Первый этап Регионального конкурса педагогического мастерства «Воспитать человека-2023»
классный час (7 класс)

Кужугет Жанна Октябрьевна

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_.docx111.32 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 7- «В» классе

 «Мечта, цели и возможности при выборе профессии».

Если вы удачно выберете труд и вложите в

него свою душу, то счастье само вас отыщет.

Константин Дмитриевич Ушинский.

Истинное сокровище для людей - умение трудиться.

Эзоп.

Цель:     - содействовать личностному и профессиональному самоопределению;              

            - помочь выявить способности к определённому виду деятельности;

              - побуждать к самостоятельному выбору профессии;

Задачи:   - актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся;

      - расширить знания учащихся о мире профессионального труда, создать положительную мотивацию выбора учебной практики, повысить информационную и коммуникационную компетентность учащихся.

Оборудование: рисунки детей «Моя будущая профессия», раздаточный материал, цветные карандаши.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Перед вами  корзина с овощами. Перед началом игры, мне бы хотелось, чтобы вы объяснили свое настроение выбором  того или иного предмета. От каждой группы приглашаются представители.

Прежде чем начать наш классный час, я предлагаю на минутку задуматься, что значит жизнь человека без работы, без труда. Представьте себе, что и дома, и на работе никто ничего не делает, все отдыхают на заводах и в школе, в больнице и в магазине. 
- Что будет, если решит отдохнуть строитель? 
Дети: - Не будет домов, и людям негде будет жить, а на улице они заболеют, замерзнут. 
Учитель: не вышли на работу врачи? (все заболеют и некому будет помочь)
Учитель: - Правильно ребята. Жизнь не возможна без труда.
 Ребята, мы проводим классный час "Моя будущая профессия". Сегодня в мире существует более 10 тыс. профессий, а включая специальности, специализации, квалификации - свыше 40 тысяч. Действительно, целое море возможностей и вариантов. Оказывается, и в нашем маленьком поселке- существует около 100 профессий и специальностей.        

   Трудно ориентироваться в современном мире профессий, но мы всё-таки попробуем.              

  1. Мотивация деятельности (вызов ассоциаций)

Давайте закроем глаза и, прислушиваясь к своим желаниям, представим  свое профессиональное будущее.              (даётся  минута)

- А теперь давайте делимся своими впечатлениями. Каким вы себя увидели? Кем бы вы  хотели стать? Какая профессия мелькнула у вас на глазах?

(участники делятся своими впечатлениями)
- Нам стало ясно,  что вот эта мысль, которая у вас мелькнула в голове –  является
мечтой.  У  каждого человека есть своя мечта, которую

предстоит достичь.

  1. Практическая часть (работа с понятиями: мечта, цели, возможности)

- А что такое мечта? Давайте посмотрим значение слова по толковому словарю Ожегова.

Работа со словарем

МЕЧТА, - Ы., ж.р. 1. Нечто,  созданное воображением, мысленно представляемое.  Например: М. о счастье. М. сбылась. 2. Предмет желаний, стремлений. Например: М. всей жизни. 3. Мечта в значении сказ. Напр.: М. о чем-нибудь, о хорошем.  

-Что значит мечтать? Давайте даем характеристику слову – МЕЧТА.

 -   играть воображением, думать, представлять себе то, чего нет в настоящем; задумываться  о приятном. Мечта – это определенное чувство желания чего-то конкретного, ради чего человек готов начать действовать,  чтоб достичь.  Мечта – это наши мысли-желания, которые кажутся нам недоступными и невозможными, но на первый взгляд.

А теперь  послушаем  небольшую притчу про мечту. 

Один пилот летел над Калифорнией. И он сказал своему другу:

-  Взгляни вниз на это прекрасное озеро. Я родился неподалёку от него, вон там моя деревня.

Он указал на маленькую деревушку неподалёку от озера и сказал:

-  Я родился там. Ребёнком я часто сидел у озера и ловил рыбу. Рыбная ловля была моим любимым занятием. Но в то время, когда я был ребёнком, ловящим рыбу в озере, в небе всегда летали самолёты. Они пролетали над моей головой, и я мечтал о том дне, когда я смогу сам стать пилотом и управлять самолётом. Это было моей единственной мечтой. Теперь она исполнилась. И теперь я каждый раз смотрю вниз на это озеро и мечтаю о том времени, когда я уйду на пенсию и снова отправлюсь ловить рыбу. Ведь моё озеро так прекрасно…

        Мораль: мечта пусть и недостижима, но исполнима.

-перед вами лежат листочки, под цифрами 1  напишите вашу мечту:

Кем вы хотите стать?

         А теперь:  СТИВ ДЖОБС ВСЕГДА ЛЮБИЛ КОМПЬЮТЕРЫ И ЕМУ НРАВИЛОСЬ ВЫСТУПАТЬ ПЕРЕД ПУБЛИКОЙ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ОН СТАЛ ОСНОВАТЕЛЕМ И ЛИЦОМ КОМПАНИИ – APPLE.

        ОПРА УИНФИ ВСЕГДА МЕЧТАЛА БЫТЬ ВЕДУЩЕЙ И ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ, А СЕЙЧАС ОНА  ЯВЛЯЕТСЯ САМОЙ  ИЗВЕСТНОЙ ТЕЛЕВЕДУЩЕЙ. – Вот у этих людей мечты уже сбылись. А что нам нужно, чтобы и наши  мечты сбывались?   -   цель, цели в жизни, жизненная цель.  

         И в этом отношении вы должны понимать, что ваша жизненная цель связана с тем, что вам нравится. 

Что вам нравится? Чем вам нравится заниматься, что приносит радость и удовольствие, чтоб вы могли делать сутками, и не уставать от этого. Из этих вопросов у нас должна сформироваться  - цель нашей жизни.

Из словаря Ожегова:

ЦЕЛЬ - и – 1. место, в которое надо попасть при стрельбе или метании Пример: Попасть в ц. (также перен.: сказать или сделать что-н. точно, верно, именно так, как надо). Самолеты вышли на ц. Воздушная ц. Движущаяся ц. Бить в ц. или мимо цели (также перен. : поступать, говорить точно, верно, именно так, как надо или, напротив, не так, как нужно, без пользы).

2.  предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить

Пример: Его ц.- учиться. Ставить себе что-н. целью. Благородная ц. Достичь цели. Иметь целью что-н.

А теперь в тех же листочках напишите вашу цель,   для достижения вашей мечты под цифрой   2.    Какова ваша цель, чтобы осуществить   мечту?

Физминутка

(Работа телом: учитель говорит профессии, учащиеся жестами показывают)

Хорошо. Чтобы осознанно определиться при выборе профессии, мы должны ориентироваться  вокруг трех глаголов.  ХОЧУ, МОГУ, НАДО.

«Хочу» - (интересы и склонности, мечты, цели).

«Могу» - (способности и талант, состояние здоровья, возможности).

«Надо» – (это потребности рынка труда)

Мы уже определились с глаголом «ХОЧУ», у нас есть мечты и цели.

Чтобы определиться с глаголом «МОГУ», мы должны ориентироваться  здоровьем и возможных оценок  от выпускных экзаменов. Если я успешно сдам экзамен по какому-либо определенному предмету, куда могу в последующем поступить.

Итак, у нас осталось слово – ВОЗМОЖНОСТИ. (Здоровья и оценок, талант).

Давайте определим  свои возможности, написав под цифрой 3 на листочках.

У нас уже заполненные листы, но явно чего-то не хватает.  Да, это рассмотрение глагола «НАДО» (потребности рынка труда). Что это значит, давайте послушаем еще одну историю:  

«Некий  молодой человек, который живет в Белоруссии, хочет быть сборщиком кокосовых орехов. Он действительно хочет этого, и к тому же, обладает известной ловкостью и силой, чтобы лазать по пальмам. Но пальмы не растут в Беларусси и, соответственно, наш молодой человек не найдет себе применения в качестве сборщика кокосов.

Чтобы определиться,  я вам покажу названия нескольких профессий, которые очень актуальны для России и для нашей Республики. Посмотрите внимательно на ваши листочки и выберите для себя наиболее подходящую профессию и напишите на ваших листочках по цифрой 4.

врач,  хирург,  фельдшер, преподаватель, психолог, экономист, менеджер, продавец, официант, агент по рекламе, экспедитор, юрист, следователь, инспектор ГАИ, газоэлектросварщик, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, технолог,  переводчик, программист, бухгалтер, специалист по маркетингу, геодезист, налоговый инспектор, журналист, художник, модельер, ювелир, дизайнер, архитектор, парикмахер, мастер по педикюру и маникюру, актер,  геолог, эколог, судья, офицеры др.

Если в этом списке отсутствует  та профессия, которую вы хотите  выбрать, то это не беда. Напишите вашу профессию.

Задание 2.  «Закончи предложение»

Сейчас каждая команда получит карточку с пятью предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.

  1. Люди работают ради…
  2. Настоящий труд – это…
  3. При выборе профессии люди часто не учитывают…
  4. В любом профессиональном труде самое важное…
  5. Счастье – это…

Пока дети заканчивают предложения, учитель вывешивает тексты этих предложений на доску с чистым листом для ответов, которые будут записываться за ребятами.

(Записали, зачитали).

Учитель: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.

1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".
2. 
Настоящий труд – это самоотдача и творчество.
3. 
При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.                                                                                                                                          А. Хочу - своё желание.
Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.
В. Надо - потребности рынка труда.

4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.

Учитель: Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком. Ребята, каждая профессия, как и всякое живое явление, имеет свойства стареть, исчезать, получать новое содержание. Если сейчас мы о профессиях узнаем из интернета, то совсем недавно о них мы могли узнать из книг и журналов. – Слово библиотекарю.

 Сейчас пришло время для нового задания.

Задание 3. «В далёкое прошлое»-помощь родителей.

 Сейчас вы получите карточки с заданием, где необходимо назвать профессии, которые:

А) почти или совершенно исчезли;
Б) появились только в XX веке;
В) появятся в будущем.

Ребята совещаются, дают свои названия и варианты профессий.

Для справки:

А) ушедшие в прошлое профессии: кучер, фонарщик, пряха, прачка, ямщик, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец и т.д.;

Б) программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь - референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист - машинист широкого профиля, лётчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтёр и т.д.;

В) профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т.д.

Учитель: Ребята, хорошо, если рядом с вами находится человек, который может помочь в трудную минуту, а также и посоветовать в выборе профессии.

Слово родителям о профессии.

 А вот представьте себе, что вы – современные люди XXI века – попадаете на … остров!

Задание 4. « Остров  надежды»

На этом острове есть все условия для жизни: пресная вода, рыба в реках, птицы и звери в лесах, фруктовые деревья… А у вас, совершенно случайно, оказались семена подсолнечника и гороха, пшеницы и моркови, а также топор, пила, молоток, моток верёвки… Короче, что-то среднее между островом Робинзона Крузо из книги Даниэля Дефо и таинственным островом капитана Немо из книги Жюля Верна…Ваша задача: Каждая команда составляет список из 10 видов профессиональной деятельности, которые являются самыми необходимыми, на ваш взгляд, для того, чтобы выжить на необитаемом острове. Время!

(На доске на лист бумаги записываем итоговый выбор 10 профессий).

Учитель: Посмотрите, ребята, сколько профессий необходимо освоить, чтобы выжить человеку. А знаете ли вы, сколько должно потрудиться людей, чтобы мы смогли прочитать книгу, включить свет, сесть на стул?.. А сколько людей приняли участие в том, чтобы мы смогли обуться? Одеться? Посмотрите, оказывается, каждый человек, внося свою посильную лепту в общий труд, в итоге работает не только для других людей, но и на себя тоже. А, может быть, наоборот, работая на себя, в итоге получается, что результат труда - для всех людей.

- Путь к  научным открытиям  очень интересен и труден. Не все могут стать великими учеными. Но на свете есть много различных профессий, которые также приносят пользу в обществе.

Необычные профессии

- Ребята, но есть очень редкие и необычные профессии.

Гринкипер – если делать дословный перевод с английского языка - greenkeeper, то эта профессия означает «хранитель зелени». В обязанности этого специалиста входит поддержание в должном состоянии спортивных газонов, которые используются для игры в регби, бейсбол или футбол.

Дегустатор корма для животных

Для контроля качества и безопасности специализированное питание для животных проходит дегустацию человеком. В год за рубежом на такой работе можно заработать до 24,5 тысяч долларов. Важно обладать развитыми вкусовыми рецепторами, готовностью проверять такие продукты и высшим образованием в сферах ветеринарии, биологии или пищевой промышленности.

Палеонтолог – очень редкая профессия и несколько «не от мира сего». Многие выдающиеся палеонтологи, вероятно, вполне комфортно чувствовали бы себя в болотах девонского периода или в хвойных лесах – карбонового. Кстати, самыми древними палеонтологами можно назвать китайских умельцев, еще три тысячи лет тому назад они добывали кости и зубы окаменелых динозавров и считали свои находки доказательством существования драконов.

Пастижер – от французского postiche, т.е. накладные волосы – тот, кто изготавливает парики, бакенбарды, усы, бороды, косы, ресницы. Чаще всего этот человек выполняет всю свою работу на заказ. Иногда работу пастижером совмещают с гримированием. Осериватель – то, кто управляет станком, который наносит серу на спички. Эта профессия существует на заводах по производству спичек. Звучит несколько неблагозвучно, но что поделаешь. В последнее время эта профессия относится к отряду «вымирающих», в связи с появлением зажигалок.

Плакальщица. Работать придется в сфере ритуальных услуг. У сотрудников должна быть высокая психологическая готовность к такой работе. В час заработок составляет до 30 долларов.

Учитель серфинга для собак. За рубежом серфингу обучают не только людей, но и их питомцев. Важным требованием к кандидату на эту должность является наличие у того высшего образования в области зоопсихологии и ветеринарии.

Трамбовщик – это очень молодая профессия – она появилась с развитием метро и возросшим потоком пассажиров. В обязанность этого специалиста входит помощь людям при вхождении в переполненный вагон метро. В Москве этих профессионалов еще нет, зато на востоке, особенно в Японии, обладателей этой профессии немало, кстати, на Украине, в столице – в Киеве трамбовщики уже стали осваиваться. Отличительная особенность японских трамбовщиков – белоснежные перчатки :)

Переворачиватель пингвинов – специалисты этой сферы живут только Антарктике около аэродрома. Напрасно вы думаете, что птичек идет переворачивать тот, кто вытянул короткую соломинку, тут все серьезно. Сами пингвины никогда не падают на спину – только на живот, но так как эти животные очень любопытны, то они любят прогуливаться около аэродрома. Естественно, что когда пролетает вертолет, то они задирают вверх голову и, не удерживая равновесие, шлепаются на спину. Встать они, бедняжки, уже не смогут, поэтому их надо переворачивать.

Оператор для определения пола цыплят – очень важная профессия, заключающаяся в определении пола птенцов в момент, когда их возраст составляет 1 сутки, т.к. от этого зависит рацион птичек, а также условия их выращивания.

(Слайд 17) Капсула времени.

Ребятам, предлагается записать какую профессию они бы хотели получить, кем бы хотели стать в будущем. В последующем записи помещаются в конверт и запечатываются, передаются классному руководителю, с датой открытия через 5 лет.

Песня группы «Непоседы»  «Быть человеком»

Я надеюсь, что мы с вами на сегодняшнем занятии убедились в том, что Наука-это сила! И мы должны сказать спасибо научному прогрессу, должны сами стремиться внести свой вклад в развитие отечественной науки и техники. За вами будущее!

Учитель: Ребята, наш классный час подошёл к концу.

Подводя итог классного часа, хочу, чтобы каждый из вас написал профессию с которой хотел бы связать  свою жизнь и почему.

Спасибо, ребята! Всего доброго, до свидания!

Приложение 1

 "Закончить предложения":

  1. Люди работают ради…

  1. Настоящий труд – это…

  1. При выборе профессии люди часто не учитывают…

  1. В любом профессиональном труде самое важное…

  1. Счастье – это…

Приложение 2

А) почти или совершенно исчезли:


Б) появились только в XX веке:


В) появятся в будущем:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы на конкурс педагогического мастерства "Учитель года 2017" в номинации "Воспитать человека"

В материалах представлено описание воспитательной программы "Воспитание всестороннеразвитой личности через органы самоуправления школы"...

Приказ МОиН РТ "Об итогах регионального этапа Всероссийского конкурса педагогического мастерства "Мой лучший урок" по естественно-научному направлению в 2021-2022 учебном году "

Приказ МОиН РТ "Об итогах регионального этапа Всероссийского конкурса  педагогического мастерства "Мой лучший урок" по естественно-научному направлению  в 2021-2022 учебном го...

Первый этап Регионального конкурса педагогического мастерства «Воспитать человека-2023»

Описание опыта новых форм воспитательных практик «Мой лучший классный час"...

Об утверждении состава экспертнои комиссии регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди педагогических работников, осуществляющих обучение детей по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культу

Состав экспертной комиссии регионального этапаВсероссийского конкурса профессионального мастерства среди педагогических работников, осуществляющих обучение детей по дополнительным общеобразовательным ...