Сценарий "2022-год Науки и Техники"
классный час (6 класс)

Тащеева Наталия Владимировна

Сценарий "2022-год Науки и Техники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_nauka.docx55.19 КБ

Предварительный просмотр:

«О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг!»   (А.С.Пушкин)

Библиотекарь:

Добрый день! Мы не случайно начали свое мероприятие с этих слов. Дело в том, что 8 февраля в России  отмечается - День российской наук, и я думаю,  вы догадались, что сегодня речь пойдет о науке, открывающей  нам бесконечный мир радости познания, творчества и мечты.

Миру нужны гении! Потому, что перед современной наукой стоит ещё множество величайших       загадок  и это проблемы, которые волнуют все человечество.

- Насколько можно увеличить продолжительность жизни человека?

- Что происходит в недрах Земли?

- Существуют ли во Вселенной братья по разуму?

- Когда и где зародилась земная жизнь?

- Чем грозит глобальное потепление?

- Чем человечество заменит нефть?  

И таких волнующих вопросов огромное количество. Поэтому  практически  каждый день в мире ученые делают   новые открытия в различных областях науки. 

В медицине  они открывают множество новых лекарств, создают новые приборы, спасающие жизнь людей.

В космосе учёные открывая новые звёзды, наблюдая за космическими телами изобрели:

Лазерные  устройства, излучающие самый яркий свет, которые широко применяются во многих отраслях науки и техники, а также в быту. 

Компьютеры, которые незаменимы в жизни современного человека.

Роботов, которые на современном этапе применяют и на производстве, и в медицине, и в космосе, и в быту.

Средства коммуникации: это новые модели телевизоров, мобильных телефонов,  использование компьютерной сети Интернет.

Сейчас новое изобретение, это робот, помогающий военным обезвреживать мины, обнаруживать взрывчатые вещества.

Ребята, многие из вас смотрят кино, может кто-то из вас летал на самолетах, ну а телефон, с которым вы не расстаётесь и с которого можете позвонить на другой конец света, всё это наша действительность,  но когда-то всё это было лишь мечтой.  И сегодня мы не мыслим комфортной жизни без этих научных достижений.

Наука, открыла нам бесконечный мир радости познания, творчества и воплотила нашу мечту.

– Что же такое наука? Для чего нужна наука? Где её применяют? Как используют? О каких научных открытиях вы знаете? Кто из вас хотел бы стать ученым? Какие научные открытия вы бы хотели сделать? А можно ли что-то открыть научное без   знаний? На эти вопросы мы постараемся сегодня найти ответы вместе с вами.

В Толковом словаре Сергея Ивановича  Ожегова написано:

1.  Наука – система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. (Естественные, гуманитарные науки).

2. Наука – это то, что поучает, дает опыт, урок. Учёный - наученный        чему-нибудь, выделяется своей ученостью, специалист в какой-нибудь отрасли науки.

Ребята, все мы окружены вещами, которыми всё  время пользуемся, даже не задумываясь, откуда они  взялись, кто их придумал, и как они изменили нашу жизнь к лучшему.  И прежде чем перейти к тем, кто их изобрел, я хочу попутно провести с вами турнир  «Во всех науках мы сильны!».

И так задание на  I тур

  • «Узнай предмет».

 Здесь вам нужно  понять о каком изобретении идет речь.  Для того чтобы вам было легче отвечать, мы приготовили для вас готовые ответы, среди которых нужно найти правильный ответ. Кто первым сможет ответить, пусть поднимет руку  и отвечает.  И так мой первый вопрос.

1.  Голландцы создали некий агрегат, предназначенный для того, чтобы облегчить труд   мастеров, работающих с парусами для морских судов. Дальнейшее усовершенствование этой конструкции стало возможным с изобретением иглы, на остром конце которой было отверстие. О каком изобретении идет речь? (Швейная машина)

2.  Прообразом этого изобретения сначала были камни плоской формы. На Руси довольно долго использовали два инструмента: небольшая палка с ровным,  круглым сечение и   рифленая доска. Затем этот предмет стали делать цельнолитным — из чугуна или бронзы «углевым». Именно в июне 1882 года американец Генри Сили запатентовал своё изобретение. Что изобрел Генри Сили? (Утюг)

3.  В начале 20 века российские журналы обошла реклама: на картинке - большой крытый фургон, запряженный парой лошадей. Через распахнутую дверцу фургона виден   громоздкий механизм: цилиндры, маховое колесо. От него на балкон двухэтажного дома тянутся гибкие шланги. Это изобретение, с бензиновым мотором и вакуумным насосом,   носило название «Фырчащий  Билли». Автором этого аппарата является англичанин Сесил  Бут. Назовите это изобретение  (Пылесос)

4.  Первое подобное устройство появилось в США в 19 веке. Оно ничем не напоминало нынешние образцы: управлялось рукояткой, которая вращала лопасти, расположенные внутри емкости. Первые конструкции делали полностью из дерева. Затем их стали делать из металла. Однако эти приборы не пользовались успехом. Они часто запутывали содержимое, завязывали его узлом или портили. В начале 20 века этот прибор    механизировали. О каком изобретении идет речь? (Стиральная машина)

5.  Впервые этот предмет появился в Китае. Главные функции в нем выполнял лед. Вначале   подобные предметы делались из бронзы и меди и состояли из основного и внутреннего резервуаров. Затем стали изготавливаться из древесины. По мере таяния льда, вода вытекала наружу через маленькие отверстия на дне резервуара. Сначала эти предметы использовались только в императорском дворе и в домах аристократов, постепенно внедряясь в быт простых людей. О каком изобретении идет речь? (Холодильник)

Ну, я думаю, что вы справились с этим заданием. Теперь я немного расскажу вам о самых важнейших изобретениях, изменивших жизнь человечества.

XXI век – век прогресса. Великие загадки всегда были стимулом для новых открытий. Они подталкивали ученых к  поиску решений.

Откуда берутся гении?  

Может быть те, кто вершит науку, действительно рождаются такими?

И среднестатистический школьник никогда не сможет придумывать, изобретать  что - то во благо человечества?

Оказывается, существует множество изобретений и открытий, авторами которых стали  дети. Большинство из этих открытий уже используются в нашей повседневной жизни, ставшие уже привычными вещами.

17 января празднуется ещё один день, который связан с наукой. И это - День детских изобретений, который празднуют во всём мире.

Этот день посвящён всем юным изобретателям, без которых мы сегодня не знали бы, например, что такое водные лыжи, меховые наушники, плавательные ласты и многие другие.

Символично, что датой празднования этого Дня  выбран день рождения одного из выдающихся американцев - государственного деятеля, дипломата, ученого, изобретателя, журналиста Бенджамина  Франклина. Замечательно, что свое первое изобретение — пару ласт для плавания, которые надевались на руки, — Бен Франклин изобрел в возрасте 12 лет.

Другой юный изобретатель - мальчик Луи Брайль стал известен на весь мир, благодаря созданию шрифта, с помощью которого невидящие люди могут читать и писать. В возрасте 8 лет он потерял зрение, а к 15 - ти годам он разработал рельефно - точечный тактильный шрифт, благодаря которому распознавать символы можно было одним касанием  пальца.

Всем известный Пластилин изобрела школьница - внучка известного производителя чистящего средства     для обоев Клео Маквикера. Оно было предназначено для очищения обоев от угольной пыли. Девочка предложила использовать это средство для игры. Из его состава убрали  чистящий компонент, добавили  миндальное масло и красители.

Фруктовый лед,  я думаю, что он известен всем вам - мороженое на палочке – впервые изготовил 11-летний Фрэнк Эпперсон   в        1905г.  Он высыпал порошок типа «Юпи» или «Инвайта»  в воду и забыл все это выпить. Чашку со всем этим паренек оставил на улице, в холодное время года. И да, в воде он также оставил палочку для помешивания. После того, как все это замерзло, пареньку получившийся продукт очень понравился, так  и появился фруктовый лед.

Идея создания меховых наушников для защиты от холода принадлежит 15-летнему американцу Честеру Гринвуду,  который любил кататься на коньках и одновременно слушать музыку.

Батут также придумал ребенок. В 1930 году, наблюдая за соревнованиями  воздушных гимнастов, подросток Джордж Ниссен решил изобрести «подпрыгивающую установку»     для гимнастов, на которой можно было бы подпрыгивать и делать разные трюки в воздухе.

13 - летний ученик одной из московских школ Дмитрий Резников разработал совместно со специалистами Государственного медико-стоматологического университета уникальную зубную щетку, предназначенную специально для космонавтов, работающих на орбитальной станции.

Игрушечный грузовик с откидывающимся кузовом изобрел и даже запатентовал  шестилетний Роберт Пэтч, нарисовавший данную конструкцию для того, чтобы отец  сделал ему такую машинку.

Поверьте, можно перечислять детские изобретения бесконечно, вспоминая и перчатки без пальцев,  и бумажный пакет с квадратным дном, и калькулятор, потому как все это принесли в нашу жизнь гениальные умы юных изобретателей.

Ребята, а кто из вас сможет назвать фамилию великого русского учёного, работы которого были важнейшими в разных областях. Об этом человеке написано много книг, сняты  художественный фильм.

(Ответ - Михаил Васильевич Ломоносов).

«Ломоносов был великий человек. Между Петром и Екатериной он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом», так о нем говорил А.С.Пушкин.

Ломоносов – великий  русский  просветитель, ученый-энциклопедист, ученый-естествоиспытатель, литератор, историк, художник, переводчик.

Хотя Михаил Ломоносов  был выдающимся ученым, но он никогда не удовлетворялся чистой наукой. Он был блестящим экспериментатором и изобретателем, новатором во многих областях техники, горного дела, металлургии, пробирного искусства,  производства  фарфора и стекла, солей и красок, строительной техники. Диапазон  Михаила Васильевича  Ломоносова  как ученого был огромен. Объектом пытливого исследования гениального ученого была физика, химия, геология, астрономия и другие науки.

Всю жизнь ученый работал на пределе, учился, просиживал за книгами не часами, а сутками. О последних годах жизни рассказывала его  племянница Матрена Евсеевна так:

«Бывало, сердечный мой, так зачитается да запишется, что целую неделю, не пьет, не ест ничего, кроме мартовского (пива) с куском хлеба и масла».

М.В. Ломоносов много достиг в жизни. Его открытия обогатили многие отрасли знания. Он был удостоен самого высокого научного звания – стал академиком.  Его имя получило всемирную известность.

Ещё один известный ученый

Аристотель – греческий философ, который считается первым в истории настоящим ученым. Его работа охватывает широкое разнообразие предметов – физика, метафизика, этика, биология, зоология. Его взгляды на естественные науки и физику были инновационными и стали базой для дальнейшего развития человечества.

Галилео Галилей известен своими достижениями в астрономии. Итальянский физик, астроном, математик и философ, он улучшил телескоп и сделал важные астрономические наблюдения, среди которых подтверждение фаз Венеры и открытие спутников Юпитера.

Исаак Ньютон, живший с 1642 по 1727годы.  Это английский физик и математик, один из величайших ученых всех времен. Вклад  Ньютона в науку широк и неповторим, а выведенные им  законы преподаются в школах, как основа научного понимания. Ньютон открыл силу тяжести благодаря яблоку, упавшему с дерева ему на голову. Ньютон также утвердил гелиоцентрическую модель космоса, построил первый телескоп, сформулировал эмпирический закон охлаждения и изучил скорость звука. Как математик, Ньютон также сделал много открытий, повлиявших на дальнейшее развитие человечества.

Ну, что давайте продолжим наш турнир  «Во всех науках мы сильны!».

  • II тур называется  «Загадки на сообразительность».

Будьте внимательными, здесь  будут как  серьезные вопросы, требующие определенных знаний, так и шуточные, требующие смекалки, сообразительности и чувство юмора.

И так начали. Вот мои вопросы.

  • Вы все знаете могучего богатыря Илью Муромца. Сколько лет пролежал Илья на печи?   (Ответ - 33 года).
  • Какая ветка не растет на дереве?  (Ответ - Железнодорожная).
  • Вспомните, какое заклинание знал Маугли?  (Ответ - «Мы с тобой одной крови — ты и я»).
  • Вспомните, в какой сказке А. С. Пушкина была введена принципиально новая система оплаты труда. Вспомните и покажите ее. (Ответ - Три щелчка).
  • Зимой холодно, поэтому мы одеваемся тепло — валенки, шубы, шапки. Греет ли зимой  шуба?    (Ответ - Нет, она лишь сохраняет тепло).
  • У кого усы длиннее ног? (Ответ - У таракана).
  • Что это за трава, которую и слепые узнают? (Ответ - Крапива).
  • Как называется жилое помещение для команды на корабле? (Ответ - Кубрик).
  • Что общего у всадника и петуха? (Ответ - Шпоры).
  • Какое топливо добывают на болоте? (Ответ - Торф).
  • Где танцуют лезгинку? (Ответ - В Грузии).
  • Под каким кустом сидел заяц во время дождя? (Ответ - Под мокрым).
  • Самая маленькая птичка. (Ответ - Колибри).
  • Как можно пронести воду в решете? (Ответ - Заморозив).
  • Какую страну носят на голове? (Ответ - Панаму).
  • Знаете ли вы народные приметы насчет погоды? Если ночью был иней, то на утро  будет... (Ответ - Ясная погода).
  • Кто из русских художников написал знаменитую картину - Ковер-самолет»? (Ответ - Васнецов).
  • К какому виду спорта приросло название «королева спорта»? (Ответ - Легкая атлетика).
  • Куда зайцу бежать удобнее — с горы или в гору? (Ответ - В гору).

Молодцы!  Продолжим  дальнейшее знакомство с учеными.

Альберт Эйнштейн (18791955) в 1921 г. ему присудили Нобелевскую премию за открытие закона фотоэлектрического эффекта. Но самое важное достижение величайшего ученого в истории - теория относительности, которая наряду с квантовой механикой формирует базис современной физики.

Чарльз Дарвин (1809–1882) является одной из наиболее влиятельных фигур в истории человечества. Дарвин, английский натуралист и зоолог, выдвинул эволюционную теорию и эволюционизм. Он обеспечил основание для понимания происхождения человеческой жизни. Дарвин объяснил, что вся жизнь появилась от общих предков, и что развитие происходило посредством естественного отбора.

 

Марии Кюри  (1867–1934) присудили Нобелевскую премию  по физике (1903) и химии (1911). Она стала не только первой женщиной, которая получила премию, но также и единственной женщиной, сделавшей это в двух полях и единственным человеком, который достиг этого в разных науках. Ее основным полем исследования была радиоактивность – методы изоляции радиоактивных изотопов и открытие элементов полония и радия. Во время, Первой мировой войны Кюри открыла первый центр рентгенологии во Франции, а также разработала мобильный полевой рентген, которые помог спасти жизни многих солдат.

Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907) его можно назвать одним из величайших ученых в истории человечества. Он открыл один из фундаментальных законов мироздания – периодический закон химических элементов. История этого удивительного человека заслуживает многих томов, а его открытия стали двигателем  развития современного мира.

Ещё одна женщина учёный - Софья Васильевна Ковалевская (1850–1891), она сделала ряд математических открытий. За работу о вращении твердого тела в 1888 году  получила премию Шведской королевской академии наук.

А теперь мы снова  продолжаем наш турнир  «Во всех науках мы сильны!».

  • III тур «Географический » и первый вопрос.

  • Самое глубокое озеро в мире. (Ответ - Байкал).
  • На каком материке нет рек? (Ответ - В Антарктиде).
  • Между какими двумя одинаковыми буквами можно поставить маленькую лошадь и      получить название страны? (Ответ - Я-пони-я).

  • Назовите ближайшую к Земле звезду. Эта звезда видна в дневное время. (Ответ - Солнце).
  • Какая страна сто лет назад опережала по темпам экономического развития Японию, США и любую другую страну мира? (Ответ - Россия).
  • Какие горы выше: Урал, Кавказ или Алтай? (Ответ - Кавказские горы).
  • Как называется сборник географических карт и таблиц? (Ответ - Атлас).
  • Какой материк — страна всех сумчатых животных? (Ответ - Австралия).
  • У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (Ответ - Пингвины).
  • Пожелания благополучного плавания с упоминанием цифры «семь». (Ответ - Семь футов под килем).
  • Какой океан самый теплый? (Ответ - Индийский).
  • Как по-другому можно назвать африканского крокодила?

 (Ответ - Аллигатор).

  • Этой двуглавой горе посвятили свои стихи сразу три великих поэта России: Жуковский, Пушкин, Лермонтов. (Ответ - Эльбрус).
  • В верховьях эта река носит название «Крокодиловой». (Ответ - Лимпопо).
  • Сколько дней в високосном году? (Ответ - 366).
  • Какой океан самый большой? (Ответ - Тихий).
  • Самый малый океан. (Ответ - Северный Ледовитый).
  • Самая высокая вершина земли. (Ответ - Эверест).

Молодцы, с III –м  туром вы справились тоже. И следующие учёные, с которыми мы вас знакомим

Александр Степанович Попов (1859–1906) Одним из первых нашёл практическое применение электромагнитным волнам, в том числе для радиосвязи. Создал совершенный для своего времени вариант радиоприемника в 1895 году.

Циолковский Константин Эдуардович - «отец русской космонавтики», скромный калужский учитель-самоучка, разработавший теорию межпланетных полетов, благодаря которой человек смог проникнуть в космос.

Королев Сергей Павлович. Этот великий ученый был едва ли не самым засекреченным человеком в СССР. Авиация была его настоящей страстью. Ему хотелось летать выше, быстрее и дальше, чем кто- либо до него. Первые пилотируемые космические корабли, аппаратура для полета человека в космос, для выхода из корабля в свободное пространство, искусственные спутники Земли, первые межпланетные разведчики «Зонд» — этапные события развития   советской космонавтики,  которые спланировал и осуществил этот изобретатель.

Сергей Петрович Боткин (1832–1889)  создал учение об организме как о едином целом. Впервые описал вирусный гепатит А (Болезнь Боткина).

Николай Иванович Пирогов (1810–1881) создатель военно-полевой хирургии, топографической анатомии, русской школы анестезии. Превратил хирургию в науку.

Можайский Александр Фёдорович, морской офицер этот талантливый русский изобретатель, первый в мире создал самолет в натуральную величину, способный поднять в воздух человека. Хотя большинство стран мира признаёт приоритет изобретения и постройки первого в мире самолёта за братьями Райт, есть исторические документы неопровержимо доказывающие, что первый в мире самолет был создан и испытан в России в 1876 году.

Игорь Васильевич Курчатов (1903–1960) Ему принадлежит серия глобальных открытий в области ядерной физики. В их числе – создание первого в Европе атомного реактора, первой в СССР атомной бомбы, первой в мире термоядерной бомбы. В 1954 г. под его руководством сооружена первая в мире атомная электростанция – Обнинская АЭС.

Сергей Павлович Королев (1907–1966) Создатель ракетно-космической техники и практической космонавтики СССР. В числе его основных достижений – запуск первого искусственного спутника Земли (1957) и полет первого космонавта планеты Юрия Гагарина (1961).

Андрей Дмитриевич Сахаров (1921–1989) Один из пионеров исследований по управляемой термоядерной реакции. Участвовал в создании водородной бомбы (1953). Известный правозащитник, удостоенный Нобелевской премии мира в 1975 г.

Сегодня мы находимся с вами в библиотеке, поэтому

IV тур нашего турнира «Во всех науках мы сильны! » мы назвали

  • «Литературный», а значит, в этом туре нас ждут вопросы по литературе.

  • Кому из литературных героев принадлежат туфли-скороходы и волшебный посох? (Ответ - Маленькому Муку).
  • Назовите трех русских былинных богатырей. (Ответ - Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович).
  • Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Карабас-Барабас? (Ответ – Доктор  кукольных  наук).
  • Какие деньги были в царстве царя Гвидона?  (Ответ – Золотые).                                                                                                   Все скорлупки золотые… Из  монету  Да пускают в ход по свету.
  • Кто и в каком произведении часто повторял: «Пиастры! Пиастры!» (Ответ - Попугай Флинт из «Острова сокровищ» Л. Стивенсона).
  • Как звали суженого, которого нагадала себе Татьяна в крещенский вечерок в романе «Евгений Онегин»? (Ответ – Агафон). Имена Агафон и Евгений переводятся на русский почти одинаково.

Дорогие ребята, на этом наше мероприятие подошло к концу,  я надеюсь, вы  поняли, что наука это главное в нашей жизни и насколько важно все знать! И вот  вам  наше  напутствие.

Напутствие:

1. Добивается успехов тот, кто стремится к чему - то большему.

2. Делайте больше, чем можете.

3. Пытайтесь узнать и понять окружающий мир.  Больше читайте, интересуйтесь,  узнавайте, овладевайте и усовершенствуйте те знания, которые дают вам книги.

4. Главное - верить в свои силы и в себя.

5. Действовать, идти вперед, выбрав главное и сосредоточившись!

Успехов! Пусть новый день в научный мир

Несет добро открытий новых,

Чтоб каждый миг удачным был,

И с каждым благодатным словом

К вам вдохновение пришло,

Идеи новые явились,

Чтоб счастье в вашу жизнь вошло,

И все мечты осуществились!

Работай над собой!

Никто не становится хорошим человеком случайно.

Ждём ваших открытий!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация в живой природе, науке и технике

Первый урок в 8 классе, знакомящий учащищихся с основными понятиями "информация", "информатика", "компьютер", социально значимыми свойствами и источниками, способами восприятия и формами представ...

Наука и техника

Наука и техника...

Ученые Ленинграда в отечественной и мировой науке и технике. Посвящается 70-летию снятия блокады.

Работа посвещена творчеству и судьбам выдающихся ученых, инжинеров, создателей научных школ, чья дейтельность на разных этапах жизни была связана с северной столицей нашей страны....

Методическая разработка внеурочного занятия по программе "Наука и техника" по теме:" Анализ томатов на нитраты" для 5-7 класса

Данная работа отвечает требованиям ФГОС второго поколения, так как содержание занятия внеурочной деятельности направлено на реализацию такой формы его организации, как поисковые исследования. Занятие ...

Методическая разработка внеурочного занятия по программе "Наука и техника" по теме :"Анализ сливок" для 5-7 класса.

Экспериментальная часть занятия состоит из органолептического метода исследования сливок и физико-химического метода на обнаружения примисей....

Методическая разработка внеурочного занятия по программе "Наука и техника" по теме:" Цветные опыты с лекарствами из домашней аптечки" для 5-7 класса.

Цель разработки - привить учащимся интерес к изучению химии и закрепить полученные навыки экспериментальной работы....

Проект "Применение показательной функции в жизни, науке и технике".

Проект к уроку  " Показательныхе уравнения",его защита на уроке создает проблемную ситуацию и мотивирует ообучающихся к изучению новой темы: " Показательные уравнения"...