Поведение
план-конспект занятия (10 класс)
Классный час «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик»
(для 5-6 классов)
«Обсуждая поступки других, вспоминай свой»
Л. Толстой
Цели: расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни; формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.
Задачи: мотивация культурного поведения, формирование положительной оценки хороших поступков; выполнение упражнений по этикету в культуре поведения; улучшение атмосферы в классе.
Оборудование: компьютер; мультимедиа; компьютерная презентация.
Ход классного часа
Классный руководитель. Мне хочется начать наш классный час со слов Л.Толстого: «Обсуждая поступки других, вспоминай свой». Как вы понимаете это высказывание великого писателя. (Заслушиваются ответы учеников) Слайд 2
Классный руководитель. Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая яблоня от культурной? Слайд 3
(Школьники дают ответы: дикое дерево растет, где и как попало, а культурная – в саду, за диким деревом никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают, плоды у дикой яблони некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие.)
Классный руководитель. Оказывается, что люди тоже бывают дикие и культурные. А как вы думаете, чем они отличаются друг от друга? (Школьники дают ответы: дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_povedenie.docx | 32.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик»
(для 5-6 классов)
«Обсуждая поступки других, вспоминай свой»
Л. Толстой
Цели: расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни; формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.
Задачи: мотивация культурного поведения, формирование положительной оценки хороших поступков; выполнение упражнений по этикету в культуре поведения; улучшение атмосферы в классе.
Оборудование: компьютер; мультимедиа; компьютерная презентация.
Ход классного часа
Классный руководитель. Мне хочется начать наш классный час со слов Л.Толстого: «Обсуждая поступки других, вспоминай свой». Как вы понимаете это высказывание великого писателя. (Заслушиваются ответы учеников) Слайд 2
Классный руководитель. Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая яблоня от культурной? Слайд 3
(Школьники дают ответы: дикое дерево растет, где и как попало, а культурная – в саду, за диким деревом никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают, плоды у дикой яблони некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие.)
Классный руководитель. Оказывается, что люди тоже бывают дикие и культурные. А как вы думаете, чем они отличаются друг от друга? (Школьники дают ответы: дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно)
Слайд 4
Классный руководитель. Ребята, послушайте притчу «О воспитании»
Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.
- Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?
Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:
- Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!
Классный руководитель. Как вы считает, о чем эта притча? (Заслушиваются ответы учеников). Людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким? (Возможный вариант ответа, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.)
Классный руководитель. Винограду, яблоне можно сделать прививку, и они станут культурными. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить? (Заслушиваются ответы учеников).
Учитель обобщает ответы учеников: можно сделать прививку от гриппа, от болезни, но можно привить и правила культуры, хорошие манеры. Можно привить хорошие навыки, привычки. Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет? (Культурным)
Слайд 4
Классный руководитель. Что значит быть культурным человеком?
– Соблюдать правила культурного поведения.
– Вести себя так, чтобы себя не опозорить.
– Вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.
Слайд 5
Классный руководитель. Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Ребята, а вы согласны с мнением старца?
Слайд 6
Классный руководитель. Кто знает, что значит неотесанный? Обтесать бревно или камень – значит сделать их гладкими блестящими. Неотесанный – значит необработанный. А в переносном значении неотесанный - значит невоспитанный, невежественный человек, болван. Так объяснятся значение этого слова в словаре Даля.
Слайд 7
Классный руководитель. Какого человека в старину называли «неотесанный»? (Человека невоспитанного, необразованного, некультурного, того, который ничему не учился; того, которого никто не уважает.)
Вы видите на слайде двух мальчиков, можно ли их назвать «неотесанными»? Почему?
Слайд 8
Классный руководитель. Итак, культурный человек – это человек, который знает и выполняет правила поведения, знает этикет. Этикет – в переводе с французского – это правила культурного поведения, которые нужно знать каждому человеку.
В России первые правила поведения были записаны в книге «Домострой». Домострой учил «не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать, не помнить зла»… Находим мы в Домострое и такое «золотое» правило: «Чего сам не любишь, то и другим не делай».
Слайд 9
Царь Петр Первый часто давал балы, на которых бывали послы из других стран. На этих балах и приемах молодые люди могли найти себе невесту, сделать карьеру. Но для того, чтобы достичь успеха, нужно было уметь себя вести.
Слайд 10
Тогда-то и появилась книга о культуре поведения. Там были, например, такие правила: «в платок громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало». И многим это помогало казаться культурными, воспитанными людьми. Книга эта называлась «Юности честное зерцало». Как вы понимаете эти слова? (Заслушиваются ответы учеников)
Классный руководитель подводит итог: книжка как зеркало, глядя в которое будешь выглядеть честным и красивым.
Слайд 11
Классный руководитель. Ребята, правила культурного поведения называются «этикет». Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе. Но все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься!
Слайд 12
Классный руководитель. Мы сейчас проверим, а знаете ли вы правила поведения. Почему некультурно ходить по тротуарам толпой? (Потому что это неуважение к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному движению людей)
Слайд 13
Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать? (Потому, что можно задеть руками постороннего человека)
Слайд 14
Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться? (Потому что это неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать)
Слайд 15
Почему некультурно мусорить на улицах? (Потому что это неуважение к труду дворников, и к другим людям, которым неприятно видеть мусор)
Слайд 16
Почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках? (Потому что это неуважение к одноклассникам и к учителям: так одеваются для отдыха, а не для работы)
Слайд 17
Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой? (Это неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора изо рта будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится)
Слайд 18
Классный руководитель. А теперь, ребята, у нас будет конкурс. Я приглашаю сюда мальчиков нашего класса. У меня в коробке задания. Каждый из вас вытянет из коробки билетик с заданием, на которой будет записано, какое правило этикета вам нужно выполнить. Итак, начинаем. (Мальчики подходят к учителю, вытягивают из коробки задания. Учитель читает текст задания.)
Задания для карточек:
- Помочь надеть куртку (называется имя и фамилия девочки). (Нужно взять у девочки куртку и держать, пока девочка вставит руки в рукава, потом сзади поправить воротник на куртке).
- За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час. (Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за партой, и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя девочки), скажи, пожалуйста, который час?»
- Позвоните по телефону (имя, фамилия девочки),узнайте, что задано по математике. И, если девочки нет дома, поговорите с ее мамой. (Нужно взять трубку, сказать «Здравствуйте, позовите, пожалуйста, (имя девочки). Передайте, пожалуйста, что звонил (имя, фамилия мальчика). Я хотел узнать, что задано по математике.)
- Вы чихнули (Скажи «ап-чхи!»). Ваши действия. (Нужно сказать: «Простите»)
- Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия. (Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите, пожалуйста, войти»)
- Вы звоните другу. Но вам отвечают: «Здесь таких нет». Ваши слова в ответ. (Нужно сказать: «Извините, пожалуйста, я, наверное, ошибся номером»)
- Вы идете по улице. Впереди старушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь. (нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я вам помогу»)
Классный руководитель. Наш конкурс подошел к концу и он оказался «беспроигрышным»? Почему? Правильно, все мальчики аплодисменты девочек, а значит, мы вели себя культурно.
Я надеюсь, что каждый из вас стал чуточку культурнее, а значит, мы все выиграли.
Слайд 19
Классный руководитель. Послушайте такой рассказ «Мусор или удобрение».
Семья путешествовала на своём авто. Проголодавшись, они остановились перекусить у небольшой рощи. Поев, отец бросил остатки еды на землю. Не понравилось это его сыну, и сказал он, что нехорошо мусорить, что для мусора есть специальные ящики.
— Это не мусор, сынок, — с сознанием дела ответил отец, — эти отходы съедят птицы, а всё остальное перегниёт, пойдёт на корм червям и станет удобрением.
Ничего не сказал на это сын, но всё равно остался при своём мнении. Они отправились дальше в путь и через несколько часов вновь остановились перекусить у небольшого леска. Выйдя из машины, они увидели у обочины, где, по-видимому, часто останавливались проезжие, кучу мусора из отходов пищи, которые начинали гнить и распространять неприятный запах, вынести который не было сил.
— Фу, — сказал отец семейства, — ну и вонь. Не люди, а свиньи. Разве можно так мусорить?
— Чего ты сердишься? — спросил сын.
— Как чего, разве ты не видишь, сколько тут мусора? И он портит не только воздух, но и этот прекрасный вид.
— Разве это мусор? — спросил сын. — Это же, как ты говоришь, «удобрение». Когда-то кто-то тоже решил, как и ты «удобрить» здесь землю. Увидели это «добрые» люди и продолжили «благое начинание», и «удобрили» землю кто сколько смог. И не сердиться нужно на людей, а радоваться, что они такие сознательные, что заботятся о природе и «удобряют» почву.
— Радоваться, говоришь? — спросил отец. — Да, ты прав, нужно бы радоваться, но почему-то не получается.
Слайд 20
Классный руководитель. Продолжим разговор об этикете. У нас обычно приветствуют друг друга рукопожатием, особенно мужчины. Также это может быть поцелуй, легкие объятия, взмах рукой, или просто словесное приветствие. Если мы в России, то женщина должна протянуть руку мужчине первой, а поздороваться первым должен он. В Великобритании все обстоит наоборот. В Таджикистане хозяин пожмет гостю одну руку своими двумя, показывая уважение. В Средние Века европейские рыцари и короли было принято протягивать руку, чтобы показать, что в ней нет оружия, и у вас мирные намерения. Жители Гренады скорее бьют кулаком о кулак, чем пожимают руки. В Иране, после рукопожатия, нужно приложить правую руку к сердцу. Южноафриканцы сцепляют мизинцы, пожимают кулаки, и снова сцепляют мизинцы.
Классный руководитель. Ребята, я вам предлагаю придумать ритуал приветствия.
Слайд 21
А знаете ли вы, что в Японии при встрече говорят «коннитива» и при этом кланяются. И чем дольше, тем выше степень их уважения к человеку. И корейцы, и в Древней Руси тоже одно время были популярны поклоны.
Традиционное тайское приветствие — “вай”. Таец складывает ладони, затем прикладывает их к голове, кланяется и говорит слово “савадди”. Высота, на которой складываются руки, варьируется в зависимости от уважения к гостю, которое стремиться продемонстрировать таец: чем ближе к лицу сложенные ладони, тем больше почтения он проявляет. Данный ритуал первоначально был призван показать, что у приветствующего нет оружия. А это являлось признаком высокого доверия и почтения.
Индейцы трутся носами, кенийское племя Акамба плюется друг в друга. Масаи плюют себе на руку, а затем пожимают ее другому. Есть племена, которые будут сидеть на корточках, пока вы не подойдете. В Тибете, чтобы поздороваться, нужно правой рукой снять головной убор, а левую заложить за ухо, и высунуть язык. Коири (Новая Гвинея) трутся подбородками. Маори (племя Новой Зеландии) проводят целый ряд действий.
побольше воздуха, выпучивают глаза и высовывают языки. В Замбези нужно хлопать в ладоши и приседать.
Классный руководитель. Уважение к окружающим – это закон для культурного человека. Этот закон обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот закон? Разберем и оценим ситуацию «Кто здоровается первым?» Послушайте рассказ.
«В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо, и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя математики, и тот тоже молча, прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5-Б. Он буквально сверлил ее глазами – и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор».
А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался?
Классный руководитель. Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым.
Запомните:
- Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними поздороваются.
- А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.
- Младшие первыми должны здороваться со старшими.
- Мальчики первыми должны приветствовать девочек.
Но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.
А теперь продолжение этого рассказа.
«На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие!
Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках. «Здравствуйте, баба Катя!» – закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решили, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу – а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя математики!
Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: «Здравствуйте ,Иван Иванович!». Но учитель торопливо отвел руки за спину и виновато улыбнулся: «Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный, Димка пошел к 5-Б классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию»
Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена? (Ответы детей).
Правила:
- Первым протягивает руку всегда старший, а не младший.
- Первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за руку с ней не надо.
- Когда встречаются два мужчины одного возраста и положения (например, два одноклассника), не имеет значения, кто первым протянет руку для рукопожатия.
Классный руководитель. Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил культуры поведения. И, сам того не желая, оскорбил окружающих.
Подведение итогов. Классный руководитель. Мы с вами живём в XXI веке. Можно вообще обойтись без правил поведения? (Ответы детей).
Домашнее задание: Прочитать притчу «Как перестать обижать и обижаться» и выделить главную мысль.
Ученик спросил учителя:
— Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.
— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду,— сказал учитель,— то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
— И это всё? — недоумённо спросил ученик.
— Нет,— ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.
Ученик согласился. Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах. Ученик пришёл к учителю и сказал:
— Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.
Но учитель ответил:
— То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки — в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.
Список использованной литературы:
- Фаряхутдинова Г. Р. Классный час «Учимся быть культурными» https://infourok.ru/scenariy-i-prezentaciya-klassnogo-chasa-na-temu-uchimsya-bit-kulturnimi-klass-1195653.html
- Хардикова Елена Леонидовна Классный час «Учимся быть культурными» https://infourok.ru/klassniy-chas-uchimsya-bit-kulturnimi-klass-632194.html
- Необычные приветствия Источник: http://secrets-world.com/anomaly/10843-privetstviya-u-raznyh-narodov.html
- Притча от Сергея Шепеля «Мусор или удобрение» Источник: https://pritchi.ru/id_4366
- Притча «Как перестать обижать и обижаться» Источник: https://pritchi.ru/id_4366
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ по формированию законопослушного поведения и профилактики саморазрушительного поведения несовершеннолетних ( учащихся 1 - 11 классов)
Данное методическое пособие предполагает использование различных подходов при работе с подростками:1. Информационный подход, который фокусируется на повышении уровн...
Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.
Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.Суицидальное поведение– это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, выска...
Урок культуры поведения на тему: «Правила поведения за столом и в столовой».
Задача:научить правильно, пользоваться за столом ножом, вилкой и ложкой.Цель урока:познакомить учащихся 5 класса с правилами культурного поведения за столом, сервировкой стола....
Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте
Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...
Роль социального интеллекта в нарушении поведения умственно отсталых подростков с девиантным поведением
Данная статья принадлежит педагогу психологу Егоровой О.Н. и является ее индивидуальной собственностью....
Правила поведения в УГСВУ. Культура поведения с суворовцами.
Правила поведения в УГСВУ. Культура поведения с суворовцами....
Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.
В статье рассмотрены вопросы раннего выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного поведения. Подробно рассмотрены факторы, ...