Разговор о важном Прорыв блокады Ленинграда
план-конспект занятия (9 класс)

Вакун Алина Николаевна

Методический материал для педагогов в рамках Всероссийского видеомарафона внеурочных занятий "Разговоры о важном" Разработка одного из уроков Разговора о важном по теме "Прорыв блокады Ленинграда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proryv_blokady_leningrada.pptx674.08 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сегодняшний наш разговор мы посвятим важной, но очень печальной теме. В эти январские дни наша страна вспоминает страшные события, произошедшие в годы Великой Отечественной войны – блокаду Ленинграда (так в те далекие годы назывался Санкт-Петербург). Окруженный со всех сторон город пытался выжить – просто выжить, физически, почти без еды, почти без электричества, порой без тепла в самый лютый мороз, под постоянными обстрелами мирных жителей. И это на протяжении почти 900 дней. Лишь 18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано (в этом году в январе исполняется 80 лет с даты прорыва блокады). Окончательно блокада была снята еще через год - 27 января 1944-го.

Слайд 3

Демонстрация видеоролика Лучше всего о блокаде говорят даже не слова, не стихи или песни, ни фильмы, а кадры кинохроники той трагедии. Давайте тихонечко их вместе посмотрим.

Слайд 4

Ленинград был взят в кольцо блокады 8 сентября 1941 года, то есть в самом начале учебного года. Ч асть школ продолжала работать. В первый год блокады в городе работали 39 школ. На следующий год открылась уже 91 школа. Учитель в блокадном городе имел два плана урока: один – для работы в нормальных условиях, а другой – на случай артобстрела или бомбежки. На обложке тетради дети записывали номер школы и номер бомбоубежища, в котором проходили занятия. П олуголодные учителя вели уроки для полуголодных детей в холодных классах или даже в бомбоубежищах. Учителя тем самым помогали детям находить в себе силы противостоять отчаянию, хранить надежду на снятие блокады, оставаться людьми. В блокадном Ленинграде продолжали работать не только школы, но и театры, музеи, библиотеки, спортивные арены, концертные залы. Проходили настоящие футбольные матчи, на стадионе собирались болельщики ленинградского «Динамо» и команды Н-ского завода (так в военное время называли Ленинградский металлический завод – по сути, это была команда «Зенит»). В том матче динамовцы одержали победу со счетом 6:0!

Слайд 5

Вы наверняка знаете о концерте, на котором была исполнена 7-я (Ленинградская) симфония Шостаковича, написанная в первые недели войны – мы с вами говорили о ней не так давно на занятии, посвященном Дню музыки. Многих музыкантов оркестра искали в госпиталях. От худобы некоторые музыканты не могли сидеть и репетировали стоя. Симфония прозвучала под защитой огня советской артиллерии, чтобы за время концерта на Ленинград не упала ни одна немецкая бомба. Город старался жить своей обычной жизнью – «города живых», что бы ни говорила фашистская пропаганда!

Слайд 6

Людям помогло выжить в блокадном городе: • Забота о близких (детях, стариках, больных) – это дает человеку дополнительные силы и позволяет выжить самому; другими словами - когда у человека есть тот, ради которого он живет, ответственность за которого он чувствует сам, это помогает ему выжить самому • Т ворчеством – они также дают человеку дополнительные силы и позволяют выжить. Например, один ленинградский профессор в подвале института устраивал со своими коллегами научные дискуссии, а во время исполнения симфонии Д. Шостаковича зал ленинградской филармонии был заполнен на 100% - видимо, люди ощущали, что все это их спасает, заставляет отвлечься от происходящего вокруг ужаса блокады. •Выполнение какой-то работы – те блокадники, кто предпочитал оставаться дома в постели, умирали чаще, чем те, кто из последних сил заставлял себя встать и пойти что-то делать; «движение – жизнь» в прямом смысле этого слова.

Слайд 7

• Д невника – так, 14-летний школьник Дима Бучкин в дни блокады вел такой дневник в блокноте, подаренном ему отцом. Впоследствии он вспоминал: «Отец подарил мне этот блокнот со словами: «Фиксируй всё, что видишь. Кто, Димка, если не мы?» Наверное, отчасти это занятие спасало меня, отвлекая от постоянного чувства голода». • Взаимоподдержка – поддерживающие слова, оптимизм, надежды на лучшее, которые люди демонстрировали, вселяли оптимизм и в других, не давали чувству безысходности завладеть мыслями и телом человека. • Ожидание справедливого возмездия мучителям – это также давало людям силы жить дальше, ради правды, ради торжества справедливости.

Слайд 8

Вы наверняка слышали, что ленинградцы получали ежедневную норму хлеба – 125 граммов. Действительно, в самое тяжелое время – в конце 1941 года столько хлеба выдавали людям по карточкам. Тем, кто работал на заводах, побольше, а служащим, детям, старикам – именно те самые 125 граммов в день. Других продуктов почти не было, пока не открыли «Дорогу жизни». Я хочу вам показать небольшой ролик про этот хлеб. Почему он был таким маленьким? Ответ на этот вопрос мы найдем в видеофильме. Демонстрация видеоролика

Слайд 9

Трудно понять, как люди могли жить в таких условиях, особенно тяжелыми были зимы 1941-1943 годов. После прорыва блокады жизнь города постепенно налаживалась: появлялись продукты, постепенно уменьшались обстрелы. Прорыв блокады Ленинграда стал одним из важнейших событий, связанных с переломом в Великой Отечественной войне. Подвиги во время Великой Отечественной войны были разными. Труженики тыла работали по 12-14 часов на заводах под девизом «Все для фронта, все для Победы». Были и те, кто не сдавался даже в занятых фашистами городах. Так появились подпольные организации, одна из них – в городе Краснодоне, это были совсем молодые ребята из «Молодой гвардии». Демонстрация видеоролика

Слайд 10

Готовность каждого быть вместе со своей страной в минуты радости и горя – это как раз то, что помогло выстоять нашему великому народу в тяжелые военные годы. «Молодая гвардия» просуществовала несколько месяцев. Как вы думаете, почему мы считали бы подвигом жизнь молодогвардейцев, даже если бы они успели совершить всего лишь один свой поступок, например, разбросать листовки против фашистов или поднять красное знамя, не говоря уже об освобождении пленных красноармейцев? Память о трагедии Ленинграда сохраняется не только благодаря кинохроникам, фотографиям, художественным фильмам или таким разговорам, как наш сегодняшний разговор. Память сохраняется и тогда, когда мы пытаемся воплотить эту нашу память в чем-то материальном – в том, что мы обычно называем памятниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прорыв блокады Ленинграда

24 января 2014 года вся страна отмечала 70-е снятия блокады Ленинграда. По всей России народ вспоминал эти страшные трагические дни, по всей России звучали колокола и зажигали...

Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г: исторические факты

Для командования Вермахта овладение городом на Неве имело не только важное военно-стратегическое значение. Кроме захвата всего побережья Финского залива и уничтожения Балтийского флота также преследов...

Разговоры о важном Прорыв блокады Ленинграда. К празднованию 100-летия образования Республики Бурятия

Разговоры о важном Прорыв блокады Ленинграда. К празднованию 100-летия образования Республики Бурятия...

Разговоры о важном Прорыв блокады Ленинграда. К празднованию 100-летия образования Республики Бурятия

Разговоры о важном Прорыв блокады Ленинграда. К празднованию 100-летия образования Республики Бурятия...

Разговоры о важном. Непокоренные (блокада Ленинграда)

Разговоры о важном. Непокоренные (блокада Ленинграда)...