Классное самоуправление
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Классное самоуправление
Основная цель ученического самоуправления – подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает сделать процесс воспитания в школе демократическим, открытым и гуманистическим.
Модель ученического самоуправления включает в себя шесть блоков:
1. позиционный блок;
2. организационный блок;
3. нормативно-правовой блок;
4. содержательный блок;
5. технологический блок;
6. управленческий блок.
Принципиальные позиции ученического самоуправления:
✔ равноправие – все учащиеся класса имеют право голоса при принятии решения;
✔ выборность – полномочия приобретаются в результате выборов;
✔ открытость и гласность – работа органов самоуправления открыта для всех учащихся;
✔ законность – неукоснительное соблюдение нормативных и правовых актов;
✔ целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;
✔ гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;
✔ самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся;
✔ ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед своими избирателями.
Структура самоуправления в классе:
- ученическое самоуправление в классном коллективе;
- классное собрание; совет класса;
- рабочие органы самоуправления.
Ученическое самоуправление в классах:
1. Учебный сектор;
2. Культурный сектор;
3. Спортивный сектор;
4. Трудовой сектор;
5. Информационный сектор, СМИ;
6. Сектор правопорядка;
Основные функции органов ученического самоуправления:
Классное собрание:
- формирует органы самоуправления класса;
- рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления класса;
- вырабатывает и формирует предложения учащихся по совершенствованию работы;
- заслушивает отчеты и оценивает результаты деятельности органов самоуправления класса.
Совет класса:
- координирует деятельность всех органов самоуправления учащихся класса, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу;
- организует самообслуживание учащихся, дежурство по классу и школе;
- устанавливает шефство над младшим классом;
- организует выпуск стенгазет и работу классного уголка;
- обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий;
- заслушивает отчеты о работе органов классного самоуправления;
- решает вопросы поощрения и наказания учащихся класса;
- организует соревнование между экипажами в классе, подводит итоги.
Рабочие органы классного самоуправления:
- планируют и организуют деятельность учащихся по конкретному направлению;
- организуют и оценивают результаты соревнования между экипажами учащихся в общественно-полезной и досуговой деятельности.
Учебный сектор | Отвечает за: - создание условий для учебной деятельности школьников; - сбор информации об учебном процессе; - проверку домашних заданий и уровня подготовки к урокам; - проверку сохранности учебников; - проведение интеллектуальных игр, турниров, конкурсов |
Культурный сектор | Отвечает за: -подготовку и проведение вечеров отдыха, праздников, «Дней именинников» в классе; - проведение игр и конкурсов; -сбор информации о достижениях учащихся класса в творческой деятельности |
Спортивный сектор | Отвечает за: - подготовку и проведение спортивных соревнований между экипажами; - участие класса в общешкольных и городских спортивных соревнованиях; - сбор информации о спортивных достижениях учащихся класса |
Трудовой сектор | Отвечает за: - организацию дежурства по классу; - уборку классного кабинета в конце каждой четверти; - проведение субботников |
Информационный сектор, СМИ | Отвечает за: -работу классного уголка; -выпуск классных стенгазет; -подготовку заметок в школьную стенгазету; - обмен информацией с органами самоуправления учащихся школы; - работа со школьным сайтом; - создание портфолио класса (фото- и видеотеки класса) |
Сектор правопорядка | Отвечает за: - дежурство класса по школе (распределение на посты и контроль за дежурством учащихся на постах); - охрану порядка во время проведения классных вечеров; - ознакомление учащихся с правилами безопасного поведения; - осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка школы |
Основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления в классе:
- Устав школы;
- Правила для учащихся, в основу которых положены нравственные ценности, направленные на уважение личности учащихся, их самостоятельности, взглядов, суждений, достоинства и чести.
Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять.
Основные функции управления:
λ планирование (поиск ответа на вопрос «Что делать в классе, чтобы всем было интересно?);
λ организация (поиск ответов на вопросы «Кто? Когда? Где? С кем будет выполнять запланированную работу?);
λ контроль (получение информации о протекании процессов организаторской деятельности класса);
λ анализ (органы классного самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива);
λ регулирование и коррекция (внесение изменений в функционирование системы самоуправления класса).
Участвуя в работе органов классного самоуправления, учащиеся приобретают ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются положительные нравственные качества и черты характера. В классе разрабатываются «Правила для учащихся», последовательно и четко выполнять которые должны стараться все ребята.
Развитие детского самоуправления предполагает широкое привлечение учащихся к самообслуживанию, которое поддерживает материально-техническую базу коллектива и решает ряд задач воспитания (привычки и навыки самостоятельного труда, бережное отношение к общественной собственности): ребята сами планируют свою работу на субботниках, следят за сохранностью мебели и инвентаря.
Особую роль в классном самоуправлении должны играть информационные органы: стенная печать классного уголка, школьная газета, школьный сайт и радио-газета.
Рубрики стенной печати:
- «Официальная хроника» (приказы и распоряжения органов самоуправления школы, директора и завуча, которые касаются учащихся класса);
- «Наш календарь» (рассказы об исторических датах);
- «Поздравляем!» (информация о победах учащихся в различных соревнованиях и конкурсах; поздравление именинников; поздравление с традиционными праздниками);
- «Наши в школе и в городе» (заметки из школьной газеты и городских газет о достижениях учащихся класса).
Еженедельно членами учебного сектора подводятся итоги учебной деятельности каждого экипажа, определяется круг учеников, нуждающихся в дополнительных занятиях по предметам, назначаются «репетиторы».
Невозможно переоценить значение культурно-массовой работы в воспитании личности учащихся и классного коллектива в целом. Ребята принимают участие в планировании мероприятий, разрабатывают сценарии, распределяют роли, назначают время и место репетиций, ответственных за музыкальное оформление, за оформление класса.
I четверть. | |||||
сектор | сентябрь | октябрь | |||
Учебный | Проведение «Дня Знаний» | Исследование занятости учащихся класса в системе дополнительного образования | |||
Культурный | Подготовка и проведение «Дня Осенних Именинников», выдвижение и подготовка учащихся класса на школьный конкурс «Таланты школы» | Подготовка поздравлений к Дню Учителя | |||
Спортивный | Подготовка и проведение Дня здоровья, организация подвижных перемен для подшефных младшеклассников | Подготовка и проведение соревнований по волейболу между экипажами, между классами в паралелли | |||
Трудовой | Составление графиков дежурства по классу, каждая пятница - «экологический субботник» в живом уголке | Подготовка классного кабинета к зимнему периоду, организация генеральной уборки класса | |||
Информационный, СМИ | Подготовка объявлений по текущим событиям в жизни школы | Подготовка заметки с поздравлениями к Дню Учителя в школьную газету | |||
Правопорядка | Беседа «О правилах поведения учащихся», распределение зон дежурства по школе | Контроль за качеством дежурства по школе, анализ пропусков уроков за I четверть | |||
II четверть. | |||||
сектор | ноябрь | декабрь | |||
Учебный | Организация контроля за сохранностью учебников | Анализ успеваемости за полугодие | |||
Культурный | Организация и проведение подготовки к общешкольному конкурсу инсценированной песни и показу моделей одежды | Организация и проведение «Дня Зимнего Именинника» и «Новогоднего вечера» | |||
Спортивный | Организация и проведение шахматно-шашечного турнира класса, параллели класса | Подготовка и проведение классного часа «Закаливание организма - залог крепкого здоровья» | |||
Трудовой | Изготовление кормушек для птиц, организация и проведение акции «Спасем голодных пернатых!» | Организация и проведение благотворительной акции «С Новым годом, малыш!» (поздравление малышей из детского дома); организация генеральной уборки класса | |||
Информационный, СМИ | Подготовка заметки в школьную стенгазету о благотворительных акциях | Выпуск праздничной стенгазеты «С Новым годом» | |||
Правопорядка | Работа над «Правилами для учащихся» | Анализ пропусков учащихся без уважительной причины | |||
III четверть. | |||||
сектор | январь | февраль | март | ||
Учебный | Организация и проведение интеллектуального марафона | ||||
Культурный | Составление сценариев для проведения классных вечеров февраля и марта | Организация и проведение классного вечера, посвященного Дню Защитника Отечества | Организация и проведение классного вечера, посвященного 8 марта | ||
Спортивный | Организация и проведение соревнований по баскетболу между параллелями | Организация и проведение соревнований по лыжным гонкам между параллелями | Анкетирование учащихся об их отношении к здоровому образу жизни | ||
Трудовой | Подкормка зимующих птиц | Организация и проведение благотворительной акции «Подарок воинам» | Организация генеральной уборки класса | ||
Информационный, СМИ | Подготовка заметки в школьную стенгазету о Рождестве Христовом | Выпуск стенгазеты к Дню Защитника Отечества | Выпуск стенгазеты к 8 марта | ||
Правопорядка | Контроль за качеством дежурства | Работа с учащимися «группы риска» | Анализ пропусков уроков учащимися без уважительной причины за 3 четверть | ||
IV четверть. | |||||
сектор | апрель | май | |||
Учебный | Предварительные итоги успеваемости учащихся за год | Организация и проведение классного часа, посвященного Дню Победы | |||
Культурный | Организация и проведение «Дня юмора» | Организация и проведение «Дня Весенних и Летних Именинников» | |||
Спортивный | Организация и проведение игры «Веселые старты» между экипажами | Организация команды класса для участия в городской эстафете, посвященной 9 мая | |||
Трудовой | Организация и проведение акции «Цветочная рассада» | Подготовка классного кабинета к летним каникулам, генеральная уборка класса | |||
Информационный, СМИ | Подготовка заметки в школьную стенгазету к Дню смеха | Подготовка заметки в школьную стенгазету к Дню Победы | |||
Правопорядка | Индивидуальные беседы с нарушителями порядка в школе и прогульщиками уроков | Подведение итогов соревнования на лучший экипаж за год | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация классного самоуправления как условие самореализации личности
Из опыта работы по организации самоуправления в классе....
Классное самоуправление
Презентация содержит схему , принципы и формы классного самоуправления....
Классное самоуправление
Система классного самоуправления....
Роль классного руководителя в формировании классного самоуправления
Данная статья содержит анализ моей воспитательной работы с классом, связанной с проблемами формирования ученического самоуправления. Мои пробы, успехи и непрерывная работа в поисках ответа на вопрос: ...
Классное самоуправление
Презентация о понятии, системе, методах классного самоуправления....
Организация классного самоуправления
Жизнедеятельность классного коллектива осуществляется через организацию классного самоуправления, которое обеспечивает развитие самостоятельности, организаторских способностей обучающихся, форми...
Учащиеся 10А класса МБОУ ПГО "СОШ№4" "Развитие классного самоуправления"
Статья написана учащимися 10А класса, неоднократно выигрывавшего конкурс на звание "Самого классного класса". В данной публикации представлен опыт по развитию классного самоуправления....