ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ СОВЕТСКОГО НАРОДА, ЖИТЕЛЕЙ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА
классный час (7 класс)
Сценарий классного часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geroicheskoe_protivostoyanie_sovetskogo_naroda_zhiteley_blokadnogo_leningrada.docx | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ «ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ СОВЕТСКОГО НАРОДА, ЖИТЕЛЕЙ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА»
Подготовила и провела классный руководитель 7 «В» класса Загузова Н.Н.
Цель:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
- Познакомить ребят с понятием блокада;
- Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
- Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
1. Актуализация темы классного часа
В веках прославленный народ
В нём, честь, и гордость и отвага.
Мечтой о мире он живёт.
Ему чужого, верь, не надо.
Но из покон веков так повелось,
Что жаждут многие завоевания.
Народу этому пришлось не раз
Менять на сталь все мирные призванья.
И красной полноводною рекой
Кровь падших в годы те сороковые,
Разрезала истории ладонь
На - до и после матушки России.
Ведущий: 27 января – что это за число, какие важные исторические события связаны с ней. Почему именно это число Российское правительство объявило Днем воинской славы России.
27 января 2014 года исполнилось 70 лет со дня великой даты. Эту дату должен знать каждый, потому, что она рассказывает о великом мужестве, о бесконечном горе, о неисчерпаемом героизме, о бесконечной воле к жизни и о всеобъемлющей любви к своей Родине.
(Ученик читает стихотворение) Автор Юрий Воронов
За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось…
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе – салют!
Сегодня ленинградцы плачут…
В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наш классный час.
2. Фильм о прорыве блокады Ленинграда
Для нас война давно уж отшумела,
Для них она как будто бы вчера
Своей звенящей сталью пела
И будоражила сердца.
Пусть память же жестокой той войны
В народе нашем не умрёт,
Растут достойной сменою сыны
И честь, и мужество пусть в них живёт.
Ведущий 1: Так что же такое блокада?
Блокада – чужое, но до боли знакомое слово,
Слово с ужасом, с горем и болью в груди.
Не оставить ни капли, ни крошки живого -
Так решили когда-то России враги.
Да, враги, заблуждаться, пожалуй, не стоит,
Тот, кто смерти желает – конечно же – враг.
Миллионы трагичных смертельных историй
Вам поведает блокадный Ленинград.
Учитель: Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.
«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.
Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».
Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов. Немцев поддерживала 200 тысячная финская армия «Голубая дивизия» Из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии.
На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги.
Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады: 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб.
Как же жил город в эти 872 дня?
(ребята рассказывают о жизни и об искусстве в блокадном Ленинграде)
Учитель: С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.
Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах.
Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.
Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.
при первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.
(воспоминание о БЛ – фильм)
Смерть не щадила никого, а особенно детей. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.
В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.
Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.
Ведущий 2:
Девчонка руки протянула
И головой - на край стола...
Сначала думали - уснула,
А оказалось - умерла.
Её из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли.
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный сон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья - после похорон.
Автор Юрий Воронов
Ведущий 1: А ещё ребята по силе старались работать на заводах, помогая родным, да и паёк у рабочих был лучше. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.
Учитель: Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.
И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.
22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц)
Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики - работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.
И было на всем году
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут - пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам
О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь
Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.
Скольких людей спасла эта дорога!
13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.
В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…(В. Рождественский)
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут
А ленинградцы тихо плачут
Ни успокаивать пока
Ни утешать людей не надо
Их радость слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика,
Но Боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют!
Сегодня ленинградцы плачут. (Ю. Воронов)
Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим (В. Суслов)
Минута молчания
Итог классного часа:
О героических подвигах Советского народа во время ВОВ можно говорить бесконечно.
Представьте, что существует почта, которая может пересылать письма во времени. Что бы вы послали, какое бы письмо написали жителям блокадного Ленинграда?
Я предлагаю Вам дома написать письмо в блокадный Ленинград (либо вашему сверстнику, либо воину, оборонявшему Ленинград, либо рабочим). А на следующий классный час мы с вами прочитаем их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий выступления перед жителями блокадного Ленинграда.
В сценарии отражены героические и трагические дни блокадного Ленинграда....
Классный час, посвященный защитникам и жителям блокадного Ленинграда.
27 января-День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады....
Методическая разработка посвященная памяти жертв блокадного Ленинграда, героизму и мужеству жителей и защитников города «Что мы знаем о блокаде Ленинграда»
Цель мероприятия – формирование исторической памяти связанной с событиями Великой Отечественной войны в жизни блокадного Ленинграда, воспитание патриотизма. Дорогие ребята и гости нашего ме...
ПОЛОЖЕНИЕ конкурса информационных стендов об участниках, тружениках тыла, жителях блокадного Ленинграда, вдовах ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг.
Великая Отечественная война - одна из самых ярких и трагичных страниц в истории России. Судьба любого цивилизованного общества зависит от молодого поколения, которое расценивается как его стратегическ...
Проект "Как Югра принимала жителей блокадного Ленинграда: к вопросу о борьбе с детской беспризорностью в годы Великой Отечественной войны"
Проект ученика 8 класса...
Выступление на 51-й научно-практической конференции старшеклассников МБОУ гимназии № 2, посвящённой 80-летию победы в Сталинградской битве и снятия блокады Ленинграда Доклад на испанском языке «Никогда не забыть подвиг жителей блокадного Ленинграда»
laquo;Подвиг, совершенный жителями блокадного Ленинграда, никогда не будет забыт. Их героизм и вера в победу помогли пережить Вторую Мировую войну (1941 – 1945)», сказал президент Государ...
Мужество жителей блокадного Ленинграда
Мужество жителей блокадного Ленинграда...