Технология наставничества
методическая разработка
Целью взаимодействия наставника и наставляемого является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными/социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazemirova_m.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Каземирова М.А.
«Технология наставничества на уроках географии»
МБОУ «СОШ №1 р.п. Самойловка»
Меня несет течением по бескрайним просторам педагогического поприща, как айсберг в океане.
Айсберг – это свободно плавающий кусок льда в океане или море. Многолетние снегопады, уплотнение снегового покрова вызывает «рост» айсберга, превращая его как бы в совокупность из миллиардов крошечных ледяных зеркал, отражающих свет. Если наткнуться на айсберг, то можно увидеть лишь его небольшую верхнюю часть – это всего лишь 10 %, а около 90% объема айсберга находится под водой. Это «Иллюзия айсберга», так происходит и в жизни.
Вершина моего айсберга – это мои ученики: целеустремленные, коммуникабельные и преуспевающие. Они справятся с любым штормом, выстоят в любую непогоду. Они опираются на СВОИ знания и СВОЙ опыт. Они успешны!
И этот результат видят люди, но не замечают его подводную часть - огромную проделанную работу, ошибки, падения и взлеты. Всего того, что вкладывает учитель, в своего ученика, чтобы он достиг этой вершины. А это и работа с родителями, и социализация, и использование современных технологий.
В своей педагогической деятельности я столкнулась с противоречиями:
- между необходимостью учета индивидуальных особенностей, склонностей, интересов учащихся и массовым характером обучения;
- между необходимостью включения каждого учащегося в практическую деятельность и коллективными формами обучения.
Изучая опыт коллег, литературу, я заинтересовалась технологией НАСТАВНИЧЕСТВА.
Целью взаимодействия наставника и наставляемого является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными/социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Какова же модель наставничества? Если мы обратимся к иллюзии айсберга, то увидим в основании учителя или ученика - наставника, а на вершине ученик наставляемый. Модель имеет свойство менять участников данной технологии (ученик – ученик, учитель – ученик, а также не забываем, что в процессе образовательной деятельности есть и родитель).
Рассмотрим, как на практике можно реализовать данные варианты взаимодействий.
Вариации ролевых моделей внутри формы «учитель – ученик» могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника:
● взаимодействие «учитель – неуспевающий ученик», классический
вариант поддержки обучающегося для достижения лучших образовательных результатов, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории.
● взаимодействие «учитель – пассивный ученик», психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе и развитием коммуникационных, творческих навыков, формирование жизненных ориентиров у обучающегося, ценностей и активной гражданской позиции.
● взаимодействие «учитель – одаренный ученик», в процессе которого происходит психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого потенциала наставляемого, совместная работа над проектом и т.д.
● взаимодействие «учитель – ребенок с ОВЗ /ребенок-инвалид/, в
процессе которого происходит повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, развитие его творческих и коммуникативных навыков, адаптация в школьном коллективе.
Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме
внеурочной деятельности: консультации по предметам, отработка умений и
навыков, устранение пробелов в знаниях обучающегося, беседы, знакомство с дополнительной литературой, с ресурсами Интернета по определенным
темам, подготовка к конкурсам и олимпиадам, участие в них, проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа,
подготовка к мероприятиям школьного сообщества, совместные походы на
спортивные и культурные мероприятия, способствующие развитию чувства
сопричастности, интеграции в сообщество.
Также присутствует несколько ролевых моделей внутри формы «ученик – ученик».
Взаимодействие «успевающий – неуспевающий», в процессе которого ученик, имеющий неудовлетворительные оценки или девиантное поведение, отдаётся под присмотр одноклассников, они помогают наставляемому стать лучше: подтянуть учёбу или отказаться от общения с сомнительными компаниями. Закрепление за учеником, часто пропускающим уроки другого ученика, который живет рядом и может быть более ответственным, а также который сможет приходить на помощь при необходимости.
Взаимодействие «лидер – тихоня/скромник», психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков.
Взаимодействие «равный – равному», в процессе которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная поддержка, совместная работа над индивидуальным проектом, исследовательской работой в рамках научной деятельности обучающихся.
Взаимодействие «адаптированный – неадаптированный», адаптация к новым условиям обучения. В течение года происходит движение обучающихся, и часто вновь прибывшему в класс обучающемуся нужна поддержка и помощь в адаптации к новым условиям школы, требованиям. В таком случае рекомендуется организация наставнической пары в рамках одного класса, когда наставник помогает в адаптации своему новому однокласснику.
Таким образом, мы видим, что в рамках технологии наставничества в форме «ученик-ученик» наставник необходим не только для социализации, адаптации и улучшения посещаемости. Наставничество в образовательных организациях выходит на новый уровень, и к классическому типу добавляются перспективные направления:
• Лидерство;
• Развитие талантов;
• Профориентация;
• Профессиональная подготовка;
• Инклюзия;
• Проектная деятельность и др.
Используя в своей работе классическое наставничество, считаю, что не важно, какой методикой пользоваться, главное, чтобы эта методика создавала ситуацию успеха у обучающихся.
Принципы наставничества: взаимопомощь, ответственность, толерантность, диалог, деятельностный подход, доверие, ориентация на результат, добровольность.
СЛАЙД 6.
Типы наставничества:
- прямое - непосредственный контакт с учеником, общение с ним не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке;
- опосредованное – наставничество проявляется только формально, путем советов, рекомендаций, но личные контакты сводятся к минимуму;
- коллективное - наставничество распространяется на весь коллектив учеников.
Приведу примеры приёмов, которые я использую на уроках географии в рамках технологии НАСТАВНИЧЕСТВА.
- Например, прием «Своя опора».
После объяснения нового материала я предлагаю каждой группе создать по данной теме опорную схему. Ребята в ходе совместного обсуждения устанавливают и графически изображают логические связи между звеньями схемы. Затем каждая группа по очереди представляет и объясняет свою схему. Под руководством учителя проходит анализ схем и при необходимости их доработка, корректировка.
- Прием «Инфографика»
- Прием «Учимся сообща».
Текст, подлежащий изучению, делится на равные по объему фрагменты. При этом следует учитывать, что количество групп должно быть в два раза больше, чем количество фрагментов текста. Первая группа получает отрывок текста, готовит выступление по данному фрагменту. Вторая группа готовит вопросы к тому же отрывку текста (3-5 вопросов). Таким же образом выступают следующие группы обучающихся. Учитель подводит итоги учебной деятельности.
- «Географический разбор»
Пример 3
- Австралия — страна наоборот.
- Она располагается под нами.
- Там, очевидно, ходят вверх ногами,
- Там наизнанку вывернутый год.
- Там расцветают в октябре сады,
- Там в январе, а не в июле лето.
- Там протекают реки без воды,
- Они в пустыне пропадают где-то.
- Там в зарослях следы бескрылых птиц,
- Там кошкам в пищу достаются змеи,
11. Рождаются зверята из яиц,
12. И там собаки лаять не умеют.
13.Деревья сами лезут из коры,
14.Там кролики страшней, чем наводненье,
15.Спасает юг от северной жары,
16. В столице там не много населенья…
«Географический разбор»:
1—3. Австралия располагается не «под нами» — антиподы Австралии находятся в северной тропической области Атлантического океана.
4—5. Год там действительно «вывернут наизнанку», весна в октябре, лето в январе, Южное полушарие.
7—8. Реки без воды, которые «в пустыне пропадают где-то», носят английское название крик (creek), например Куперс-Крик; вода во многих из них бывает лишь в дождливый сезон.
9. Насчет «бескрылых птиц» не совсем точно: нелетающие птицы есть, например страус эму, но крылья есть у всех, даже у киви (который, кстати, живет не в Австралии, а в Новой Зеландии).
11. Эта строка о яйцекладущих млекопитающих — утконосе и ехидне.
12.Собаки динго, действительно, «лаять не умеют», а только тявкают и воют.
- Это описание относится к некоторым из более чем пяти сотен видов рода эвкалипт; в пору наиболее интенсивного роста они сбрасывают кору.
- Кролики, которых завезли европейцы, невероятно размножились и уничтожили значительную часть естественного корма для скота.
15. Южное полушарие.
Столицу государства Канберру по числу жителей перегнали по меньшей мере 5 городов: Сидней, Мельбурн, Брисбен, Перт и Аделаида.
- Ассоциации» /дети придумывают ассоциации по теме урока/
- Пантонима
- Парная работа по географии в контурной карте (прием «Создай карту», работа в парах сменного состава, работа в динамических парах, когда каждый учит каждого)
- Нестандартные формы контроля: взаимопроверка, перфокарта,
- Организую профориентационные проекты, связанные с географическими знаниями: (8 класс «География в профессиях», 7 класс «Влияние климата на бюджет семьи») География в домашнем холодильнике.
- Создание макетов на уроках географии (модель строения земли, жилище народов Северной Америки).
Применение технологии НАСТАВНИЧЕСТВА способствовало:
- положительной динамике успеваемости,
- восстановлению социального статуса ребенка в классе,
- снижению уровня тревожности и агрессивности,
- повышению самооценки и успешности - 98% наставляемых;
- увеличению занятости наставляемых в объединениях дополнительного образования и во внеурочной деятельности – 100%
Я, как наставник, с гордостью могу рассказать об успехах своих подопечных.
- Все обучающиеся моих классов успешно сдают ГИА.
- Мои, теперь уже выпускники, участвовали в Всероссийском конкурсе «Большая перемена», и 2 человека стали полуфиналистами, а 1 – выиграл 1000000 р.
- На базе моего класса работал отряд правоохранительной направленности «ЮДП». В 2019 году мы стали победителями в областном слете отрядов ЮДП. Из 16 ребят, которые были в этом отряде 9 связали жизнь с правоохранительной деятельностью.
- Для формирования активной гражданской позиции на базе моего класса был создан волонтерский отряд «От сердца к сердцу», за время его существования мы уже заняли 3 место в областном конкурсе волонтерских отрядов «Хрустальное сердце».
Я рассказала вам о подводной части айсберга…
Вершина моего айсберга – это мои ученики. Они справятся с любым штормом, выстоят в любую непогоду. Они опираются на СВОИ знания и СВОЙ опыт. Они успешны! А значит успешна и я!
Выпускник пойдет вперед, а мы с вами вернемся за теми, кто не сможет пройти без нас.
"Никакие знания не передаются иначе как от человека к человеку, за каждым успешным человеком в любой сфере всегда стоит наставник.
Список литературы:
1. Чурилова, В. С. Реализация модели наставничества в ра-
боте педагога естественно-научной и технической направлен-
ности в МБОУ ДО Кванториум / В. С. Чурилова, А. А. Лебеде-
ва // Наука и образование: новое время : научно-методический
журнал. – 2020. – No 3 (21). – С. 49–52.
2. Резанович, И. В. Многоуровневое наставничество и мо-
дели его реализации в образовательных организациях /
И. В. Резанович // Известия Воронежского государственного
педагогического университета. – 2021. – No 1 (290). – С. 66–69.
3. Кроповницкий О.В. Психология подростка. Тренинг личностного роста (уч. пособие) / Интернет-ресурс: http://laiko.narod.ru/posobie_voz.html
4. Круглова И.В. Организация наставничества в школе [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://zam.resobr.ru/archive/year/articles/2038
5. Плиска О. Наставничество [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rb.ru/blog/pliska/showentry=456434
6. Рожкова Г. Наставничество - особая форма методической работы. Интернет- ресурс. Режим доступа: URL: http://www.ug.ru/archive/42239
7. Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 3 Школа жизни / Шалва Амонашвили. — 2-е изд. — М. : Свет, 2015. — 320 с.
8. Коменский Я. А. Великая дидактика автор (1592 - 1670), https://ru.wikisource.org/wiki/Великая_дидактика_(Коменский,_1875)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм действий для внедрения технологии наставничества в ОО ДО.
Алгоритм действия для внедрения технологий наставничества в ЦВР...
Алгоритм действий для внедрения технологии наставничества в ОО ДО.
Алгоритм действий для внедрения технологии наставничества ЦВР...
Статья на тему: «Формирование и развитие компетенций одарённых детей в ходе реализации технологии наставничества в школе по модели «ученик-ученик-учитель» (из опыта работы Натальи Сергеевны Медведенко, учителя биологии высшей квалификационной категории)
Данная методическая разработка представляет собой практический опыт реализации технологии наставничества в школе по модели «Ученик-ученик-учитель» в рамках внеурочной ...
Титанакова Н.К., статья "Технологии педагогического наставничества в реализации неформального образования педагогов" для Международной Интернет – конференции «Современные тенденции развития навыков XXI века: проблемы, перспективы» БОУ ДПО "ИРООО"
Титанакова Н.К., статья "Технологии педагогического наставничества в реализации неформального образования педагогов" для Международной Интернет – конференции «Совреме...
Технологии педагогического наставничества
Статья "Технологии педагогического наставничества в реализации неформального образования педагогов"...
Применение технологии наставничества в рамках организации летнего отдых и оздоровления
Применение технологии наставничества в рамках организации летнего отдых и оздоровления...
«Технология наставничества в современной школе. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ»
ПОДХОДЫ К ТЬЮТОРСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯОбеспечение успешности обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья включает в себя создание благоприятных, ко...