Ты бы пошёл с ним в разведку?
материал (9 класс)
Литературно-музыкальное компьютерное кафе.
О творчестве Владимира Семёновича Высоцкого. Благодаря Высоцкому учимся помнить, пропускать память через сердце.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ty_by_poshyol_s_nim_v_razvedku.doc | 326 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальное компьютерное кафе
1-й ведущий. Этой песней Владимир Высоцкий неизменно начинал свои выступления – в столичном ли Доме ученых, на Ленских приисках, в студгородке Нью-йоркского штатского университета, в клубе донецкой шахты, на сборах хоккеистов или в изысканном парижском концертном зале. Словом, везде.
2-й ведущий. Его не везде понимали. Они никак не могут понять – почему человек с набухшими жилами поёт дома, что это? Что его так беспокоит?.. Особенно они не понимают, зачем песне заниматься этими проблемами.
3-й ведущий. Действительно, о чем можно было так петь? Тогда в таком дефиците были Правда, Искренность, Открытость.… Об этом он и пел.
1-й ведущий. Нуждались и нуждаемся в очищении. Ото лжи, от двоедушия, которое, как радиация, въедается в кости и не выводиться из организма. Высоцкий же был и остаётся противоядием от лжи, барьером против лицемерия.
2-й ведущий. Поэтому, наверное, мы, скептики, никому не верящие на слово, волнуясь, слушаем человека не воевавшего. Есть в Киеве школа, где на стене класса висит портрет, вернее, обычная фотография из выпускного альбома. На ней - мальчишка, выпускник 80-го года, погибший в Афганистане. Под его фотографией - знакомые до боли, обжигающие слова: Тот же лес, тот же воздух и та же вода, только он не вернулся из боя…
Звучит песня “Он не вернулся из боя».
3-й ведущий. Слова не воевавшего Высоцкого – почему? Ведь песен о войне так много. Может, потому, что ребята, которые были в Афганистане, выросли на Высоцком, воспитывались на его песнях, слушая их, задумывались о жизни, смерти и подвиге. И он им более понятен, доверие к нему – стопроцентное. Потому что он был честен: чёрное называл чёрным, а не серым или розовым.
1-ведущий. Высоцкий стал мостом понимания между поколениями, между дедами и внуками. Почему?
«Ваше любимое место?» - спросили его в одной анкете. Видевший красоты полмира, он ответил: «Самотёка, Москва».
«Ваша любимая песня?» - «Вставай, страна огромная…» Это была песня его детства.
Звучит песня «Священная война»
(муз. А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача)
2-й ведущий. Москва 41-го года. Затемнённая, неприступная, суровая. Здесь впервые пересеклись пути юного Булата Окуджавы, уходящего на фронт (позже он споёт об этом: Ты научил любви, Арбат, а дальше, дальше наше дело…) … и маленького Володи Высоцкого.
3-й ведущий. В июне 1941 года (Володе тогда исполнилось три года) немцы начали бомбить Москву. Мы с сыном спускались в убежище, и там он находил место повыше и читал стихи, громко и выразительно, что-нибудь типа этого: «Товарищ Ворошилов, в нынешний год в Красную Армию брат мой идёт…» Однажды после такого «Выступления» пожилой мужчина подошёл ко мне, тихо сказал: «Спасибо за сына», - и поцеловал мне руку, - вспоминает мать Высоцкого Нина Максимовна.
1-й ведущий. Окуджава поднял уличную песню до вершины истинной поэзии. А вернее, простые и глубокие мысли облёк в форму уличной песни. Указал путь, начал то, что продолжил потом Высоцкий. И вот на смену задумчивой доброте песен Булата Окуджавы – охрипший голос солдата. Даже не голос – крик. Несмолкаемый крик, как предвестник беды. Они навсегда останутся рядом в нашем сознании, в истории нашей культуры. Они так по-разному сказали о близком…
2-й ведущий. Не верьте, когда скажут или напишут, что слепые в своём фанатическом азарте поклонники Высоцкого затоптали могилу фронтовика на Ваганьковском… Не верьте, когда скажут или напишут, что он был кумиром мещанства, потакал массовой культуре и сознательно работал на эту популярность. Это говорится для того, унизить его и отучить нас думать и верить. А ведь нам повезло, что был такой Поэт, открытый и честный.
3-й ведущий. Лучше прислушаемся к фронтовикам – им-то неведома погоня за модой.
- Не тот ли вы Владимир Высоцкий, с которым я выходил из окружения под Оршей?
- Здравствуй, Володя! После того, как тебя ранило осколком мины, я воевал ещё год…
- Так писали фронтовики Владимиру Высоцкому.
1-й ведущий. Как он мог это знать? Откуда эта оборванная до крови правда, которая рвётся из его военных песен? Откуда это пронзительно своё видение мира?
2-й ведущий. То, что слышу сейчас, - «он сказал: «Поехали!…» - это всё понятно. Он так действительно сказал. Но зачем же рифмовать то, что было? Нужно найти какой-то философский смысл этих вещей. А так – на заказ – не получается.
(Монологи В. Высоцкого)
Наверное, и невозможно написать на заказ песню такую, как «Звёзды»
Мне этот бой не забыть нипочем -
Смертью пропитан воздух, -
А с небосклона бесшумным дождем
Падали звезды.
Снова упала - и я загадал:
Выйти живым из боя, -
Так свою жизнь я поспешно связал
С глупой звездою.
Я уж решил: миновала беда
И удалось отвертеться, -
С неба упала шальная звезда -
Прямо под сердце.
Нам говорили: "Нужна высота!"
И "Не жалеть патроны!"...
Вон покатилась вторая звезда -
Вам на погоны.
Звезд этих в небе - как рыбы в прудах, -
Хватит на всех с лихвою.
Если б не насмерть, ходил бы тогда
Тоже - Героем.
Я бы Звезду эту сыну отдал,
Просто - на память...
В небе горит, пропадает звезда -
Некуда падать.
3-й ведущий. Голос Высоцкого: Пишу песни о войне, конечно, не ретроспекции, а ассоциации. Если вы в них вслушаетесь, то увидите, что их сегодня можно петь, что люди из тех времён, а в общем и идеи, и проблемы – наши, нынешние.
Расчёт в авторской песне только на одно – на то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же мысли. И точно так же вам, как и мне, рвут душу и скребут по нервам несправедливости и горе людское.
(Монологи В. Высоцкого)
1-й ведущий. Нас могут беспокоить эти песни? По одному из социологических исследований 68 % старшеклассников в шкале ценностей на первое место ставили деньги. Наше поколение сравнивают с ростком, который искривляясь, огибает придавивший его камень, но эта кривизна для него - норма. Можем ли мы понимать эти песни? Хотим ли? Да. Все мы когда-нибудь задаём себе вопрос: а смог бы я тогда, и пытаемся ответить на него всю жизнь…
- Он не допел, не досказал всего
Что било пульсом и в душе звучало,
И сердце отказало от того,
Что слишком долго отдыха не знало.
Он больше на эстраду не взойдёт
Так просто, вместе с тем и так достойно.
Он умер. Да.
- И всё же он поёт
И песни не дадут нам жить спокойно…
(Никита Михалков. Стихотворение «Памяти Высоцкого».)
2-й ведущий. Песни Высоцкого заставляют нас думать о дружбе, не как о названии клуба, кафе, стенгазеты. О дружбе в первозданном смысле этого слова. Они учат смотреть на любовь не как на минутное развлечение. Она пришла, чтоб пригласить тебя на жизнь… - вот как! И осознавать, что и на краю обрыва, заглядывая в глаза смерти или, говоря проще, в критической ситуации, человек должен и
может оставаться человеком – это тоже мы поняли, слушая Высоцкого. Хотя бы «Чёрные бушлаты»
3-й ведущий. Благодаря Высоцкому учимся помнить, пропускать память через сердце.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я б в рабочии пошёл
«Лучшее, что есть в жизни, - возможность заниматься делом, которое того стоит» Теодор Рузвельт Введение Актуальность темы. «Простая истина – никогда не переводились ни в одной культуре, ни те, кто сея...
"Я б В рабочие пошёл..."
Презентация к классному часу содержит информацию о рабочих специальностях, востребованных в настоящее время....
Я бы в рабочии пошёл...
Профориентационное ток-шоу "Я бы в рабочии пошёл..."...
«Я в пожарные пошёл, пусть меня научат»
Встреча с инспектором пожарной части....
Родительское собрание на тему: «Что должны знать родители, если их ребёнок пошёл в 5 класс»
Родительское собрание на тему:«Что должны знать родители, если их ребёнок пошёл в 5 класс»Задачи: ознакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе; предложит...
Родительское собрание. «Что должны знать родители, если их ребёнок пошёл в 5 класс»
Первое родительское собрание в 5 классе....
"Я бы в армию пошёл, пусть меня научат!"
Спортивная военизированная эстафета, посвященная Дню Защитника Отечества для учащихся 2-4 классов...