«Государственные символы России» (беседа для учащихся 14-15 лет)
классный час (9 класс)

Тема: «Государственные символы России»

Мы с вами живем в огромной стране, которая называется... (Россия).

Сегодня мы поговорим о символах нашего государства. Для начала давайте разберемся, что же это такое - символ.

Обратимся к толковому словарю. В переводе с греческого это слово означает «знак», «опознавательная примета».

Однако не каждый знак или примета имеют символическое значение. Так, голос за стеной - знак присутствия человека в соседней комнате. Свежие лужи на земле - примета прошедшего дождя. Но ни то, ни другое нельзя назвать символом. Понятие «символ» гораздо шире. Символ - это знак, который изображает некоторый объект и несет в себе добавочный смысл. Символ - это то, что служит условным знаком какого-то явления, идеи. 

Еще существуют государственные символы. Это отличительные знаки конкретного государства. Вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны, знаете, как выглядят герб, флаг, слышали гимн России.

Символика любого государства - это воплощение его истории и отражение настоящего, это зрительный и музыкальный образ страны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvoly_rf.docx488.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Государственные символы России» 

             (беседа для учащихся 14-15 лет)

https://krot.info/uploads/posts/2021-02/thumbs/1614142960_38-p-fon-dlya-gimna-40.png

Тема: «Государственные символы России»

План:

I. Вступительная беседа «Что такое символ?».

II. Информационный блок.

1. Российский флаг.

2. Гимн России.

3. Герб России.

III. Творческая работа.

IV. Подведение итогов.

I. Вступительная беседа «Что такое символ?»

Педагог: Мы с вами живем в огромной стране, которая называется... (Россия).

Сегодня мы поговорим о символах нашего государства. Для начала давайте разберемся, что же это такое - символ. (Дети высказывают предположения.)

Обратимся к толковому словарю. В переводе с греческого это слово означает «знак», «опознавательная примета».

Однако не каждый знак или примета имеют символическое значение. Так, голос за стеной - знак присутствия человека в соседней комнате. Свежие лужи на земле - примета прошедшего дождя. Но ни то, ни другое нельзя назвать символом. Понятие «символ» гораздо шире. Символ - это знак, который изображает некоторый объект и несет в себе добавочный смысл. Символ - это то, что служит условным знаком какого-то явления, идеи. Например, голубь - символ мира; змея, обвивающаяся вокруг чаши или посоха, - символ медицины.

- Приведите свои примеры символов. (Дети отвечают.)

Еще существуют государственные символы. Это отличительные знаки конкретного государства. Вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны, знаете, как выглядят герб, флаг, слышали гимн России.

Символика любого государства - это воплощение его истории и отражение настоящего, это зрительный и музыкальный образ страны.

II. Информационный блок

1. Российский флаг

Педагог. Каждое государство имеет свой флаг. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос.

(Вызывает к доске ученика и предлагает составить российский флаг из трех полосок бумаги - белой, синей, красной.)

- Почему же флаг России состоит именно из этих цветов?

(Просит ученика по порядку снять полоски и прочитать на обратной стороне символику цвета.)

Ученик. Белый цвет символизирует мир, чистоту, благородство, совершенство, невинность, синий цвет - небо, целомудрие, верность, духовность, веру. Алый (красный) цвет символизирует отвагу, защиту веры и бедных людей, героизм, великодушие, самопожертвование, огонь, смертный бой.

Педагог. Наш трехцветный флаг существует уже более 300 лет. Однако государственным символом он стал не сразу. Сначала флаг с полосами таких цветов использовался только на кораблях российского флота. Это было еще при императоре Петре I. Гораздо позже, в конце XIX в., наш триколор стал официальным символом Российского государства по указу императора Александра III, но оставался им недолго. Вскоре после революции 1917 г. официальный флаг нашей страны заменили на красный, и только с 1991 г. государственным символом России снова стал бело-сине-красный флаг.

- Знаете ли вы, когда поднимают флаг? Где вы могли видеть государственный флаг Российской Федерации?

(Дети высказываются.)

2. Гимн России

Гимн России - торжественная песня о стране. Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша Родина - Россия. Гимн современной России принят в 2000 г. Музыку написал А.В. Александров, а слова - поэт С.В. Михалков. Давайте послушаем гимн. Это принято делать стоя.

(Учащиеся встают. Звучит музыкальная запись первого куплета гимна).

3. Герб России

Посмотрите, как выглядит герб нашей Родины - России.

(Учитель демонстрирует ученикам крупное цветное изображение герба Российской Федерации.)

- Где мы можем увидеть изображение герба Российской Федерации? {На флагах, монетах, печатях, на государственных документах.)

Давайте рассмотрим, что изображено на гербе. В поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. Двуглавый орел - символ силы, могущества государства, его орлиной «высоты полета». Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на запад и на восток. В лапах орла - скипетр и держава. Скипетр - это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава - это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением всадника, поражающего змея.

- Как называют всадника, изображенного на гербе? Что вы о нем знаете? (Дети высказываются.)

Всадник, пронзающий копьем змея, - это святой Георгий Победоносец. Изображение напоминает нам об одном из самых известных его подвигов. Согласно легенде некогда в Палестине жил страшный змей, которому горожане должны были отдать на съедение прекрасную царевну. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, спас девушку. Он сразил чудовище копьем, а его конь растоптал змея. Царь (отец девушки) и его подданные убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, его почитают во многих странах.

Итак, на российском гербе изображен христианский воин. Всадник, поражающий копьем змея, олицетворяет победу добра над злом.

III. Вопросы для тура1

  1. Назовите символы государства. (Герб, флаг, гимн.)
  2. Торжественная песня - символ государства. (Гимн.)
  3. Наука, изучающая государственную символику. (Геральдика.)
  4. Что означает слово «флаг»? (Сжигать, озарять, гореть.)
  5. Назовите цвета Государственного флага РФ в порядке их расположения. ((Белый, синий, красный)
  6. Как расположены бело-сине-красные полосы на Российском флаге? (Горизонтально.)
  7. Как выглядит Андреевский флаг? (Синий косой крест на белом поле.)
  8. Кому Пётр I передал в 1705 году флаг бело-сине-красный? (Торговым судам.)
  9. Чьим символом является Андреевский флаг? (Военно-морского флота.)
  10. Кто дал военно-морскому флоту Андреевский флаг? (Пётр I в 1705 году.)
  11. Куда смотрит двуглавый Орёл на гербе России? (На Запад и на Восток.)
  12. Каким был флаг СССР? (Красного цвета с изображением серпа и молота.)
  13. Когда был написан первый гимн России? (В 1833 году.)
  14. Что символизируют СКИПЕТР  и ДЕРЖАВА? (Незыблемость устоев нашего Отечества.)
  15. Что символизирует щит на груди Орла с изображением Святого Георгия Победоносца? (Подчёркивает роль Москвы как собирательницы и защитницы земель русских, державную преемственность России и Руси Московской.)
  16. До какого года герб Российской империи с двуглавым Орлом олицетворял нашу державу? (До 1917 года.)
  17. Кем устанавливаются размеры флага, его цветовая гамма? (Верховной властью страны.)
  18. Кто в России утверждает флаг? (Государственная дума и Президент.)
  19. Назовите дату введения нового Государственного герба в России. (30 ноября 1993 года.)
  20. Что означает потеря знамени во время боевых действий? (Ликвидация полка.)
  21. Какие бывают флаги? (Военные флаги-знамёна, торговые, штандарты глав государств.)
  22.  По геральдическим условиям, какая символика древнее – флаговая или символика герба? (Символика герба всегда древнее флаговой.)
  23. По геральдическим канонам, из чего заимствуются цвета, входящие в состав национального флага? (Из государственного герба.)
  24. В соответствии с геральдическими принципами, какой флаг в России имеет право на существование прежде всего? ( Чёрно – золото – белый.)
  25. Назовите дату постановления Верховного Совета России  считать официальным флагом РФ бело-сине-красный. (21 августа 1991 года.)
  26. Какого цвета был государственный флаг Российской империи с 1858 по 1883 год.  (Чёрно-жёлто-белый.)
  27. Основные регальные цвета власти московских князей и царей. (Красный, золотой, белый.)
  28. Любимые цвета русского народа. ( Красный, синий, белый.)
  29. Какая музыка исполнялась в России в качестве гимна с 1991 по 2001 гг.? (Музыка из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».)
  30. Кто авторы и композитор второго гимна СССР? (Музыка – А.В.Александров, авторы текста – С.В. Михалков и Г.Г.Эль – Регистан.)
  31.  Государственный гимн с 1917 по 1943 гг. («Интернационал» - международный пролетарский гимн.)
  32. Какую мелодию наигрывали часы на Спасской башне Московского Кремля до 1917 года? («Боже, царя храни».)
  33. Какое знамя стало Знаменем Вооружённых сил России? (Красное Знамя.)

33. Как назывался у русичей до крещения Руси всадник с копьём? («Ездец».)

34. В кого превратился «Ездец» после крещения Руси? (В Святого Георгия Победоносца.)

Тур 2

Кроссворд о знаковом

Задание. Если сможешь – разгадай!

Если верно впишешь буквы, то прочтешь ключевое слово - название науки о гербах.

  1. Торжественная песня.
  2. Эмблема государства.
  3. Имя святого, покровителя московской земли.
  4. Цвет геральдического щита.
  5. Стяг.
  6. Оружие, поражающее змия.
  7. Один из символов власти в лапах орла, символ единства страны.
  8. Государство – родина двуглавого орла.
  9. Символ власти в лапах орла, символ защиты.
  10. Столица нашей Родины.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

 

7.

8.

9.

10.

Творческая работа

Педагог. Предшественники современных гербов появились очень давно. У древних племен были свои особые родовые знаки - тотемы. Это могли быть изображения зверей, рыб, насекомых или мифических существ. Все члены племени считали, что являются потомками изображенного на тотеме существа и что они находятся под его покровительством. Когда появились первые древние государства, их правители или династии также выражали свою власть какой-либо эмблемой. Во многих государствах популярной эмблемой стал орел. Эти эмблемы изображались, например, на монетах.

В Европе в Средние века (в эпоху рыцарей) гербы получили очень большое распространение. Гербы имели не только правители, но и отдельные знатные роды, а также и города. Свой герб могли иметь даже объединения купцов или ремесленников. Гербы изображали не только на монетах, но и на одеждах, доспехах и щитах рыцарей, а также на стенах городов и замков.

Теперь вы знаете, как выглядит герб нашей Родины - России. Сейчас ваша задача - придумать и нарисовать свой герб. Он может быть любым, главное, чтобы он отражал особенности той страны, города или организации, символом которой он является. Это может быть герб вашей семьи, нашей школы или нашего города. Вы даже можете нарисовать герб волшебной страны. Желательно нарисовать его в цвете.

(Педагог раздает листки, просит подписать их, написать, герб чего изображен.)

IV. Подведение итогов

Педагог. Каждый из нас - частичка России. И от всех нас зависит будущее нашей Родины.

- Как вы думаете, почему важно знать государственные символы?

- Что значит проявлять неуважение к символам своего государства?

- Как вы думаете, будут ли уважать государство, граждане которого пренебрежительно относятся к его символике?

Примерные ответы детей:

- В государственных символах отражена история государства. Мы должны знать о величии нашей Родины, о ее героях и гордиться ими.

- Проявлять неуважение - значит не знать, как выглядят и что символизируют флаг и герб России, не помнить слова гимна, не вставать во время его звучания.

- Никто не будет уважать такое государство. Проявление неуважения к символам своего государства означает неуважение к себе самому.

Использованная литература

  1. Алексеева А.Н., Грачёва И.В., Качаева М.А. Мир русской души. – Рязань, 1998.
  2. Барабин А.  Как появился двуглавый орёл в гербе России // Наука и жизнь, 2001, № 3.
  3. Голубева Т.С.  Государственная символика России // Начальная школа, 2001, №     7.
  4. Дыгало В.А.  Откуда и что на флоте пошло. 2-е издание. – М., 1991.
  5. Каменцева Е.И., Устинов Н.В.  Русская сфрагистика и геральдика. – М., 1974.
  6. Кармаков П.К.  О символах и эмблемах // Ступени. Вожатый, 1991. 3 9-10. с.20 – 28.
  7. Мамаев К. Флаги рассказывают. – Л., 1972.
  8. Похлёбкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. – М., 1994.

https://razrisyika.ru/wp-content/uploads/2021/02/raskraska-gerby-64620b00-ee76-4e40-bb7d-e9d3a9db40a1.jpeg https://child-class.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/flag_rossii_2.jpg?itok=VqiyCW3K 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Флаг- государственный символ России"

Мероприятие, посвященное государственному символу России, с использованием ИКТ...

ВИКТОРИНА «Колесо истории» на тему: «Государственные символы России»

Символы возникли и существуют с древнейших времён, и будут существовать вечно.  Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Государственные символы основаны на исторической преемственности и...

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов Тема: Государственные символы России

Цель мероприятия:Развитие у учащихся гражданского самосознанияЗадачи:Ознакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;Способствовать разви...

Единый урок государственности ко Дню Знаний на тему "Государственные символы России"

Классный час, посвящённый 1150 летию российской государственности....

Моя родина - Россия. Государственные символы России

В доступной форме дети знакомятся с понятиями   малая и большая Родина, с государственными символами России...

Беседа для учащихся 14-17 лет «Государственные символы России»

Беседа "Государственные символы России" проведена с участниками штаба трудовых отрядов старшеклассников Железнодорожного района г. Хабаровска "Новые горизонты" в рамках подготовки к городскому конкурс...