Классный час на тему: «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»
классный час (5 класс)
Классный час на тему:
«День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_den_polnogo_osvobozhdeniya_ot_blokady.docx | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательного учреждения-основная общеобразовательная школа №15 п. Восход
Классный час на тему:
«День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»
Выполнила: классный
руководитель 5 класса
Бушкова Оксана Игоревна
2023
Цель мероприятия: формирование патриотизма, российской идентичности школьников, чувства гордости за свою Родину и еѐВооружѐнные Силы, за наш народ и героические страницы истории России на примере ратного, трудового и человеческого подвига защитников и населения Ленинграда.
Задачи:
- Способствовать осмыслению школьниками роли, места и характера Ленинградской битвы, еѐ влияния на ход событий Великой Отечественной войны.
- Способствовать осмыслению таких духовно-нравственных категорий, как ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование, долг, честь, достоинство, память о павших, свобода и независимость Родины, национальное самосознание.
- На примере изучения различных аспектов и сюжетов истории обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны показать героические модели поведения людей в критической ситуации, способы выживания, проявления солидарности, взаимовыручки, взаимной поддержки, жертвенности и прочих лучших человеческих качеств людей.
Музыкальный ряд: фрагменты из «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича.
Учитель: Ленинград… Один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы. Причудливыми узорами на фоне неба вырисовывались Исакиевский собор, Петропавловская крепость, шпиль Адмиралтейства, Эрмитаж. Здесь создавали свои творения Пушкин и Лермонтов, полились звуки музыки Глинки и Бородина. Как вы думаете, ребята, почему на сегодняшнем классном часе речь пойдет об этом удивительном городе? (учащиеся высказывают свои мнения)
Зловещие языки пламени, рвущие ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душе раздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, еще недавно думающих о будущем, мечтавших о любви и счастье.
Это война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.
Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.
(Звучит голос Левитана о начале войны)
На нашу страну 22 июня 1941 года напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель.
Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов.
Сегодня мы с вами поговорим о Ленинграде, не как о культурной столице, а как о городе, который во время Второй мировой войны пережил блокаду, оборону и контрнаступление войск, оставшись при этом непокорѐнной твердыней.
27 января отмечается как праздник – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год). В этот день закончилась героическая оборона города на Неве, продолжавшаяся на протяжении 872 дней. Немецким войскам так и не удалось вступить в город, сломить сопротивление и дух его защитников
Битва за Ленинград стала одним из важнейших сражений Второй мировой и самым продолжительным в годы Великой Отечественной войны. Она длилась почти 30 месяцев. Оборона Ленинграда – ярчайший символ мужества и самоотверженности защитников города. Ни страшный голод, ни холод, ни постоянные артиллерийские обстрелы и бомбардировки не смогли сломить волю защитников и жителей блокадного города. Ленинградцы выстояли, спасли свой город от захватчиков. Беспримерный подвиг жителей и защитников города навсегда остался в российской истории символом отваги, стойкости, величия духа и любви к нашей Родине.
Трагедия блокады города. Наиболее тяжелым испытанием стал голод. Двадцатого ноября 1941 г. были установлены самые низкие нормы выдачи хлеба по карточкам: рабочим и инженерам – 250, служащим, иждивенцам и детям – 125 г. Частям первой линии и боевым кораблям – 500, летно-техническому составу ВВС – 500, всем остальным воинским частям – 300 г. Началась массовая гибель населения. В декабре умерли 53 тыс. человек, в январе 1942 г. – более 100 тыс. человек. Люди умирали дома в холодных квартирах, на работе, на улицах, в очередях за хлебом. Несмотря на то, что город находился в жесточайших условиях блокады, его промышленность продолжала снабжать необходимым вооружением и снаряжением войска Ленинградского фронта. Важнейшие оборонные предприятия в отсутствие электроэнергии стали устанавливать собственные двигатели внутреннего сгорания и блокстанции. Там, где это было невозможно, переходили на ручной труд. Обессиленные голодом и тяжело больные рабочие выполняли срочные фронтовые задания, ремонтировали корабли, танки и артиллерию. Сотрудники Всесоюзного института растениеводства сохранили ценнейшую коллекцию зерновых культур. Зимой 1941 г. 28 сотрудников института умерли от голода, но ни один ящик с зерном не был тронут. Беспримерное самопожертвование простых ленинградцев помогло им не просто отстоять свой любимый город.
Дух Ленинграда в творчестве писателей, поэтов, композиторов.
Но даже в этих условиях город продолжал жить и работать. Работали фабрики и заводы - выпускали снаряды и шили обмундирование. Не закрывали кинотеатры, постоянно работало радио, и даже шли концерты.Дух Ленинградцев, воля к жизни поддерживали поэты и писатели, артисты и композиторы. Многие из них не только покинули город, но и продолжали активно работать. Их творчество помогало выжить. Так Д.Д. Шостакович написал легендарную «Ленинградскую симфонию», а Ольга Берггольц посвящает свои стихи ленинградцам.
Ленинградский салют
В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.
Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.
Ели маленький кусок ржаного хлеба
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба…
И руины там, где дом вчера стоял…
Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад,
Был салют! Его снаряды возвещали:
– Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!
От усталости шатаясь, ленинградцы
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»
И сквозь слёзы начинали обниматься, –
Всё! Закончилась блокадная пора!
Есть салют у нас весной – на День Победы,
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды
Тот салют в голодно-белом январе…
Важность подвига ленинградцев. Хотя со времени окончания Ленинградской битвы прошло уже 75 лет, еѐ военные события, ход, итоги, значение, а также конкретные факты мужества мирного населения города не перестают быть актуальными и в наше время. Более того, в последние годы в разгорались споры о том, стоило ли платить городу и стране в целом такую огромную цену,
не проще ли было сдать город и сохранить людям жизнь. Такой подход встретил полное непонимание в среде людей старшего поколения, в том числе тех, кто пережил блокаду. Ребята, а что думаете вы, нужно ли было ленинградцам отдавать свои жизни ради победы? (Дети высказывают свое мнение, приводят аргументы).
-Опять война, опять блокада…
А, может ,нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться: правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда - не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Учитель: Итак, подведем итоги сегодняшней беседы, я вам задам пару вопросов:
- Почему этот праздник отмечается «со слезами на глазах»?
- Почему его жители предпочли заплатить такую огромную цену за свою свободу и независимость? Что придавало им особую стойкость и мужество? (учащиеся отвечают на вопросы)
Блокадный подарок
Пусть в доме будет чисто и светло.
И пусть любовь сердца оберегает.
И хлеб и соль за праздничным столом
По праву своё место занимают…
Меня одна растрогала до слёз
История в блокадном Ленинграде:
Двум девочкам однажды довелось
Бесценную доставить маме радость.
Не розы, не духи, не шоколад -
Но был подарок этот всех важнее:
От скудной паечки три дня подряд
Кусочек маме отделять сумели.
И, спрятав от самих себя наверх,
Хоть съесть его хотелось им до дрожи,
Свою любовь в Международный день
Приподнесли на маленьких ладошках...
Пусть никогда не будет больше войн!
Пусть голод не придёт в твои селенья!
Пусть будет хлеб! Всего дороже он.
И перед ним склоняю я колени.
Учитель: Сегодня мы познакомились еще с одной героической страницей истории Великой Отечественной войны. Узнали, что такое «блокада» и Дорога жизни. Познакомились с трагической и высокой судьбой ленинградцев.
Перед вами открылась героическая страница из жизни нашего народа. Вы увидели, как проявляется мужество и патриотизм, гордость, преданность и любовь к своей родине. Сохраните это в своей памяти.
После завершения урока объявляется МИНУТА МОЛЧАНИЯ.
Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Торжественное мероприятие, посвящённое 70-ти летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Сегодня мы с вами собрались в честь знаменательнойдаты, посвященной дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. 70 лет прошло с тех пор. Это очень важная и памятная дата для нашего горо...
70-летию ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА ОТ ФАШИСТСКОЙ БЛОКАДЫ
Презентация для урока Мужества в средних и старших классах. Цель:способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны...
Презентация к Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Можно использовать к литературно-музыкальным композициям, посвященные Дню снятия блокады Ленинграда....
«Они сражались за Родину. День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»
МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа». Урок мужества: «Они сражались за Родину. День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады&raq...
Классный час по теме: "День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады"
Классный час для учащихся 7 класс по теме: "День полного свобождения Ленинграда от фашистской блокады"...
Классный час "Блокадный хлеб", посвященный дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Цель: Сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда через интерактивные символы памяти...
22 января 2024 разговоры о важном тема непокоренные 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
22 января 2024 разговоры о важном тема занятия непокоренные 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-9 класса, 10-11 класса и СПО с...