Сценарий "Безопасный интернет"
классный час (8 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шуйская средняя общеобразовательная школа с. Шуй
муницпального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»
Методическая разработка
классного часа на тему:
«Безопасный Интернет»
Подготовил: Хомушку А.В.
с. Шуй,2022 г.
Цель: Познакомить учащихся с опасностями, которые подстерегают их в Интернете и помочь избежать этих опасностей.
Подготовительная работа: классный руководитель проводит опрос учащихся по вопросам:
- У вас на домашнем компьютере установлен Интернет?
- Что вам больше всего нравится в Интернете?
- Как ваши родители воспринимают ваши занятия в Интернете? Почему?
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, памятка учащимся.
Ход занятия
Хомушку А.В.: Раньше подготовка к школе заключалась в укладывании в портфель карандашей, тетрадей и учебников.(Слайд 2). Сегодня в начале этого списка нередко находится компьютер. И начать наш классный час я хочу с обработанных данных проводимого опроса. Давайте обратим внимание, что наибольший процент ответов на последний вопрос связан с безопасностью в интернете. (Слайд 3). И ваши родители во многом правы! Очень большое внимание при работе с Интернетом необходимо уделять именно вопросам безопасности. И ответить на вопросы: «Какие опасности подстерегают нас в интернете?» и «Как их избежать?» нам поможет этот классный час.
Вопрос 1. «Какие опасности подстерегают нас в интернете?»
- Преступники в интернете. (Слайд 6).
ДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ ПРЕДПРИНИМАЮТ ПРЕСТУПНИКИ В ИНТЕРНЕТЕ. Преступники преимущественно устанавливают контакты с детьми в чатах, при обмене мгновенными сообщениями, по электронной почте или на форумах. Для решения своих проблем многие подростки обращаются за поддержкой. Злоумышленники часто сами там обитают; они стараются привлечь подростка своим вниманием, заботливостью, добротой и даже подарками, нередко затрачивая на эти усилия значительное время, деньги и энергию. Обычно они хорошо осведомлены о музыкальных новинках и современных увлечениях детей. Они выслушивают проблемы подростков и сочувствуют им. Но постепенно злоумышленники вносят в свои беседы оттенок сексуальности или демонстрируют материалы откровенно эротического содержания, пытаясь ослабить моральные запреты, сдерживающие молодых людей. Некоторые преступники могут действовать быстрее других и сразу же заводить сексуальные беседы. Преступники могут также оценивать возможность встречи с детьми в реальной жизни.
- Вредоносные программы. (Слайд 7).
К вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» – это компьютерные программы, которые могут нанести вред вашему компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с Интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на компьютеры ваших друзей, родственников, коллег и по всей остальной глобальной Cети.
3)Интернет-мошенничесво и хищение данных с кредитной карты. (Слайд 8).
В ЧЕМ СОСТОИТ МОШЕННИЧЕСТВО? Среди Интернет-мошенничеств широкое распространение получила применяемая хакерами техника «phishing»,состоящая в том, что в фальшивое электронное письмо включается ссылка, ведущая на популярный узел, но в действительности она приводит пользователя на мошеннический узел, который выглядит точно так же, как официальный. Убедив пользователя в том, что он находится на официальном узле, хакеры пытаются склонить его к вводу паролей, номеров кредитных карт и другой секретной информации, которая потом может и будет использована с ущербом для пользователя.
4)Азартные игры. (Слайд 9).
Разница между игровыми сайтами и сайтами с азартными играми состоит в том, что на игровых сайтах обычно содержатся настольные и словесные игры, аркады и головоломки с системой начисления очков. Здесь не тратятся деньги: ни настоящие, ни игровые. В отличие от игровых сайтов, сайты с азартными играми могут допускать, что люди выигрывают или проигрывают игровые деньги. Сайты с играми на деньги обычно содержат игры, связанны с выигрышем или проигрышем настоящих денег.
5)Онлайновое пиратство. (Слайд 10).
Онлайновое пиратство – это незаконное копирование и распространение (как для деловых, так и для личных целей) материалов, защищенных авторским правом – например, музыки, фильмов, игр или программ – без разрешения правообладателя.
6)Интернет-дневники. (Слайд 11).
Увлечение веб-журналами (или, иначе говоря, блогами) распространяется со скоростью пожара, особенно среди подростков, которые порой ведут интернет-дневники без ведома взрослых. Последние исследования показывают, что сегодня примерно половина всех веб-журналов принадлежат подросткам. При этом двое из трех раскрывают свой возраст; трое из пяти публикуют сведения о месте проживания и контактную информацию, а каждый пятый сообщает свое полное имя. Не секрет, что подробное раскрытие личных данных потенциально опасно.
7)Интернет-хулиганство. (Слайд 12).
Так же как и в обычной жизни, в Интернете появились свои хулиганы, которые осложняют жизнь другим пользователям Интернета. По сути, они те же дворовые хулиганы, которые получают удовольствие, хамя и грубя окружающим.
8)Недостоверная информация. (Слайд 13).
Интернет предлагает колоссальное количество возможностей для обучения, но есть и большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной. Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить точность материалов; поскольку абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете.
9)Материалы нежелательного содержания. (Слайд 14).
К материалам нежелательного содержания относятся: материалы порнографического, ненавистнического содержания, материалы суицидальной направленности, сектантскими материалы, материалы с ненормативной лексикой.
Учитель: А сейчас мы немного отдохнём. Музыкальная пауза.
(Во время музыкальной паузы учащиеся выполняют движения)
(Руки на пояс, поднимаем плечи по очереди голову слегка влево, вправо).
Пропоем сейчас частушки,
Чтоб чуть-чуть нам отдохнуть.
Про здоровый образ жизни
Не забудем намекнуть.
(На первые две строчки закрывать глаза руками и открывать, на другие две - потягиваться).
На компьютере играли,
Наши глазоньки устали,
А теперь мы отдохнем
И опять играть начнем.
(Руки на поясе наклоны влево, вправо).
Нужно спортом заниматься
И в жару нам и в мороз,
Если где-то ты не сможешь,
То не хмурь уж, ты,свой нос.
(Хлопать в ладоши).
Мы пропели вам частушки
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы вы похлопали.
Хомушку А.В.: Мы с вами уже рассмотрели те опасности, которые нам могу встретиться в интернете. А теперь давайте посмотрим, как этих опасностей можно избежать.
Вопрос 2. «Как этих опасностей избежать?»
- Преступники в интернете. (Слайд 16)
Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете.
- Вредоносные программы. (Слайд 17)
А) Никогда не открывайте никаких вложений, поступивших с электронным письмом, за исключением тех случаев, когда вы ожидаете получение вложения и точно знаете содержимое такого файла.
Б) Скачивайте файлы из надежных источников и обязательно читайте предупреждения об опасности, лицензионные соглашения и положения о конфиденциальности.
В) Регулярно устанавливайте на компьютере последние обновления безопасности и антивирусные средства.
- Интернет-мошенничесво и хищение данных с кредитной карты. (Слайд 18)
А)Посещая веб-сайты, нужно самостоятельно набирать в обозревателе адрес веб-сайта или пользоваться ссылкой из «Избранного» (Favorites); никогда не нужно щелкать на ссылку, содержащуюся в подозрительном электронном письме.
Б) Контролируйте списание средств с ваших кредитных или лицевых счетов. Для этого можно использовать, например, услугу информирования об операциях со счетов по SMS, которые предоставляют многие банки в России.
- Азартные игры. (Слайд 19)
Помните, что нельзя играть на деньги. Ведь в основном подобные развлечения используются создателями для получения прибыли. Игроки больше теряют деньги, нежели выигрывают. Играйте в не менее увлекательные игры, но которые не предполагают использование наличных или безналичных проигрышей/выигрышей.
- Онлайновое пиратство. (Слайд 20)
Помните! Пиратство, по сути, обычное воровство, и вы, скорее всего, вряд ли захотите стать вором. Знайте, что подлинные (лицензионные) продукты всегда выгоднее и надежнее пиратской продукции. Официальный производитель несет ответственность за то, что он вам продает, он дорожит своей репутацией, чего нельзя сказать о компаниях – распространителях пиратских продуктов, которые преследуют только одну цель – обогатиться и за счет потребителя, и за счет производителя. Лицензионный пользователь программного обеспечения всегда может рассчитывать на консультационную и другую сервисную поддержку производителя, о чем пользователь пиратской копии может даже не вспоминать. Кроме того, приобретая лицензионный продукт, потребитель поддерживает развитие этого продукта, выход новых, более совершенных и удобных версий. Ведь в развитие продукта свой доход инвестирует только официальный производитель.
- Интернет-дневники. (Слайд 21)
Никогда не публикуйте в них какую-либо личную информацию, в том числе фамилию, контактную информацию, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату рождения. Никогда не помещайте в журнале провокационные фотографии, свои или чьи-либо еще, и всегда проверяйте, не раскрывают ли изображения или даже задний план фотографий какую-либо личную информацию.
- Интернет-хулиганство. (Слайд 22)
Игнорируйте таких хулиганов. Если вы не будете реагировать на их воздействия, большинству гриферов это, в конце концов, надоест и они уйдут.
- Недостоверная информация. (Слайд 23)
Всегда проверяйте собранную в Сети информацию по другим источникам. Для проверки материалов обратитесь к другим сайтам или СМИ – газетам, журналам и книгам.
- Материалы нежелательного содержания. (Слайд 24)
Используйте средства фильтрации нежелательного материала (например, MSN Premium’s Parental Controls или встроенные в Internet Explorer®). Научитесь критически относиться к содержанию онлайновых материалов и не доверять им.
Игра-соревнование
Учитель:
А сейчас мы проведём игру-соревнование.
Разобьёмся на две команды. При этом я выберу координатора группы.
Первая команда “Злоумышленник”
Вторая команда “Дока-пользователь”
Первая команда - это коллективный злой разум, действующий в Интернет.
Вторая команда - это добропорядочные пользователи сети.
Первая команда, при ответе на вопрос, называет негативные явления, вторая – позитивные.
Ответим на вечный вопрос “Кто победит в борьбе – зло или добро?”
Результаты фиксируются на доске.
Вопросы:
Первая команда - Какие существуют опасности при работе в сети?
Эталон ответов:
- широкая торговля базами данных о частных лицах и предприятиях
- кража личной информации об абонентах мобильных сетей
- нарушение законодательства об охране авторских прав
- одна из важных проблем - вирусы
- спам - это различные рекламные объявления, которые приходят по электронной почте, забивая ящик и мешая загружать нормальные письма
Вторая команда - Какие существуют средства профилактики и борьбы с опасностями при работе в сети?
Эталон ответов:
- чтобы обезопасить себя, необходимо пользоваться антивирусными программами
- не следует загружать программы с сайтов, не заслуживающих доверия
- если в тексте сайта множество грамматических ошибок, и весь он забит рекламными баннерами, то загрузка с такого сайта может быть чревата последствиями
- не открывайте подозрительных писем от неизвестных вам авторов
- осторожно относится к адресу своего ящика вводите свой e-mail только в том случае, если он гарантирует вашу конфиденциальность
- заведите два почтовых ящика: адрес одного говорите только друзьям и знакомым, а для регистрации в Интернете, пишите адрес второго
Первая команда - Какие правонарушения, связанные с работой в сети вам известны?
(Ответы детей)
Вторая команда - Какие меры принимает общество и государство против правонарушений?
(Ответы детей)
Первая команда – Вы являетесь похитителем контента. Ваши действия.
(Ответы детей)
Вторая команда - Вы являетесь автором произведения. Ваши действия для его защиты. Ваши права.
(Ответы детей)
Задание командам. “Реверанс”. - Кто назовёт больше правил этикета.
Эталоны ответов:
- Обращаться к незнакомым людям можно при условии, что адрес был опубликован его владельцем.
- К незнакомым людям можно обращаться с просьбами о консультации и вежливыми предложениями, не претендуя на получение ответа. Если ответ не пришел, повторять обращение не следует.
- При обращении к незнакомым людям надо воздерживаться от просьб использовать другие средства связи, например, выслать по почте автограф. Такие просьбы оставляют без ответа, а повторение рассматривают как спам.
- Отправляемое электронное письмо всегда должно быть подписано и указана тема сообщения.
- Если у вас нет возможности сразу ответить на полученное письмо, сообщите, что вы его получили и oтвeтитe позже.
- Не забудьте ответить позже, не затягивайте с ответом.
- Будьте вежливы, не отправляйте флеймов - написанных в запале писем.
- Шутки принято обозначать явным образом при помощи смайликов: ©, ®, и др.
- В тексте сообщения не принято выделять текст прописными БУКВАМИ. Такое выделение рассматривается как крик. В лучшем случае - как неграмотность в вопросах этикета.
- Большие файлы-вложения нужно архивировать. А для обмена очень большими файлами есть другие способы.
- Нельзя посылать рекламу в не предназначенные для этого места. Это грубое нарушение.
- Нельзя посылать незатребованную корреспонденцию. Это тоже нарушение этикета.
Задание командам. Какие профессии служат для сохранения информации, регулирования её использования?
Эталоны ответов: системный администратор, модератор, криптограф.
Подведение итогов
Задание командам. Сделайте вывод.
(О чем мы сегодня говорили на уроке?
Какие силы побеждают в борьбе за информацию?
Пригодятся ли знания, полученные на этом уроке в вашей жизни?)
Вывод – “добро должно быть с кулаками”, то есть информация нуждается в эффективных методах защиты.
Учитель: А теперь подведём итоги нашего классного часа. У вас на столе лежат три картинки. Выберите и положите перед собой ту, которая соответствует вашему настроению. (Слайд 26).
- Классный час понравился. Узнал что-то новое.
- Классный час понравился. Ничего нового не узнал.
- Классный час не понравился. Зря время потерял.
Учитель: А на память об этом классном часе я хочу подарить каждому из вас памятку по безопасному поведению в Интернете.
И помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!
НЕЛЬЗЯ
ОСТОРОЖНО
МОЖНО
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕРНЕТ ПРОТИВ УЧЕБНИКА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТОВ ШКОЛЬНИКОВ)
Проектная методика широко используется педагогами на уроках. Однако на этапе отбора материала для проекта учащиеся все меньше обращаются к традиционным учебникам, печатным справочным пособиям и словар...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕРНЕТА В ОБРАЗОВАНИИ. Доклад на Всероссийской дистанционной научно-практической конференции - вебинар «Интернет Технологии в образовании», г. Чебоксары
Интернет предоставляет огромный простор для работы, отдыха, общения, обмена разнообразной информацией.Как реализуется в социальных сетях и блогах принцип эвристического обучения?Cоциальные сети могут ...
Применение интернет-ресурсов и интернет-технологий во внеурочной деятельности.
В век всеобщей информатизации и компьютеризации работа с интернет-ресурсами и интернет-технологиями получает большое развитие и значение в работе современного учителя. В статье кратко изложены вариант...
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете.
Данная разработка ориентирована для учащихся 10 класса, в которой рассматривается структура и адресация в сети Интернет...
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете.
Данная презентация предназначена для изучения структуры и адресации в сети Интернет....
Обобщающий урок по теме «Компьютерные сети. Интернет» ролевая игра «Суд над Интернетом»
Раздел программы: «Современные компьютерные технологии».Тема урока: обобщение темы «Компьютерные сети. Интернет».Тип урока: обобщающий урок.Вид: урок- ролевая игра.Технология: игровая технология....
Коммуникативный анализ урока по информатике по теме «Глобальная компьютерная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете.» (по системе Н. Фландерса).
Цель: перенос имеющихся знаний на процесс реального педагогического взаимодействия с учащимися.Анализ урока по системе Н. ФландерсаУрок может быть проанализирован с разных точек зрения. В мировой лите...