Классный час "Блокада Ленинграда"
классный час (5 класс)
Классный час "Блокада Ленинграда" предназначен для аудитории 5-7 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp.docx | 42.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Ленинградская блокада» (5 класс) Цели классного часа: совершенствование духовно – нравственного и патриотического развития обучающихся в рамках месячника оборонно-массовой работы; сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, ее славному боевому прошлому; воспитание уважительного отношения к старшему поколению, ветеранам, памятникам войны, сострадания и сочувствия к погибшим в блокаде жителям Ленинграда; развитие познавательной активности в изучении исторических событий в России. Оборудование: интерактивная доска, презентация «Блокада Ленинграда», видеоролики «Блокада Ленинграда», «Дневник Тани Савичевой» Слайд 1 Российское правительство объявило 27 января Днем воинской славы России. Сегодня, 27 января, исполняется 70 лет со дня снятия блокады города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу жителей Ленинграда, переживших военную блокаду, но не сдавших своего города фашистским захватчикам посвящается наш классный час. Звучит песня «Священная война» 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны гитлеровские войска атаковали границы Советского Союза. План ведения кампании против Советского Союза получил название "Барбаросса". Слайд 2 Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель согласно плану «Барбаросса» захватить нашу страну до Уральских гор. На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941 года. Вероломное нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны. Слайд 3 Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба "О будущности Петербурга" от 22 сентября 1941 года: "Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли: После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерий всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей". Для осуществления этого варварского замысла гитлеровского командования бросило к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов. Слайды 4-5 На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцам в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды. Слайд 6 Вместе с взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки и девчонки. Они рыли окопы, делали светомаскировку, собирали цветной металл. Ребята дежурили в госпиталях, выполняли разные просьбы раненых, читали им газеты и книги, писали письма домой, помогали врачам и медсестрам. Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти в плотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения. Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. В течение сентября, октября и ноября 1941 года на город было совершено около 100 налетов. Видеоролик Блокада Ленинграда В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ, стук метронома. Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется. Поэт Николай Тихонов обратился к своим землякам с таким стихотворением: (звучит стук метронома). Пусть тянет руку дерзкий враг К нам в Ленинградские пределы. Их было много, тех волков, Чья рать сюда войти хотела. На непреступном берегу Отрубим руку мы врагу. На крыльях черные кресты Грозят нам нынче с высоты. Мы стаи звезд на них пошлем, Мы их таранить в небо будем, Мы те кресты перечеркнем, Зенитным росчерком орудий. Стой, ленинградец, на посту, Смотри в ночную высоту, Ищи врага на небосклоне, - С тобой на вахте боевой, Стоит суровый город твой, И дни и ночи в обороне! Слайд 7 8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался блокированным с суши. Посмотрите на карту! Если земля нарисована коричневым,значит её, захватили фашисты. На коричневом фоне нарисована фашистская свастика. А там где, стояли войска Красной Армии, нарисованы красные звёзды. Слайд 8 "Началась блокада: Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Слайд 9 Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. С 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Слайд 10 Блокада…. Далеко как это слово От наших мирных светлых дней. Произношу его и вижу снова – Голодных умирающих детей. Слайд 11 Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком. Это первая степень дистрофии. Другие - высохли - вторая степень. В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее - к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов. Все эти нечеловеческие тяготы, лишения и муки голода наравне со взрослыми переносили дети и подростки. Девчонка с ведерком пустым Чуть движется: А за Невою клубится пожарища дым. А там меж сугробов горбатых, Где трудно и взрослым шагать, На саночках узких ребята Везут свою мертвую мать. Стук метронома. Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Слайд 12 Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. Слайд 13 Во время блокады Таня сделала в своем дневнике 9 коротких трагических записей. "Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года" "Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года" "Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года" "Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года" "Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года" "Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года" "Савичевы умерли" "Умерли все" "Осталась одна Таня" (Песня «Баллада о Тане Савичевой» в исполнении Э. Пьехи – звучит отрывок) Слайд 14 Ведущий: При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник. Ее дневник хранится в городском историческом музее. (Просмотр видеофильма «Таня Савичева») Слайд 15 Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось - и прямо в классе. Девчонка руки протянула И головой - На край стола. Сначала думали - Уснула, А оказалось - Умерла: Никто Не обронил ни слова, Лишь хрипло, Сквозь метельный стон, Учитель, выдавил, что снова Уроки - После похорон. Стук метронома. А. Фадеев писал, что "навеки сохранился в истории обороны города прекрасный, мужественный облик ленинградского учителя:" Учителя вместе с учениками переносили все ужасы блокады. И норма хлеба у них была одинакова со всеми. "Никогда не забуду Зинаиду Павловну Шатунову-было ей уже за 60. В это лютое время она приходила в школу в отутюженном черном платье, белоснежном воротнике и такой же подтянутости требовала от нас - школьников. Я смотрел на нее и думал: "В какую ярость пришли бы фашисты, увидев нашу учительницу!" Своим примером она готовила нас к повседневному маленькому подвигу - в нечеловеческих условиях суметь оставаться человеком Слайд 16 Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город доставляли продукты питания и топливо. Не занятой фашистами осталась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью полоска замерзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась. Слайд 17 Тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой. Эту трассу называли ДОРОГОЙ ЖИЗНИ. Слайд 18 Вплоть до снятия блокады Ленинграда в 1944 году по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя Ленинграду продукты, а из города на большую землю вывозили детей, раненных, ослабленных людей. Слайд 20 14 января 1944 начали операцию по ликвидации вражеской группировки. За 2 недели они разгромили 18-ую немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 километров от Ленинграда, освободив более 800 городов и населенных пунктов. Город был полностью освобожден от врагов. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта. Слайд 21 Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек. Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище, где к 15-летней годовщине Победы советского народа над фашистской Германией - 9 мая 1960 года был торжественно открыт мемориал. Пискарёвское мемориальное кладбище, где захоронено почти 500 тысяч людей, стало одним из наиболее значительных национальных военных памятников. Битва за Ленинград закончилась. В течение почти 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод, ни холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали "За оборону Ленинграда". Слайд 22 В память о 900 днях блокады ленинградцы посадили аллею из 900 березок. Полгорода лежит в земле сырой Неугасима память поколений И память тех, кого так свято чтим, Давайте, люди, встанем на мгновенье И в скорби постоим и помолчим Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания. Звук метронома Последние 4 минуты видеоролика «Блокада Ленинграда» о Пискаревском мемориале. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Да будет мерой чести Ленинград!"
классный час для учащихся 7 - 9 классов с презентацией и музыкальным сопровождением...
Классный час "Блокада Ленинграда"
Классный час "Блокада ЛДенинграда"...
Классный час "Они выстояли" о блокадном Ленинграде
Презентация о блокадном Ленинграде Классный час "Блокадный Ленинград" p { margin-bottom: 0.21cm; } h1 { margin-top: 0.49cm; margin-bottom: 0.49cm; font-size: 24pt; font-weight: bold...
Блокада Ленинграда (Литературная композиция для классного часа)
Поборка стихов, материалов о блокаде Ленинграда.Составлена в виде литературной композиции....
Классный час "Блокада Ленинграда"
В работе предлагается классный час посвященный блокаде Ленинграда. Предлагается провести в форме презентации.в форме презентации...
Разработка классный "Блокадный Ленинград"
Блокадный Ленинград...
Классный час «Классный час освобождения Ленинграда от блокады» Учитель физики Буданова О.Е МБОУ Школа № 128 г.о.Самара
quot;Слава и тебе, великий город,Сливший воедино фронт и тыл.В небывалых трудностях которыйВыстоял. Сражался. Победил"...