание №2. Закончите следующие предложения: а) Я с легкостью могу отказаться от ... б ) Мне не нравится в людях, когда они ... в) Если я вижу, что один человек поступает несправедливо, то я ... Задание №3. а) Легко ли быть умным? б) 40 минут урока: много это или мало? в) Как наш класс сделать дружным? г) Интересный человек - кто он? Каков он? Как им стать? д) «Уметь жить» - что это? Это как?
Анкета изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Цель : Определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Обу чающимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 - совершенно согласен 3 - согласен 2 - трудно сказать 1 - не согласен 0 - совершенно не согласен Я иду в школу с радостью. В школе у меня обычно хорошее настроение. В нашем классе хороший классный руководитель. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. У меня есть любимый учитель. В классе я могу свободно высказать свое мнение. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. У меня есть любимые школьные предметы. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. На летних каникулах я скучаю по школе. Обработка полученных данных: У (удовлетворительность школьной жизнью) = общая сумма баллов / общее количество ответов. Если у>3 - высокая степень удовлетворенности > у<3 - средняя степень удовлетворенности у<2 - низкая степень удовлетворенности обучающихся школьной жизнью .
Социометрия Цель: изучение взаимоотношений обучающихся в коллективе и определение лидеров в классе. Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания. Задание 1 . У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трем одноклассникам. Oтметь , кому ты хотел бы сделать подарок. Задание 2. Прошло десять лет после окончания школы. У тебя появилась возможность встретиться только с тремя бывшими одноклассниками. С кем бы ты хотел встретиться? Запиши их фамилии. Задание 3. Ты победил на выборах, и у тебя есть возможность сформировать свою команду для работы из бывших одноклассников. Их должно быть не более трех. Кого ты предпочтешь?
Фотография класса Обу чающимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.
Дневник моей жизни Классный руководитель предлагает обучающимся класса каждую неделю подводить итоги прожитыx за неделю дней. Ребятам предлагается определить степень значимости данных событий в жизни класса и самого ученика. Дневник можно вести по следующему образцу: Школьная неделя Значимые события Я КЛАСС
Урок физкультуры Обу чающимся предлагается построить класс на урок физкультуры. Главное требование - не строить обучающихся по росту. На листах бумаги ребята могут, по своему усмотрению, построить весь класс. О т них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, степень его включенности в жизнь класса . Самооценка определяет поведение обучающихся – это начало становления самосознания, успешного самовоспитания личности.
Анкета - самохарактеристика (подчеркнуть). Довольны ли вы самим собой? Да. Нет. Почти. 2. Как, по вашему мнению, относятся к вам в классе? Хорошо. Плохо. Не знаю. 3. Если предложат перейти в другой класс, согласитесь ли вы? Да. Нет. 4. Что вам больше нравится в своем характере? Все. Ничего. Не знаю. Настырность, доброта, остроумие, упрямство, целеустремленность и скромность, отзывчивость, «легкость на подъем», переменчивость, достижение цели, я вообще классная. 5. Есть ли у вас недостатки в характере? Да. Нет. Я – классная 6. Намерены ли вы устранить свои недостатки? Да. Я работаю в этом плане. Нет. Их у меня нет . 7. В полную ли меру своих возможностей вы учитесь? Если нет, то почему? Да. Нет. Лень, сдала позиции, мешает лень и вредность, мешает новое общество.
Во все времена просвещённых людей волновали вопросы воспитания детей. Как правильно это делать? Какие слова говорить? Какие действия совершать? Для того, чтобы всесторонне, основательно изучить каждого ученика и ученический коллектив в целом, необходимо применять разнообразные методы и приемы. Изучив обучающихся, классный руководитель сможет с большим эффектом организовать воспитательную работу в классе. Необходимо помнить педагогическое правило: хорошо изучить учеников - значит намного облегчить воспитательную работу. Воспитывать теперь самая трудная вещь; думаешь: «Ну, все теперь кончилось! - не тут-то было: только что начинается!..» М.Ю . Лермонтов
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в работе классного руководителя
Расссмотрены различные варианты использования проектной деятельности при работе с классом....
«Социально-проектная деятельность в работе классного руководителя»
Теоретические основы социально-проектной деятельности в работе классного руководителя. 1. Понятие о социально-проектной деятельности2. Цели, задачи...
Аналитическая справка о работе классного руководителя МБОУ "Шумаровская СОШ"Мацкевич Марии Васильевны
В данной справке отражены результаты моей работ в должности классного руководителя.Указаны мероприятия,в которых мои воспитанники добились результатов.Моя работа с родителями и педколлективом....
Проектная деятельность в работе классного руководителя
Проектная деятельность в работе классного руководителя. Классификация проектов, основные требования, этапы выполнения....
Аналитическая справка о работе классного руководителя
Аналитическая справка о работе классного руководителя...
Аналитическая деятельность в работе классного руководителя
Аналитическая деятельность в работе классного руководителя...
Аналитическая справка о работе классного руководителя
Аналитическая справка о создании педагогом условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта...