Классный час: "Истинная и ложная дружба".
классный час (5 класс)

Наталья Чурсина

Данный классный час способствует формированию представлений детей о том, что такое дружба и осмысление понятий “дружба” и “друг”; воспитанию нравственных качеств учащихся: умению дружить, ценить и беречь дружбу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istinnaya_i_lozhnaya_druzhba.docx50.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Истинная и ложная дружба»

Цель: формирование представлений детей о том, что такое дружба и осмысление понятий “дружба” и “друг”; совершенствование процессов самопознания; формирование умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения; воспитание нравственных качеств учащихся: умение дружить, ценить и беречь дружбу.

Задачи:

1. Выявить умения детей дружить.

2. Составить правила дружбы и создать эмблему дружбы.

3. Тренировать навык групповой работы.

Форма проведения: работа учащихся в группах, индивидуальная работа.

Время: 30 минут.

Класс: 5

Возраст: 11 – 12 лет.

Педагогическая инструментовка: компьютер, мультимедийный проектор и экран для презентации, ватман, ручки, карандаши, фломастеры, краски.

План:

1. Организационный момент:

а) Приветствие;

б) Сообщение темы и цели классного часа;

2. Основная часть:

а) Обсуждение с детьми понятий «дружба», «друг»

б) Работа в группах. Инсценирование.

3. Заключительная часть:

а) Подведение итогов, совместный рисунок детей, исполнение песни.

Ход:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент (3 мин):

а) Приветствие. Вступительное слово;

Здравствуйте, ребята! Сегодняшний классный час мы посвятим обсуждению понятий «дружба», «настоящий друг».

б) Сообщение темы и цели классного часа;

- Чтобы определить тему нашего занятия, давайте посмотрим отрывок из всем известного фильма «ДВА ТОВАРИЩА». 

– О чём данный фрагмент? Как вы это поняли?

- Правильно. А именно «Истинная и ложная дружба». Наша с вами цель – Сформировать правильное представление о дружбе,  научиться быть хорошим другом и научиться определять, где настоящая дружба, а где лишь видимость.

А эпиграфом нашего классного часа будут слова философа Ларошфуко: «Как ни редко встречается настоящая любовь, настоящая дружба встречается еще реже».

Приветствие учителя.

Определяют тему классного часа, знакомятся с целью мероприятия.

- Тема классного часа «Дружба».

Личностные: включение в процесс деятельности.

Основная часть (20 мин)

а) Проведение теста на умение быть хорошим другом.

- Ребята, предлагаю вам пройти тест, который выявит, умеете ли вы дружить.

Тест

1. Своими самыми лучшими друзьями( подругами ) ты считаешь тех…

а) с кем у меня складываются отличные отношения;

б) на кого можно всегда положиться в трудной ситуации;

в) кто умеет многого добиваться в жизни.

2. Тебе бы очень хотелось, чтобы твои лучшие друзья…

а) были классными и интересными личностями;

б) помогали тебе, когда ты об этом попросишь;

в) никогда не предавали тебя в трудную минуту.

3. Если тебе предложили выбрать одну из книг для чтения по вечерам, то это была бы книга…

а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения в жизни;

б) про интересных людей и приключения;

в) детектив или фантастика.

4. На перемене одноклассники начинают спорить и, кажется, вот-вот поссорятся. Как ты себя при этом поведёшь?

а) попытаюсь их утихомирить;

б) отойду в сторону- это не мои проблемы;

в) разберусь- кто прав, а кто виноват- и выскажу своё мнение.

5. Согласишься ли ты с утверждением, что большинство людей были бы гораздо счастливее, если бы больше доверяли друг другу?

а) думаю, что да;

б) я не уверен(а);

в) по-моему, счастье не в этом.

6. Как ты считаешь, у тебя есть качества, которыми ты гордишься, но которые так и не оценили твои друзья?

а) сомневаюсь;

б) мне такая мысль никогда не приходила в голову;

в) уверен(а), что есть.

7. Ты знаешь, что у друга (подруги) случилась неприятность, и он(а) скорее всего позвонит и попросит тебя помочь. Ты…

а) не стану дожидаться и позвоню сам(а);

б) посочувствую по телефону;

в) попрошу родителей сказать, что меня нет дома.

 

- Теперь посчитайте сумму набранных баллов. Если вы набрали:

0-20. А зачем тебе друзья? Тебе и без них неплохо. Что хочешь, то и делаешь, никаких обязательств перед человеком, с которым дружишь…Задумайся: а тебе никогда не бывает одиноко в глубине души? Всё-таки в одиночку трудно прожить на свете.

21-33. С тобой интересно и приятно общаться. О том, чтобы заполучить тебя в число лучших друзей, мечтают многие. У тебя есть замечательное качество- надёжность; ты никогда не подведёшь в трудную минуту. Словом, ты действительно умеешь дружить, и твоим друзьям можно позавидовать.

34-48. Для тебя дружба- это всё или почти всё. Ты мучаешься, когда тебе подолгу

приходится не видеться с человеком, которого считаешь другом (подругой). Ради этого человека ты готов(а) отодвинуть свои интересы в сторону, но при этом требуешь

того же взамен. Наверное, это идеалистический взгляд на дружбу. Попытайся спуститься с небес на землю!

- Каждый услышал свой результат. Полезно осознать «какой я». «Дружба - это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна не для того, чтобы заполнить время, а для того, чтобы утвердить в самом себе добро».

б) Групповая работа.

- Нужно уметь отличать настоящую дружбу от приятельских отношений. Кто настоящий друг, а кто только им притворяется, в своих личных целях. Философы и мудрецы оставили много высказываний о дружбе. Но самые меткие, точные высказывания придумал народ. Какие пословицы о дружбе вы знаете? Для этого разделимся на группы. Запишите пословицы на листочках. (Проводим конкурс пословиц о дружбе). 

- В дружбе нередко происходят ссоры. В стихотворении Расула Гамзатова

«Берегите друзей» есть строки:

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный,

Изливать покуда не спеши.

- Ребята, вот вам задание. Я буду давать вам проблемные ситуации, а вы должны будете разыграть сценку и подобрать к каждой ситуации пословицу о дружбе.

Ситуация№1.

Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор.

Ситуация№2

Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку.

Ситуация№3

Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок.

Ситуация №4

Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получил ты. Твои действия.

Ситуация№5

Проводятся лыжные соревнования. У тебя очень хороший результат. Ты можешь стать призером. Но вот ты догоняешь друга, у которого сломалось крепление. Твои действия?

- Теперь я предлагаю вам разделиться на две группы, но уже по другому принципу. В первую я приглашаю ребят, у которых ещё нет настоящего друга или сомневаются в них. Ваша задача рассказать о своих самых лучших качествах. Вторая группа вырабатывает правила дружбы.

Каждый индивидуально выполняет тест. После выполнения слушают результаты.

Работают в группах, вспоминают пословицы о дружбе. Затем каждый член двух групп выбирает себе пословицу и объясняет её.

Готовятся к микро-сценкам (готовят текст, элементы одежды, думают над поведением).

Показывают сценки, обсуждают и делают вывод по каждой.

Пословицы к сценкам:

1. Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть»

2. Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».

3. Подарок не приму и скажу «Друга за деньги не купишь».

4. «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось».

5. «Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает»

Каждый ученик из первой группы рассказывает свои лучшие качества, в это время ученики из второй группы формулируют и записывают правила дружбы на ватмане, который висит на доске.

Правила дружбы:

-Помогать друг другу.

-Не помнить долго обиду.

-Делиться друг с другом.

- Не мелочиться.

-Доверять друг другу.

-Защищать друг друга.

- Быть терпимым.

-Быть доброжелательным.

- Уметь прощать.

- Быть сдержанным.

- Не завидовать.

- Быть честным.

- Быть преданным.

Личностные: умение индивидуально работать, отвечать на конкретно поставленные вопросы.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Личностные: умение слушать одноклассников, работать в группе, умение примерять на себя разные социальные роли

Регулятивные: планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей, Познавательные: построение рассуждения, умение чётко формулировать свою мысль.

Коммуникативные: контролирование действий партнера, выдвижение аргументов в защиту собственного мнения, выступление перед аудиторией.

Подведение итогов урока. (7 мин.)

- Наш классный час подходит к концу. Вы хорошо поработали.  Какое впечатление он произвёл на вас? Понравился ли? Что понравилось, а что нет?

- Давайте сейчас на ватмане, где мы записали правила дружбы, все вместе нарисуем эмблему дружбы.

ЗВУЧИТ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ «ДРУЖАТ ДЕТИ ВСЕЙ ЗЕМЛИ».

Все вместе рисуют на ватмане эмблему дружбы. ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ В КРУГУ, ДЕРЖАТСЯ ЗА РУКИ.

Личностные: применять правила дружбы на практике.

Познавательные: установление взаимосвязи между объемом приобретенных знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группе с учётом учебных задач.

Используемая литература:

  1. Гасаналиева З.М. Организация и проведение тематических классных часов. Методическое пособие.
  2. Михайлина М.Ю. Классные часы. 5 – 6 класс. ФГОС
  3. Григоренко Ю. Н., Кострецова У. Ю. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе

Интернет – источники:

1. Пособие для классного руководителя URL: https://infourok.ru/posobie-dlya-kl-rukovoditelya-kak-razrabotat-kl-chas-3226534.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Истинные и ложные высказывания"

Обеспечить в ходе урока повторение, закрепление и контроль усвоения следующих основных понятий: логика, понятие, суждение (высказывание), значение истинности суждений, частные и общие суждения....

Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». ». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа.

Коспект урока . Материал,предусматривающий подробную аналитическую работу с текстом, подготавливающию к написанию сочинения....

Истинные и ложные недостатки тестового контроля

Преимущества тестового контроля  по сравнению с другими способа ми аттестации (устный экзамен, письменная контрольная работа и т. д.) хорошо известны.      К главны...

Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н. Толстого (по роману "Война и мир") Конспект урока литературы

В ходе урока-исследования решались вопросы:Где определяется исход сражения (в штабе или на поле битвы)?Почему русские войска победили при Шенграбене и потерпели поражение при Аустерлице?Какова роль ан...

Презентация к уроку в 10 классе "Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н. Толстого (по роману "Война и мир")

Презентация содержит слайды с целями исследования, карту военных действий в 1805 - 1807 гг., таблицу с заданием сравнить Аустерлицкое и Шенграбенское сражения....

Классный час "Ценности современного мира: истинные или ложные?"

Классный час направлен на духовно-нравственное развитие учащихся. Через ироничные, а иногда саркастичные иллюстрации современных художников показана ложность ценностных ориентаций современного мира....