ЭКСКУРСИИ, ЭКСПЕДИЦИИ, ПОХОДЫ
материал

Пантелеева Кристина Евгеньевна

ЭКСКУРСИИ, ЭКСПЕДИЦИИ, ПОХОДЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursii_pohody.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКСКУРСИИ, ЭКСПЕДИЦИИ, ПОХОДЫ

Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» является вариативным модулем программы воспитания. А это значит, что школе включать его в свою рабочую программу воспитания совсем не обязательно. Когда же имеет смысл это делать, а когда – нет? Попробуем разобраться.

Описываемая в этом модуле сфера совместной деятельности детей и взрослых может быть организована школой в самых различных формах: в форме регулярных кружковых занятий, в форме проводимых время от времени экскурсий, в форме походов выходного дня, многодневных оздоровительных походов, спортивных категорийных походов, краеведческих, экологических, фольклорных экспедиций, полевых лагерей, турслетов, соревнований и т.п. Если таких форм в вашей школе набирается большое разнообразие, то имеет смысл описать их в данном модуле.

Если же их немного, то их можно легко включить в другие модули рабочей программы. Например, в модуль «Курсы внеурочной деятельности», если в школе существует только лишь туристско-краеведческий кружок или секция спортивного туризма. Или в модуль «Классное руководство», если экскурсии в школе проводятся преимущественно классными руководителями, а другие педагоги в этом почти не участвуют. Но если все же данная сфера деятельности в вашей школе разнообразна, если ею охвачено большое количество школьников и педагогов – лучше посвятить ей отдельный модуль. Об этом мы и будем говорить далее.

Продумываем цели

Походы, экскурсии, экспедиции, выходы на природу – все это распространенные формы совместной деятельности педагога и школьников, которые при умелой их организации могут стать формами воспитания. Туризм (экскурсионный, экологический, спортивный) обладает огромным воспитательным потенциалом: он приучает детей к самостоятельности; сдерживает развитие их инфантилизма; учит брать на себя ответственность за общее дело, бережному отношению к родной природе и культуре, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки самообслуживающего труда.

Здесь педагоги могут достигать самых разных целей, представленных в примерной программе воспитания. Они могут способствовать усвоению школьниками знаний основных социальных норм. Эти знания ребенок получает уже тогда, когда только начинает включаться в туристско-экскурсионную деятельность: он постигает этику поведения в общественных местах; знакомится с правилами поведения человека в лесу, в горах, на реке; осваивает принятые в обществе нормы отношения к памятникам истории и культуры; узнает о рисках и угрозах нарушения этих норм, об особенностях взаимоотношений в коллективе, об основах организации коллективной творческой деятельности, правилах общения с незнакомыми людьми, способах ориентирования на местности, а иногда – и об элементарных навыках выживания в природе.

Они могут способствовать развитию позитивных отношений школьников к базовым общественным ценностям. Например, к родному Отечеству – его истории, культуре, природе, населению; к труду; к спорту и физкультуре; к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Они могут способствовать и приобретению школьниками опыта осуществления социально значимых дел, опыта применения на практике сформированных знаний и отношений. Это может быть опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыт управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей; опыта волонтерской деятельности, помощи другим людям.

Занимаемся подготовкой

Начнем с планирования предстоящей экскурсии, экспедиции или похода. Это планирование может быть осуществлено самим учителем (например, если это экскурсия в рамках школьной учебной программы по литературе). Иногда планированием занимается педагог вместе с родителями (например, во время планирования классным руководителем работы с классом на ближайшую четверть или учебный год). Но бывает и так, что выездное мероприятие планируется педагогом совместно с детьми: они вместе приходят к решению о его необходимости, вместе определяют его место, тематику и время проведения. В этом случае возможности общения педагога с детьми на интересные им обоим темы расширяются, а следовательно – расширяются и возможности для воспитания.

Здесь можно использовать, к примеру, такой прием: предложить каждому ребенку (или небольшим группам детей) подготовить к классному часу двухминутную рекламу или презентацию похода, экспедиции или экскурсии, в которой ему (или им) хотелось бы принять участие вместе с классом. Конечно, при этом необходимо оговорить правила такой презентации. И после того, как все представления будут выслушаны, останется только выбрать те выездные мероприятия, в которых можно поучаствовать и которые будут интересны всем или хотя бы большей части школьников.

Можно к такому планированию подключить и родителей – предложить им сделать 10-20 листовок с описанием разных экскурсий. А затем, поделив класс на микрогруппы, предложить каждой презентовать всему классу 1-2 лучшие, на их взгляд, экскурсионные программы.

После того как экскурсии, экспедиции или походы запланированы, предстоит их подготовка. Для этого педагогу можно использовать алгоритм проведения коллективного творческого дела, когда для подготовки выездного мероприятия специально создается Совет дела. Совет дела определяет задачи и распределяет их между детьми или их группами, а те их реализуют. Если школьники вместе с педагогом запланировали много разных дел в течение года, то организацию конкретной экскурсии или похода может взять на себя какая-то одна группа школьников. Детям (особенно старшим) вполне по силам разработать маршрут, продумать варианты использования транспорта, предусмотреть перекусы во время экскурсии или составить меню на несколько дней похода. Школьники могут позаботиться и о предстоящем фоторепортаже, интервью с экскурсоводом, выпуске

газеты или подготовке презентации по окончании намеченного дела. Задача педагога на этом этапе – поддерживать интерес ребят к предстоящей экскурсии или походу и не позволять затягивать подготовку к ним.

Проводим инструктаж

Любая экскурсия, экспедиция, поход обычно предваряются вводным инструктажем. Из него также можно извлечь воспитательный потенциал, если не превращать его в формальное знакомство с правилами поведения.

Какую информацию должны получить школьники перед выходом из школы? Конечно, в первую очередь, это должна быть информация о технике безопасности. Подробно говорить здесь об этом вряд ли имеет смысл, так как каждый педагог хорошо знает, о чем в этом случае следует проинструктировать детей и сопровождающих их родителей. Главное правило, которое обязательно должны усвоить дети, таково: за безопасность детей в походе отвечают взрослые, а потому все их указания относительно техники безопасности должны исполняться строго и безоговорочно!

Кроме инструктажа по технике безопасности есть необходимость провести и специальный инструктаж, касающийся особых неписанных правил и специфических форм поведения в походе, экспедиции или на экскурсии. Здесь можно поговорить, например:

О равенстве. В походе или экспедиции все принадлежит всем и все делится поровну. Осуждаются «индивидуальные домашние пайки» или «междусобойчики». Зато поощряются неучтенные «заначки», припрятанные в собственном рюкзаке для всех.

О мальчиках и девочках. Рюкзаки девочек должны быть на порядок легче мальчишечьих. Основной груз общественного снаряжения должна взять на себя мужская часть группы. Приветствуется оказание помощи девочкам в облегчении их рюкзаков, в преодолении трудных участков пути, а также моральная их поддержка. То же самое касается и помощи младшим членам туристской группы.

О чистоте. Приветствуется благоустройство и поддержание чистоты всех посещаемых природных и культурных объектов. Было бы хорошо не просто следить за собственной чистоплотностью, но и, по возможности, убирать чужой мусор – расчищать туристские стоянки, парки, родники, берега рек.

О природе. Исключается вырубка для туристских нужд живых деревьев – использовать можно только хворост и сухостой. Походный костер следует стараться разводить так, чтобы не повредить корни и ветви близлежащих деревьев и кустарников.

О языке. Приветствуется красивая и правильная речь. Ругань, грубость, пошлость – крайне нежелательны. Вступать в конфликты с местными жителями, отвечать грубостью на грубость с их стороны, вести себя вызывающе запрещается.

О передвижении. На маршруте группа передвигается компактно, отрыв вперед или отставание от группы не разрешается. Тот, кто чувствует, что не в силах поддерживать заданный темп движения, должен сообщить об этом дежурному командиру группы или кому-то из взрослых.

В этих правилах воплощены важные общественные ценности: человек, природа, культура. За каждым из этих правил стоит то или иное социально значимое отношение: туриста – к природе, собеседника – к собеседнику, старшего товарища – к младшему, мальчика – к девочке. Предъявление школьникам этих неписаных правил имеет особое значение в воспитании. Рано или поздно они могут стать традицией, которую сами же школьники и будут поддерживать. Эти правила могут укорениться в детской группе. «Старички» (более опытные туристы) станут предъявлять эти правила начинающим. А те, в свою очередь, желая идентифицировать себя с более взрослыми и авторитетными в их глазах школьниками, естественным образом станут воспроизводить правила в своем собственном поведении. Главное условие здесь – взрослый должен сам последовательно воспроизводить эти неписанные правила в собственном поведении и личным примером побуждать к этому детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поход – экскурсия в природу

Поход-экскурсия в природу – это одна из форм работы педагога, где она учит детей жить в гармонии с природой, беречь красоту родного края, общению в коллективе, взаимопомощи. Разработка полезна воспит...

Поход – экскурсия в природу

Поход-экскурсия в природу – это одна из форм работы педагога, где она учит детей жить в гармонии с природой, беречь красоту родного края, общению в коллективе, взаимопомощи. Разработка полезна воспит...

РОЛЬ ЭКСКУРСИЙ И ЭКСПЕДИЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УБЕЖДЕНИЙ

Данный доклад содержит химико-экологический материал по внеклассной работе учащихся МОАУ СОШ №3 города Шимановска.В 2006 году ребята побывали на экскурсиях и экспедициях в разных интересных и зн...

Авторская программа. Рекомендации в помощь ответственному за туристско-краеведческие экспедиции: «Маршруты однодневных походов, многодневных поисково-исследовательских экспедиций со школьниками»

Очень много сказано о пользе совершения походов и о трудностях, с которыми связана для учителя в школе их подготовка.Поэтому данные рекомендации не ставят целью агитировать за совершение походов. Напи...

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ, ЭКСПЕДИЦИЙ И ЭКСКУРСИЙ (ПУТЕШЕСТВИЙ) С УЧАЩИМИСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ

Настоящая Инструкция определяет порядок проведения туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) учащихся общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанников детских домов и ш...

Журнал инструктажа обучающихся по технике безопасности при организации и проведении туристических походов, экспедиций и экскурсий, поездок

Журнал инструктажа обучающихся по технике безопасности при организации и проведении туристических походов, экспедиций и экскурсий, поездок...